Тиша БеАв

ТИША БЕАВ

В Тиша беав произошло пять великих несчастий.

Первым из них было то, что в этот день нашим предкам было запрещено вступить в Страну Израиля из-за того, что разведчики говорили об этой стране плохо. Накануне Тиша беав сыны Израиля принялись плакать (Бемидбар, 14:1). Всевышний сказал им: "Сегодня плачете вы без причины, но настанет в вашей жизни время, когда вы будете плакать в эту ночь и о Первом, и о Втором Храмах, которые будут разрушены".

Вторым несчастьем, произошедшим в Тиша беав, было падение города Бейтар. Этот большой город был разрушен спустя 52 года после разрушения Иерусалима.

Однажды жители Бейтара пришли в Иерусалим молиться. Богатые иерусалимцы приветствовали их в центре города и обратились к одному из гостей:

- Мы слышали, что ты хочешь поселиться в нашем городе. Если это так, ты получишь все, чего только пожелаешь!

- Мне нравится жить в своем городе, - отвечал гость.

- Перебравшись сюда, ты достигнешь высокого положения!

- Мне это не нужно.

- Мы слышали, что у тебя в твоем городе есть земля и что ты намерен продать ее. За сколько ты бы продал нам свою землю?

- Я вовсе не собираюсь продавать свою землю.

- Но ведь ты собирался ее продать!

Затем они составили купчую на землю этого человека, и нашлись свидетели, которые подписали документ. Купчую послали в город, где жил этот человек, и попросили руководителей тамошней общины не пускать хозяина на его поле.

Когда же он возвратился домой, он воскликнул:

- Лучше было мне сломать ногу и не ходить в Иерусалим!

Узнав об этой истории, жители Бейтара говорили:

- Когда же, наконец, будет разрушен Иерусалим? Только тогда мы будем в безопасности от таких коварных людей! И даже если Храм будет разрушен, мы все равно будем довольны!

Когда же Храм и в самом деле был разрушен, они зажгли светильники в знак радости.

Однако ничего хорошего из их радости по поводу разрушения Иерусалима не вышло. Адриан пришел в Бейтар и убил столько народу, что кони римских легионеров погружались в кровь по самую шею. В течение долгого времени Адриан запрещал хоронить убитых жителей Бейтара. В том краю ему принадлежал виноградник площадью в восемнадцать квадратных миль. Из трупов убитых Адриан сложил вокруг своего виноградника ограду. Эта ограда была выше человеческого роста.

Всевышний сделал чудо, и трупы убитых в Бейтаре не разлагались. Вот почему наши мудрецы добавили к благодарственной молитве после еды еще одно благословение: "Владыка добрый и творящий добро". Они благодарили Б-га за то, что Он, будучи добрым, не позволил останкам убитых разлагаться, и за то, что Он сотворил добро, позволив им дождаться погребения.

Одно событие привело к разрушению Бейтара. Вот как это произошло.

В Бейтаре был обычай, что когда в городе рождался ребенок, люди сажали кедровое деревце. Когда ребенок подрастал и достигал брачного возраста, его кедр срубали, чтобы сделать свадебный балдахин (хупу) для жениха и невесты.

Однажды через Бейтар проезжала дочь императора, и у ее повозки сломалась ось. Чтобы сделать новую ось, римляне хотели срубить один из молодых кедров, посаженных по принятому здесь обычаю. Увидев это, евреи напали на римлян. Когда весть о нападении достигла императора, он послал целый легион с приказом разрушить город. Наши мудрецы говорят, что еще семь лет после этого язычники могли удобрять свои сады еврейской кровью...

Третьим великим несчастьем, произошедшим в Тиша беав, было разрушение Храма. Вот как это произошло.

За восемнадцать лет до того, как Первый Храм был разрушен, во дворце Навуходоносора раздался голос с Небес, который произнес:

- Служитель зла, иди и разрушь Святой Храм! Мои дети противятся Моей воле и не слушают голоса Моего!

Но Навуходоносор боялся идти в Иерусалим: "Сдается мне, что еврейский Б-г хочет сделать со мною то же, что Он сделал с моими предками!"

Области Амон и Моав располагаются неподалеку от Иерусалима, но их обитатели были недобрыми соседями для жителей Иерусалима. Они слышали слова пророков о том, что Иерусалиму предстоит быть разрушенным, и направили Навуходоносору послание, в котором говорилось, что настало время напасть на сынов Израиля и захватить их город.

