Молитвы Тиша БеАв

МОЛИТВЫ ТИША БЕАВ

Утром следует отправиться в синагогу, помня о том, как тяжел и скорбен этот день. Не следует ни с кем разговаривать, чтобы не отвлекаться от скорби. Об одном можно говорить в этот день - об изгнании из Иерусалима, о разрушении Храма и о несчастьях, которые выпали на нашу долю.

Во время утренней молитвы не облачаются в талит и не возлагают тфилин. Надевают лишь талит катан, не произнося при этом обычного благословения.

Во время чтения Торы первый из вызванных к свитку произносит благословение, которое говорят, услышав о смерти близкого человека или мудреца: "Барух даян аэмет" ("Благословен Судья праведный"). Затем читают отрывок из книги Дварим (4:25-40):

Когда родятся у тебя дети и внуки и, долго прожив на земле, развратитесь вы и сделаете изваяние какого-либо образа, и сделаете злое в глазах Г-спода, Б-га твоего, досаждая Ему, то призываю я в сеидетели вам сегодня небо и землю, что совергиенно исчезнете вы скоро из страны, в которую переправляетесь через Иордан, чтобы овладеть ею, не продлятся дни ваши на ней, ибо уничтожены вы будете. И рассеет вас Г-сподь среди народов, и останетесь вы малочисленными среди народов, к которым уведет вас Г-сподъ. И будете вы там служить богам, сделанным людскими руками из дерева и камня, которые не видят, и не слышат., и не едят, и не обоняют. И оттуда вы станете искать Г-спода, Б-га твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всей душой твоей. В невзгодах твоих, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и будешь слушаться голоса Его. Ибо милосерден всесильный Г-сподь, Б-г твой, не оставит Он тебя, и не погубит тебя, и не забудет союз с отцами твоими, о котором Он поклялся им. Ибо спроси о временах прежних, что были до тебя, с того дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от края неба до края неба, - было ли что-либо подобное этому великому делу, или слыхано ли подобное этому? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из огня, - как слышал ты, - и остался жив? Или попыталось ли божество прийти и взять себе народ из среды народов испытаниями, знамениями, и чудесами, и войною, и рукою мощною, и мышцею простертою, и страхом великим, как всё, что сделал для вас Г-сподь, Б-г ваш, в Египте на глазах твоих? Тебе дано было видеть, что Г-сподь есть Б-г, нет другого, кроме Него. С небес дал Он тебе услышать Свой голос, чтобы наставлять тебя, а на земле показал тебе великий огонь Свой, и слова Его слышал ты из огня. И потому, что возлюбил Он отцов твоих, избрал Он и потомство их после них, и вывел тебя Сам, великой силой Своей, из Египта, чтобы изгнал ты народы более великие и многочисленные, чем ты, и чтобы привести тебя и отдать тебе страну их в удел, как это и происходит ныне. Познай 7ке сегодня и прими сердцем своим, что Г-сподь есть Б-г, на небе вверху и на земле внизу нет другого. Храни же установления Его и заповеди Его, которые я повелеваю тебе сегодня, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя и чтобы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе на все времена!

После чтения Торы читают отрывок из книг пророков - "Гафтару". "Гафтара" этого дня главы 8-я и 9-я книги Эйха, выражающие скорбь о разрушенном Храме и описывающие начало изгнания.

После утренней молитвы читают кинот. Перед нами проходит картина бедствий и самопожертвования нашего народа во имя Торы от разрушения Первого Храма и до падения Бейтара. Кинот рассказывают о мученической смерти десяти величайших еврейских мудрецов от рук римлян, о гибели трех замечательных еврейских общин - городов Шпайера, Вормса и Майнца - в эпоху крестовых походов. Последняя часть сборника кинот - это поэмы раби Йегуды Галеви о разрушении Храма, проникнутые страстной любовью к Сиону и Стране Израиля. Наиболее знаменитая из них начинается словами: "Сион, неужели безразлична тебе судьба узников твоих?.." После кинот снова читают книгу Эйха.

Вплоть до полудня сидят на земле или на низких скамейках, а во второй половине дня собираются в синагогах для молитвы "Минха", перед которой облачаются в талит и возлагают тфилин.

Если в Тиша беав должна состояться церемония обрезания, ее проводят после утренней молитвы. Поскольку в этот день отцу запрещено пить вино, принято давать каплю вина обрезаемому младенцу. Тем, кто участвует в церемонии обрезания, разрешается одеться понаряднее, однако им не следует надевать белые одежды. Трапезу по случаю обрезания устраивают ночью, после окончания поста.

Мы уже говорили, что Храм был подожжен 9-го ава и продолжал гореть до вечера 10-го ава. Поэтому не едят мяса и не пьют вина до конца следующего дня, 10-го ава.