Глава 6. О воспитании и обучении сыновей и о порицании

Глава 6. О воспитании и обучении сыновей и о порицании

1. Человек должен очень тщательно следить, чтобы его дети шли путями Всевышнего, потому что если дети испортятся, отец и мать будут очень строго наказаны. И если у отца-праведника есть сын-злодей, берут его из Ган Эдена (рая) в Геймом (ад), чтобы он посмотрел на страдания сына. Но если отец наказывает сына и наставляет его, то сын искупает отца из Геинома и приводит его в Ган Эден.

2. Тот, кто воздерживается от наказания (в том числе и физического) сына и выгораживает его в ситуации, когда сын заслуживает наказания, [на самом деле] ненавидит своего сына, поскольку, в конце концов, тот испортится. Но тот, кто любит своего сына, не только должен наказывать его, если тот заслужил наказание, но и внимательно вглядываться [в поведение сына], чтобы тот не проявлял даже малой склонности [к греху], и наказывать его за это. Поэтому сказали {Макот 86): "Даже если [сын] воспитан, и тогда мицва [наказывать его]"', чтобы у него вообще не было дурных наклонностей. И тот, кто больше любит, больше и назидает1.

3. Дочерей тоже необходимо постоянно учить не произносить проклятий и клятв, не лгать, не раздувать склок, не злословить и не сплетничать и выполнять все заповеди. А если не послушаются - следует их физически наказывать, без излишней жалости. Также следует наставлять их в изучении книг мусара (еврейской этики) в шабат и в свободное время.

4. Когда человек наказывает сына, нельзя бить его подобно врагу, в гневе, мстя за прошлое, а только чтобы предупредить подобное в будущем, чтобы сын не извращал более свои пути.

Поэтому не следует наказывать много за один раз, но небольшими порциями, каждый по своему нраву и в соответствии с обстоятельствами. Если же [отец] видит, что сильно гневается на сына - в такой момент вообще нельзя наказывать.

5. И необходимо много наставлять детей мягкими словами, нравоучениями, ложащимися на сердце, и главное в воспитании привычка. Воспитание речи и хороших качеств особенно требуют выработки привычек, [так что можно сказать, что] привычка правит всем. Начинать всегда трудно, но потом (Мишлей 20:14): "Когда уйдет, тогда будет восхвален" (То есть, когда уйдет в другой мир, тогда будет восхвален, хотя сначала [в этом мире] он много трудился и страдал). Ибо нечестивец знает сам, что его стезя - плоха и горька, но ему трудно сойти с нее. И поэтому главное - воспитывать сызмала: ведь когда ореховая скорлупа еще зелена, ее легко удалить.

6. То, что человек пунктуален в своем учении, помогает исправлению качеств характера и [совершению] добрых дел. Тем более, если человек учится с детства, то ецер ара не властвует над ним впоследствии. Об этом сказали (Ктубот 50а): "Его товарищи бегут за ним, но не достигают его". И необходимо воспитывать сыновей с детства учиться во имя Неба, и не обращать внимание на тех, кто говорит, что юноше это не нужно. Наоборот, "воспитывай юношу согласно его пути, и даже когда состарится не свернет с него" {Мишлей 22:6), и это - основа всего.

7. Человеку должен всегда стараться указать товарищу на его нехорошие действия. Потому что если тот прислушается [к упреку] и исправится, то все заповеди, которые исполнит - из-за него, и [упрекнувший] получит за них награду, как будто сам исполнил их. Если же тот не прислушается, то он заберет от него [награду и за то] добро, [которое тот делал]. Об этом сказано: "Удостоился забирает свою долю и долю товарища в Ган Эдене, а нечестивец получает его долю в Геиноме" (Хагига 15а).

8. Есть два вида упрекающих: один - это те, кто говорят сурово и строго, и срамят слушателей, и поэтому их слова не принимаются. Но мудрец говорит добрыми, утешающими словами, и приближает людей к Торе, как сказано об Аароне (Санхедрин 66), но, несмотря на все это, нечестивцы повинуются только на время. Есть также такие, кто упрекают строгими словами, но не говорят, как исправить испорченное. Мудрец же указывает, как исправить и излечить болезнь души, и об этом написано: "Иной говорит, как рубит мечом, а язык мудрых - исцеление" (Мишлей 12:18).

1.  Мудрецы неоднократно подчеркивали, что воспитание детей требует учета огромного числа разнородных факторов. Поэтому следует воздерживаться от автоматического заимствования конкретных педагогических рекомендаций, даже если они даны великими людьми прошлых поколений - прим. ред.