Справочная информация, библиография и словарь терминов

Названия книг Библии / Танаха

В русской традиции

На иврите

Пятикнижие

Хумаш

Бытие

Берешит

Исход

Шемот

Левит

Ваикра

Числа

Бамидбар

Второзаконие

Дварим

Пророки

Невиим

Ранние пророки

Невиим Ришоним

Книга Иисуса Навина

Иегошуа

Книга Судей

Шофтим

1 и 2 книга книга Царств

Шмуэль (I и 2)

3 и 4 книга Царств

Млахим (I и 2)

Поздние пророки

Невиим Ахроним

Книга пророка Исаии

Йешаягу

Книга пророка Иеремии

Йермиягу

Книга пророка Иезекииля

Йехезкиель

Книга пророка Осии

Гошеа

Книга пророка Иоиля

Йоэль

Книга пророка Амоса

Амос

Книга пророка Авдия

Овадия

Книга Ионы

Йона

Книга пророка Михея

Миха

Книга пророка Наума

Нахум

Книга пророка Аввакума

Гаваккук

Книга пророка Софонии

Цфания

Книга пророка Аггея

Гаггай

Книга пророка Захарии

Захария

Книга пророка Малахии

Малахи

Агиографы (Писания)

Кетувим

Книга Псалмов

Тегиллим

Книга Иова

Йов

Книга Притч

Мишлей

Книга Руфь

Рут

Песнь Песней

Шир гаШирим

Экклезиаст

Когелет

Плач Иеремии

Эйха

Эсфирь

Эстер

Книга пророка Даниила

Даниэль

Книга Ездры

Эзра

Книга Неемии

Нехемия

1 и 2 кн. Паралипоменон

Диврей га-Ямим

(Хроники)

(1 и 2)

Еврейские праздники и выделенные даты

А. Праздники из Торы (де-орайта)

•    Шабат (Суббота)

•    Рош Ходеш (Новомесячье)

Шалош Регалим (три паломнических праздника)

•    Песах — 15-22 Нисана

•    Шавуот — 6 Сивана

•    Суккот — 15-23 Тишрей Йамим Нораич (Дни трепета)

•    Рош га-Шана (Начало Года) — 1-2 Тишрей

•    Йом Киппур (День Искупления) — 10 Тишрей

Б. Дни, установленные мудрецами (де-рабанан)

Делятся на “дни благодарности” и “дни траура”; первые — в ознаменование радостных, вторые — в ознаменование трагических событий еврейской истории.

Дни благодарности

•    Пурим — 14 Адара

•    Ханука — 25 Кислева — 2/3 Тевета

Дни траура

•    10 Тевета

•    17 Таммуза

•    9 Ава

•    Пост Гедальи — 3 Тишрей

К дням траура примыкает Йом га-Шоа (День Катастрофы) — 27 Нисана.

В. Дни, имеющие статус обычая (а не установления)

•    Ту би-Шват - 15 Швата

•    Лаг ба-Омер — 18 Ияра

•    Ту бе-Ав — 15 Ава.

Авторы, упоминающиеся в книге

Аарон га-Леви из Барселоны (1234 — 1300) — ученик Рамбана (Нахманида), автор труда “Сефер га-Хи-нух”.

Абудрагам, р. Давид бен Йосеф (Севилия, Испания, 14 век) — законодатель и комментатор Торы.

Абагу — выдающийся палестинский амора третьего поколения (конец 3-го — 4 в.), жил в Кесарии.

Аббайе (280 — 339 гг.) — один из наиболее выдающихся вавилонских амораим четвертого поколения, глава йешивы в Пумбедите. Его полемика с коллегой и оппонентом Раввой играет столь значительную роль в Вавилонском Талмуде, что выражение “спор Абайе и Раввы” стало нарицательным для серьезного и глубоко аргументированного спора.

га-Меири, р. Менахем бен Шломо (1249 — 1316) из Прованса — галахист и комментатор Талмуда.

Бааль га-Турим, р. Яаков бен Ашер (конец 13 — нач. 14 в, жил в Германии и Испании) — комментатор Торы и автор одного из первых галахических кодексов — Арба Турим, ставшего прообразом “Шулхан Аруха” Йосефа Каро.

