Овен - месяц Нисан

Овен — месяц нисан

Овен (Тале). С первой ночи месяца нисан в восточной стороне горизонта появляется группа звезд, очертания которой напоминают овна. В соответствии с этим астрологи дают характеристику месяцу.

Рабби Менахем бен Аарон, автор книги Цеда ледерех, резюмирует высказывания астрологов своего времени об этом знаке. Не входя в детали, он отмечает: астрологи утверждают, что главная черта этого месяца — равновесие и сбалансированность.

Он пишет: Знак Овна — производное огня, мужского начала, который рождается днем, когда тепло.

Он характеризует перемёну, потому что в это время происходит смена времен года.

В начале этого месяца дневные часы сравниваются по длине с тьмой ночи...

Знак изображают, как животное с четырьмя ногами, вроде барана в полях... Люди, рожденные под этим знаком, щедры, сердечны и всегда готовы к битве.

Овен (Тале) — знак роста

Еврейские источники рассматривают этот знак с двух точек зрения. Рамбан объясняет в комментарии к Торе (Шемот, 12:3), что Овен — растущая констелляция. Его смысл связан с периодом роста растений в Египте.

Воду в Израиле и в Египте получают по-разному, как написано в Торе (Дварим, 11:10-11):

Земля, которой ты собираешься овладеть, не похожа на Египет — место, что ты покинул, где ты сажал свой посев и поливал его сам, как овощи в огороде. Земля, в которую ты переходишь, чтобы овладеть ею, — .это земля гор и долин, куда падает с неба дождь, и она (земля) пьет воду.

Вся вода в Израиле — от дождей, Израиль зависит от них, а Египет — нет. В Египте в конце сезона дождей Нил переполняется и выходит из берегов. Тогда воду его собирают и распределяют по системе каналов, орошая засушливую землю. Поскольку земледельцы-египтяне считали, что Овен восходит, когда Нил начинает переполняться (в нисане), они поклонялись этому знаку. А пастухов египтяне презирали (Бере-шит, 43:34).

Водоснабжение Израиля, напротив, зависит от дождей. Еврейская традиция рассматривает звезды как орудия воли Бога и воспринимает созвездие Овна иначе, чем египтяне.

В ночь исхода евреев из Египта Творец повелел каждой семье сынов Израиля принести в жертву барана. Его следовало зарезать в сумерках 14-го нисана и есть ночью, после наступления темноты 15-го нисана. Этот период времени для последующих поколений стал ночью пасхального Седера.

Рамбан объясняет:

Причина этой заповеди в том, что Овен восходит в нисане, ибо это знак произрастания. А Бог повелел нам зарезать барана и есть его, чтобы научить нас: мы вышли из Египта не благодаря этому знаку, а по указанию Творца.

Это объяснение представляет и иной аспект этого знака. Речь идет не только о физическом росте.

Рамбан говорит, что еврейский народ родился 15-го нисана, именно в тот день, когда созвездие овна было в зените. В этот день еврейский народ свободно вышел из Египта — против воли фараона.

Момент рождения народа мы отмечаем исполнением особой заповеди (мицвы): принесением пасхальной жертвы — барана, которого потом съедаем.

Назначение этой заповеди — напомнить, что еврейский народ выше звезд. Таким образом, это созвездие способствует не только росту растений, но и “росту” еврейского народа. Это знание дано в результате откровения и противоречит египетскому взгляду на мир.

Мидраш Танхума (Гаазину, 2) обращает внимание на знак Овна, как на знак рождения человека.

Человека можно соотнести с двенадцатью знаками зодиака: вначале он, как нежный барашек, потом растет и становится сильным, как бык...

Рождение народа после Исхода из Египта и рождение человека, подобного нежному барашку, — это обновление, набирающее силу в нисане. Не случайно праздник Песах приходится на середину месяца, время высшего проявления сил обновления и роста.

Идея роста в нисане находит выражение и в мидраше (Эстер раба, 7:11). Проблема выживания евреев возникла еще в древние времена. Центральный момент повествования Мегилат Эстер — заговор Амана, решившего уничтожить евреев, — демонстрирует модель неоднократных, на протяжении всей истории, попыток наших врагов истребить евреев. Меры, которые тогда принял еврейский народ для отмены злодейского указа Амана (общее собрание для молитвы, пост и восстановление связи с Торой), стали примером для еврейского народа в периоды бед.

Чтобы выбрать самое подходящее время для реализации своего замысла, Аман, сведущий в астрологии, изучал различные характеристики сфер. И пришел к заключению, что в месяце созвездия Овна присутствует заслуга Исхода, как написано: “В десятый день этого месяца, пусть возьмет каждый мужчина барана, согласно отчим домам, барана для дома” (Шемот, 12:3).

