Декабрь 2024 / Кислев 5785

Вглубь

Вглубь

Иногда сердце закупорено совсем и напрочь лишено вдохновения. Иногда нет никаких слов, даже звуков или мелодий, и мысль суха, как безводная пустыня.

Есть совет, - открывает раби Нахман, - как копать и в самой сухой пустыне, и все-таки найти живую, чистую воду. Так учили нас великие праведники: даже когда на поверхности кажется, что жизнь кончена, в глубине всегда шепчут скрытые силы, мощь души, великая жизнь.

Нужно лишь немного копнуть внутрь.... Один из самых эффективных путей, раскрытых раби Нахманом, - как войти в глубины: путь повторения.

Выбрать себе какой-то стих или высказывание мудрецов, даже собственное словосочетание, и повторять его снова и снова, максимально сосредоточившись (видимо, спокойное сидение с закрытыми глазами лучше всего подходит для этого способа). Таким образом, когда в течении данного времени повторяешь то или иное сочетание слов, усиливается внутренний свет, и его луч врезается в самое закупоренное сердце, раскалывает и пробивает его, и из него открываются в пустыне души новые горизонты света. Так обновляется, углубляется и обостряется связь между нами и Творцом.

Что говорить?

«Если не знаешь, что сказать, - однажды учил раби Нахман, - тогда скажи тысячу раз: «Рибоно шель олам» (Владыка мира)». (Интересно обнаружить, что сказать тысячу раз «Рибоно шель олам» забирает ровно целый час - тот отрезок времени, который, как учит раби Нахман, необходимо посвятить уединению.)

Основной смысл молитвы, ее внутренняя сущность и сердце - просьба к Б-гу, чтобы Он обратил нас к Себе, открылся нам, был с нами. «...И все наши молитвы и жалобы о том, что Он отвернулся от нас, - чтобы повернулся к нам лицом», - учит раби Нахман, - как написано (Теилим, 30): «...Повернись ко мне»» (Ликутей Моаран, 2,6).

Звать, звать, звать, пока Он не ответит нам и не соблаговолит к нам. Тысячу раз, десятки тысяч раз звать: «Рибоно шель олам»... И не обязательно «Рибоно шель олам»: ведь именам Творца нет конца, как и Ему самому, и можно обращаться к Нему и звать Его любым из бесчисленного множества имен: как именем, упомянутым в Торы или в словах наших мудрецов, так и многочисленными эпитетами, разбросанными по сборникам молитв. «Владыка мира», «Отец наш, царь наш», «Могущественный Б-г», «Живой Б-г и царь мира», «Б-г милосердия и прощения», «Милосердный отец», «Б-г Израиля», «Тот, кто сказал - и возник мир», «Творец всех душ», «Владыка всех дел», «Настоящий, добрый друг», «Бесконечный», «Отец», «Царь царей царствующих», «Господин мира», «Б-г скрывающийся», «Скрывающий имя», «Друг души», «Живой из живых», «Б-г колесницы», «Причина причин», «Ты», «Причина всех причин», «Высший царь», «Сидящий в высшем сокрытии», «Древнейший, единственный», «Первый и последний», «Высший царь над всем воинством небес», «Наш Творец», «Творец создания», «Любовь моей жизни», «Источник всех наслаждений и всей любви в мирах»...

Выберите одно из имен, сядьте, как вам удобно, закройте глаза и зовите Его. Со всей концентрацией, на которую вы способны, со всей прилежностью, какую сможете найти; раз, еще раз, еще раз, пока оболочка сердца не треснет, и свет Всевышнего не засияет и не зальет все.

И не только одно из имен или один из эпитетов, как мы уже говорили, можно превратить в многократную молитву, врезающуюся внутрь. Это может быть и стих из Теилим, предложение из высказывания мудрецов или сочетание наших слов.

Что, например?

«Пошли свет Свой и Свою истину, они меня направят» (чудесно для просьбы совета и указания пути).

«Я звал имя Твое, Г-сподь, из колодца бездны» (выбраться из отчаяния).

«Голос мой Ты слышал, не скрывай уха Твоего для освобождения моего, для спасения моего» (просьба о помощи).

«Не оставляй меня, Г-сподь, Б-г мой, не отдаляйся от меня» (для защиты и поддержки).

«Верни нас, Г-сподь, к себе, и мы вернемся, обнови наши дни, как прежде» (лучше всего подходит для пробуждения сердца к возвращению к Б-гу).

«Как лань стремится к потокам воды, так сердце мое стремится к Тебе, Б-г».

«Жаждет Тебя душа моя, тоскует по Тебе плоть моя в земле пустынной, иссохшей и безводной».

«Душа моя ночью жаждет Тебя, и дух мой внутри меня любит Тебя» (выразить стремление сердца и его тоску по близости к Б-гу, и служению Ему).

«Услышь голос наш, Г-сподь, Б-г наш, сжалься и смилуйся над нами, и прими с милостью и с благоволением наши молитвы» (для принятия молитвы).

«Блуждал я, как потерянная овца, - отыщи слугу Своего, ведь Твои заповеди не забыл я» (для возвращения к Всевышнему и близости к Нему).

«Г-сподь со мной, не буду бояться, что сделает мне человек?» (для устранения страхов).

«Ты - укрытие мне, от врага спрячь меня» (для веры и уверенности).

«Г-сподь воинств, счастлив человек, надеющийся на Тебя» (для уверенности).

«Вот Б-г - мое спасение, [на Него] буду надеяться, и не испугаюсь».

«Порадуй нас, ведь дни мы мучались, годы видели беду» (для радости).

«Пожалуйста, силой великой десницы Твоей, развяжи путы» (для победы над злом, и освобождения от всех бед и невзгод).

«Владыка мира, хочу я исполнять Твою волю, но закваска, которая в тесте, мешает» (оправдание о тяжести борьбы с дурным началом).

«И узнает все сотворенное, что Ты - его Творец, и поймет все созданное, что Ты - его Создатель» (для провозглашения веры о власти Б-га в мире).

«Я верю полной верой, что Творец, благословенно имя Его, только Он - Творец и Правитель над всеми творениями, и Он один делал, делает, и будет делать все, что происходит» (для укрепления веры).

«Властелин мира, сделай из горького -сладкое» (молитва самого Всевышнего, которой Он научил Моше, - хорошо для любого спасения).

Это могут быть, как уже сказано, л наши слова:

«Не оставляй меня, Папа, не бросай меня никогда».

«Не дай мне пропасть».

«Помоги меня искать и находить лишь Тебя, и делать все для Тебя».

«Все Твое, и все от Тебя, и нет никакой природы» - и тому подобное, каждое в своем стиле и ситуации.