Рабби Бехайа ибн Пакула (1080 — 1170) — законоучитель и философ, живший в Испании, автор классического труда “Ховот га-Левавот” (Обязанности сердец), которая до сих пор изучается по всему миру.

Виленский Гаон, рабби Элиягу бен Шломо-Залман из Вильно (1720 — 1797) — один из глав своего поколения и создатель нового подхода к изучению Торы, автор множества галахических, филосовских и каббалистических трудов.

Десять великомучеников — законоучители эпохи

Мишны, казненные мученической смертью при римском императоре Адриане: р. Шимон, р. Ишмаэль, р. Акива бен Йосэф, р. Ханина бен Терадион, р. ИеГуда бен Бава, р. Иегуда бен Дамма, р. Хуцпит Тургеман, р. Ханина бен Хахинай, р. Йешевав Га-софэр, р.Эли-азер бен Шаммуа.

Рабби Йосеф Каро (1488 — 1575 гг.) — великий мистик и законодатель, один из глав святой общины Цфата, автор кодекса “Шулхан Арух”, лежащего в основе всех последующих галахических трудов.

Иссерлис, р. Моше Иссерлис (1520 — 1572) — польский законоучитель и кодификатор галахи, известен своими дополнениями к труду Иосефа Каро “Шульхан Арух”, учитывающими обычаи ашкеназских евреев.

Рабби Йегуда га-Леви (1075 — 1141) — великий ис-панско-еврейский поэт и философ, автор классического философского трактата: “Кузари: книга доказательств в защиту презираемой религии”.

Рабби Йегошуа бен Хананья — один из последних первосвященников Второго Храма, представлял еврейское мировоззрение в дебатах с греческими философами и римскими мудрецами.

Рабби Йегуда га-наси — глава (наси) (Большого) Сангедриона, виднейший представитель шестого поколения таннаев (начало 111 в. н.э.), называемый в Талмуде просто Рабби. Кодификатор Мишны.

Рабейну Йона Геронди (“из Героны”, 13 в.) — еврейский мыслитель, ученик Нахманида, автор “Книги богобоязнености” и "Врат раскаяния”.

Рабби Йоханан бен Заккай — один из самых выдающихся учителей Мишны первого поколения (1.век н.э.). Создатель академии в Явне, сохранившей иудаизм после разрушения Иерусалимского Храма.

Мальбим, р. Меир-Лейбуш Мальбим (1809 — 1879)

— мыслитель, поэт, драматург и, в первую очередь, комментатор Писания. Жил в России, Польше, Румынии, Германии.

Рабби Меир — выдающийся таннай 2-го века, ученик р. Акивы. Систематизатор галахи: “Всякая миш-на без указания автора передана р. Меиром от имени р.Акивы”.

Менахем бен Аарон, р. Менахем бен Зерах бен Аарон — ученик рабби Яакова бан Ашера. Его труд “Це-да ледерех” (1400 г.) стал одним из источников “Шул-хан Аруха” р. Йосефа Каро, написанного 150 лет спустя.

Нецив, р. Нафтали Цви Иегуда Берлин из Воложи-на (1817 — 1893) — литовский законоучитель, глава Воложинской иешивы на протяжении 40 лет.

Рабейну Нисим (1308 — 1376) — выдающийся комментатор Торы и Талмуда; жил в Испании*

Рамбам — Маймонид, рабби Моше бен Маймон (1135 — 1204) — крупнейший кодификатор галахи и один из величайших еврейских философов средневековья, врач. Жил в Испании и Египте. Наиболее известные его труды — всеобъемлющий галахический кодекс “Мишнэ Тора”, философский трактат “Морэ невухим”, “Книга заповедей” и комментарий к Мишне.

Рамбан — Нахманид, р. Моше бен Нахман (1194 — 1270) — комментатор Писания и Талмуда, философ, каббалист и врач. Жил в Испании и Стране Израиля.

Раши — р. Шломо Ицхаки (1040-1105) — величайший комментатор Писания и Талмуда. Жил во Франции и Германии.

Сфорно, р. Овадия Сфорно (ок. 1470 — 1550) — комментатор Писания, философ, врач. Жил в Италии.

Рабби Цадок А-Коэн из Люблина (1823 — 1900) — ученик р. Мордехая Йосефа из Избицы, хасидский адмор, философ и мистик, автор множества философских трудов. Учил тому, что Божественное Откровение на Синае происходит непрерывно, и в каждую эпоху миру раскрывается новое измерение Торы.

