Часть шестая
Часть шестая
Все высказывания делятся на истинные и ложные, истинные сообщают нам то, что есть, а ложные — то, чего нет.
Здесь следует разделять между простыми высказываниями и теми, которые несут в себе переносный смысл и преувеличение. Поскольку истинность или ложность простых высказываний зависит от справедливости или несправедливости посыла, возникающего из простого понимания их слов. А вот истинность или ложность высказываний в переносном смысле, или сказанных с преувеличением, не зависит от того, что вытекает из простого смысла их слов, а связано намёком, который в них заложен. Например, когда сказал раби Йоханан (Баба Кама 117а): «Лев пришёл из Вавилона», истинность этого высказывания не в простом смысле слов, а в намёке на то, что великий мудрец Торы пришёл из Вавилона, а был это рав Каана. Так же, в каждом высказывании необходимо точно понять его полный смысл, и именно от него будет зависеть истинность или ложность высказывания, что, в свою очередь, будет меняться в соответствии с упомянутыми выше видами высказываний.
Так, полный смысл «неопределённого» высказывания — это наличие или отсутствие сообщённого свойства в предмете, о котором идёт речь. Например (Брахот 206): «Женщины обязаны совершать дневной кидуги» — полный смысл высказывания, с том, что у женщин есть обязанность дневного кидугиа, и его истинность зависит от того, на самом ли деле женщины обязаны его делать.
А вот полный смысл особенного высказывания, сообщающего свойство предмету особенным образом - наличие указанного свойства именно в том, особенном виде. И если свойство окажется в другой форме - высказывание будет ложным. Например (Псахим 9б): «Поскольку там часто бывают крысы или вараны — очевидно, что они унесли его оттуда тотчас»42, если они не всегда его уносят, даже если так происходит часто - высказывание не может быть названо истинным.
Полный смысл «отрицающего» высказывания, которое, сообщая некое свойство одному предмету, отрицает его наличие во всех остальных, заключается в том, что только там присутствует упомянутое свойство, и если оно найдётся где-то ещё, высказывание не истинно. Например, высказывание Писания (Шмот 12:16): «[Только] оно одно будет делаться для вас», если бы в Ном тов (праздничный день) было разрешено делать что-либо кроме того, что необходимо для приготовления еды, Писание не сказало бы «одно», ведь оно не одно!
Конечный смысл исключающего высказывания, которое исключает свойство по отношению к части элементов входящих в совокупность рассматриваемого предмета, разделяется на две стороны. Первая, что в упомянутом предмете присутствует данное свойство, второе, что исключённые предметы, хотя и относятся к той же совокупности, не имеют данного свойства, а если таковое в исключённых предметах найдется, то ложным будет не всё высказывание, а только его вторая часть, первая же останется истинной. Например (Хулин 2а): «Все совершают убой (скота), и зарезанная ими (скотина) — кгиера (пригодна в пищу), кроме глухонемого, сумасшедшего и малолетнего», если бы по закону резать имели право все, включая глухонемого, сумасшедшего и малолетнего, мы бы не утверждали, что всё высказывание ложное, а сказали бы, что первая его часть — «Все совершают убой» — справедлива, а вторая — «кроме глухонемого, сумасшедшего и малолетнего» — нет.
Так же и ограниченное высказывание, если установленная граница не окажется справедливой, это не сделает ложным всё высказывание: первая часть останется справедливой,-а вторая — не справедливой. Например (Дмай, глава 1, мишна 2): «И переносят его [святость], серебро — на серебро... лишь бы, в конце концов, выкупил плоды», если бы условие не было верным, и в нём было необходимости, это бы не уменьшило истинности первой части высказывания — «И переносят его [стоимость], серебро — на серебро...»
