Четыре поста

ЧЕТЫРЕ ПОСТА

Поэтому мудрецы того поколения постановили, чтобы в два эти дня - Семнадцатого тамуза и Девятого ава мы постились.

Днями поста они объявили также день, следующий за Рош-Ашана и Десятое тевета.

Обо всех этих постах говорит пророк: "Пост четвертого [месяца], и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будут для дома Йегуды радостью и весельем..." (Зхарья, 8:19).

Когда Второй Храм достраивался, пророк спросил Г-спода - когда строительство будет завершено, придется ли евреям по-прежнему поститься и плакать в эти дни? Всевышний ответил, что когда Храм будет построен, дни эти станут днями веселья.

Писание упоминает четыре поста: пост четвертого месяца, то есть Семнадцатое тамуза (тамуз - четвертый месяц года, если считать с нисана); пост пятого месяца, то есть Тиша беав; пост седьмого месяца, то есть Пост Гдальи, приходящийся на 3-й день месяца тишрей, и наконец, пост десятого месяца, Десятое тевета. Когда Храм будет восстановлен, все эти дни вновь станут днями веселья и радости.

Следующий за Рош-Ашана день объявлен постом потому, что в Рош-Ашана Ишмаэль, сын Нетаньи убил Гдалью, сына Ахикама.

Когда Навуходоносор отправил сынов Израиля в изгнание, он оставил в Иерусалиме некоторое количество людей и поставил над ними начальником Гдалью, сына Ахикама. Узнав о том, что Навуходоносор назначил Гдалью начальником над ними, злодеи и среди них Ишмаэль, сын Нетаньи, и его приспешники, пришли к Гдалье, и тот поклялся им, что им нечего бояться Навуходоносора и что они будут жить в мире. Тогда Йоханан, сын Кореяха, и все высокопоставленные люди пришли к Гдалье и сказали:

- Царь Амона послал Ишмаэля, сына Нетаньи, чтобы убить тебя.

Гдалья им не поверил. Но Йоханан сказал ему:

- Убей Ишмаэля.

- Я не стану ничего делать, - отвечал Гдалья. - Ты говоришь о нем неправду.

Тогда Ишмаэль, сын Нетаньи, и его приспешники убили Гдалью, сына Ахикама, и всех, кто был с ним. После этого они бежали в Египет из страха перед Навуходоносором, ибо их поступок выглядел мятежом против него (Млахим II, 25:23-26; Ирмеягу, 40:13-41:15).

Вот почему наши мудрецы установили этот пост наравне с другими. Отсюда следует, что гибель праведника равнозначна разрушению Святого Храма.

Правда, однако, и то, что, если бы мы постились по случаю гибели каждого праведника, то нам пришлось бы поститься круглый год. Но убийство Гдальи произошло в Рош-Ашана. Вместо того, чтобы каяться в содеянных грехах, Ишмаэль совершил убийство и тем самым навлек на народ Израиля новые беды. Останься Гдалья в живых, мы могли бы долго жить в мире, ибо Навуходоносор пообещал, что даст ему жить спокойно. Эта беда была послана за наши грехи. Поэтому наши мудрецы постановили поститься в этот день, чтобы мы поняли: смерть праведника подобна разрушению Храма.

Считается, что для Всевышнего смерть праведника - то же самое, что все 98 проклятий, перечисленных в главе Торы "Ки таво" (Дварим, 28:15-68). В этой главе сказано: "Обрушит Б-г на тебя и на потомство твое удары необычайные" (Дварим, 28:59). Когда же Храм был разрушен, говорит Тора, Иерусалим "необычайно унизился" (Эйха, 1:9). Слово тшаим ("необычайно") употреблено здесь во множественном числе (т. е. было не менее двух "необычайностей"). О смерти праведника в Писании приводятся слова Всевышнего: "Еще Я необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно" (Йешаягу, 29:14). И здесь упоминаются три "необычайности" ("необычайно поступлю", "чудно" и "дивно"). Из этого следует, что смерть праведника приравнивается к двум "необычайностям", о которых сказано в книге Эйха в связи с разрушением Храма, и "необычайности", о которой говорится в главе "Ки таво", вместе взятым.

Десятое тевета было объявлено днем поста потому, что в этот день Навуходоносор осадил Иерусалим и вел осаду до тех пор, пока не захватил город.