Близнецы - месяц Сиван

Близнецы — месяц сиван

Еврейское название знака Близнецов — Теомим.

Ранним утром первого сивана в восточной части неба появляется созвездие Близнецов (Теомим). Близнецы, в соответствии с названием, — два отдельных и похожих небесных тела, которые выходят из одного источника. Иногда они так похожи и их желания так сливаются, что их трудно различить.

Близнецы связаны друг с другом и образуют особое единство. Его краткое описание в соответствии с астрологией мы снова заимствуем из книги Цеда ледерех (первый принцип, глава 28).

Тора разъясняет, что в месяце Близнецов впервые устанавливается прямая связь между еврейским народом и Богом! Они — близнецы, чью связь воплощает этот знак, и между ними нет никаких посредников.

Самое поразительное событие этого месяца — дарование Торы. Это уникальное откровение целому народу, не имеющее подобия в истории человечества. Откровение Творца Своему творению в лице еврейского народа произошло утром, шестого сивана, в день, который стал праздником Шавуот и создал на вечные времена непосредственную связь между Израилем и Дарителем Торы. Это совершенно особая связь, последствия которой будут в центре нашего внимания.

Дарование Торы на горе Синай

Исторические хроники нашего народа раскрывают тонкую, но прочную связь, которая, несмотря на различия, соединяет евреев всего мира в один народ.

Народы мира в этом никогда не сомневались. Они постоянно и жестоко преследовали нас только за то; что мы, евреи, живем особой жизнью, в соответствии с повелениями Торы. Эта жизнь, не согласуясь с представлением других народов о статусе евреев в мире, и является причиной постоянных обвинений, в той или иной форме предъявляемых евреям.

Гаон из Вильно в отрывке, приведенном в начале этой книги, указывает, что продолжительность нашего существования также противоречит астрологическим данным и предсказаниям. Уникальность судьбы Израиля и его независимость от влияний небесных тел доказывает рождение Ицхака по особому решению Творца.

Действительно, даже самые отъявленные клеветники и ненавистники еврейского народа признают: “ этот народ не от мира сего”. Откровение на Синае продемонстрировало особую природу нашего существования. Мы разделим исследование этого события на три части:

1.    Как определяется Божественное Откровение?

2.    Какова природа Откровения на Синае?

3. Что было дано и что принято во время Откровения?

Как мы определяем Божественное Откровение?

Божественного Откровения еще до Синая удостоились патриархи, но лишь на Синае оно стало достоянием всего народа. Последующие тысяча четыреста лет Откровение передавалось через вдохновенные слова пророков, которые предсказывали события будущего, основываясь на понимании настоящего, на поступках и поведении людей, на глубоком понимании мудрости Торы.

В этот период никто не сомневался в истинности пророчеств. Существование же лжепророков показывает, до какой степени в Израиле была сильна вера в пророчество: чтобы в ложь поверили, в ней должна быть крупица правды.

Мы должны подчеркнуть, что Божественное Откровение — явление само по себе уникальное и чудесное в истории человечества. Простыми рассуждениями и обычной житейской логикой невозможно объяснить этот феномен. И рассматривая эту проблему с рациональной точки зрения, прежде всего необходимо спросить: почему Бог должен говорить с простыми смертными?

Пророк и пророчество

Тора разъясняет феномен пророчества в особом разделе (Дварим, 18:13-23). Из него становится ясно, что пророчество — путь совершенствования человеческой личности. Человек должен уподобляться Творцу, вести себя, подобно Ему, как это раскрывается в Торе. Тот, кто делает максимум усилий, чтобы стать похожим на Создателя мира, в процессе совершенствования устанавливает с Ним особую связь, называемую пророчеством.

Чтобы стать пророком, человек должен обрести особые качества. Все пророки были исключительными людьми, обладали самыми высокими моральными качествами. Талмуд приводит три главные качества пророка (Шабат, 31а):

Пророчества удостаиваются только мудрые, доблестные и богатые.

Бог открывает Себя только достойным. Мудрым Талмуд называет того, кто познал всю Тору. Доблестный, храбрый, герой — это человек, который победил свои злые побуждения и живет истинной, нравственной жизнью (см. Сефер га-хинух, 612). А богатым считается не столько богатый материально, сколько, прежде всего, тот, кто доволен своим уделом (см. Рам-бам, Сефер га-мада, Гилхот йесодей га-Тора, главы 7-10).

