8. Изгнание и избавление

8. Изгнание и избавление

Если бы сионизм занимался только лишь теоретическим превращением народа Б-жьего в "народ как все народы", он вряд ли сумел бы завоевать сердца масс. В рамках "обновления еврейского народа" сионизм не мог пройти мимо понятий, составляющих неотделимую часть еврейского мировоззрения: понятий изгнания и избавления.

Согласно Торе, изгнание и избавление не есть плод исторического развития. Их корень - в основах мироздания, в плане творения мира, "в сокровенных тайнах Всевышнего". Мид-раш говорит, что изгнание и избавление были созданы еще до творения Неба и Земли: "И земля была безвидна" - это Вавилон, "и пуста" - это мидийское царство, "и тьма" - это греческое царство, "над бездною" - это злодейское царство Эдо-ма, безмерное как бездна, "и дух от Б-га витает" - это дух Царя Машиаха" (Беретитраба 2:5). Провозвестие об изгнании и избавлении было дано еще Аврааму, когда еврейский народ еще не существовал, и о них ясно говорится в Торе еще до завоевания Святой Земли: "И будет, если не послушаетесь... и опустошу Я землю... а вас рассею среди народов... и вспомню Мой завет с Авраамом... если будет твое изгнание до края неба, оттуда соберу тебя...", - все это было сказано с самого начала. Эти слова - часть Торы, которая как бы является планом мироздания: "Святой, благословен Он, смотрел в Тору и творил мир" (Берешитраба 1:2). Мы отправились в изгнание против своей воли и сверхъестественным образом, мы выстояли в изгнании сверхъестественным образом, и избавление может прийти только сверхъестественным образом - через Машиаха. Вера в приход Машиаха - один из Тринадцати принципов веры, и, отрицая его, человек ставит себя вне Общины Израиля.

Сионизм желает уничтожить "народ, который Я Себе создал" и превратить Израиль в "нормальный" народ с системой понятий, принятой у других народов. Само собой разумеется, что и вопрос об изгнании и избавлении он видит в совершенно ином свете. Сионизм, правда, не может объяснить, каким образом этот "нормальный народ" выстоял и сохранился, находясь в рассеянии в течение двух тысяч лет, в то время как другие народы, бывшие по всем мнениям более "нормальными", исчезли с лица земли. Тем не менее он рассматривает изгнание как "нормальное" событие, произошедшее вследствие определенных политических реалий в Римской империи тех дней, и поэтому возврат народа к своей земле он видит только как процесс, который должен осуществляться на такой же "нормальной" политической или военной основе.

Понятно, что такое мировоззрение также диаметрально противоположно еврейскому. Мы знаем и верим, что только "из-за грехов наших мы были изгнаны из нашей земли" и что "Израиль будет избавлен только через раскаяние" (Иерушалми Таанит). Также ясно, что все сказанное выше по поводу "религии" действительно и здесь.

Данное мировоззрение не становится менее противоречащим Торе, если, к примеру, офис "Всемирной сионистской организации" закрывается на субботу, или если в израильской армии подают кашерную еду и т. п. Не то чтобы мы пренебрегали какими бы то ни было достижениями в области соблюдения заповедей. Просто не в этом заключается обсуждаемый нами сейчас вопрос.