Глава 10 О награде и наказании, о рае и аде, и о судах, которые человек должен пройти, прежде чем достигнет упокоения
Глава 10 О награде и наказании, о рае и аде, и о судах, которые человек должен пройти, прежде чем достигнет упокоения
1. Все богатство этого мира - от листьев деревьев Ган Эдена [то есть, даже наибольшие материальные ценности имеют корень в малоценной "несъедобной" части Ган Эдена]. Праведник ест плоды [своей праведности] в этом мире, только если в [его] поколении есть много праведников, и только если он добр к другим людям.
2. Плоды [деяний] праведника [то есть, награду в этом мире] дают не ему, а его сыновьям.
3. Благотворительность и правосудие - врата Торы. Награда за благотворительность - богатство, а награда за правосудие власть. А тот, кто не делает благотворительности и не вершит правосудия, теряет даже то богатство и власть, которые полагаются ему за другую заповедь.
4. Почет - худая часть этого мира, а богатство, с помощью которого человек делает добрые дела, лучше Грядущего мира. Иногда Всевышний дает человеку состояние, чтобы тот смог выкупить себя от страданий.
5. Для праведников даже плоды заповедей, [которые обычно дают в этом мире], припрятывают для Грядущего мира для их же блага.
6. Награда за заповеди бесконечна, а возмездие за грехи конечно.
7. Ситра ахара ["другая сторона", Сатан] сначала делает вид, что любит человека, и глупец идет за ним всю жизнь. А когда он спускается, чтобы забрать душу, человек думает, что он и сейчас пришел, чтобы удовлетворить его желания, но тот отворачивается от него и убивает.
8. Нечестивцы даже в час своей смерти жестоковыйны и борются с ангелом смерти, а праведники подставляют шею, как голуби (потому что намереваются выполнить тем самым волю Творца).
9. Все дни [жизни человека] Атрибут Суда обвиняет, но его не слушают до дня смерти.
10. Когда человек умирает - это день очень сурового суда, как написано (Цфания 1): "День Б-га великий... горько закричит там (даже) могучий". А душа перед смертью - в ногах и должна подняться в горло. И тогда человек вынужден увидеть Шехину (Б-жественное присутствие), будь он праведником или нечестивцем. Только если он нечестивец, Шехина тотчас же отходит, и тогда ангел смерти заставляет его очень страдать, и душа вытягивается [из него с силой и болью подобно тому], как толстый канат [протягивается] через маленькую дырочку (Брахот 8а). Но если он праведник, Шехина не оставляет его, пока не приведет его к его месту, и душа выходит как от поцелуя, и три праотца выходят навстречу ему (и они защищают его от трех ангелов, проверяющих его дела, о чем говорится ниже в параграфе 11).
И. Семь судов проходит человек. Первый суд таков: непосредственно перед смертью приходят три ангела. Один подсчитывает все минуты, которые человек был в мире, и выставляет счет, как тот использовал отведенное ему время. Второй ангел подсчитывает грехи, совершенные человеком. А третий, который учил с ним Тору в чреве матери, приходит сейчас посмотреть, как он ее сохранил.
Второй суд - после смерти. Когда тело несут к могиле, провозглашают перед ним: "Горе такому-то, бунтовавшему против Царя!", и тогда его судят. Третий суд - когда его [тело] опускают в могилу, [покойника] судят наверху. Четвертый - муки могилы (хибут акевер), где судится каждый орган, получивший в этом мире удовольствие не от выполнения заповеди. Пятый - суд червей, "и душа его скорбит о нем". Шестой - каф акела (ложе пращи) за пустословие, (а также за вожделение), когда он становится духом, [гонимым по всему свету с места на место]. Седьмой суд Геином.
12. Три суда должен человек пройти, прежде чем прибудет в Ган Эден: День Суда, Геином и страх смерти, как написано (Моэд катан гл. 3), что велик ужас перед ангелом смерти, а потом приходит в Ган Эден.
13. Когда человек едет из одного пункта в другой, [мы можем выделить] три места - точка, из которой он выехал, точка, куда он должен приехать - его цель, и, собственно, дорога. То же относится [ко всей жизни] человека: есть пункт отправления - этот мир, цель - Ган Эден, и дорога, так как невозможно прийти в Ган Эден, даже если человек достиг совершенства, пока не снимет с себя телесность.
14. Тремя путями должен человек пройти после смерти: по пустыне, по заселенным местам и по морю.
15. Одиннадцать переходов должен совершить человек, прежде чем достигнет места упокоения: 1. От своего дома к могиле. 2. Из могилы в Геином, ибо, даже если он совершенный праведник, должен пройти через Геином. (Огонь Геинома не властен над талмид хахамом. То есть, его проводят по Геиному, но огонь не властен над ним...) 3. Из Геинома в Ган Эден. Из Ган Эдена - в Семь рекиим [уровни высших миров], а оттуда - в Высший Ган Эден. И в каждом месте должен дать отчет [за свои дела].
16. Река Динур отделяет Высшую Эрец Исраэль от заграницы, так же как река Иордан [делает это] внизу [в нижнем мире], и это [река] - Высший Геином. Перед тем как входят в Высший Ган Эден, нужно перейти реку Динур. (Исключение составляют души высших праведников.)
17. Есть четыре вида агалы (кашерования посуды) - прокаливание в огне; погружение в кипящую воду, которая представляет собой сочетание воды и огня; окунание в холодную воду; а глиняная посуда кашеруется разбиением. И этому соответствуют четыре вида людей: праведники, средние, нечестивцы и скоты совершенные злодеи. И когда переходят реку Динур, каждый судится согласно его деяниям. Праведники судятся холодной водой, нечестивцы - огнем, средние - водой и огнем, то есть кипятком, а те, кто следует за животной душой, истребляются там, поскольку если глиняная посуда разбилась, ее невозможно починить.
