Декабрь 2024 / Кислев 5785

Благодарность

Благодарность

Уединение - это не только просьба о помощи. Желательно и очень важно, чтобы человек отвел время для благодарности Б-гу во всех частностях за все добро и всю помощь, которую Он дал -как духовно, так и материально.

Если человек только просит и не благодарит, учит раби Нахман, ему кажется, что все время ему чего-то не хватает, и это приводит к отчаянию от продолжения молитвы. Но если человек также благодарит, тогда он убеждается, что Б-г слышит его молитву, и что много его просьб уже исполнилось, и что Всевышний уже оказал ему много милостей. Так он подбадривается, его вера укрепляется, и он может продолжать молиться с еще большей силой.

За что благодарить?

За все!

Как огорчает тот факт, что мы обращаем внимание на то добро, которое получили, только тогда, когда оно исчезает.

Больной умеет оценить здоровье и благодарить за него.

Бедный и нуждающийся умеют оценить свой хлеб и пропитание.

Однажды кто-то вполне серьезно спросил меня: «За что благодарить? У меня в жизни нет ничего такого, чему я мог бы радоваться...»

Я предложил ему оригинальную экскурсию, начинающуюся с больницы, продолжающуюся домом престарелых и заканчивающуюся на кладбище.

Так человек, несомненно, очень обрадуется, обнаружив, что он здоров и что силы не оставили его, что жизнь впереди, и вообще что он жив, ходит по земле, а не закопан в нее...

Сколько добра, сколько милости творит и творит Творец нам каждый миг и каждый час даже материально!

Если только мы прекратим принимать Его милости как сами собой разумеющиеся, будем благодарить и за одежду и за хлеб, за крышу над головой и отопление зимой, за уготовленное пропитание, за здоровье и за саму жизнь.

Разве нужно, чтобы приключилась, не дай Б-г, мировая война, чтобы благодарить и восхвалять Его за огромное добро простого буднего дня?! А сколько кризисов и трудностей мы пережили, болезней, проблем, различных путаниц, и вышли из них с миром?

Есть у нас друзья, любящие и поддерживающие родные, мы не одни в мире, есть, кому помочь нам, и за это также должны мы благодарить. А то, что человек удостоился жениться и родил детей, разве это не великая и чудесная помощь? Ведь и этих «простых» вещей не каждый удостаивается с легкостью...

Но все сказанное - ничто по сравнению с духовным добром, данным нам Создателем, которое и есть истинное добро, ради которого стоит пережить все трудности, бури, и бесчисленные пертурбации.

Тот факт, что мы, евреи, верим в Б-га и Его Тору, каждая заповедь, которую удостоились исполнить, каждое слово Торы, которое мы удостоились выучить и понять, хранить и выполнять, каждая молитва, которую произнесли перед Ним, каждая монета на благотворительность, которую мы дали, каждое доброе дело для ближнего, каждый раз, когда мы преодолели себя и удержались от дурного поступка, - все это истинные сокровища, за которые не хватит всех наших дней восхвалять и благодарить Его.

И здесь рядовой читатель может спросить: «Как все эти слова относятся ко мне? В плане идей, возможно, я и согласен со всем сказанным, но что делать, если я всего этого не ощущаю? Я привык видеть в жизни только недостатки и сожалеть о них, а все эти чудесные вещи, за которые я должен был бы благодарить - меня абсолютно не трогают».

И еще добавит: «Не хочу я быть лицемером и благодарить Б-га только внешне, в то время, когда слова не идут из сердца, а оно не ощущает благодарности!».

На это есть два совета - легкий и трудный.

Легкий совет: найди вещи, которые все-таки тебя трогают, оказанные тебе помощь и добро, волнующие-таки тебя, и начни благодарить хотя бы за это.

Трудный: даже если тебе это кажется деланным и ненастоящим, попробуй поблагодарить Б-га за все вещи, которые можешь упомянуть. Со временем это пробьет даже самое закупоренное сердце.

Так учил раби Нахман: устами и множеством святых слов молитвы и уединения нужно бить по камню сердца и таким образом разогревать его, пока мы не удостоимся настоящего еврейского сердца - горячего и чувствующего.

Нечувствительность нашего сердца к данному нам добру не проистекает из того, что это добро мало или второстепенно; она проистекает из наших провинностей перед Всевышним, которые закрыли и закупорили наше сердце. И если мы будем ждать, что сердце раскроется само по себе, и только тогда заговорим - сможем ждать вечно.

Но если смириться и согласиться молиться «с тем, что есть» - молитвы пробьют оболочки сердца, и оно, несомненно, превратиться в сосуд, способный чувствовать наслаждение и свет Б-га.