Йом тов (праздник)

Йом тов (праздник)

Введение

В этой главе мы обсуждаем Алахот лечения в первый день йом това, и (2) существенные облегчения, которые относятся ко второму (а также последнему дням) Йомтова, и к (3) Хол Хамоед.

АЛАХОТ лечения в Йом тов

1. Первый День Йом тов

2. Второй День Йом тов

3. Хол Хамоед. 

1. Первый День Йом тов

Алахот лечения в первый день йом това - точно такие же, как и для Шаббата. Все что запрещено в Шаббат, то же запрещено в Йомтов.

Даже Млахот (39 видов запрещенных работ в Шаббат), как например готовка и переноска, которые разрешены в Йомтов для охель нефеш (т.е., для продовольствия и для определенных физических потребностей) не разрешаются для лечения. Это потому, что человек, получающий лечение, не считается находящимся в «охел нефеш». Еврей не может даже выносить лекарство из эрува в Йомтов (кроме Опасных для жизни ситуаций) .

Например, еврей может вскипятить воду для пищи или питья в Йомтов. Однако, он не может вскипятить воду для того, чтобы простерилизовать иглу, которая нужна для удаления занозы, потому что стерилизование иглы - не рассматриваются «охел нефеш».

С другой стороны, все облегчения, которые разрешены в Шаббат, также разрешаются в Йомтов. Например, в Шаббат, еврей может отвергнуть иссур дерабонан посредством шинуй для человека с Выводящим из строя заболеванием.. То же облегчение разрешается на Йомтов. Поэтому, если еврею нужно пронести лекарство через решут харабим дерабонан (т.е. двор без эрува) в Йомтов, он может нести это посредством шинуй (например, под шляпой).

2. Второй День Йомтов

Второй день Йомтов - Йомтов дерабонан для людей, которые живут за пределами Израиля. Во второй день Йомтов, все запрещения – по дерабонан. Хотя Хазаль требуют, чтобы мы рассматривали второй день Йомтов точно, также как мы рассматриваем первый день, однако они сделали известное исключение относительно лечения.

Во второй день, еврею позволяется отвергнуть любые запрещения Йомтов, которые являются иссур дерабонан, для того, чтобы облегчить даже незначительное недомогание. Например, в первый день Йомтов запрещено, чтобы страдающий аллергией принял противоотечное лекарственное средство, или кто-то другой с легкой головной болью принял бы обезболивающее, или страдающий от изжоги, принял бы антацид (нейтрализующие средства) – все это запрещено. Во второй день Йомтов, все это – разрешено. Даже шинуй – не требуется.

Во второй день Йомтов, страдающий недомоганием может выйти из тхума (Граница Шаббат), чтобы видеть доктора. Он может даже использовать деньги и перемещать другие предметы (мукции), если это необходимо, для того, чтобы получить лекарство от головной боли или легкого недомогания.

Однако, даже во второй день Йомтов, еврею не разрешается отвергнуть иссур деорайта (запрещение Торы) для лечения. Например, ему не позволяется отвезти больного к доктору во второй день Йомтов, за исключением Опасности для жизни. Ему также не позволяется переносить лекарство через решут харабим деорайта, за исключением Опасной для жизни ситуации.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это не включает второй день Рош ха Шана (еврейский новый год). Как первый, так и вторые дни Рошха Шана рассматриваются как один, первый день Йомтов. Ко «Второму дню Йомтов" относятся: второй день Песаха, последний день Песаха, второй день Шавуота, второй и последний дни Суккота (Симхат Тора).

3. Холь а Моед

Много действий, которые запрещаются на Йомтов, также запрещаются на Холь аМоед. Например, любая деятельность, которая не нужна для Холь аМоед – запрещена. Большинство виды ремонтов (восстановления), которые требуют точность профессионала запрещаются в Холь аМоед.

Однако, в Холь аМоед, еврей может выполнить любое действие, связанное с лечением даже незначительных недомоганий - даже процедуры, которые влекли бы нарушение запрещений Торы, если бы выполнялись бы в Шаббат или Йомтов. Например, заполнение Еврейским дантистом зубной полости в Шаббат или Йомтов было бы нарушением запретов Торы. В холь аМоед, любому еврею, который испытывает даже очень незначительную боль от незначительной полости в зубе, разрешается воспользоваться помощью, о которой говорилось выше.

Однако, еврею запрещается использовать вещи по уходу за больных, которые могут быть отложены на после Холь аМоеда. Покажем на примерах:

• Еврей не может запланировать ежегодный визит осмотра к дантисту на Холь аМоед, но он может посетить дантиста, если он испытывает любой дискомфорт или боль.

• Еврей не может планировать свой ежегодный врачебный осмотр (визит врача) в Холь аМоед. Однако, он может к нему пойти по любым медицинским проблемам, с которыми он столкнулся непосредственно в Холь аМоед, или любое состояние, которое, если не вылечить в Хольа Моед, можно ожидать ухудшения в будущем.

• Еврей не может запланировать избирательную хирургию (например, косметическая операция) в Холь аМоед.

• Еврей не может запланировать диагностические скрининги (обследования) - например, анализ крови или процедуры (например, колоноскопию) в Холь аМоед, за исключением медицинских проблем, которые нужно диагностировать.

• Еврей не может запланировать рутинную проверку глаз на Холь аМоед, но может пойти к глазному врачу, если имеет боль или проблемы со зрением.

Хотя еврей не может ремонтировать что-либо у мастера в Хол а Моед, однако, если его очки для глаз сломались, а они ему нужны в Холь аМоед или Йомтов (т.е., он не имеет других пар очков), он может восстановить их у мастера.