Рассмотрев события месяца нисан, он заключил: нисан возвысился благодаря Песаху. Благодаря Песаху нисан наделен способностью к росту, рождению и обновлению — вот почему Аман пришел к выводу, что Израиль в этот период уничтожить невозможно.

В комментарии к Свитку Эстер (3:7) Гаон из Вильно отмечает, что в то время, когда Аман готовил злодейский указ, произошли два чуда: остановилось движение всех созвездий, и все астрологические предсказания оказались недействительными. То же самое произошло во время первой битвы евреев с воинством Амалека, вскоре после Исхода (подробнее — в главе о созвездии Тельца (Шор).

Как и Аман (потомок царя Амалека), амалекитяне были астрологами, они по звездам высчитали время, чтобы напасть на Израиль. Но Создатель изменил влияние зодиакальных созвездий, которые служат проводниками Его воли, Его орудиями. И расчеты Амалека не оправдались.

Лунный и солнечный годы. Освящение месяца и определение високосного года

Месяц нисан — Овен — месяц начала, рождения и роста. Этот факт подтверждается порядком праздников еврейского года.

Песах всегда приходится на первый месяц лунного года, месяц нисан. Этот принцип выражен в Торе такими словами (Шемот, 12:2):

Этот месяц будет для вас началом месяцев: первым он будет для вас среди месяцев года.

В чем же его первенство?

В основе еврейского календаря — естественное движение светил: лунный год, двенадцать циклов луны, вращающейся вокруг земли, лунных месяцев, составляющих в сумме 354,5 дня.

Каждый месяц начинается с новолуния. В этот момент луна как бы рождается заново, появляясь с другой стороны земли, где она пряталась в течение дня.

Во времена Храма, Сангедрин устанавливал новолуние на основании показаний двух свидетелей, которые видели появление новой луны. Если их свидетельство после тщательной проверки подтверждалось, бейт дин (суд) объявлял о начале нового месяца — Рош ходеш.

Период, в течение которого земля проходит свой путь вокруг солнца, — солнечный год, — на одиннадцать с половиной дней длиннее лунного года — .цикла из двенадцати лунных месяцев. Однако еврейские праздники следует отмечать не только в одни и те же дни, но и в те же времена года, которые определяются вращением земли вокруг солнца. Поэтому лунный и солнечный календари приведены в соответствие. Если бы они не были скоординированы, нисан, месяц праздника Песах, мог бы выпасть и на зиму, и на лето. Но, согласно Торе, Песах может быть только весенним праздником (Дварим, 16:1). Поэтому бейт дин принял особые меры.

Такой мерой является добавление к лунному году дополнительного месяца, второго адара, приблизительно раз в три года (семь раз в течение девятнадцатилетнего цикла).

За девятнадцать лет солнечный цикл “опережает” лунный примерно на 209 дней (что составляет семь лунных месяцев по 29,5 дня), и второй адар обычно добавляют к третьему, шестому, восьмому, одиннадцатому, четырнадцатому, семнадцатому и девятнадцатому годам. Так за девятнадцать лет достигается соответствие двух циклических систем: лунного и солнечного календаря. Это создает представление о том, что мы — не рабы меняющегося времени, напротив, у нас есть некоторая доля в “управлении” им — мы контролируем время властью бейт дина.

Солнечный и лунный календари имеют и концептуальное значение, о котором часто упоминает Талмуд (Сукка, 29а и т.д.). Народ Израиля пользуется лунным календарем, символизирующим мотив обновления на всех уровнях — коллективном и индивидуальном.

Тора требует, чтобы каждый человек анализировал свое поведение и исправлял его, строго соблюдая данные Творцом законы. Общественная молитва, подчинение авторитету царя и Сангедрина (высшего законодательного совета мудрецов), которые совместно несут ответственность за уровень общего соблюдения заповедей Торы, рассматриваются как способы коллективного совершенствования.

Этапы духовного совершенствования отражены в фазах “обновления” луны.

С приходом Машиаха в мире воцарится духовная гармония. Не только для еврейского народа, но и для всего человечества, на личном и социальном уровнях. В глазах всего мира утвердится власть Творца. Это — один из основополагающих принципов еврейской веры.

Полная луна — символ окончательного Освобождения. Каждый месяц луна исчезает и появляется — этому проявлению обновления в природе подобна и история еврейского народа.

К концу месяца луна уменьшается. Тьма все больше распространяется в мире. Такое не раз бывало в нашей истории.

