Введение

Введение

Сказал юный Хаим, сын почтенного раби Йосефа Виталя, благословенна память праведника:

- Видел я праведников, которых мало, стремящихся подняться, - а лестница скрывается от их глаз. Они размышляли над книгами древних в поисках троп жизни - пути, по которому следует идти, - и дел, верша которые, поднимаешь душу к Высшему Источнику, соединяясь с Ним, благословен Он, ибо Он - вечное совершенство, - чтобы уподобиться пророкам, которые все дни их были близки к Создателю. И благодаря этому единению был с пророками Дух святости, указывая, как достичь света, просветляющего их глаза возвышенными тайнами Торы, как говорил царь Давид, мир ему: «Открой глаза мои - и узрю чудеса Торы Твоей» (Теhилим 119:18), - и направляя на прямую дорогу, ведущую к населённому городу1, приготовленному для них и для тех, кто возвышается.

А за пророками пришли «первые благочестивые», называемые прушим2; они хотели следовать пророкам и уподобиться им, избегая человеческих путей в пещерах скал и пустынях. Были и такие, что, подобно путникам в пустыне, уединялись в своих домах. Дни и ночи они не прекращали славить Создателя занятиями Торой и песнями царя Давида, радующими сердце, так что их мысли в мощном стремлении соединялись с высшими светами. Они были последовательны в этом все дни их и поэтому поднимались на уровень Духа святости и непрерывно пророчествовали, как перевёл Онкелос: «...и не прекратили» (Бемидбар 11:25).

И поскольку первые и вторые не похожи друг на друга, мы не понимаем их путей и образов служения: «Как служили эти святые Всевышнему, дабы и мы сделали также?»3 Поэтому измельчали сердца и мысли поколений, пришедших за ними, и исчезли владеющие святым духом. Они ушли на покой, а нас оставили вздыхать, жаждущих и голодных, так что люди отчаялись исследовать эту чудесную мудрость. И если найдутся «две-три песчинки на вершине»4, одна на город и две на семью, [они] ищут воду и не находят! Ибо сокрылась любая возможность видений, из-за того что не описаны в книгах образы их5 действий - как приблизиться к глубинам святости.

Были среди них такие, что силой Святых имён заклинали ангелов, надеялись на свет, а получили тьму! Поскольку это были очень низкие ангелы, исполняющие служение в этом мире6, соединённые из добра и зла. Такие ангелы сами не постигают истину и высшие света и могут открыть только вещи, сплетённые из добра и зла, истины и лжи и пустых вещей, подобно медицине и науке химии (знания о том, как обратить серебро в золото, а олово и медь - в серебро), а также подобно действиям камей и заклинаниям. И они7 тоже «были обмануты вином и введены в заблуждение пьянящим напитком»8. Лучше бы их сердца обратились к изучению Торы и исполнению заповедей! Выучили бы «тем более»9 из тех четырёх великих в Израиле, что вошли в ПаРДеС10 и не спасся из них никто, кроме благочестивого старца - раби Акивы (Хагига 14б). Да и его хотели оттолкнуть ангелы служители, и только благодаря помощи Всевышнего он «вошёл с миром и вышел с миром» (Там же). Хотя, конечно, они пытались достичь очень высоких ступеней, близких к пророчеству, поэтому подверглись опасности11.

Поэтому дай нам Б-г удостоиться немного святого духа, подобно явлению Элияhу, доброй памяти, которого, как известно, удостоились многие; и подобно явлению душ праведников, как многократно упоминается в книге Тикуним12 (Тикуней Зоhар 20:43,23:69). Более того, даже з наше время видел я святых людей, которые удостоились всего этого. Также бывает, что собственная душа, просветлённая необычайно, является человеку и наставляет его на всех путях его.

Всё это пути доступные и достижимые и в наше время теми, кто достоин их. Однако необходимы большое умение различать и богатый опыт, дабы понять истину - может быть, «другой дух» был с ним? Всё это будет разъяснено в третьей части, в восьмых вратах.

Поэтому стеснил я дух в утробе моей13 и решил дать возможность прушим, воздержанным, поддержать десницу их и указать им путь, по которому они пойдут. Для этого составил я этот труд, малый количеством, но великий качеством, для «понимающих, что засияют»14 и назвал его «Врата святости». В нём я объясню тайны, не гневя древних, что были до нас. Ибо я получил их15 из уст святого человека, ангела Г-спода Воинств, учителя моего, - АРИ Лурия, благословенна память праведника. И поскольку это - возвышенные [тайны] мира и сокровенное, я открою «на ладонь» и скрою на «две тысячи локтей» 16

Я немного, на «игольное ушко», приоткрою врата святости. Тот, кто будет достоин, сможет проникнуть внутрь, и благой Всевышний не откажет во благе тому, кто идёт в цельности.