Обретение мудрости Торы (это тоже богатство) дарует человеку полное осознание заключенной в ней Божественной Истины, помогая реализовать ее в жизни, в своем поведении. Высокий моральный статус делает человека достойным уважения. Его действия заслуживают похвалы и восхищения.

Богатство — это выражение совершенства характера, которое исключает необходимость стремления к деньгам. Достигнув совершенства, человек делает все, чтобы уподобиться Т ворцу.

На этих трех критериях строится тест, определяющий способность к пророчеству. Такое испытание было необходимо, чтобы люди с живым воображением не приняли себя за пророков. Во сне они могут думать о посланиях свыше, а проснувшись, увериться, что они пророки. Лжепророки, как их описывает Танах, очень часто походили на настоящих пророков.

Однако достижения необходимого морального уровня еще недостаточно, чтобы видеть в человеке пророка или верить его пророчеству. Даже если он утверждает, что с ним говорил Творец, ему нельзя доверять, пока предсказания о ближайшем будущем не начнут сбываться. Если подобных предсказаний много и они воплощаются в точности, как он говорил, ему можно верить, и никаких дополнительных испытаний не требуется (см. Сефер га-хинух, мицва 516).

Это значит, что человек высоких моральных достоинств, прилагающий все силы, чтобы уподобиться Творцу, может удостоиться Его откровения.

Общественное признание пророчества

Подобный же механизм признания пророчества действовал и в Египте. Чудеса, явленные миру, “казни египетские”, должны были ясно показать: “Я — Господь” (Шемот, 7:5 и др.).

Египет был не только самым обширным, но и наиболее мощным государством своего времени, в том числе и в культурном отношении. Фараон отрицал существование Бога и, глядя в воды Нила, утверждал: “Это моя река, я ее сотворил” (Йехезкиель, 29:3). Такое мировоззрение давало египтянам право порабощать Сынов Израиля.

Когда Моше предстал перед фараоном с просьбой отпустить еврейский народ из Египта, ему было отказано. Словесные предупреждения и угрозы евреев не подействовали на “ожесточившегося сердцем”, и тогда Всемогущий наказал фараона и его народ. Египтяне и Сыны Израиля убедились: только Бог правит землей.

Моше предсказывал время каждой казни. И все его пророчества, хотя они говорили о сверхъестественных явлениях, в точности исполнялись, подтверждая, что с ним говорил Творец и через него было открыто будущее. Это доказывало, что Моше — истинный пророк, а Творец, создавший незыблемые законы жизни, стоит выше этих законов и может отменять их действие. Иллюзия тотальной материальности мира была разрушена, законы бытия в сознании людей оказались неспособны сохранять далее свою автономность.

Странствия по пустыне сразу после исхода из Египта подарили людям скромность и простоту. Освободившись от оков материальности, народ, еще недавно состоявший из рабов, приблизился к достижению высшего духовного уровня. Когда человеку, лишенному привычного материального достатка, нечем гордиться, его душа обращается к иным ценностям, и скромность становится для него естественной. Скромность — необходимое условие принятия Торы: нескромный человек слишком высокого мнения о себе, считает себя центром мироздания и поэтому не может принять истинные духовные ценности.

Народ понимал: пустыня — не конечная точка пути, они должны прийти в Землю Израиля, “текущую молоком и медом” (Шемот, 3:8,17). Но чтобы войти в Страну Обетованную, необходимо достичь высшего морального уровня, и это новое состояние евреи обрели в пустыне.

Когда первого сивана они пришли к Синаю, то ясно понимали, что естественный мир не автономен. У него есть Творец, Он направляет его и может сделать море сушей (Шемот, 14,15). Он говорит со Своими избранниками, и все, что они предсказывают от Его имени, в точности исполняется. Странствия в пустыне и пища с небес научили евреев: пропитание зависит не от эффективности сельского хозяйства или физических усилий человека, — изобилие приносит рука Творца.

Мы подчеркивали, что основные требования к пророку — мудрость и высокая мораль. Для того, чтобы обрести дар пророчества, во время странствия по пустыне такими качествами должен был обладать и весь народ в целом.

