Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Раны

Раны

ВВЕДЕНИЕ

Эта глава имеет дело с Алахот лечения раны в Шаббат.

В Секции А мы обсуждаем чистку и дезинфекцию раны. Например, может ли еврей использовать мыло или перекись, чтобы почистить рану? Может ли еврей использовать пинцет, чтобы удалить инородные частицы из раны?

А. Лечение Раны в Шаббат

1. Позволяется Остановить Кровотечение

2. Позволяется промыть Рану

3. Позволяется Дезинфицировать Рану

4. Позволяется удалить инородные Частицы

5. Антибиотические Мази (мази с антибиотиком)

В Секции B мы обсуждаем перевязывание раны. Например, может ли еврей разрезом открыть бумажную обертку липкого бинта (Band-aid) или марлевого компресса? Можно ли еврею применить эластичный (Асе) бинт при растяжении или бинт "бабочку" для глубоких порезов, использовать аэрозольный спрей для очистки раны?

B. Перевязывание Раны или растяжения

1. Липкие бинты (повязки) (Band-aid)

2. Аэрозоль или Жидкие бинты

3. Марлевые бинты

4. Повязка "бабочка", закрытие лейкопластырем раны.

5. Эластичные Бинты, поддерживающие повязки, ортопедические аппараты, Наложение шины

6. Ватные Слуховые тампоны  

В Секции C мы обсуждаем лечение ран, которые требуют операции (накладывания шва) в Шаббат.

C. Зашивание (наложение швов) Раны

1. Нет Риска Опасной для жизни Инфекции

2. Возможный Риск Опасной для жизни Инфекции

ПРИМЕЧАНИЕ: Ограничения, обсуждаемые в этой главе, не относятся к лечению серьезных, Опасных для жизни ран. Такие раны должны рассматриваться неограниченно, как будто это не было в Шаббат.

А. Лечение Раны в Шаббат

1. Позволяется Остановить Кровотечение

2. Позволяется промыть Рану

3. Позволяется Дезинфицировать Рану

4. Позволяется удалить инородные Частицы

5. Антибиотические Мази

Хотя небольшая рана – является не более чем недомоганием, при котором лекарство не разрешено, однако, действия по остановке кровотечения, ее чистки, дезинфекции, и перевязки раны не относятся к лекарствам, и поэтому, не запрещены.

ПРИМЕЧАНИЕ: Переломы и другие серьезные повреждения к частям тела (например руки, ноги, и т.п.) или наружного органа (например глаз, ухо, и т.п.), обсуждаются в главе 4. Использование гипсовой повязки в Шаббат обсуждается на странице 82. Раны, которые могут быть опасными для жизни (например, раны с большим количеством потери крови) обсуждаются на странице 77.

1. Позволяется Остановить Кровотечение

В Шаббат, еврею позволяется применить давление к ране, даже если она очень мала, для того, чтобы остановить кровотечение. Еврей может поместить (стерильный) марлевый компресс* на рану, чтобы обеспечить давление.

Еврей не должен использовать полотенце или полотно, чтобы остановиться кровотечение, если только нет никакого другого пути его остановить. 

2. Позволяется промыть Рану

Перед лечением раны, еврей должен сначала помыть свои руки полностью с мылом и водой, или он должен надеть стерильные перчатки. (Это является стандартной медицинской практикой, и должно быть сделано даже, когда это - не Шаббат.) Затем рану нужно промыть полностью с мылом и водой.

Еврей не должен использовать кусок мыла для мытья рук или раны.* Вместо этого, он должен использовать разбавленное жидкое мыло.**

Еврей не может пользоваться теплой водой из крана. Вместо этого, ему можно наполнить контейнер или таз горячей водой из раковины, которая была нагрета до Шаббат. Поскольку горячая вода в тазе находится в кли шейни, он может добавить как много, так и мало холодной воды как требуется. 

3. Позволяется Дезинфицировать Рану

Еврей может использовать перекись водорода, или любую дезинфицирующую жидкость, чтобы почистить рану. Еврей не должен пропитывать вату или марлю дезинфицирующей жидкостью и затем применить мокрую вату или марлю к ране. Скорее, он должен налить дезинфицирующую жидкость непосредственно на рану, а затем может использовать сухую вату или марлю, чтобы чистить рану.

4. Позволяется удалить инородные частицы.

Если есть любые инородные частицы на ране, еврей может продезинфицировать пару щипцов (пинцетов) антисептиком (например, алкоголем, Бетадином), и использовать их, чтобы удалить инородные частицы. 

