Место
Место
Где совершают уединение?
Пишет раби Нахман: «... В какой-либо комнате или в поле». Есть предпочтение и особое преимущество в уединении на природе, в полях и лесах, в местах, отдаленных от суеты города, которые естественно способствуют и больше подходят духовной работе; но не всегда это возможно в реальности, и «какая-либо комната», по выражению раби Нахмана, также могут быть подходящими для этой работы. Главное - быть наедине с собой, без общества и вмешательства кого-либо.
Если возможно, чтобы эта комната была местом, особо предназначенным для святого, -что может быть лучше?
Место, где постоянно служат Всевышнему, освящается и очищается, и атмосфера святости, накапливающаяся там, очень помогает и добавляет вдохновение и силу в с.ердце уединяющегося (поэтому места, такие как синагоги и могилы праведников, особенно способствуют уединению).
Несмотря на все сказанное, отметил раби Нахман в своих словах «в какой-либо комнате»: то есть, какая бы ни была комната, даже не особо располагающая вдохновения. Если нет другой возможности, можно даже закрыть двери кухни, установить стул, закрыть глаза и беседовать с Б-гом: Он находится и там.
Если комнаты нет вообще, учит раби Нахман, то даже среди людей, в машине или, идя по улице, может человек изобразить, будто читает книгу, говорит Псалмы, а на самом деле - говорить с Б-гом.
И когда лежишь в кровати и покрываешь лицо одеялом - как учит раби Нахман, и это, в крайнем случае, тоже сойдет за «комнату» для уединения (хоть, как упомянуто, самое лучшее место - на природе, совершенно вдалеке от человеческого общества).
О чем просить?
Смысл молитвы и уединения - создание личной связи с Творцом мира посредством обращения к Нему и разговора с Ним.
Поэтому, в сущности, все, что мы говорим Ему, считается уединением и приближает нашу Душу к Его свету. Будь то просьба о том или ином спасении, будь то благодарность за добро, которое Он дал, будь то просто рассказ, в котором мы вовлекаем Создателя в наши мысли и чувства.
Из всех видов обращений и бесед наиболее знакомый и распространенный вид - просьбы.
Как это чудесно: стоит себе создание растерянное, нуждающееся в помощи, и свидетельствует самим своим обращением о том, что есть Тот, Кто может удовлетворить его просьбу!
Что вообще-то просят? Всего, чего нам не хватает. И в это входит множество вещей. Есть вещи, недостаток которых мы остро ощущаем, и поэтому много молимся о них - пропитание, какая-то работа, какое-то место, где бы мы хотели жить, спутник жизни, здоровье и тому подобное. Все эти нужды - материальные. Возможно, нам кажется, что это нам нужно, но с позиции конечной цели нашей жизни, которую знает только Творец, вполне возможно, что нечто, что мы хотим, может нам повредить.
«Есть богатство, хранимое для хозяев во зло», - учил мудрейший из людей - Царь Шломо. Возможно, приятнее быть богатым, располагать средствами, но богатство вполне может повредить человеку, развить в нем дурные качества - такие, как гордость, эгоизм, высокомерие и жестокость. Деньги могут затруднить ему жизнь множеством дел и забот, которые не оставят ему ни секунды для того чтобы подумать о своем вечном предназначении или заняться каким-то святым делом. Так, вещь, кажущаяся человеку добром, вполне может стать ему помехой. Человек желает жить именно в этом городе. На его взгляд, это место - самое лучшее для него, но есть множество тех, от которых именно с переменой места отвернулась удача. Кто знает - какие соседи у него будут, какие испытания придется ему пройти на новом месте, и какие вещи займут его мысли? Возможно, то, что кажется ему добром, в действительности - зло?
Юноше хочется жениться именно на этой Девушке. На его взгаяд, это желательно и хорошо, но кто знает, как дело обернется и как в Действительности сложиться жизнь рядом с ней? Не раз и не два встречали мы людей, сильно страдающих от ошибки, которую сделали в выборе пары, оттого, что он или она, портили им жизнь, мучили их, или просто не подходили...