Разделил я этот труд на четыре части.

Часть первая - о направлении путей благочестия и воздержания, приводящих к святому духу; эта часть, в свою очередь, разделена на шесть врат.

Часть вторая - наставления17, пояснение награды и наказания за исполнение заповедей «делай» и заповедей «не делай»; эта часть разделена на восемь врат.

Часть третья - о пути достижения самого святого духа; эта часть также разделяется на восемь врат.

Часть четвёртая - о формах самих «единений», посредством которых достигается святой дух, после того как я их проверил, испытал и они были подтверждены мною.

Напишу это подробнее, по пунктам, и здесь, с Б-жьей помощью, будет моё начало.

Первая часть подразделяется на шесть врат.

Первые - о силе вреда человеческого греха, связанного с заповедями.

Вторые - о вреде, происходящем от низменных качеств.

Третьи - объяснение понятий «цадик» (праведный) и «хасид» (благочестивый).

Четвёртые - подробное объяснение уровня «цадик».

Пятые - подробное объяснение уровня «хасид».

Шестые - очень краткое объяснение поведения «хасидим» (благочестивых), включающее все врата, относящиеся к этой части.

Вторая часть делится на восемь врат.

Первые - наставления (предостережения).

Вторые - наставления наших учителей, благословенна их память.

Третьи - о награде тем, кто исполняет Тору и заповеди. Четвёртые - о наказании за дурные качества.

Пятые - о наказании за запрещённые качества. Шестые - о наказании за заповеди «не делай». Седьмые - о награде за заповеди «делай».

Восьмые - врата раскаяния.

Третья часть - о поведении, позволяющем достичь Духа святости, - делится на восемь врат.

Первые - о сути миров.

Вторые - о сути человека.

Третьи - о том, что препятствует пророчеству. Четвёртые - о необходимых условиях пророчества. Пятые - о качестве пророчества и его аспектах. Шестые - об уровнях пророчества.

Седьмые - о поведении, позволяющем достичь святого духа в наше время.

Восьмые - поведение (кратко).

Четвёртая часть - о способах использования достижения духа святости, - состоит из трёх врат.

Первые - об образах действий.

Вторые - о способах постижения.

Третьи - о необходимых условиях постижения.

1    «Населённый город» - аллегория конца пути, конечной цели и места отдохновения (в отличие от «пустыни», незаселённого места), по которому пролегает сама дорога. (Здесь и далее прим. переводчика.)

2    Дословно - «воздержанные», как объясняет РаМХаЛь в книге «Месилат Иешарим». Суть этой ступени в отказе от любых, даже разрешённых, удовольствий этого мира, если только они не являются крайне необходимыми для поддержание жизни и служения Всевышнему.

3    Автор имеет в виду, что мы не видим общего в том, как достигали Духа святости пророки и древние мудрецы, и поэтому не можем понять, благодаря чему это на самом деле происходило.

4    Скрытая цитата - Йешаяhу 17:6.

5    Пророков и древних благочестивых.

6    Нижнем, материальном.

7    Заклинающие ангелов.

8    Скрытая цитата - Йешаяhу 28:7.

9    «Тем более» - один из принципов толкования Торы, построенный на чистой логике. Если точно известно, что некое свойство характеризует определённый предмет, и есть другой предмет, для которого то же свойство может быть характерно с ещё большими основаниями, то, согласно принципу «тем более», это свойство соотносят и со вторым предметом.

10    То есть постичь Тору на самом глубинном уровне. Подробнее см. ниже ссылку 36.

11    Несмотря на своё величие и праведность.

12    «Книге исправлений».

13    Автор хочет сказать, что решение написать эту книгу явилось результатом немалой внутренней борьбы и многочисленных сомнений относительно допустимости публикации её содержания.

14    Скрытая цитата: «А понимающие засияют, как сиянье небосвода» (Даниэль 12:3).

15    Упомянутые тайны.

16    То есть соотношение открытого и того, что останется сокрытым, будет подобным

соотношению ширины ладони и расстояния в две тысячи локтей (миля); ладонь и локоть - традиционные меры длины.

17 Употреблённое в оригинале слово можно перевести и как «предостережения».