Но луна не исчезает окончательно. Как только процесс ее уменьшения завершается, на небосклоне появляется тонкий лунный серп, символизируя рождение и вечное существование еврейского народа.

Солнце — более постоянное светило. Тем, кто живет согласно его ритму, кажется, что жизнь все время движется по накатанным рельсам. Каждый человек, разумеется, имеет свою индивидуальность, и в то же время он часть мира природы. Он приходит в мир, чтобы жить и умереть, а между этими “фиксированными” моментами исполнить свое предназначение.

В еврейской традиции солнце и луна подобны двум правителям, поделившим между собой власть над землей.

В Псалмах мы находим парафраз описания Творения в Берешит (1:16-18): “Солнце — чтобы править днем... луна и звезды, чтобы править ночью...” (Тегилим, 136:8-9). Солнце постоянно излучает свой свет на землю, а луна растет и уменьшается, “исчезает” и появляется снова.

Такой “обновляющийся свет” луны отражает вечное обновление еврейского народа, исполняющего свое предназначение. Он считает месяцы календаря по лунным фазам и обновляет себя, подобно луне, во всех сферах жизни. Это светило будет сиять на протяжении всей истории, пока всеобъемлющий свет исполнения данных Всевышним заповедей и свершения добрых дел не рассеет тьму низменной материи. Данный период включает бесчисленные подъемы и спуски.

Два светила сосуществуют, как два пути — постоянное свечение солнца и обновляющийся свет луны. Когда они объединятся, станет ясно, что мир изначально был сотворен и существует ради этого слияния. Когда это случится, художники, певцы и политические лидеры — все вместе вознесут Славу Творцу. Это будет Песнь Восхождения:

Когда Бог привел тех, кто возвращается, в Сион, были мы как во сне. Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш — пением. Тогда скажут между народами: “Великое сотворил Господь с этими”. Великое сотворил Господь с нами. Мы преисполнены радости. (Тегилим, 126).

Заповедь високосного года — привести в соответствие два календарных цикла — выполняется в месяце адар, перед нисаном. Таким образом, нисан представляет начало года и месяц, в котором две системы соединяются, семь раз в девятнадцать лет. Не случайно его называют месяцем Овна — временем рождения и обновления. Для египтян это было время, когда Нил разливался и выходил из берегов. Народ Израиля связывает Овна с ежегодным жертвоприношением барана в Песах — с уверенностью, что мы не подвластны знакам и созвездиям. Сами небесные тела подтверждают, что противоречия между статикой и динамикой, солнцем и луной, раскрытием и сокрытием, изгнанием и избавлением не существует.

Пасхальная жертва

Есть еще один взгляд на месяц знака Овна. Когда в Иерусалиме был Храм, в Песах приносили в жертву ягненка (годовалого барана — Тале). Жертва эта называлась тем же словом, что и сам праздник — Песах. Тора предписывает нам принести в жертву барана четырнадцатого нисана, в канун Песаха, и есть его в Седер с мацой и марором (горькими травами). Талмуд (Псахим, 1166) обсуждает происхождение этой заповеди:

Почему мы едим пасхальную жертву? Потому что Святой, благословен Он, миновал (пасах) дома наших отцов в Египте, как написано (Шемот, 12:27): “Скажи: это Песах (пасхальное приношение) Богу, который прошел над домами Сынов Израиля в Египте, и, когда поразил египтян, не тронул наши дома”.

Творец прошел во время казни первенцев в Египте и над нашими домами (пасах), не тронув нас. Тут есть одно непонятное, на первый взгляд, суждение. Перед Создателем открыта вся карта мира, Ему известно, где дома египтян и где дома евреев. Зачем евреям нужно было отмечать кровью принесенного в жертву барана дверные косяки, чтобы их миновала казнь?

Египет Определение концепции: суть Мицраима

Чтобы найти ответ на этот вопрос, следует определить суть Мицраима (Египта), это очень важно для нас в Песах. Один из герменевтических принципов толкования библейского стиха заключается в том, что мы никогда не должны терять из виду буквальный смысл сказанного. Мицраим, о котором говорит Тора, — это Египет, который история называет наиболее сильной и интеллектуально развитой страной Древнего Востока, и вместе с тем — Египет, который известен нам сегодня. Тогда этой страной правил фараон, и его власть не имела границ (мейцарим). Он был уверен, что в нем самом — источник его силы, как сказал пророк Йехезкиель (29:3):

Смотри, Я буду против тебя, фараон, царь Египта, большой крокодил, лежащий посреди Нила и говорящий: “Мой Нил, и я его сделал для себя”.

