Декабрь 2024 / Кислев 5785

Одеяло страха

Одеяло страха

Сколько раз на протяжении вашей жизни, вы обнаружили, что вы одни? Совсем одни?

Может быть, в поздние часы одной из ночей, когда вы обнаружили себя в мире тишины...

Может быть в карауле, на какой-то забытой базе...

И о чем вы думали тогда?

Вначале, скоре всего, пришли в голову мысли и чувства из ежедневной жизни: что-то, что вы читали, и обратили на это ваше внимание, близкие вам люди, их жизнь...

А потом?

Возможно, более глубокие мысли о смысле жизни... или просто скука и пустота...

Большинство людей не любят состояния одиночества, и по своей природе далеки от него.

На протяжении дня человек встречается с сотрудниками по работе, семьей, друзьями.

Люди на улице также создают ощущение общества. Свободные часы, как правило, наполняют газеты, радио и т.п. И они окружают человека словами, звуками, картинами, описывающими жизнь других людей.

Смешно, но когда человек ощущает внутреннюю потребность в тишине и уединении, когда он закрывается в комнате, или выходит погулять на природу, вместе с ним выходит «капельница» общества других людей, музыки, книг.

Очевидно, человек убегает от чего-то.

Почему?

Потому что ему не хочется увидеть себя в другом свете!

Если человек останется один, оторванный от бесконечного множества внешних раздражителей, он способен открыть множество новых истин о себе! Часть устрашает, часть наполнена красотой, но всех их объединяет то, что они не известны на обычных путях бега жизни. И именно эти истины могут привести его к счастью.

Поскольку то счастье, которое человек, как правило, ищет - не настоящее. «Счастье» зависящее от вкусной еды или другого «внешнего» времяпровождения, исчезает, когда исчезает его причина. Но это «счастье» абсолютно не затрагивает внутренний мир человека.

Однако тому, чье счастье исходит из истинных ценностей и веры, которые постоянно, как источник, бьют в нем, не нужны внешние причины. Он способен быть счастлив постоянно и дарить счастье другим. Даже в беде и нужде. Поскольку его счастье постоянно с ним, и это и есть истинное счастье.

Люди, душа которых жаждала подобного счастья, не зависящего ни от чего, поняли, что тяжело найти его рядом с жильем человека.

Поэтому они уходили в пустыни и леса, чтобы уединиться со своей душой и попытаться там построить свое совершенство. Так делали праотцы еврейского народа Авраам, Ицхак и Яаков, и поэтому они предпочли быть пастухами. Так делал Моше в пустыне Мидьяна. Так делали царь Давид, пророк Элияу и все пророки после них. Так поступал раби Шимъон бен Йохай в пещере в Пекиине, так поступал АРИ в своем многолетнем отшельничестве на берегах Нила, и так поступали основатель хасидизма, раби Исраэль Бааль-Шем-Тов, и его правнук раби Нахман из Браслава, чьи молитвы наполняли леса Украины.

На первый взгляд, для обычного человека, идея длительного отрыва от ежедневной жизни, и множества наполняющего ее, слышится непонятной и лишенной смысла. Может быть, лишь как путь для избранных.

И действительно, иудаизм не требует отрыва от мира.

Напротив, все его законы - это руководство для человека в реальной жизни в обществе. И также как человек нуждается в обществе, он нуждается, хотя бы в той же мере, во времени, когда он останется наедине с собой, осмыслит свой путь, почувствует происходящее внутри и накопит «духовное топливо» для обновленного и более зрелого подхода к жизни.

Об этой идее много говорится в Браславском хасидизме, и называется она «уединение» (итбодедут на иврите).

«Найди себе день - пишет раби Нахман из Браслава, - лучше всего поздно ночью выйди в лес или в поле, или запрись в комнате...».

Там вы встретитесь с уединением. Т^м вы сможете вслушаться вначале, быть может, в шум ветра или в пение птицы, всмотреться в чудесное течение природы и самих себя. Увидеть нестыковки в вашей жизни, и вернуть себя в течение, в гармоническую связь с миром и его Творцом.

Действительно, как мы уже упомянули, даже при первой встрече с «уединением», приходят к человеку множество новых ощущений. Он может почувствовать себя крохотным перед силами и красотой окружающего, и наполняющими Творение, заметить, что чего-то не хватает, может быть тоску по чему-то неведомому. Открываются трещины в «четкой» картине мира человека, и из них исходят вопросы смысле и цели его жизни.

Зачем я живу?

Что такое вообще - жизнь? Куда она ведет?

Кто такой Творец? Насколько крепка моя связь с Ним?

И тогда человек хочет убежать!

Вернуться под теплое одеяло, к миражу уверенности в близости любимого человека, улыбающегося лица, разговорам и смеху... Проще говоря, ко всему знакомому ему. Главное - забыть.

Бежавший - убежал. Видимо, он не из смелых. Но оставшийся, жаждущий изучить тайны тишины, и дающий одиночеству смыть с его лица слои грима, открывает что-то. Отголосок внутреннего голоса. Голоса мира, несравненно более глубокого, чем жиденькая внешность. Заснувшие истины просыпаются и просят воплощения.

Так можно начать.

Продолжение - у него много ворот и оттенков. Главное - это открыть все это перед Творцом. Петь, шептать, кричать и - если нет слов - молчать, обо всем, что болит единственно у того, кто не устает никогда. Поскольку есть Тот, кто слышит самые глубокие стоны сердца, покунимает сомнения и знает вас целиком - Творец.

В ежедневной спячке жизни, все это может показаться слишком «высокими материями». Но говорить с Творцом мира, молиться Ему своими словами и оттенками души - потребность всего живого. Отвернувшись от нее, останется в сердце непонятное страдание, и душа будет тихо плакать.

Повернешься к ней - придет простор и свет!