Рабби Цви Элимелех из Динова (1783 — 1841) — хасидский адмор, ученик Провидца из Люблина и Магида из Козниц, автор классического хасидского труда “Бней Иссахар”.

Рабби Шимшон Рафаэль Гирш (1808 — 1888) — выдающийся мыслитель, педагог и комментатор Торы. Создал неоортодоксальное направление в иудаизме Германии.

Цитируемые источники

Гемара — букв. “Завершение”. Собрание дискуссий и рассуждений амораев (законоучителей 3-5 в.в.) по поводу текста Мишны. Тексты Гмары включают как галаху, так и агаду. В обиходе этим термином нередко называют Талмуд или один из его трактатов.

Зогар — “Книга Сияния”, самое значительное произведение еврейской мистики, сыгравшая в развитии иудаизма огромную роль, сравнимую разве что с Талмудом. Зогар, авторство которого приписывается таннаю Шимону бар Йохаю, написаный на арамейском языке, появился в XIII веке. Носит форму комментариев к Торе, дополненных вставными трактатами и многочисленными приложениями.

Мидраш — “рассуждение”, “толкование” — метод изучения Писания, основанный на восприятии всего библейского текста как единого целого, имеющего множество смысловых уровней, а так же литературный жанр, основанный на этом методе. Мидраш, гала-хического, но чаще агадического содержания, развивался на протяжении более чем тысячелетнего периода, вплоть*до позднего средневековья. Известно множество сборников мидрашей, большинство из которых организовано в соответствии с недельными разделами Торы, наиболее популярными из них являются Мидраш Раба, Мидраш Танхума и Йалкут Шимони.

Мишна — “Второучение”, “Повторение” — древнейший (1- 3 вв. н.э) свод Устной Торы, лежащий в основе Талмуда. Мишну, в нынешнем ее виде включающую 63 трактата, разбитых на шесть разделов, составил и отредактировал Рабби, р. Йегуда га-Наси в конце 3 в.н.э

Мишне Тора (“Повторение Учения”) Маймонида, называемый также Яд Хазака (“Мощная рука”) — первое всеобъемлющее и систематическое изложение галахи, классифицирующее всю предыдущую галахиче-скую литературу. Состоит из 14 книг, каждая из которых посвящена одному из разделов еврейского права.

Морэ невухим (“Наставник колеблющихся”) — основной философский труд Маймонида.

Пиркей Авот (“Поучения отцов”) — самый популярный из трактатов Мишны, перечисляющий в хронологическом порядке законоучителей древности, их основополагающие этические принципы или идеи, с которыми они обращались к своему поколению. Пир-кей Авот включен в состав молитвенника, ортодоксальные евреи изучают его по субботам; существует несколько циклов изучения этого трактата на протяжении года.

Сефер га-хинух (“Книга воспитания”) — трактат р. Аарона га-Леви из Барселоны, в котором собраны и прокомментированы все 613 заповедей в той последовательности, в которой они встречаются в Торе.

Талмуд — букв. “Учение”; свод правовых и морально-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гмару как единое целое. Талмуд включает дискуссии, которые велись законоучителями Земли Израиля и Вавилонии на протяжении восьми столетий, и является основным источником Устной Торы. Различается Вавилонский и Иерусалимский Талмуд; первый из них, обладающий большим авторитетом, является основным предметом изучения в йешивах.

Шулхан арух (“Накрытый стол”) — авторитетнейший кодекс Галахи; составлен р. Йосефом Каро, и дополнен р. Моше Иссерлисом.

Словарь терминов и выражений

Гавдала — “отделение субботы” — ритуал, совершаемый на исходе субботы, после наступления темноты, включающий благословение вина, благовоний и огня (обычно свечи со многими фитилями).

Агада — “повествование” — тексты эпохи Талмуда не предполагающие религиозно-юридической регламентации. Агада включает притчи, легенды, проповеди, поэтические гимны, материалы исторического и философского содержания.

Барайта — “внешняя Мишна”, не вошедшие в основной корпус Мишны законоположения, авторами которых так же, как и в Мишне, были танаи. Тексты Барайты были введены в различные разделы Талмуда последующими поколениями мудрецов Талмуда.