Этого уровня народ достиг, приблизившись к горе Синай. Когда Моше сказал Сынам Израиля, что Творец хочет, чтобы они приняли Тору, средоточие Божественного знания, они ответили, что хотят видеть Царя.

Откровение Торы — рассказ о происшедших событиях

Откровение на горе Синай было необходимым условием торжества Близнецов — установления истинной близости с Творцом. Великие комментаторы (ЙеГуда га-Леви, Рамбам, Рам-бан и Сфорно) говорят о сомнениях людей в возможности такой предельной близости. Такого никогда еще не бывало. В Египте стал очевиден абсолютный контроль Создателя над творением — Он потряс основы существования мира. И все же Творца чудес еще никто никогда не лицезрел, по крайней мере публично.

Тора говорит, что во время рассечения моря “увидел Израиль сильную руку, которую явил Бог египтянам, и народ устрашился Бога, и поверили они в.Бога и в слугу Его Моше” (Шемот, 14:31). А когда после выхода из Египта море расступилось и обнажилась суша, у них не осталось сомнений во всесилии Создателя. Эти чудеса доказывали также, что мир существует не естественным образом, что его, казалось бы, незыблемые законы на деле поддерживаются волей Творца. Вот почему, когда евреи пришли в пустыню Синай и Моше говорил с ними о предназначении Израиля — стать Его народом, они надеялись Его увидеть.

Это выражено следующими словами Торы (Шемот, 19:5):

А теперь слушайте Мой голос и соблюдайте Мой завет, и будете Мне сокровищем среди народов, ибо Моя вся земля.

Здесь не говорится о чудесах, но лишь о необходимости слушать голос Бога и сохранять заключенный с Ним союз, выполнять его требования в повседневной жизни. Поэтому люди хотели пережить Откровение, стремились ощутить его органами чувств, которыми они обычно воспринимали мир. Они жаждали взаимности, взаимозависимости и хотели стать близнецами Того, Кто раскрылся им и говорил с ними.

Путь к этой встрече шел через выпадение мана и войну с Амалеком.

Первого сивана народ достиг горы Синай, где должен был получить Тору. Эта стоянка отличалась от предыдущих: среди евреев царила полная гармония, и они поистине были подобны близнецам.

Итак, в начале месяца Близнецов весь народ достиг единства, стал, “как один человек с одним сердцем”, одним желанием. Моше взошел на гору и удостоился там Откровения. После чудес, явленных народу в Египте, люди были готовы к высшему моменту — встрече с Творцом, к тому, чтобы непосредственно услышать и исполнить слова Того, по Чьему слову существует мир.

И в один голос все евреи провозгласили: “Все, что скажет Бог, мы исполним”.

У всех, как у близнецов, было одно желание: сделать все, что Он скажет. Но они хотели услышать эти слова не через пророка, посредника или посланника, а прямо из уст Творца!

Однако к часу триумфа нужно было подготовиться. Народу Израиля предстояло очиститься: постирать одежду, омыться, воздерживаться от супружеских отношений.

Чтобы услышать Его, нужно было сосредоточиться, обострить слух. Людям пришлось собрать все свое внимание, чтобы сохранить в памяти каждое мгновение.

Изначально все чувства — слух, зрение, осязание... — едины. У истока жизни все чувства редуцируются и концентрируются в некоей начальной сущности.

Здесь не следует искать рациональных объяснений. Мы говорим о постижении Причины бытия, где факт существования доказывается самим существованием безо всякого объяснения. Одно из условий достижения этого высокого состояния — отстранение от супружеских отношений, в которых святое смешано с предельным чувственным наслаждением. Вот почему, чтобы приблизиться к самому корню существования, тело должно подготовиться к восприятию чистой духовности.

Жизнь, бытие состоит из множества компонентов, каждый из которых трудно выделить и определить. Поглощенные житейской рутиной, мы обычно воспринимаем свое существование как данность, но там, где нет жизни, не о чем размышлять, нечего обсуждать. Это нелегко понять, потому что каждое наше чувство работает автономно, и невозможно осознать чувственный мир как единое всеобъемлющее целое, не размышляя о нем.

Чувства развивает не существование как таковое, а его детали, частности. Мы хорошо знакомы с реальностью объектов, с тем, что видим, слышим, — и лишь потом анализируем. По контрасту, дарование Торы отмечено осознанием исходного начала всего сущего. Податель Жизни раскрыл таинство, мистерию существования народу, который подготовил себя к восприятию этого таинства как высшей цели своего бытия.