Во всех материальных желаниях, которые кажутся нам хорошими, но нет полной уверенности в этом, нужно просить с определенным условием:
«Властелин мира, мне кажется, что такой-то . дом (такая-то женщина, такое-то место, такая-то работа или бизнес) хороши, и подходят мне. А Ты, мой Создатель, знающий сокрытое, только Ты знаешь, что для меня действительно хорошо, а что плохо, что приведет меня к истинной цели и исправлению, а что отдалит меня от них (не дай Б-г). Поэтому я прошу, если эта вещь действительно хороша для меня и «конец дела ) лучше его начала», помоги мне, чтобы я удостоился того дома (такой-то женщины и т.д.). Но если мои глаза, глаза из плоти и крови, вводят меня в заблуждение и такой-то дом (такая-то женщина и т.д.) могут обернуться для меня злом, и отдалить меня от добра настоящего, принадлежащего мне, пожалуйста, сделай так, чтобы эта вещь не осуществилась. И то, что мне кажется добром, а на самом деле - для меня это плохо, спаси меня от этого, отдали от меня, и покажи мне то, что действительно мое и касается меня, то, что приблизит меня к вечной цели по-настоящему»...
Короче говоря, о вещях, в которых мы до конца не уверены, что они хороши, не надо настаивать! Оставить и в молитве место вероятности ошибки, и просить у Б-га совета и наставления с верой в Его великое милосердие со скромностью и пониманием ограниченности своего понимания.
Даже относительно святого служения не нужно просить и настаивать на какой-то вещи, которая не обязательна (закончить изучение всего Талмуда за год, пожертвовать большую сумму на благотворительность и т.п.). В этом есть опасность, и нельзя упрямиться: ведь кто сказал, что именно это - то, что Всевышний от меня хочет? Поэтому и тут желательно и стоит молиться с ограничениями.
Однако есть вещи, которые Всевышний, несомненно, требует от нас, и о них мы должны просить и просить, до изнеможения, пока не ответят нам, пока Б-г не поможет. Воздерживаться от преступления и нарушения -это вечный долг, лежащий на всех нас, и поэтому об отстранении от зла (даже если мы, не дай Б-г, привыкли к нему) можно и нужно кричать и кричать!
«Властелин вселенной, Ты заповедовал в Торе не гневаться, и очень осудил гнев - сжалься, и помоги мне, чтобы не уничтожил я души своей, и больше не гневался я никогда! И лишь буду принимать с любовью и с верой, все, что сделается не так, как я хочу, зная, что все, что со мной происходит - от Тебя, ради моего добра это делается, и для пользы моей души».
И если уже упомянули мы молитвы о спасении от нарушений, давайте поразмыслим над списком духовных просьб, ведь они - наши настоящие потребности, и в них мы отчаянно нуждаемся.
Радость и ободрение, жизненная сила и обновление, силы и мужество для победы над злом и приобретения добра, вера в Б-га и Его наблюдение за всеми созданиями, в Его желание сделать нам добро. Вера в себя и в то добро, которое в нас есть, надежда, в которой мы так нуждаемся. И сверх всего: просьба об утешении, поддержке, помощи, просьба совета и наставления на каждом шагу, чтобы Всевышний был с нами, чтобы Он вел нас, чтобы охранял нас всех, наших домашних, и все, что у нас есть. И чтобы Всевышний дал нам ощутить Его близость и любовь, чтобы дал нам хорошие мысли, хорошие желания, чистые слова, достойные поступки, и чтобы выросли только хорошие святые плоды из всего, что мы делаем...
Хорошо и важно также молиться обо всех близких нам людях и обо всех их нуждах «.. .обязан человек молиться о своем потомстве и обо всех, идущих за ним»,- пишет раби Нахман, (Книга Качеств, Молитва 61). И это ни с чем не сравнимая благотворительность: создавать молитвами ангелов охраны и обороны для всех, дорогих нам! Открыть духовную «сберегательную программу», жертвовать каждый день, к примеру, пять минут для каждого - и вот уже, в течение года, станут ему в заслугу в этом святом сбережении около 30 часов молитвы. И уже сказали наши мудрецы: «Молитва делает все».
