Глава 3 Упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
Глава 3 Упование на Всевышнего, довольствование малым, страсть к обогащению и честное ведение дел
1. Упование на Всевышнего и довольствование [тем, что есть] – это общие основы всех хороших качеств. И они – противоположность страсти (таава) и вожделению (хемда). Устой же всему – упование, и тот, кому не достает упования на Всевышнего, не сможет сохранить [выученную] Тору.
2. Все преступления и грехи происходят от вожделения (хемда), как уже сказали, ибо «Не возжелай» (ло тахмод) включает в себя все Десять речений и всю Тору. А довольствование малым – противоположность вожделению – основа всей Торы. Это – цельная вера, при которой человек не беспокоится о том, что будет завтра. Человек, в чьем сердце есть качество упования на Всевышнего, даже если он совершает тяжкие грехи, лучше того, у кого недостаточно упования, поскольку этот недостаток приводит его к зависти и ненависти [к другим людям]. И это несмотря на то, что он занимается Торой и делает добрые дела, так как все это он делает только чтобы прославиться.
3. В ловушку вожделения иногда попадаются даже изучающие Тору и Б-гобоязненные люди, поскольку сначала они представляют, что эти [их желания] необходимы для существования мира и «хороша Тора с мирскими занятиями». После этого человек тянется за излишествами и говорит, что все это нужно ему, чтобы учить Тору без стеснения и приносить пропитание в свой дом. А после того, как достигнет всего этого, он скажет, что ему необходимо позаботиться о старости или оставить на случай болезни, но «много замыслов в сердце человека...».
4. Два вида силы есть в служителях Всевышнего, [и в соответствии с этим] они называются богатыри (гиборим) и сильные люди (аншей хайиль). Богатырь – это тот, кто покоряет свое влечение ко злу в момент, когда близок к совершению греха. А сильные – это непреклонные люди, которые полностью уповают на Всевышнего и занимаются Торой, не обращая внимания на сыновей и домочадцев, просящих хлеба, как написано (Эйрувин 22): «Черные, как ворон» – потому что делает себя жестоким к своим детям, как ворон. Что делает ему Всевышний? Находит человека, который будет его материально поддерживать, как Иссахар и Звулун.
5. Человека, который был злодеем в первом воплощении (гилгуле), Всевышний спускает в этот мир при ущербе луны, и тогда он всю жизнь при недостатке, даже если он сейчас абсолютный праведник. Это тот случай, когда «праведнику плохо», как написано в Зоаре. И об этом сказали: «Это зависит не от заслуг, а от созвездия (мозоль), [под которым родился]» (Моэд катан 28а). А ецер ара возбуждает в сердце такого человека зависть при виде людей своего круга, у которых есть достаток в этом мире, и подбивает его отстраниться от Торы и заняться коммерцией. И когда человек борется с ним, помня, что «лучше один час удовлетворения в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире» (Авот 4:22), то на это ецер ара возражает словами мудрецов: «Тот, кто пользуется плодами своего труда, более велик, чем Б-гобоязненный» (Брахот 8а). И хотя человек слушает его [ецера] совета и исполняет сказанное мудрецами (Нида 70б): «Что должен сделать человек, чтобы разбогатеть? Пусть увеличит торговлю и торгует честно», и также много молится – ничто не в состоянии помочь ему, поскольку родился под плохой звездой, (как сказали в Мидраш Танхума [Матот] на стих «Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышение» – Теилим 75:7), и не хватает ему то одного, то другого... Поэтому не следует прислушиваться к совету ецера ара и гнаться за удачей.
6. Есть два места в Геиноме (аду): «глубокая яма» – для вожделевших, потому что хотели возвысить себя, и «узкий колодец» – для того, кто поддался телесным страстям, за то, что хотел дать волю своей животной душе. Противоположное [этим двум местам] в святости – «и воздвигну Я тебя на высоты земли [противоположность «глубокой яме»], и дам вкушать наследие твоего праотца Яакова», наследие без границ, противоположность «узкому колодцу».
7. Вследствие греха нечестной торговли клипат нога [сила, связанная со злом] крадет души и обилие пропитания у [сил] святости.
8. Если человек украл у товарища и не вернул ему до конца их дней – [оба] вынуждены пройти перевоплощение.
9. Занятие делами этого мира в страхе [перед Б-гом] полезно для Торы и заповедей как удобрение саду. А если человек служит Всевышнему также и своим имуществом, его работа совершается другими. Но если служит только всем сердцем, то делает свою работу сам, как написано: «И соберешь свой хлеб» (Дварим 11:14).
10. Хорошо сближаться с бедняками и с ведущими себя смиренно и сидеть с ними, потому что таким образом человек приобретет качество довольствования имеющимся и будет рад своей доле. Если же сойдется с богатыми, то даже если заработает много денег, все ему будет мало в погоне за суетным, как написано (Коэлет раба 1:13): «Когда человек умирает, и половины вожделенного нет у него».
11. Лучше для человека не копить деньги и давать деньги на благотворительность – и тогда он легко выполняет обязанность благотворительности, давая, возможно, больше должного, чем быть богатым и не давать, сколько подобает ему по своему положению.
12. Несмотря на то, что излишняя расточительность – не от доброго начала, иногда из этого может произрасти добро. Но предельная скупость – только во вред миру.