Пророк приписывает фараону убеждение не только в том, что он правит Нилом, но и в том, что он сам сотворил его, что Нил — его собственность. Фараон, как крокодил, уверен в своем окружении и не сомневается, что ему принадлежит вся река. Такой взгляд побуждает фараона сделать вывод, что чужеземцев, живущих в Египте, необходимо поработить. Если он — выше всех, все должны ему подчиняться.

Эта история подробно описана в Торе (Шемот, 1-12). Всевышний поразил египтян Десятью Казнями, и евреи вышли из Египта. В память об этом празднуется Песах.

Песах. Название праздника и его смысл

Рассказ об Исходе исполнен глубокого смысла. История Песаха — повествование о зачатии и рождении Народа Израиля.

Дело было так. Фараон знал, что расположение звезд указывает на предстоящие события, поэтому обратился к магам и астрологам, которые благодаря своим чарам и знаниям могли предугадать будущее. Они предсказали, например, рождение Моше. Но, поскольку предсказания астрологов не обладают абсолютной силой, произошли странные изменения, которые не позволили сбыться их прогнозам.

Астрологи предупредили, что спаситель Израиля родится седьмого сивана. А Моше родился седьмого адара. Они говорили, что он будет наказан водой (Шемот раба, 1:18), и были правы. Но они предполагали, что имеется в виду вода реки Нил, а это оказалось не так.

Что же получилось в результате их предсказания о наказании водой?

Фараон велел еврейским акушеркам бросать всех новорожденных еврейских мальчиков в реку. Но мать Моше просмолила корзинку из тростника и положила в нее младенца. Поставив ее на воду среди растущего у берега тростника, она послала Мирьям, сестру Моше, наблюдать за тем, что произойдет.

Дочь фараона пошла на реку и увидела корзинку. Нашла в ней ребенка, пожалела его и взяла во дворец, чтобы растить как сына.

Итак, вместо того, чтобы уничтожить Моше, как думали астрологи, вода спасла его. Однако в чем-то их предсказание оправдалось: впоследствии Моше был действительно наказан водой — водой источника, бьющего из скалы в пустыне (Бамидбар, 20:1-13).

Для Египта в то время ничего не изменилось. Он по-прежнему оставался под властью своего правителя с его авторитарным мировоззрением и так же противился проникновению всякого внешнего, чуждого влияния.

Моше попросил фараона отпустить сынов Израиля, однако фараон решил, что тот смеется

над ним, и выгнал Моше из дворца. Астрологи все просчитали и предусмотрели, и Исход евреев представлялся им совершенно невероятным (Рамбам, Иггерет Тейман). Десять Казней — проявление сверхъестественного вмешательства

— были направлены на материальный мир, который фараон, согласно своим представлениям, полностью контролировал.

Когда пришло время чудесного Исхода еврейского народа из Египта, Бог нарушил установленный Им естественный порядок. Он это сделал, чтобы освободить Свой народ из-под власти временного, природного начала и направить его к иному — вечному — предназначению. Свидетельство об этом событии сохранилось в анналах нашей истории.

Слово Песах происходит от слова пасах (“перепрыгнул”, “прошел сверху”, “миновал”), указывая на то, что все законы природы были нарушены, чтобы произошли чудеса Исхода. Мидраш рассказывает, что никогда до этого ни один раб не мог убежать из Египта. Символом чудесного стало жертвоприношение баранов, олицетворяющих богов Египта и символизирующих силы роста и изобилия. Барана нужно было принести в жертву в середине месяца, в полнолуние, пятнадцатого нисана, в зените влияния этого знака, для которого характерны рождение и обновление. Знак Овна приобрел, таким образом, дополнительное значение, неожиданное и прежде невозможное.

Эту идею Каббала раскрывает, анализируя слово “Песах” как комбинацию двух слов: пэ сах (“рот сказал”). Речь, как известно, не только средство коммуникации, но и инструмент рас

крытия новых уровней восприятия и понимания мира, в котором мы живем. Не случайно рот расположен ниже мозга — обители знания, над остальным телом. Задача рта — соединять различные сферы, дать возможность интеллекту выразить себя вербально.

Название Мицраим можно представить как соединение двух слов: мецар (теснина) и ям (море) — два закрытых пространства. Речь Мицраи-ма передает нечто закрытое, она выражает известную информацию.

Хотя использование техники в этой стране было на высоком уровне, материальное совершенство не выходило за пределы установленных норм. Египтяне хорошо понимали природу материи и не выходили за грань очевидного. Нематериальные сферы были для Египта несущественными — они находились за морями, которые нельзя перейти, за пределами воображаемого. Когда эти границы были разрушены и круг материального мира разорван, речь смогла вырваться на волю и выразить нечто новое — раскрыть, что за пределами очевидного скрывается Творец и Владыка всего сущего, чьи воля и власть поддерживают и питают все, в том числе и систему природных сил.