Не только о людях близких к святости, но и о далеких от нее, мы также должны молиться -ведь кто попросит о них, если не мы? «Тому, кто молится о евреях, - учит раби Нахман,- Всевышний искупает все его преступления» (Книга Качеств, Молитва 63). И тем более - в этом сложном поколении, когда народ Израиля во всех отношениях нуждается в большой милости.
Разумеется, что необходимо принять в расчет просьбы о прощении за те вещи, в которых ошиблись, нарушили и сделали зло, сегодня, на этой неделе, за этот месяц или за весь последний год. Это и есть заповедь о раскаянии: признаться перед Б-гом в наших преступлениях и ошибках, попросить у Него прощения, сожалеть о плохом, принять решение стать лучше. И о будущем надо молиться, просить у Него помощи на будущее, чтобы не нарушать больше.
Даже если много просили прощения, но снова нарушили Тору, заповедь о раскаянии остается в силе. И это тоже стоит рассказать Всевышнему: «Властелин Мира, мне
действительно стыдно снова просить прощения за то, что я нарушаю Тору еще и еще раз, и я прекрасно понимаю, что смешон: ведь кто гарантирует, что не нарушу Тору опять? Но я прихожу, чтобы выполнить без задней мысли совет Твоих праведников, и прошу Тебя снова и снова: прости меня, потому что я не хотел гневить Тебя, но мои влечения и дурные привычки снова победили меня, и мне больно за это! Только дай мне силы больше не грешить и не гневить Тебя».
(Удивительным пособием для бесед и уединений со Всевышним на все темы в мире, является книга «Ликутей Тфилот», Сборник молитв, который составил раби Натан по указанию раби Нахмана из Браслава).
Еще совет для просьб - воспользоваться «злобой дня»: поразмышлять о дне, неделе и месяце грядущем и просить помощь и поддержку во всем, что должно произойти.
Стоит перед нами важное решение?
Попросим совет, как решить правильно.
Должно произойти какое-то изменение? Смена квартиры? Свадьба? Другое событие?
Будем молиться, чтобы все было хорошо, и попросим во всех частностях обо всех сторонах вопроса, чтобы все росло так, как Он хочет.
Переезжаем?
Чтобы ничего не сломалось, не потерялось, и ничего не украли из наших вещей, чтобы все было хорошо, чтобы каждая вещь нашла свое место, чтобы были хорошие и дружелюбные соседи, чтобы мы жили с ними в любви и мире и т.д., и т.п.
Наступает новый месяц? Попросим «подключиться» к нему, как следует, и действовать в нем, как евреи. Если наступает адар - чтобы было побольше радости, если элуль - чтобы заняться размышлением и раскаянием. Приближается праздник - чтобы удостоились мы выполнить в точности все его заповеди с радостью и любовью, и получили его духовный свет и святое влияние.
Раби Натан однажды встретил еврея, который сказал ему: «Ты не представляешь, какой духовный вкус чувствуешь в сукке, когда весь день трудишься над ее строительством». Ответил раби Натан: «А какой (духовный) вкус чувствуешь в сукке, когда весь день просишь Б-га: «Дай мне ощутить вкус сукки»?»
Чтобы просить Всевышнего в каждой ситуации о том, что правильно и желательно, нужно изучать святую Тору - иначе, откуда мы узнаем, что просить?
Изучающий в книгах праведников, те же законы сукки и ее достоинства (как объяснено в Ликутей Моаран или Ликутей Алахот о сукке), конечно, сможет молиться намного более развернуто, и удостоится выполнить заповедь согласно законам в точности, со всеми частностями, и удостоится всего особого высшего добра, знания и понимания, связанного именно с суккой.