Бар-мицва — “сын Заповеди” (для девочек бит-мицва — “дочь Заповеди”) — религиозное совершеннолетие, которого мальчики достигают в 13 (девочки в 12) лет. По достижении этого возраста человек становится правоспособным, обязанным исполнять все заповеди и сам отвечает за себя перед Всевышним. На *

неделе достижения бар-мицвы проводится торжественная церемония: мальчик впервые надевает тфилин и произносит самостоятельно подготовленную проповедь; в ближайшую субботу в синагоге читает по свитку недельный раздел Торы.

Галаха — нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. Совокупность религиозных правил и предписаний представлена в законодательных разделах Торы, Талмуда и других книгах раввинистической литературы. Термином галаха называют также законо-

ведческие тексты Талмуда и всю законоведческую литературу.

Галут — букв. “Изгнание” (евреев из Земли Израиля). Ситуация, при которой большинство евреев проживает вне Земли; также еврейские общины диаспоры. Понятие галут имеет философский смысл, указывая на ущербное, косное состояние мира и человечества.

Гои — дословно “народы”, язычники и вообще не-евреи.    ,

Девятое Ава — самый траурный день еврейского календаря — дата разрушения Первого и Второго Храмов, изгнания евреев из Испании и иных трагических событий. Девятое Ава — строжайший пост, продолжающийся целые сутки и требующий отказа не только от еды и питья, но и от ношения кожаной обуви и всех земных удовольствий. В этот день в синагогах читают, сидя на земле, Эйха (Плач Иеремии) и покаянные молитвы — “киннот”. Девять предшествующих дней проходят в трауре и воздержании от мяса, вина и всяческих увеселений.

10 тевета — памятный день, который наступает спустя неделю после окончания Хануки. В этот день более двух с половиной тысяч лет назад армия вавилонского царя Навуходоносора начала осаду Иерусалима. Осада завершилась захватом города и его разрушением, сожжением Храма и изгнанием евреев в Вавилон. Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений.

Йешива — традиционное еврейское религиозное учебное заведение для мужчин. Обучение, обычно совмещенное с проживанием в йешиве, не преследует конкретных практических целей и может продолжаться с тринадцатилетнего возраста и до женитьбы.

Йом-Киппур — День Искупления, или Судный День. Празднуется десятого тишрей. Один из важнейших еврейских праздников, день, когда можно изменить приговор, вынесенный в Рош га-Шана. Особенностью Йом-Киппура являются “шесть аскез” — воздержание от еды и питья, мытья, использования косметики, ношения кожаной обуви и супружеских отно

шений, а также строгий запрет заниматься какой-ли-бо работой. Молитва в Йом-Киппур продолжается весь вечер и весь последующий день до наступления темноты; к четырем праздничным молитвам добавляется пятая — Нейла. Нейла — “запирание” Врат — особая, пятая молитва, завершающая богослужение в Йом-Киппур. Так как во время неилы человеку представляется особая возможность изменить предначертание грядущего года к лучшему, эту молитву произносят с особым воодушевлением. Йом-Киппур, последний из Грозных дней, на исходе его трубят в шофар.

Избавление — ивр. “геула” — приход Мессии, возвращение еврейского народа в Святую Землю и восстановление Иерусалимского Храма. Избавление знаменуется проявлением святости, сокрытой в мироздании и торжеством совершенного добра, а также вознесением косной материи до уровня духа.

Киддуш — ивр. “Освящение” — благословение субботы или праздника, произносящееся дважды в день, вечером и утром, над бокалом вина или двумя хлебами. Киддуш открывает субботнюю или праздничную трапезу.

Лаг ба-Омер — тридцать третий (день) Омера, периода между Песах и Шавуот, предназначенного для духовного самосовершенствования и отмеченного элементами траура. В этот день прекратилась эпидемия среди учеников рабби Акивы, а рабби Шимон бар Йохаи, создатель книги Зогар, освободился от оков этого мира. На Лаг ба-Омер принято жечь костры и стрелять из луков.

Левиты — потомки колена Леви, служивших в Иерусалимском Храме.

Мезуза — прикрепляемый к косяку двери футляр с пергаментным свитком с написанным особым образом отрывком из Торы: словами Шма Исраэль, которые помещаются также и в тфиллин.

Менора — светильник с семью ветвями, относящийся к священной утвари Храма.