В этом суть Агады, которую мы читаем в пасхальный Седер. “Агада” на иврите означает “рассказ”. В день Песаха речь обновилась, и поэтому наша задача — рассказывать о триумфальном Исходе евреев из Египта.

Знак Овна символизирует рождение и обновление. По отношению к Песаху это обновление раскрывается как пэ сах, “рот, который говорит”, уста, которые обладают способностью повествовать и рассказывать, передавать сообщение, которое другие могут и не хотеть услышать.

Сила обновления может создать иной мир, и он вырастет из знакомого нам, материального, очевидного мира. Это и есть наш личный Исход, наше освобождение от идей Мицраима, декорации внешнего мира, за которой мы открываем иной, возвышенный мир духа.

Месяц обновления

День первого нисана украшен “десятью коронами” (Шабат, 876). Десять уникальных событий произошли в этот день, и каждое представляло особый аспект обновления и роста, которые характеризуют этот месяц в целом и этот день в особенности.

Некоторые мудрецы считают, что мир был сотворен первого нисана. В этот же день сыны Израиля завершили строительство Мишкана (переносного Храма в пустыне), вместо первенцев священниками назначили левитов и начали регулярные жертвоприношения (что подробно обсуждается в главе о знаке Льва — Арье). В этот день огонь сошел с небес на жертвенник, и его появление было чудесным подтверждением тесной связи неба и земли. Мы приносим жертвы, и их принимают! То, что эти жертвы благосклонно приняты Богом, подтверждает огонь, нисходящий с Небес и поглощающий приношения.

Эти события свидетельствуют о том, что мы сидим за столом Бога, и Владыка вселенной осеняет нас. Неудивительно, что Рош ходеш нисан (первый день месяца нисан) является днем духовного обновления и роста, свидетельством духовного света, озаряющего вселенную, истоки которого лежат за пределами естественного порядка вещей.

В этот день раскрывается и обновляется связь между материальным и духовным миром. В день первого нисана мы как народ были коронованы десятью коронами, символизирующими независимость от материального мира, и научились воспринимать и передавать небесный свет.

Чтение Торы в месяце нисан

Еще один аспект нисана можно обнаружить в недельных разделах Торы, которые читают в синагоге в этом месяце.

Мудрецы разделили Тору на недельные разделы, чтобы за год мы могли прочитать всю Книгу. И сделали это так, что каждый отрывок читается в определенное время. Содержание недельных разделов (паршат га-шавуа) связано с временами года, в которые эти отрывки читают, что, естественно, также становится предметом изучения и обсуждения. Чудо, что эти тексты остались неизменными у всех еврейских общин, разбросанных в течение двух тысяч лет по всему миру. И не только сам текст одинаков для всех, но и порядок недельных разделов также универсален. Благодаря этому во все времена любой еврей мог зайти в синагогу в любой части света, принять участие в чтении общины и послушать лекцию о Торе.

В нисане читают недельную главу, первый отрывок который рассказывает о завершении строительства Мишкана (переносного Храма в пустыне) и о сошествии Шхины (Божественного Присутствия). Это произошло первого нисана (раздел Вайакгель Пкудей, который завершает Книгу Шемот — Исход).

Остальные недельные разделы нисана находятся в книге Ваикра (Левит). В них классифицированы разные виды жертвоприношений.

Наша традиция учит, что это стало частью еврейского Закона в нисане. В нисане начиналась служба когенов — служителей Храма, и об этом также сказано в недельных разделах нисана. Читая недельные главы Торы, каждое поколение приобщается к мудрости Книги, и каждый год евреи Израиля и всего мира снова и снова черпают из этого источника.

Итак, мазаль (судьба) — не частное дело отдельного человека. Чтобы определить характер человека и предсказать его дальнейшую судьбу, мало знать дату и час его рождения. Возникновение еврейского народа разрушило эту зависимость. Рожденный как нежный ягненок, Народ не стал молиться идолам или звездам. Этот народ стал уделом Бога, который дал ему новое рождение. “Мой сын, Мой первенец — Израиль” (Шемот, 5:3).

Со временем связь между Израилем и его Отцом росла и крепла. Она никогда не прерывалась, даже во времена, когда народ был изгнан со своей родины и рассеян. Это обновление связи между народом Израиля и Всевышним происходит и теперь, хотя оно не столь всеобъемлюще, как прежде. Но это подлинное обновление, и оно возникает всякий раз, когда Тору читают в синагоге, повсюду и во все времена.