5. Святая Земля и Святой Язык

5. Святая Земля и Святой Язык

Так же как сам народ Израиля, согласно еврейскому мировоззрению, - особое создание Б-га, являющееся важнейшей частью и целью всего Творения, так и вещи, связанные у народов мира с понятием "нация", по отношению к Израилю имеют особое значение, совершенно отличающееся от понятий, принятых в нееврейском мире. "Земля и язык" для нас не есть "народное достояние", так же как Тора - это не "религия" в том смысле, в каком это принято понимать (что еще будет объяснено далее).

Земля Израиля, "Страна, на которой глаза Ашема, твоего Б-га, постоянно", тоже является частью первоначального замысла Мироздания, как объяснено в том же комментарии Раши на первый стих Пятикнижия. Об этом еще будет идти речь ниже.

Святой Язык - это язык, которым был сотворен мир. Десять Речений, которыми был сотворен мир, произнесены на Святом Языке, и через него осуществляются все явления мира (как объяснено в книгах Ари и хасидизма). Имя явления на Святом Языке - это буквы, которые спускаются ступень за ступенью от Десяти Речений и облачаются в данное явление, чтобы дать ему жизненную силу (Тания). Этот (нижний) мир сотворен материальным, и поэтому в нем даже самые духовные вещи облачаются в материальное одеяние. И хотя источник заповедей Торы находится в высших духовных уровнях, заповеди облекаются в материальное, и человек не выполняет своей обязанности, пока не выполнит заповеди в их материальном виде: пока не наденет цицит, сделанный из материальной шерсти, не наложит тфилин, сделанный из натуральной кожи животного, пока не возьмет в руки побег пальмы (лулав) и определенный цитрусовый плод (этрог). Без этого материального действия он не выполнит своей обязанности, даже если постигнет самые высокие тайны, связанные с внутренним смыслом этих заповедей.

Но только заповедь Всевышнего делает этрог этрогом. Если человек возьмет самый что ни на есть кашерный этрогза день до начала праздника Суккот, это будет лишь означать, что у него в руках находится материальный плод, не более важный, чем лимон или апельсин. И только если он возьмет его в надлежащее время и так, как предписано Торой, он выполнит тем самым заповедь и приблизится к Всевышнему.

То же самое можно сказать и об изучении Торы. К примеру, тот, кто учит главу "Компаньоны, захотевшие поделить общий двор" из Талмуда - исполняет заповедь изучения Торы, и к нему относятся все слова наших Мудрецов, прославляющие изучающего Тору. Но если тот же самый вопрос о разделении общего двора изучается в соответствии со сводом законов США или согласно древнеримскому Кодексу Юстиниана - даже если допустить, что окончательное решение будет идентичным - то такое изучение не привлекает никакой святости и никакая заповедь не исполняется через него. Тора тоже говорит о конкретном материальном дворе и вполне материальном заборе, но здесь данный закон раскрывает Б-жествен-ную волю и высшую святость, поскольку является частью Торы - выражения воли Всевышнего в мире. Другими словами, хотя Тора и ее заповеди занимаются материальными вещами, ибо "не дана Тора ангелам служения", сама она - выше всякой материальности.

Различие между материальными понятиями "страны" и "языка" и Святой Землей и Святым Языком подобно вышеупомянутому различию между изучением закона Торы о компаньонах и соответствующего американского закона. Хотя Земля Израиля, как и все другие, материальна со своими полями, реками, горами и долинами, не это делает ее "Святой Землей". Святой Язык тоже похож на язык людей: в нем есть грамматика, синтаксис, семантика и т. п. Но все это лишь его внешнее облачение. Внутренняя же его суть, его душа, весьма возвышенна - с ее помощью Всевышний сотворил мир и через нее поддерживается существование всего миробытия, как было упомянуто выше.