5. Антибиотические Мази

Еврей не может применять местные антибиотические мази к незначительным порезам и царапинам в Шаббат.***

Однако, если рана серьезна (т.е., разрез глубокий или рана открыта), то еврею позволяется применить антибиотик с мазью для того, чтобы остановить развитие нетрудоспособности из-за инфекции у пострадавшего.

Применяя мазь, еврей должен выдавить желаемое количество мази в рану, будучи осторожным, чтобы не измазать другие места, и быть осторожным, чтобы не произошло натирание. Еврей может затем поместить бинт или марлевый компресс на рану, поверх мази, хотя это в конечном счете заставит мазь распределиться.

Приложение местных препаратов нужно делать с шинуй; например, еврей должен сделать так, чтобы мазь упала из верха раны на рану, вместо нанесения ее прямо на рану.

B. ПЕРЕВЯЗЫВАНИЕ РАНЫ ИЛИ РАСТЯЖЕНИЯ

1. Липкие Бинты (например, лейкопластырь)

2. Аэрозоль или Жидкие Бинты

3. Марлевые бинты

4. Бинт "Бабочка", закрытие лейкопластырем раны

5. Эластичные бинты, поддерживающие повязки, ортопедические аппараты, наложение шины

6. Ватные Слуховые тампоны 

1. Липкие Бинты (например, лейкопластырь)

Липкие бинты (например, лейкопластырь) могут применяться в Шаббат, даже для незначительных ран или царапин.*

"Содержащие" лекарственное вещество липкие бинты, которые содержат антисептический препарат могут использоваться, потому что антисептический ингредиент просто помогает продезинфицировать рану и область вокруг нее. Бинты, содержащие антибиотики не могут использоваться для незначительных ран, потому что они помогают заживлению раны (смотрите Антибиотические Мази, выше).

а. Открытие Обертки

Еврей может разрывом открыть упаковку бинта. Если возможно, он должен избегать разрыва напечатанных слов на упаковке. Однако, если бинт нужен, чтобы закрыть серьезную рану, и еврей не может открыть обертку без разрыва слов, ему можно это сделать посредством шинуй. Если это не возможно сделать на практике, то он может открыть ее нормально, даже если разорвет слова.

Согласно некоторым Поским, удаление защитной бумаги на лейкопластыре запрещено.* Согласно этому мнению, предпочтительно удалить защитную бумагу до Шаббат. Еврей может затем временно прикрепить защитную пленку к лейкопластырю, для того чтобы удалить ее в Шаббат. Однако, много Поским разрешают удаление защитной бумаги в Шаббат. Поэтому, если это не было приготовлено, еврей может удалить защитную пленку в Шаббат.

b. Наложение Липкого Бинта (например, лейкопластырь)

Применяя лейкопластырную наклейку в Шаббат, предпочтительно не приклеивать ее к себе. Например, если еврей помещает бинт на свой палец, он не должен обертывать его вокруг (пальца) и прикреплять его к себе подобно кольцу. Предпочтительно обертывать пластырь по спирали, одним концом, поднимаясь вверх к другому пальцу, другим вниз, таким образом, чтобы часть бинта не приклеила сама себя.

c. Удаление Лейкопластыря

Предпочтительно не удалять пластырь в Шаббат, если это станет причиной удалению волоса. Однако, если еврей должен удалить пластырь или ленту, потому что это причиняет боль, он может сделать так, даже если при этом будут вырваны несколько волос.

2. Аэрозоль или Жидкие повязки

Еврей не должен применять жидкий аэрозоль для бандажа (покрытия раны) или жидкие наклейки в Шаббат. Еврей должен использовать лейкопластырь вместо этого.  

3. Марлевый бинт

При обширных ранах могут требоваться стерильные марлевые компрессы, бинты, и липкая лента. Еврей может открыть обертку марлевого компресса путем разрыва, но при этом должен попробовать избежать разрыва напечатанных слов. Однако, если марля нужна, чтобы накрыть серьезную рану, и еврей не может открыть обертку без разрыва слов, он может открыть ее посредством шинуй. Если это не удается выполнить, он может открыть ее нормально, даже если это вызовет разрыв слова.

В Шаббат, еврею не позволяется вырезать кусок ленты или марлевого компресса нужной длины. Поэтому, если он предвидит, что ему, возможно, будет нужен марлевый компресс в Шаббат, он должен заранее (до Шаббата) отрезать* полосу марлевого компресса.

Применяя бинт в Шаббат, еврею не позволяется привязать марлю к себе или к коже, или связать полосу марли в двойной (постоянный) узел. Еврей может обернуть марлю вокруг раны и подвернуть конец под марлей без завязывания узла. Если это не будет держаться, он может скрепить конец марли с бинтом скобкой или безопасным булавкой, или скрепить это временно с изгибом.