Мидраш выражает идею воссоединения “близнецов”, Израиля и Бога, рассказывая, что в это время слепцы прозрели, парализованные — обрели способность двигаться, больные и калеки — исцелились.

Чтобы увидеть корень жизни, ее исток, необходима абсолютная человеческая целостность на физическом уровне. Здесь, на столь высоком духовном уровне исчезают все физические недостатки. Весь народ, достигнув единства чувств, полностью сосредоточился на смысле существования.

На третий день весь народ стоял в трепете у подножия горы: раздавался голос, гремел гром и мощные звуки шофара поражали воображение. Темная туча нависла над народом и закрыла все пространство. Картина не оставляла сомнений: происходит нечто необыкновенное. Воображение стоявших в трепете людей стало могучей интеллектуальной силой, которая воспроизводила отдельные картины реальности, в то время как компоненты целого связывались друг с другом и с действительностью благодаря силе рассудка. Так создавалась целостная картина, объединялись факты и данные.

Когда еврейский народ готовился сосредоточиться на смысле бытия, чтобы получить откровение Творца, существовала опасность, что у людей разыграется воображение и они нарисуют картины, оторванные от действительности. Голос, гром, густое облако и звуки шофара поражали воображение. Представления не могли не меняться, когда трепет и страх были столь ощутимы.

Наши мудрецы описывают этот возвышенный момент (Шабат, 88а) так:

Сыны Израиля стояли не у подножия горы, а, скорее, прямо под ней, ведь Бог поднял ее над ними. И сказал народу: “Если примете Тору, это для вашего блага, а не примете, это станет вашей могилой!”.

Это предупреждение не лишило евреев свободы воли в прямом смысле этого слова, а лишь указало на возможные перспективы дальнейшего развития событий. Дарование Торы, иными словами Откровение Творца творению было даром вечной жизни из Источника жизни вселенной. Когда народ потянулся ввысь, к истоку жизни, и Тора была отдана людям, на живой Торе сосредоточились все их душевные силы.

Это позволило народу принять Откровение Того, “Кто сказал, и стал мир”. Но у всего в Творении есть своя противоположность. Если принята Тора — это для блага людей, потому что это проникновение к истоку. А если нет, — “здесь будет ваша могила”. Тогда вы не будете избраны для жизни, соответственным будет и результат.

В этом уникальность Торы. Она позволяет каждому искать и находить скрытую от повседневности природу человеческого бытия. Это стало возможным потому, что в момент встречи с Творцом Откровение на Синае раскрыло нам нас самих, Тора и жизнь предстали как “близнецовое” соответствие.

Исполним и поймем

Декларация “исполним и поймем” перед дарованием Торы выражала свободу воли в тот момент, когда люди, казалось бы, отказались от свободы выбора. Исполнение должно было предшествовать пониманию. Этот народ будет исполнять веления Творца, не проводя предварительный плебисцит, не решая этот вопрос большинством голосов. Он видел и слышал — и он готов делать все, что потребуется, без всенародного обсуждения.

Но требовалось не только это. Пока народ всем сердцем ждал принятия Торы, он все еще находился в мире рутины. И вот над ним нависла гора, и неожиданно открылось в его жизни иное, более глубокое измерение. Теперь Тора стала равной самому существованию людей. Как об этом сказано в Талмуде: если примешь ее, это ради твоего блага. А если отвергнешь, это место станет твоей могилой. Тора дана как источник жизни — Тем, Кто дает жизнь. Всякое действие исходит из источника жизненности, который в месяце Теомим с горы Синай сошел в мир.

В то время как народ принимал это условие, в природе происходил параллельный процесс. Как было отмечено, состояние народа достигло абсолютной, “близнецовой” гармонии с Творцом. Но чтобы каждый человек мог видеть и слышать, мог лицезреть основу сущего, необходимы особые условия: творение должно замолчать. Мир существует по законам природы, а природа на иврите называется словом тева, потому что она, как отпечаток, печать, — матбеа, — знак Создателя в мире. Но Его печать также скрыта — неелам — в мире (олам). Природа открывает Творца через хорошо изученную систему законов.