Навуходоносор написал им в ответ: "Я боюсь, что еврейский Б-г разделается со мной, как с отцами моими".

Жители Амона и Моава послали ему новое письмо: "Их Б-г уже не с ними".

"Но Он все еще близко, - отвечал Навуходоносор. - Если они призовут Его, Он откликнется".

"Он очень далеко, - отвечали те. - Они столько грешили, что, даже если позовут, Он не послушает их".

"Но среди них есть праведники. Если позовут праведники, Он услышит их".

"Праведники уже умерли".

"Но грешники среди них могут раскаяться, и тогда их молитвы будут услышаны".

"Настало время, когда они уже не могут вернуться к Нему".

"Сейчас пора дождей. Снег и дождь помешают мне напасть на них".

"Иди по склонам гор, где не так уж много снега".

"Мне негде остановиться там".

"Их кладбища превосходят твой дворец".

Тогда Навуходоносор предался гаданиям, чтобы узнать, будет ли его поход успешным. Он выпустил стрелу в сторону Рима. Стрела не полетела. Тогда он выпустил стрелу в сторону Александрии, и эта стрела тоже не полетела. Наконец, он выпустил стрелу в сторону Иерусалима, и она полетела.

Затем он набрал семян и разбил три грядки. Одну он назвал Римом и посадил семена, но семена не проросли. Он посадил семена в грядку, которую назвал Александрией, но и там они не проросли. Наконец, он посадил семена в грядку, которую назвал Иерусалимом, и семена проросли.

Он зажег светильники в честь Рима, но они не горели. Светильники в честь Александрии тоже не горели. Но когда он зажег светильники в честь Иерусалима, те ярко вспыхнули.

Тем временем пророки говорили сынам Израиля:

- Покайтесь! Б-г гневается на вас и отправит вас в изгнание!

- То, что вы говорите, может, и верно, - отвечали те, - но это случится еще очень нескоро.

В конце концов Навуходоносор решился напасть на сынов Израиля. Он остался в своем лагере в Антиохии и послал вперед своего полководца Невузарадана с тремя сотнями ослов, которые везли топоры, выкованные из самой твердой стали. Сталь была так хорошо закалена, что топоры эти могли рассекать даже железо. Невузарадан хотел прорубить ими ворота Иерусалима, но топоры ломались при первой же попытке. Однако и ворота сильно пострадали. Невузарадан осаждал Иерусалим три с половиной года, но так и не мог взять город. Он был готов уже вернуться домой, когда Всевышний внушил ему мысль измерить высоту городской стены. И тут Невузарадан обнаружил, что каждый день стена становится ниже на две с половиной ладони. В конце концов стена полностью сровнялась с землей.

Голос с Небес возвестил: "Теперь пора захватить Иерусалим. Пришло время быть ему разрушенным. Храм должен быть уничтожен, а Святая Святых - сожжена".

У Невузарадана был с собой один из его топоров. При первом же ударе ворота раскололись, и нападавшие ворвались в город. Невузарадан убил множество евреев, укрывшихся в городе в поисках убежища.

Сыны Израиля совершили семь грехов, убив пророка Зхарью, сына Йегояда (Диврей гаямим II, 24:21). Невузарадан вошел в Храм в седьмой день месяца ав. Его люди ели, пили и бесчинствовали там до девятого ава. К вечеру они подожгли Храм. Он горел до конца десятого ава.

Поэтому раби Йоханан сказал, что, будь его воля, он постановил бы поститься десятого ава.

Когда враги разрушали Храм, молодые священники взобрались на крышу Святая Святых, взяв с собой ключи от Храма. "Владыка мира, -сказали они, - отныне мы лишены чести заботиться о Твоем Храме. Возьми же ключи от него!" С этими словами они бросили ключи ввысь и увидели руку, которая спустилась с небес и подхватила эти ключи. И тогда юные священники бросились с крыши вниз, в пламя...

У них были веские основания забрать ключи и бросить их в небеса. С того момента, как Храм был разрушен, ключи не были более нужны. Но враги наши были бессильны сделать что-либо с воротами Храма, ибо ворота были поглощены землей. И вот, когда юные священники увидели, как ворота Храма уходят под землю и враги ничего не могут поделать, они и бросили ключи в небо.