Миква — бассейн для ритуального омовения, наполненный водой естественного источника и отвечающий строгим религиозным предписаниям.

Милостыня — ивр. “цдака”, благотворительность, согласно иудаизму — одна из главнейших этических обязанностей. Слово “цдака” происходит от корня “цедек”, справедливость. Каждый еврей обязан отделять на милостыню некоторую (от одной десятой до одной пятой) часть своего дохода.

Минха — послеполуденная молитва, которую произносят в светлое время дня, от часа пополудни и до заката.

Миньян — букв, “кворум”, десять взрослых мужчин, необходимых для проведения коллективной молитвы.

Песах — Пасха, время Исхода из Египта. Один из важнейших еврейских праздников, справляется на протяжении семи дней весеннего месяца Нисан. На протяжении всех пасхальных дней запрещено не только употреблять, но даже владеть какими-либо продуктами из основных видов злаков, кроме опресноков

— мацы. В первые два вечера Песах (в Земле Израиля — только в первый вечер) устраивается особая ритуальная трапеза — пасхальный Седер.

Пурим — праздник, установленный в связи с избавлением от неминуемой гибели евреев Вавилонии во времена царя Ахашвероша (период вавилонского изгнания). Пурим — самый веселый из еврейских праздников. В этот день принято посылать яства друзьям и раздавать подарки беднякам, устраивать театрализованные представления и веселые застолья.

Рае; рабби — титул, во времена Талмуда обозначавший непосредственное полноценное участие его обладателя в непрерывной цепи передачи духовной традиции, а впоследствии ставший, по сути, ученой степенью, позволяющей ее обладателю принимать решения в области галахи. В Европе рав являлся официальным главой общины и обладал чрезвычайно широкими полномочиями.

Раскаяние — ивр. “тшува”, одна из важнейших морально-этических категорий иудаизма. Для перевода этого понятия не существует адекватного русского термина, слова “возвращение” или “ответ” лишь весьма приблизительно передают его суть. Тшува по

нимается как всеобъемлющее духовное преображение личности, охватывающее не только ее настоящее, но и прошлое, и будущее.

Рош га-Шана — “Начало года”, еврейский новый год, который празднуется первого и второго тишрей. Согласно традиции, в Рош га-Шана записывается в Книгу Жизни судьба всего мира и каждого отдельного человека в наступающем году. Главная заповедь праздника — слушать трубные звуки шофара. Рош га-Шана, Иом-Киппур и дни между ними (3-9 тишрей), когда определяется предначертание грядущего года, называются Грозными Днями.

Симхат Тора — девятый (в Земле Израиля — восьмой) день праздника Суккот, завершение годового цикла чтения Торы и начало нового цикла (в диаспоре Симхат Тора празднуется на дополнительный, девятый день).

Седер — ритуальная трапеза в первые два (в Земле Израиля — только в первый) вечера Песах. Участники Седера, возлежащие на подушках в знак освобождения от рабства, должны выпить не менее четырех бокалов вина, отведать символических яств и прочитать Агаду — сборник библейских и талмудических рассказов об Исходе из Египта.

17 Таммуза — пост. Талмуд (Таанит, 26) перечисляет пять несчастий, случившихся в этот день: были разбиты первые скрижали; при разрушении Первого Храма прекратились ежедневные жертвоприношения; в дни разрушения Второго Храма были пробиты стены Иерусалима; злодей Апустамус сжег Тору; в Святилище бьй1 помещен идол.

Сукка — шалаш, в котором заповедано находиться семь дней праздника Суккот. Талмудические установления четко регламентируют устройство и размеры суши, а также соответствующие строительные материалы.

Суккот — “Кущи”; осенний праздник, длящийся семь дней, с 15 по 21 тишрей. Основные заповеди праздника — пребывание в сукке и благословение четырех видов растений. В седьмой день Суккот, называемый Гашана Рабба, обходя синагогу по кругу, про

износят специальные молитвы о спасении; в восьмой день Суккот — самостоятельный праздник Шмини Ацерет. Лулав и трог; арба миним — “четыре вида” растений — принято благословлять (“воздевать”) в праздник Суккот: лулав — пальмовая ветвь; этрог — цитрон, мирт и ива. Благословение “четырех видов” совершается на протяжении всех семи дней Суккот и является необходимым элементом праздничного ритуала.

