Глава 9 О молитве

Глава 9 О молитве

1. Две вещи должен человек сделать, чтобы вознести свою молитву [к Небу]: во-первых, не быть "молящимся грешником", а во-вторых, чтобы сама молитва была чиста. И об этом написано (Тегилим 24:3): "Кто поднимется на гору Б-жью?.. [Человек с] незапятнанными (грехом) руками и чистосердечный (в молитве), который не вознес напрасно свою душу (в молитве) и не клялся ложно (о своих деяниях, когда его заклинали перед рождением [быть праведником])".

2. В стихе "Поэтому оставит человек своего отца и свою мать и прилепится к своей жене" (Берешиит 2:24) намекается на то, что написано (Дварим 33:9): "говорящий своему отцу и своей матери: Я не видел их", и так же на то, что написано (Теилим 45:11): "Слушай, дочь, и смотри... забудь свой народ и дом своего отца". То есть, [все эти стихи имеют в виду], что человек должен постоянно стремиться душой и сердцем только за Торой без посторонних мыслей, как написано (Мишлей 5:19): "Ее любви предавайся постоянно". То же самое в молитве, как сказали (Брахот 56): "Чтобы не было предмета, отделяющего [молящегося] от стены", то есть, чтобы не было посторонней мысли, отгораживающей его слова от "стенок его сердца". И в этом идея единства Ашема и Шехины: уста и сердце олицетворяют Ашема и Шехину. [Устранение преграды между устами и сердцем приводит единству Ашема и Шехины.]

3. Прежде чем начать молитву, необходимо продумать ее, чтобы она плавно лилась из уст.

4. Как у людей "чем больше [праведнее] человек, тем больше его ецер", так и в заповедях и молитвах. Чем важнее заповедь или молитва, тем больше ецер ара [подстрекает к ее невыполнению] и тем более осторожным необходимо быть. И об этом сказали (Брахот 66): "Человек всегда должен остерегаться в молитве минха".

Шма следует произносить с любовью, а молитву [Шмонэ эсрэ] - со страхом, и в этом смысл "сопряжения геулы и молитвы [Шмонэ эсрэ]": соединить любовь и страх, сочетая, таким образом, Четырехбуквенное Имя и имя Господства (Адо-ной) в одно имя.

5. Благочестивые люди давних времен молились долго, и поэтому Тора сохранялась и благословлялась в них.

6. Не следует затягивать молитву больше трех часов.

7. Основа молитвы - разбить свою гордость и вернуться к Всевышнему.

8. Молитва должна быть в основе своей за весь народ Израиля.

9. Человек должен просить у Всевышнего две вещи: чтобы Он хранил нас от греха в этом мире и помогал нам достигнуть Грядущего мира. Об этом мы говорим: "Чтобы мы хранили Твои законы в этом мире и удостоились и жили в Грядущем мире", и это соответствует животной душе и разумной душе.

10. В тот день, когда читают мусаф, человеку дается дополнительная душа - прибавление духа святости.

11. Большинство молитв - в третьем лице, потому что не подобает обращаться к Царю "на ты".

12. Вся наша вера связана с Четырехбуквенным Именем. Это Имя есть сущностное Имя. Оно указывает не на Его действия, но только на то, что Он существует всегда и Сам по себе, [не будучи никому и ничему обязанным Своим существованием]. Другие же народы постигают [Его] только в прочих именах, метафорически описывающих Его со стороны Его действий. Поэтому они не прилепляются к Его Имени.

13. Хотя [ежедневные] жертвоприношения совершают коэны (священники), обязанность молиться лежит на каждом еврее. [Дело в том, что] жертву должен приносить весь Израиль, а коэны являются их посланцами.

14. Написано (Брахот 34а): "Тот, кто просит милосердия для ближнего, не должен упоминать его имя". Причина в том, что в этом случае молитва принимается лучше, так как того, о котором человек молится, не проверяют [достоин ли он].

15. В жертвоприношении есть две стадии - зарезание животного (шхита) и собственно приношение (акрава) [принятие крови, крапление кровью на жертвенник, возжигание частей животного на жертвеннике и т.д.]. Акрава соответствует молитве, а шхита соответствует страданиям, которые человек испытывает в изгнании, когда Храм разрушен. Об этом сказали (Брахот 316): "Шхита кашерна, совершенная и чужим человеком [не коэном], поскольку она причинена чужими [неевреями]. Но не такова акрава".