19. Каково же решение?
19. Каково же решение?
Таким образом из всего сказанного выше вытекает, что еврейство Торы и Государство Израиль - диаметрально противоположны друг другу. Еврейство Торы никогда не сможет примириться с сионизмом и никогда не признает государство "де-юре". Сионизм и государство, в свою очередь, никогда не смогут примириться с существованием традиционного еврейства, видящего Общину Израиля такой, какой она была всегда - "народом Б-жьим". Ведь это выбило бы почву у них из-под ног. Где же решение этой проблемы? Представляющий личное мнение автора ответ, который будет дан здесь, безусловно разочарует многих. Но лучше быть искренними с самими собой: такого решения в рамках человеческих возможностей не существует, если говорить о радикальном решении. Это не единственная проблема в мире, и даже не единственная проблема в еврейском мире, разрешения которой "не видно на горизонте". В течение всех лет изгнания, когда во главе народа Израиля стояли настоящие руководители, они никогда не пытались разрешить "еврейский вопрос" или любую другую мировую проблему "земными" средствами. "У Б-га решения". Все действия еврейских "ходатаев" в течение долгих лет нашего изгнания (а среди этих "ходатаев" были, по всем мнениям, люди не менее мудрые и дальновидные, нежели сегодняшние "еврейские политики") никогда не были направлены на "глобальное разрешение проблемы". Все старания были направлены на облегчение каких-то гонений и преследований или на достижение определенных прав. Настоящие руководители Израиля знали, что не они создают проблемы и на них не лежит обязанность искать "решения".
Различные стороны уже предложили несколько "решений" проблемы противоречия между государством и Торой, и стоит упомянуть их хотя бы в качестве курьеза. Вскоре после образования государства в ежедневной газете на немецком языке, выходившей в Тель-Авиве, было высказано предложение создать где-нибудь в Негеве большой концентрационный лагерь и поместить туда всех людей "Нетурей Карта". Это предложение выдвигали затем и кнаааним (они упоминались выше), и некоторые другие круги. Некий писатель Хаим Ли-берман (причисляющий себя к "религиозным") предложил "отрезать раковую опухоль, имя которой - "Сатмар" (хасидская община, выступающая с резко антисионистских позиций - прим. перев.), от тела народа Израиля". Перевод этого предложения на простой язык: "концентрационный лагерь" должен стать также и лагерем уничтожения, ведь раковую опухоль можно отрезать только с помощью скальпеля. (Вот более современный пример: известный представитель тель-авив-ской "богемы", скульптор Игаль Тумаркин как-то высказался, что "когда он видит ортодоксальных евреев, он начинает понимать нацистов" - прим. перев)
Это решение, однако, не ново. Последняя попытка претворить его в жизнь была предпринята Гитлером. Всевышний заверил нас, что все подобные попытки закончатся неудачей, поскольку еврейский народ неистребим. "Так сказал Ашем, Который дает солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, (Он) волнует море, и бушуют его волны - Ашем Воинств Его Имя. Если исчезнут предо Мной эти законы - сказал Ашем - тогда и семя Израиля перестанет быть народом предо Мною" (Йирмия3\.34)
В другом лагере в свое время слышались предложения установить в Иерусалиме особый международный режим под эгидой ООН. Очевидно, однако, что такой вариант совершенно нереален и кроме того, даже если бы он принес облегчение некоторым евреям, все равно не решил бы проблемы в целом. Истина, как мы сказали, заключается в том, что не существует радикального решения проблемы. Единственное, чего можно достигнуть (для этого нужно только проявить немного доброй воли), это так называемый modus vivendi, некий общественный уклад, который предупредит, насколько это возможно, взаимные столкновения. Инициатива должна исходить из правительственных кругов: они должны воздерживаться от принятия законов и постановлений, прямо нарушающих интересы общины Торы, приказать полиции вести себя по-человечески и т. д. и т. п. Чем меньше религиозные политики будут вмешиваться в этот процесс, тем лучше.
Ясно, что такой "уклад жизни" не есть решение проблемы, и, тем более, не есть генеральное решение. Согласно Торе, есть только один и единственный путь, ведущий к "глобальному решению проблемы". Это путь тшувы (возвращения к Б-гу), ведущий к соблюдению Торы как в мировоззрении, так и в действии. Обязанность, которой многие Б-гобоязненные евреи не уделяют достаточного внимания, хотя это крайне необходимо - это обязанность распространять веру, мировоззрение Торы и исполнение заповедей повсюду: как в Земле Израиля, так и в диаспоре. Многие сочтут наше указание на "путь раскаяния" как на верный путь к "всестороннему решению проблемы" чем-то "не от мира сего", смешением духовных и даже мистических факторов с заземленными материальными проблемами. Тем не менее именно в нашем поколении такая связь видится более "земной" и ощутимой, чем это было когда-либо, и это можно наблюдать даже в нееврейском мире.
В этой связи интересно будет упомянуть событие, которое в свое время удостоилось широкого освещения в прессе. В Нью-Йорке был организован симпозиум с участием выдающихся ученых в области естественных наук: физиков-ядерщиков, химиков, врачей, специалистов по космическим исследованиям и т. д. на тему "Сто следующих лет". Автору этих строк довелось на нем присутствовать. Все выступавшие были, как мы сказали, представителями естественных наук, людьми лабораторий и точных приборов. Среди них не было ни одного гуманитария, историка, философа, поэта и уж тем более там не было ни одного теолога. В зале собрались люди, очень далекие от "метафизики". Тем не менее в выступлениях всех ораторов постоянно повторялась одна и та же мысль, хотя они не договаривались об этом заранее: будущее человечества зависит прежде всего от его этической силы, основная проблема современного человечества лежит в сфере морали, а все остальное - только следствия.
Я привел этот пример, чтобы показать, что даже нееврейский мир начинает видеть прямую и непосредственную связь между этическими ценностями и будущим материального мира. Или - если выразить эту мысль в еврейских терминах -что связь между тшувой и материальным будущим мира не только духовно-метафизическая, а самая что ни на есть земная. (Эти строки были написаны в ту пору, когда идея массовой тшувывиделась достаточно теоретической. За последние десятилетия мы удостоились увидеть мощное движение баалей тшува (евреев, вернувшихся к Торе), затронувшее все слои еврейского общества во всех странах мира, включая и евреев бывшего СССР - прим. перев) Таким образом, массовая тшува - это единственный реальный путь, ведущий к "всестороннему разрешению проблемы".
Согласно мировоззрению Торы, есть одно-единственное решение всех проблем, решение реальное и объемлющее все проблемы, возникшие за годы нашего изгнания, решение, которое приведет к исправлению всего мира под властью Всевышнего. Это - Царь Машиах. Чтобы привести его, еврейский народ вообще и каждый из нас в частности должен совершить тшуву...
"Если встанет царь из рода Давида, изучающий Тору и исполняющий заповеди, как его предок Давид, согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и укреплять ее, и будет вести войны Всевышнего... он считается Машиахом... Он исправит весь мир, и все вместе будут служить Б-гу, как сказано: "Тогда изменю язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали Имя Ашема, чтобы служили Ему единодушно" (Рамбам, Законы о царях, гл. 11)