Конечный смысл условного высказывания, то есть связывающего между собой два понятия, не ограничивается ни одним из понятий как таковым, а связывает их между собой. Если два понятия сами по себе окажутся истинными, а связь между ними — ложной, ложным окажется всё высказывание. Если же ложными будут понятия, а связь между ними — истинной, всё высказывание истинно. Например, как сказал мудрец одному вероотступнику (Сангедрин 91а): «Если ты это сделаешь, будешь считаться великим целителем». Мудрец не хотел сказать, что вероотступник сделает это, и что он будет считаться великим целителем, а то, что если бы мог это сделать, то считался бы великим целителем. Хотя на самом деле вероотступник не мог этого сделать и не мог назваться великим целителем. И так же, когда (пророк) Элияу сказал (Млахим 1, 18:21): «Если Бааль43 [победит в их противостоянии] — следуйте за ним», он не признавал (не дай Б-г!), что Бааль — Б-г, и призывал евреев следовать ему, а только сказал, что если бы он был Б-гом, стоило бы за ним следовать. А это, само по себе, истинное высказывание, поскольку две этих вещи действительно связаны, ложью была бытность Бааля Б-гом, и то, что стоит за ним следовать. И напротив, если понятия будут истинны, а связь между ними ложной, то и всё высказывание окажется ложным. Например, когда скажешь: «Если Моше получил Тору, то Шауль - первый царь который правил Израилем!» Обе части высказывания сами по себе верны, но совершенно не связаны между собой, и связывающее их высказывание — ложно.
А полный смысл «многопредметного» высказывания, объединяющего множество нагрузок в одном предмете или сообщающего многим предметам одно свойство состоит в том, что все упомянутые свойства принадлежат предмету или свойство имеет отношение ко всем предметам. Поэтому, для истинности высказывания необходимо, чтобы всё это было справедливым. Например, когда сказано (Явамот 1126): «Или совершает халицу или ибум, если бы истинным было то, что он совершает халицу, но не ибум, высказывание было бы не справедливым, хотя часть его — то, что он совершает халицу — оставалось бы правдой. И так далее.
И то же самое относится к следующим трём видам высказываний — восьмому, девятому и десятому (смотри часть третью), которые собирают воедино несколько понятий; для того, чтобы они были истины, необходимо, чтобы высказывания были справедливы по отношению ко всем понятиям.
А вот полный смысл одиннадцатого вида высказываний, сообщающего о некоем понятии, вытекающем из другого, включает три составные части: предшествующее явление, последующее явление и причинно-следственную связь между ними. Заметь, что в этом отличие такого рода высказывания от высказывания условного. Условное высказывание говорит только о зависимости между явлениями, и ничего не сообщает об их существовании, а этот вид высказываний утверждает существование двух явлений и взаимосвязь между ними. Например, приведённое выше высказывание (Маасрот глава 2, мишна 1): «Проходил по улице, и сказал: “Возьмите себе инжир” — могут есть и не обязаны [отделять тпруму и десятину], поэтому, если они вносят их в свои дома, [должны] исправлять (то есть отделять десятину) их [как] наверняка [неотделённые]», это высказывание утверждает три вещи: первое — рабочие могут есть плоды там, где они находятся, не отделяя маасер, и это предшествующий закон; второе — если они внесли их в дом, то обязаны их исправлять как явно не отделённые, и это последующий закон; третье — обязанность отделять от этих плодов маасер как от явно не отделённых, связана разрешением есть их без отделения там, где они находятся44. Таким образом, для того, чтобы это высказывание было истинным, необходимо, чтобы все три его составляющие были справедливы, и если одно из них таковым не окажется — высказывание ложно.
42 Смотри примечание 10 к 3-ей главе.
43 Идол, поклонение которому было распространено среди евреев в то время.
44 Поскольку существует закон, согласно которому рабочие имеют право есть плоды там, где они находятся (то есть до внесения их в дом, например, в попе), если человеку предлагают отведать на улице плоды, которые везут после уборки, он может есть не опасаясь, что; маасер от них не отделён, так они не нуждаются в отделении. Отсюда же следует, что если он внесёт те же плоды в дом, то от них, очевидно, необходимо отделять маасер, поскольку ясно, что этого ещё никто не сделал, так как в этом не было необходимости.