18. Купание в реке Динур снимает с человека запачканные нечистотами одеяния - одежду этого мира, поскольку там прекращают существование органы и тело. А после этого человека одевают в одеяния, которые он соткал себе из заповедей, и он приносится в жертву ангелом Михаэлем, коэном (священником) Высшего мира, и удостаивается стоять там всегда перед Б-гом и наслаждаться сиянием Шехины.
19. Несмотря на то, что когда Всевышний наказывает, Он отступает от буквы закона в сторону снисхождения, тому, кто дурно обходился с людьми, воздают в точности тем, что он делал другим; и так же поступают с гордецом.
20. Тот, кто дурно обращался с людьми, не поднимается из Геинома, пока его не вытащит праведник. А тот, кто плохо поступал по отношению к Небу, не может войти в Ган Эден, пока не войдет праведник.
21. Органы тела свидетельствуют о человеке [на суде] , а дни [его жизни]- это грязные одежды, в которых он судится [для получения наказания, если провел свои дни в погоне за наслаждениями этого мира], и так же относительно блага, что получает в них награду, [если использовал отпущенное ему время для обретения истинного совершенства].
22. В глазу запечатлен весь мир и все, что в нем. И если человек делает добро или зло, оно запечатлевается [в соответствующем] месте глаза, в той форме и виде, [какой имело] в тот день, и именно это показывают человеку перед смертью.
23. Ситра ахара ("другая сторона", сторона зла) будет преследовать человека, чтобы сразу же отплатить ему за содеянное зло. А добро припрятывается для праведника, пока он не достигнет совершенства, [очистившись в Геиноме].
24. Несмотря на то, что после приговора тшува (раскаяние) не помогает спасти человека от смерти, она помогает поднять его из Геинома после того, как снесет [там] все.
25. Если человек умирает до 13 лет - это приговор Высшего суда (за грехи его отцов). А с двадцати лет и далее - за собственные грехи. Но о том, кто умер в возрасте от 13 до 20 лет и не подлежит наказанию Высшего суда, сказано (Мишлей 13:23):"Есть тот, кто погибает без суда". И, тем не менее, все по совершается по справедливости.
26. Хотя Мудрецы сказали (Йерушалми Бикурим 2:1), что Высший суд не наказывает до двадцати лет, тем не менее, потом он получит кару за все. (И об этом написано /Коэлет 11:9/: "Радуйся, юноша, в детстве своем... но знай, что за все это приведет тебя Б-г на суд").
27. Ган Эден находится в юго-западной части мира, а Геином на севере. [Здесь и в п. 32 через "географические" понятия выражаются духовные характеристики мира, которые станут понятнее читателю только после углубленного изучения Торы.]
28. Праведники ожидают мудреца в Грядущем мире, чтобы он рассказал им свои открытия в Торе. И когда праведник приходит в Ган Эден, ему дают сто пятьдесят дней, чтобы прилюдно изложить Тору, которую он учил в этом мире.
29. В будущем Геином очистится от своей шумы (нечистоты) и будет включен в Ган Эден. И оба будут установлены в Земле Израиля.
30. Подобно тому, как в внизу, [на земле], есть в Храме различные уровни [святости]- сначала заходят на Храмовую гору, затем на вал и в эзрат нашим [и т.д.], так же и наверху, как написано (Тешим 15:1): "Ашем! Кто будет жить в Твоих шатрах?..." Человек своими деяниями в этом мире строит множество жертвенников в каждом из [духовных] миров, на которых приносят в жертву его душу.
31. Всевышний создал человека, чтобы воздать ему добром в конечном счете. И даже если человек согрешил, Всевышний возвращает его в этот мир два или три раза, пока тот не исправит поврежденное, и помещает его в Геином, пока не очистится и пока духовная скверна не сойдет с него. Но разница в том, что тот, кто был хорош изначально, удостоится Грядущего мира вместе с телом, а если человек не исправил сначала [то, что должен был исправить], то первые тела гибнут и уничтожаются. А тому, кто не исправляет в четвертый раз, не на что надеяться, не про нас будь сказано.
32. Нечестивца передают сначала ангелу Думе, который отвечает за мертвых в могиле (Хагига 5), а через три дня Дума передает его в Геином, который находится в глубинах земли [см. п.27], чтобы переплавить и очистить его. Там Внешние [силы зла] порабощают его, и каждый забирает у него свою часть, пока не закончат взыскивать с него. И всякое страдание, которое испытывает душа, испытывает также и тело и плачет вместе с ней в могиле. Звезды, созвездия и ангелы служения тоже страдают и плачут вместе с душой, поскольку она взята от всех их и ее действия причинили повреждение им всем и привнесла в них тьму, и все они получают расплату вместе с ней. И там, в Геиноме, человек исповедуется и признает праведность приговора, и молится, чтобы его подняли оттуда в заслугу благотворительности, которую он делал до смерти. И после того, как перенесет все, его ведут в Ган Эден, а оттуда посылают в перевоплощение, чтобы он исправил нанесенный вред.
33. Основа Ган Эдена - вода, а основа Геинома - огонь, и двумя этими основами пользуются в высших [мирах]. А в низших [мирах] пользуются воздухом и прахом, и человек должен пройти через все. [Имеются в виду четыре коренные духовные силы, порождающие целые цепочки явлений вплоть до материальных воды, огня, воздуха и праха.]