Талит — молитвенное облачение; четырехугольное шерстяное или шелковое покрывало с вытканными по бокам полосами, обычно черного или синего цвета. В отверстия по краям талита вставляются “кисти видения” — цицит. Талит надевают только мужчины, ежедневно во время утренней молитвы, и на весь день, начиная с вечера, в Йом-Киппур.

Талмуд — букв. “Учение”; свод правовых и морально-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гм ару как единое целое. Талмуд включает дискуссии, которые велись законоучителями Земли Израиля и Вавилонии на протяжении восьми столетий, и является основным источником Устной Торы. Различается Вавилонский и Иерусалимский Талмуд; первый из них, обладающий большим авторитетом, является основным предметом изучения в йе-шивах.

Танах — собственно Библия, аббревиатура названий разделов еврейского канона Библии: Тора, Неви-им, Ктувим — Тора, Пророки, Писания.

Таннаи — еврейские законоучители, авторы текстов Мишны и Барайты, жили в Иудее в первые века нашей эры (до составления Мишны в 3 в. н.э.).

Тора — букв. “Учение”; Божественное Откровение, дарованное народу Израиля. Различается Письменная Тора — Пятикнижие (иногда так в расширительном смысле называется весь Танах) и Устная Тора — вся совокупность еврейской традиции, от древнейших времен, до последних нововведений. В Талмуде говорится: “Даже то, что продвинутый ученик отвечает своему учителю, получил Моше на горе Си-

Ту би-шват — пятнадцатый день месяца шват, приходящийся на январь — февраль, новый год фруктовых деревьев и срок исполнения различных заповедей и ритуалов, связанных с приношениями в Храме.

Тфиллин — написанные на пергаменте отрывки из Торы, помещенные в коробочки, выделанные из кожи. Тфилшн прикрепляются к голове и левой руке, напротив сердца, при помощи кожаных ремешков, продетых через основания коробочек. Обычно тфиллин накладывают во время утренней молитвы, хотя при необходимости это можно проделывать до заката. Наложение тфиллин считается одной из важнейших заповедей, наряду с обрезанием (брит мила) и соблюдением субботы.

Хазан — ведущий общественной молитвы в минья-

не.

Ханука — праздник в честь победы евреев под предводительством рода Хасмонеев над эллинистической империей в 164 г. до н.э. Начинается 25 кислева и празднуется в течение восьми дней. Главный обычай Хануки — ежевечернее зажигание свечей: одной в первый день, двух во второй, и так далее.

Хахам — букв, “мудрец”; титул духовного наставника и рава в восточных общинах.

Хупа — балдахин, под которым проводится свадебная церемония. Хупа символизирует домашний кров.

Цицит — кисти из шерстяных тканей, прикрепляемые к углам талита или талит-катана, призванные напоминать о Божественных заповедях. Кисти поло-жено вдевать в края четырехугольного одеяния, поэ-тому религиозные евреи носят под рубашкой или верхней одеждой т. н. малый талит с кистями — ии-цит.

Шавуот — праздник первых плодов, день дарования Торы на Синае. В первую ночь Шавуот принято бодрствовать, изучая Писание. Шавуот празднуется в начале лета, шестого и седьмого Сивана.

Шахарит — букв. “Утренняя”; самая продолжительная из трех ежедневных молитв. Шахарит произносится с рассвета до середины предполуденного вре

мени; при необходимости может совершаться до полудня.

Шма Исраэль — “Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь Один!” (Вт. 6:4); своего рода “символ веры” иудаизма. Слова Шма Исраэль и связанные с ними отрывки из Торы являются кульминацией утренней (шахарит) и вечерней (арвит) молитв, их произносят перед отходом ко сну и в смертный час.

Шмоне Эсре — “Восемнадцать” (благословений); основная формализованная молитва, которую произносят трижды в день.

Шофар — бараний или козий рог, в который трубят в Рош ?а-Шана и на исходе Йом-Киппура. Согласно преданию, звук Великого июфара, сделанного из рога барана, принесенного в жертву вместо Ицхака, возвестит о приходе Мессии.

Шхина — букв. “Присутствие” Бога — Шхина, своего рода коллективная душа еврейского народа, вместе с ним отправляется в изгнание-галиот, но вечно стремится к возвращению в Святую Землю.