Но когда миру необходимо узнать, кто обеспечивает существование этой замечательной системы, Создатель вершит чудеса, показывая, кто здесь Хозяин. Народ жаждал видеть Самого Творца. Поэтому мир природы должен был стать близнецом со своим Создателем, а это означало отказаться от привычной повседневной жизненной активности — от песни Его совершенству. По словам мидраша (Шемот, 29:9):

Рав Абагу сказал от имени рава Йоханана: Когда Святой, благословен Он, давал Тору, птицы не пели, ни одна не пронеслась над головой, и бык не ревел, и ангелы не летали, и серафимы не возвещали “Свят, свят, свят”, и в море не было волн, и никто из творений не говорил. Мир замолчал, только были слышны слова: “Я — Господь, твой Бог“.

Мир природы и Сыны Израиля слышали голос Бога в полной тишине — в молчании и бездеятельности, когда затихло все в мире. Весь народ и вся природа внимали. Все люди, без исключения, объединились друг с другом и с Создателем. Настоящие близнецы!

Вера в Израиле — непреложный факт

В этом секрет веры Израиля. У Синая народ постиг основу своего существования. Там были сказаны слова жизни (см. мидраш Шемот раба, 29:5). Народ пришел к осознанию своей веры благодаря физическим, природным явлениям и человеческим чувствам: зрению и слуху. Эти чувства сконцентрировались на основе бытия, стали близнецами с Подателем жизни на уровне, прежде недостижимом. С этого момента примитивный лозунг — “я верю только в то, что вижу, а поскольку Бог скрыт, я его отрицаю” — сделался абсолютно бессмысленным. Существование Бога стало ясным в этом мире — ясным для всех.

Откровение для огромного количества людей осталось уникальным, непревзойденным по силе впечатлением. Никакая логика не могла “вычислить” это возвышенное событие: Творец говорил с нами, и рассказ об этом можно было передавать из поколения в поколение. Дар Торы — дар жизни. Это, как мы увидим в следующей главе, отражено в самой Торе.

Что было передано при Откровении на Синае?

Тора, данная на Синае, Торат хаим — живая Тора, Тора жизни. Она воплощает Божественную мудрость, которая воплотилась в ней, когда раскрылся секрет бытия. Она отражает мир в его сущностной полноте, она передает нам его суть в тот момент, когда Творец сказал нам Свое Слово. Действительно, Тора состоит из указов, законов, наставлений, которые в значительной степени от мира сего. Но их источник — вне этого мира.

Тора не просто — лучшее из сочинений, это Книга, в которой Творец раскрыл все, что захотел раскрыть. Проникнутая самой тайной жизни, она написана так, что позволяет человеку читать и изучать ее все время. Этот аспект Торы и воплощает идею Близнецов, потому что при даровании Торы близнецами стали Израиль и его Творец.

Изучение Торы возвращает нас к той форме мудрости, которая раскрылась на Синае. Благодаря такому изучению, интеллект человека приближается к постижению Божественных идей, данных при даровании Торы. Соблюдение миц-вот (заповедей) — это активное исполнение данных нам наставлений. Эту идею выражает благословение, которое произносят перед публичным чтением Торы:

Благословен Ты, Бог, наш Господь, Царь вселенной, который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору.

Традиция

Откровение на Синае было, как мы убедились, исключительным, уникальным явлением. Трудно воспринять существование Божественных истин в материальном мире. Логика здесь зачастую бессильна. Поэтому, естественно, возникает много вопросов, связанных с прошлым нашего народа.

Тора приходит к верующему еврею как некая данность. Ее принимают, как драгоценность, и передают из поколения в поколение. Она переходит из рук в руки, от отца к сыну и от учителя к ученику. Это источник масорет — традиции.

Иудаизм осознает хрупкость этого дара и поэтому требует, чтобы каждый еврей учил Тору в определенном порядке, каждый день, индивидуально и в коллективе (например, слушая чтение Торы по свитку три раза в неделю: в субботу, а также в понедельник и четверг — второй и пятый дни недели). И так же периодически Тора

возвращается к описанию откровения на Синае, чтобы научить нас, получивших этот дар, как важно хранить его и передавать.