Тем временем ангелы стали говорить Б-гу:

- Справедливо ли это, что злодей будет похвалиться и говорить: "Это я сжег Храм Б-га!"?

И приказал Всевышний, чтобы сошел с небес огонь и поглотил Храм.

Б-г призвал ангелов Михаэля и Гавриэля и спросил их:

- Кого любите вы больше всех?

- Народ Израиля, - отвечали они.

- А после народа Израиля?

- Храм.

Всевышний взял с них клятву сжечь Храм. Михаэль взял два факела и дал их Гавриэлю, который спустился на землю, чтобы исполнить повеление Всевышнего.

Раби Йегошуа говорит, что шесть месяцев пылали угли в руке Гавриэля: он ждал, что сыны Израиля раскаются. За это время угли слегка остыли. Если бы они не остыли, от сынов Израиля не осталось бы и следа.

За это Гавриэль был наказан. Он получил шестьдесят ударов огненной плетью.

- Если бы ты нарушил приказание Владыки твоего и вовсе не сжег Храм, ты не понес бы наказания, - сказали ему. - Но ты исполнил волю Г-спода и наслал на Храм огонь. Почему же ты остудил пламя? Ты виновен также и в том, что солгал. Ты сказал своему Создателю: "Я сделал все, что Ты повелел мне". Тебе не следовало быть дурным вестником.

Так Гавриэль был лишен своего почетного места. Его место занял другой ангел - ангел, хранивший персов. Этот ангел занимал место Гавриэля одиннадцать дней.

Пока Гавриэль был наказан, этот ангел попросил у Б-га разрешения обложить сынов Израиля данью. Разрешение было ему дано. Тогда он попросил разрешение обложить данью изу-чающих Тору, и Всевышний готов был уже дать ему такое разрешение. Но тут Гавриэль заговорил со своего места:

- Будет ли это хорошо в глазах Твоих обло-жить данью изучающих Тору, в то время как даже жены их не спят ночами, чтобы мужья их могли изучать Тору?

Всевышний, однако, не обратил внимания на его слова. Тогда Гавриэль сказал:

- Владыка Вселенной, если Ты положишь все народы мира на одну чашу весов, а Дани-эля на другую, его праведность будет больше.

Спросил Всевышний:

- Кто это говорит хорошее о Моем народе?

- Это Гавриэль, - отвечало небесное воинство.

Тогда Всевышний приказал вернуть Гавриэлю его прежнее место. Когда Гавриэль увидел, что ангелы несут приказ об обложении данью изучающих Тору, он попытался проглотить этот приказ, повредив тем самым подпись... Поэтому в эпоху персидского владычества одни еврей-ские ученые, которые изучали Тору, платили дань, а другие ее не платили.

Когда Храм был разрушен, Б-жественное Присутствие перемещалось с места на место, чтобы сыны Израиля могли увидеть, как оно уходит, и покаялись. В конце концов Б-жественное Присутствие остановилось на Масличной горе. Каждый день раздавался там голос с Небес: "Покайтесь, и Я вернусь на Мое место!" Однако сыны Израиля не обращали на это внимания и не покаялись. Поэтому Навуходоносор и получил возможность сжечь Храм и изгнать нас из нашей страны.

Три приказа отдал Навуходоносор Невузарадану.

Первый приказ гласил: не причинять зла пророку Ирмеягу и обращаться с ним хорошо. Ирмеягу увидел группу юношей в оковах и присоединился к ним. Невузарадан отделил его от них.

Тогда Ирмеягу увидел группу старцев в цепях и примкнул к ним, но Невузарадан опять освободил его.

Сказал Невузарадан Ирмеягу:

- Одно из трех должно быть верно. Первое: быть может, ты - лжепророк. Ведь ты же предсказывал, что все эти беды произойдут, а люди не слушали тебя. Почему же ты так печалишься об этом? Второе: быть может, страдание ничего не значит для тебя. Я не хочу причинять тебе вреда, а ты сам надеваешь на себя их оковы. И третье: быть может, ты - убийца. Царь приказал мне обращаться с тобой почти-тельно, а ты поступаешь таким образом. Ведь если царь увидит тебя в цепях, он убьет меня!

