Месяц Ав

МЕСЯЦ АВ

С наступлением месяца ав не посещают никаких увеселительных мероприятий. И само собой разумеется, что запрещается устраивать какие-либо празднества. Даже если происходит какое-то радостное событие, нельзя слишком открыто предаваться веселью. Следует по возможности максимально умерить свою радость.

Так, не следует начинать строительство, предназначенное исключительно для радости, например, строить дом к свадьбе сына или здание, украшенное барельефом и строящееся лишь для красоты. Но если необходимо починить стену, которая может обрушиться, то еделать это разрешается, даже если стену чинят к свадьбе сына. Это разрешается делать даже в том случае, когда опасность не столь очевидна. Например, если человек хочет огородить свой двор, чтобы туда не заходили посторонние, ему разрешено это сделать. Ведь если он не сделает этого вовремя, ему может быть нанесен ущерб: стена может рухнуть, и тогда придется истратить гораздо больше средств на постройку новой. Позволено чинить крышу даже в том случае, если комната нужна для свадьбы сына. Объясняется это тем, что починка крыши не доставляет хозяину удовольствия или радости.

Если еврей заключил договор с неевреем о том, что последний должен отремонтировать его дом до 1-го ава, но нееврей не успевает это сделать, ему разрешается закончить работу, поскольку договор был заключен ранее. При этом, если еврей готов заплатить нееврею за то, чтобы тот закончил работу после Тиша беав, то он заслуживает благословения.

Если человек начал строительство до 1-го ава и оно может пострадать от отсрочки до окончания поста, разрешается нанять нееврея для завершения работы.

Если необходимо построить дом, чтобы исполнить заповедь, то это разрешается.

То же самое относится и к синагоге - ее можно начать строить даже в первый день месяца ав.

Запрещается сажать деревья просто так, для удовольствия, - например, ради отдыха в их тени.

Запрещено справлять свадьбы между Семнадцатым тамуза и Тиша беав. При этом обручение можно совершать даже в самый день Тиша беав.

Хотя человеку, не имеющему ни жены, ни детей, разрешается строить дом, но, согласно обычаю, в эти дни не женятся, ибо этот период не несет на себе печати благословения.

В этот период запрещено также играть на музыкальных инструментах.

Если день обрезания младенца приходится на один из первых девяти дней месяца ав, отцу ребенка разрешается надеть субботние одежды. Субботние одежды могут надеть также моэль (тот, кто производит обрезание) и сандак (человек, который во время обрезания держит ребенка на коленях).

Тому, кто собирается жениться, разрешается в эти дни готовить себе свадебную одежду в том случае, если у него до сих пор не было жены и детей. Если же он уже исполнил заповедь "плодитесь и размножайтесь", ему это запрещено.

С 1-го ава по Тиша беав запрещено носить новую или свежевыстиранную одежду. Даже если у человека есть всего одна сорочка, ему запрещается стирать ее в эти дни. После 1-го ава запрещено стирать даже простыни, полотенца и скатерти. Запрещено также отдавать их в стирку неевреям. Этот запрет относится к тому, кто намеревается пользоваться вышеназванными предметами в течение этой недели. Однако в четверг позволительно стирать одежду к субботе. Это относится также к полотенцам и другим вещам, которые необходимы в субботу.

Разрешается стирать детские вещи, но лучше стирать их так, чтобы это никому не бросалось в глаза. Тому, кто собирается в путешествие, разрешается выстирать одежду даже на несколько недель вперед. Раз он собрался уезжать, он не может дожидаться, пока, минует Тиша беав. Однако, коль скоро у него есть возможность отдать одежду в стирку нееврею, ему запрещается стирать ее самому. Некоторые авторитеты считают, что отправляющемуся в путь позволительно стирать только то, что понадобится ему в эту неделю.

Женщине, которая отсчитывает семь чистых дней (перед тем, как окунуться в воды миквэ), разрешается надевать чистое белье, поскольку она делает это во имя исполнения заповеди. Однако в самый день Тиша беав надевать чистое белье запрещается. При этом женщине следует очень тщательно выбирать белье, чтобы на нем не было пятен крови.

Существует хороший обычай воздерживаться от супружеской близости в течение недели, на которую выпадает Тиша беав.

Между Семнадцатым тамуза и Тиша беав нельзя стричься. Человеку, заканчивающему тридцатидневный траур в период между Семнадцатым тамуза и Тиша беав, разрешается постричься. Нельзя стричь детей в течение недели, на которую приходится Тиша беав.

Некоторые соблюдают строгий обычай не мыться в течение первых девяти дней месяца ав. Однако, тот, кто каждую пятницу совершает омовение в миквэ в честь субботы, может делать это и в период между Семнадцатым тамуза и Тиша беав.

Существует обычай не есть мяса в первые девять дней месяца ав. Многие не едят мяса в ту неделю, на которую выпадает Тиша беав. Однако многие не едят мяса, начиная уже с Семнадцатого тамуза. Мясо запрещается есть потому, что оно вызывает у человека веселье. Люди, перестающие есть мясо Семнадцатого тамуза, поступают так потому, что в книге пророка Даниэля сказано: "В эти дни я, Даниэль, был в трауре три недели. Вкусного хлеба я не ел, мяса и вина не пробовали уста мои" (Даниэль, 10:2,3).  Даниэль говорит о трех неделях между Семнадцатым тамуза и Тиша беав, именно поэтому он не пил вина и не ел мяса. Хотя в этот период не едят мясо, исключение делается для новомесячья (рош ходеш) и субботы.

Хорошим обычаем является не произносить в период между Семнадцатым тамуза и Тиша беав благословение "Шеэхеяну" ("Который дал нам жизнь"). Его обычно произносят над фруктами, которых еще не ели в этом году, или над новой одеждой. Этим благословением мы благодарим Всевышнего за то, что Он "даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам до-

жить до этого времени". Однако период между Семнадцатым тамуза и Тиша беав - пора скорби. Но если надо выкупить первенца, то отец, конечно, может произнести "Шеэхеяну", не откладывая исполнения заповеди до исхода Тиша беав. Некоторые авторитеты полагают, что "Шеэхеяну" можно произносить и в субботу.

Не следует надевать в эти дни новый талит, поскольку нельзя произнести над ним "Шеэхеяну". Не принято произносить благословение нового месяца вплоть до исхода Тиша беав.

Если к началу месяца ав у еврея есть тяжба с неевреем, надо постараться отложить ее. Этот месяц очень неблагоприятен для Израиля, и весьма возможно, что нееврей выиграет процесс.

Мы соблюдаем все эти обычаи в три недели, начинающиеся Семнадцатого тамуза и заканчивающиеся Девятого ава, потому, что в этот период мы должны отказаться от каких бы то ни было удовольствий и развлечений, прочувствовать свое горе во всем - в еде, в одежде, в повседневной жизни, ибо мы скорбим о разрушении Храма и всех прочих несчастьях, постигших наш народ в эти дни. Поэтому в период между Семнадцатым тамуза и Тиша беав многие каждый день уделяют определенное время, обычно во второй половине дня, для скорби о разрушенном Храме.