Говорится, что Тора была дана во всей целостности “одним речением” Творца. Это учит нас, что вся она — одно целое: “Один раз Бог говорил, дважды я слышал, что сила — у Бога” (Тегилим, 62:12). Мы не могли это постичь, поэтому Творец повторил две первые заповеди при даровании Торы, чтобы мы могли воспринять суть того, что видели наши глаза в этот величественный момент.

Я, Бог, твой Господь, который вывел тебя из Египта, из дома рабства (Шемот, 20:2).

Это заповедь веры в Творца вселенной.

Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (там же, 20:3).

Эти слова свидетельствуют, что во время дарования Торы не было никакого сомнения в том, что Бог — Единственный Владыка вселенной и других нет.

У Народа Израиля нет никаких других законов и правил, кроме данных на Синае. Сюда относится и Устный Закон (Талмуд, Мидраш, Каббала). На устные части Торы ссылается сама Тора (см. Шемот, 24:12 и Берешит, 5а).

Изучение Торы и соблюдение заповедей стали близнецами нашей жизни. В месяце созвездия Близнецов мы демонстрируем нашу привязанность к Тому, Кто дал нам Тору. Нам дарована привилегия: действовать с Ним в полной гармонии в обоих мирах — духовном и материальном, в знании и исполнении. В материальном мире мы постоянно живем по законам Торы. Это наша увертюра к вечному бытию, представленному жизнью нашего народа, начиная с Откровения Торы и навечно. (Другие важные моменты передачи Торы обсуждаются в разделах, посвященных двум последним зодиакальным знакам.)

Антисемитизм: определение и причины

Дополнительный феномен, возникший в результате близости между Богом и Израилем — антисемитизм.

Откровение на Синае было даровано Израилю. Но другие народы мира также слышали голоса и гром (Звахим, 116а) и с горечью осознали, что к ним не обратились в этот критический момент. Они оказались в роли зрителей, которые опоздали и пропустили главные события.

Это вызвало у них чувство зависти и ненависти. Оно проявилось на протяжении всей истории как постоянное, внешне необъяснимое желание причинить вред народу, который получил Тору и таким образом присвоил их долю.

Наши мудрецы объясняют, что название горы Синай, где дана была Тора, происходит от слова сына — “ненависть”, которую стали испытывать к нам народы мира. А Хорев, второе из пяти имен этой горы, происходит от слова хурбан — “разрушение”, которое постигло эти народы, потому что ненависть приводит к потере связи с сердцем, полному отторжению от Источника жизни.

Другой аспект разрушения — потеря твердости, определенности, неспособность выстоять. Нам неизменно, в болезненной форме напоминали о нашем упрямстве в сохранении Торы и Традиции среди постоянно меняющихся норм и правил окружающего мира. Нас жестоко высмеивали, и в этом сущность антисемитизма. Он бдительно и не слишком вежливо напоминает нам о нашей обязанности неустанно соблюдать Тору Бога, которую мы получили.

Народы мира обвиняют нас в том, что мы евреи. Глубоко внутри они знают, на чьей стороне правда, но чтобы избежать ее осознания, скрыть зияющую пустоту в собственной душе, хватаются за меч и идут нас убивать. Осознание наших особых отношений с Творцом (как у близнецов) происходит как внутри нашего народа, так и “снаружи”, народами, окружающими нас.

Не случайно так много актов самопожертвования при освящении Имени Бога, ради Его прославления в мире — аль кидуш га-шем — происходило в месяце сиван. Десять великих мудрецов пали, замученные римлянами после разрушения Второго Храма за то, что они — евреи, преданные Торе. Среди них был рабби Шимон бен Гамлиэль, возглавлявший высший законодательный орган — Сангедрин; рабби Йишмаэль — первосвященник; рав Ханина — лидер священников рабби Ханина бен Терадион.

Смерть аль кидуш га-шем объединяет человека с Создателем, благодаря желанию человека пожертвовать собой, чтобы всенародно подтвердить веру в Него.

Массовые убийства евреев крестоносцами тоже происходили во время, близкое к Шавуот, празднику, когда Израиль и Творец стали “близнецами”.

Наша преданность Союзу, заключенному у горы Синай, — это празднование Торат Хаим, Торы Жизни. Но Он пожелал, чтобы иногда мы соединялись с Ним и в смерти. Своими повседневными делами или самопожертвованием, евреи постоянно связаны с Богом, и это естественный результат нашей особой близости к Нему.