Наконец Всевышний сказал Ирмеягу:

- Если ты желаешь идти с ними, Я останусь здесь. Если же ты желаешь остаться здесь, Я пойду с ними.

- Что могу я сделать для них? - отвечал Ирмеягу. - Лучше Ты иди с ними, а я останусь здесь.

Вернувшись, Ирмеягу увидел отсеченные пальцы, куски рук и ног, валявшиеся на земле. Он подобрал их, поцеловал и спрятал у себя на груди. "Дети мои, - сказал он. - Разве не пре-дупреждал я вас? Разве не призывал я вас покаяться прежде, чем придет враг и изгонит вас из вашей страны?"

Второй приказ Навуходоносора Невузарадану гласил: "Ты должен понять Б-га этого народа. Если они покаются и станут молиться Ему, Он услышит их и пожалеет о причиненном им зле, и тогда мы вновь будем ввергнуты в прах. По-этому не давай им молиться. Если ты заметишь, что кто-то из них отстает, чтобы помолиться, изруби его в куски. Другие увидят это и будут бояться. Не давай им останавливаться  пока не покинут они пределов Святой Земли и не переправятся через Евфрат. Только после того, как перейдут они Евфрат, можешь дать им время на отдых. Когда покинут они пределы своей страны, это будет знак, что Б-г отвернулся от них.

Так вавилоняне не давали сынам Израиля ни минуты на отдых, чтобы тем некогда было молиться Б-гу. Это и имеется в виду в словах: "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали" (Тегилим, 137:1). Говорили сыны Израиля: "Пока не дошли мы до рек Вавилонских, не было у нас ни минуты, чтобы сесть и плакать, но, добравшись сюда, смогли сесть, плакать и молиться". Тогда спустился к ним Б-г с ангелами и поднял их ношу. И казалось сынам Израиля, словно и не было у них никакой ноши.

Третий приказ, данный Навуходоносором Невузарадану, был таков: "Б-г этого народа ненавидит разврат. Следи за тем, чтобы наши люди не притронулись ни к одной из замужних женщин. Дай им строгий приказ даже близко не подходить к женам евреев. Иначе их Б-г перестанет гневаться на них и разгневается на нас".

Прослышав, что вавилоняне не трогают замужних женщин, еврейские женщины придумали план: каждая из незамужних должна была пойти к одному из мужчин и просить, чтобы взял он ее в свой дом и сделал своей женой:

"Нам не нужно, чтобы ты содержал нас. Мы будем есть свой хлеб и пить свою воду. Нам нужно только, чтобы ты дал нам свое имя". Поэтому сказано: "И ухватятся в тот день семь женщин за одного мужчину, и скажут: Свой хлеб будем есть, и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, -сними с нас позор наш" (Йешаягу, 4:1).

План этот удался. Всего три незамужних женщины осталось в Израиле, и женщины эти были обесчещены. Об этом и говорится в Писании: "Жен бесчестят на Сионе, девиц - в городах Иудеи" (Эйха, 5:11).

Только Всевышний может помиловать народ. Обычно, наказывая человека, Б-г не насылает на него одно несчастье за другим. Однако так бывает в тех случаях, когда Б-г не проявляет долготерпения и карает человека сразу. Если же Он дает человеку достаточно времени, чтобы раскаяться, но тот не кается, то, когда "мера переполнена", Б-г насылает на него одну беду за другой. Прежде, чем человек успеет позабыть одну кару, Он посылает ему новую.

Вот что произошло, когда Первый Храм был разрушен. Прежде всего Навуходоносор отправил в изгнание царя Йегояхина и вместе с ним всех величайших мудрецов Страны Израиля (Млахим II, 24:12). Затем он вывез сокровища Храма и отправил в изгнание народ Израиля, оставив в Иерусалиме одних бедняков и посадив на царский трон Цидкиягу вместо Йегояхина (Млахим II, 24:13-17). Спустя одиннадцать с половиной лет Навуходоносор возвратился и сжег Святой Храм, изгнав сынов Израиля и сметя, словно жесткой метлой, все, что было в Стране Израиля, оставив лишь землепашцев и виноградарей. Правителем над ними он поставил Гдалью, сына Ахикама (Млахим II, 25:22).

Таким образом, было два изгнания - первое, когда были изгнаны царь Йегояхин, мудрецы и знатные люди, и второе, через одиннадцать лет, когда было изгнано большинство народа.