Если еврей не заготовил разрезанные куски марли перед Шаббатом, он может обернуть полный рулон вокруг поверхности раны. Он может подвернуть конец рулона под марлю, или скрепить ее скобкой или английской булавкой, или скрепить ее временно изгибом.

4. Бинты "Бабочка", закрытие лейкопластырем раны

Согласно некоторым Поским, закрытие раны, используя бинт "бабочки" или лейкопластырь рассматривается как "шитье", которое запрещено в Шаббат. Поэтому, в ситуациях, которые не опасны для жизни, предпочтительно попросить нееврея применить "Бабочку."

Другие Поским придерживаются мнения, что наложение бинта "бабочки" не нарушает запрещение шитья. Поэтому, если нееврей не доступен, и есть неотложная необходимость использовать "бабочку", Еврей может выполнить ее с шинуй. Если это не выполнимо выполнить с шинуй, Еврей может выполнить это без шинуй.

5. Эластичные Бинты, поддерживающая повязка, Ортопедические Скобки, Наложение шины

Еврей может надевать эластичные Бинты в Шаббат. Он должен скрепить конец бинта с клипсой бинта или английской булавкой, или подвернуть конец рулона под бинтом, или связать это временно изгибом.

Если ваша часть тела находится в гипсе или должна быть поднята, вам можно носить поддерживающую повязку. Ее не нужно связывать в двойной узел. Лучше, ее закрепить изгибом.

Закрепки-липучки на ортопедических скобках и наложенных шинах могут открываться и закрываться в Шаббат.

Если еврею требуется наложение шины для того, чтобы иммобилизировать вывихнутый сустав, он должен использовать предварительно разрезанные полосы полотна или марлевого компресса. Он должен связать каждую полосу временно с единственным изгибом. Лейкопластырь не должен быть использован. (Примечание: если у пострадавшего часть тела находится в риске, смотрите Главу Четыре.)

6. Ватные Слуховые Фитили (тампоны)

Человек, страдающий от ушного недомогания может поместить всасывающую вату в его ухо. Однако, он не должен разрезать вату от большего куска (разрыв ваты или ткани в Шаббат запрещен) .

Он не должен формировать вату в ушной тампон, потому что это рассматривается, как создание посуды, что запрещается в Шаббат.

ПРИМЕЧАНИЕ: Еврей может выйти в решут харабим, находясь в бинте, гипсе, поддерживающей повязке, скобках, наложенной шине, или с ушным тампоном.

C. СШИВАНИЕ РАНЫ

1. Нет Риска Опасной для жизни Инфекции

2. Возможный Риск Опасной для жизни инфекции

Согласно многим Поским, действие зашивания раны в Шаббат - возможное нарушение запрещения Торы.

Соответственно, зашивать такую рану еврейскому доктору запрещено, если только это не Опасная для жизни ситуация (например, если ожидание пока Шаббат сформирует риск возможной Опасной для жизни инфекции) .

1. Нет Риска Опасной для жизни Инфекции

В большинстве ситуаций, если рана только умеренно глубокая (т.е., она не проникает дальше всей толщины кожи в жировую или мышечную ткани), и если она должным образом чистится и перевязывается, то такая ситуация - не непредвиденный случай, чтобы зашить рану немедленно. Еврей может задержать зашивание раны до окончания Шаббат без причинения любого болезненного эффекта.

2. Возможный Риск Опасной для жизни Инфекции

Однако, если рана глубока (т.е., проникает дальше всей толщины кожи в жировую или мышечную ткани), это нужно считать медицинским непредвиденным (экстренным) случаем. В таких случаях, ожидание окончания Шаббата создаст риск инфекции, которая может стать Угрозой для жизни.

Есть также случаи, когда рана не проникла дальше всей толщины кожи, но по природе раны или благодаря разрезу – доктор может чувствовать, что задержка может создать риск Опасной для жизни инфекции. В таких случаях риска инфекции, если нееврейский доктор не доступен, зашивание может выполняться в Шаббат еврейским доктором.

Если рана, кажется, открытой наружу, и еврей не знает, создаст ли это риск инфекции, он должен рассматривать это, как потенциально жизненно угрожающее состояние, и не колебаться из-за Шаббат (посмотрите страницу 61).

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Если кровотечение пульсирует или не останавливается в течение 10 минут, возможно, что артерия была порезана и жертве (пострадавшему) будет нужна экстренная медицинская помощь. Еврей не должен колебаться во всем, потому что Шаббат. 

3. Чтобы Спасти пострадавшего от Неприглядного Шрама

Согласно некоторым Поским, если швы нужны, чтобы спасти от наличия неприглядного шрама, и это не может ждать до окончания Шаббат, рана может зашиться нееврейским доктором.