Когда сыны Израиля, изгнанные во второй раз, пришли в Вавилон, жертвы первого изгнания против своей воли вышли приветствовать царя и славить его. Они надели белые одежды в знак радости, однако скрыли под ними черные одежды.

У многих из тех, кто был изгнан в первый раз, оставались на родине родители, дети, братья. Сейчас они расспрашивали о судьбе своих близких. Ответы были ужасные: этот умер от голода, тот погиб от меча. Сыны Израиля вслух славили царя, но в душе проклинали его.

Ранее, когда Невузарадан вошел в Храм, он увидел на полу большую лужу крови. Кровь кипела и пенилась, словно живая. Невузарадану сказали, что это кровь пророка Зхарьи, сына Йегояда. Военачальник Навуходоносора пытался остудить эту кипящую кровь, убивая над нею десятки тысяч людей. Он надеялся разбавить эту кровь, чтобы она перестала кипеть, однако все его усилия были тщетны.

Тогда Невузарадан подумал: "Все это произошло из-за крови одного человека? Они убили пророка Зхарью, его кровь кипела здесь столько лет, и земля не поглотила этот народ? Я убил многие тысячи людей. Что же будет со мною?"

С этими мыслями излил он свое сердце пред Б-гом и раскаялся. Он бежал далеко от своего царя и принял иудаизм.

Когда сыны Израиля были уведены в вавилонский плен, вместе с ними были уведены птицы и рыбы. В течение пятидесяти двух лет ни одна птица не показывалась в Стране Израиля. И потому написано: "От птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли" (Ирмеягу, 9:9).

Семьсот видов рыб и восемьсот разновидностей птиц ушли с изгнанниками в Вавилон.

Семь лет оставалась Страна Израиля сожженной солью и серой: "Сера и соль, пожарище -вся страна" (Дварим, 29:22). Границы Святой Земли можно было видеть совершенно отчетливо. С одной стороны границы языческие народы собирали обильный урожай, с другой же поля были опустошены и сожжены.

Однажды некий человек хотел вспахать участок земли. Плуг вгрызался в землю, комья рассыпались в стороны, и один комок упал пахарю на руку. Рука его отсохла.

Много лет спустя, когда сыны Израиля вернулись на родину, с ними вернулись все птицы и рыбы, кроме одной - "испанского тунца". У этой рыбы был мягкий позвоночник. Из-за того, что Святая Земля расположена высоко, эта рыба не могла плыть вверх по течению, чтобы вернуться туда.

Вавилонское изгнание было тяжелее египетского. В Египте сыны Израиля не были привычны к роскоши и справлялись во всеми невзгодами и тяжелой работой. Однако за годы, предшествовавшие вавилонскому плену, сыны Израиля успели привыкнуть к хорошей жизни, и им очень трудно было мириться с тяготами изгнания.

Во время этого изгнания даже ангелы плакали о судьбе сынов Израиля. И в Писании сказано: "Вот, ангелы их кричат на улицах, ангелы мира горько плачут" (Йешаягу, 33:7). Ангелы стенали на улицах и горько плакали, видя мучения сынов Израиля, успевших привыкнуть к хорошей жизни. Люди, еще недавно жившие в роскоши, ходили теперь со связанными за спиной руками, закованные в цепи. Они думали, что Б-г окончательно их покинул, расторгнув Свой союз с еврейским народом.

В это время Всевышний призвал все небесное воинство и всех ангелов и сказал: "Что могу Я сделать для возлюбленных детей Моих? Они в изгнании, а Я здесь. Давайте спустимся на землю и будем в изгнании вместе с ними!"

Когда Всевышний нисходил к Вавилону, Он отворил небеса и пророческий дух коснулся Йехезкеля. Тогда Йехезкель увидел Б-га и Его свиту.

Пророк Йехезкель рассказал народу о том, что видел, но люди ему не поверили. В конце концов ему удалось убедить сынов Израиля, и их охватила радость. Раз Б-г снова был с ними, они более не чувствовали себя изгнанниками. В их сердцах возгорелась любовь к Б-гу, и они готовы были отдать за Него жизнь.

Четвертое несчастье, произошедшее с нашими отцами в Тиша беав, - разрушение Второго Храма.