Часть одиннадцатая
Часть одиннадцатая
До сих пор мы объясняли пути (методы) понимания сугии. Теперь настало время объяснить, какие различия следует проводить между предметами рассмотрения в сугийот130, законах или просто логических рассуждениях.
Всего различий, которые могут быть проведены — двадцать четыре. Вот они: первое различие — ма-hут (суть, сущность), в целом, это истинная сущность предмета как такового, то, на основании чего твой разум отличает этот предмет от всех остальных тебе известных. Полное, обобщённое объяснение сути, называется гедер — определение. Например, когда сказали (Пэа, часть 7, мишна 4): «Что такое олелет131? — Всякая гроздь, у которой нет катеф и натеф132», это и является определением олелеn. Требования к определению — прояснение главного в сущности предмета, того, что делает его таковым. То есть, если окажется, что это отсутствует, то рассматриваемая вещь будет другим предметом.
Второе различие — детали. Например (Хулин 43а): «Два [пласта] кожи составляют пищевод133». И так же (Швиит, часть 9, мишна 2): «Верхняя Галилея, Нижняя Галилея и Долина»134.
Третье различие — эйхут (качество), это свойства предмета, его качества. Например, холодный он или тёплый, влажный или сухой. Его внешний вид, твёрдость или мягкость и тому подобное. Например (Хулин 43а): «Снаружи он красный, а изнутри — белый». Так же (Хулин 76а): «Жёсткие — это цомет а-гидин, мягкие — это не цомет а-гидин135».
Четвёртое различие — камут (количество). Это может быть мера (размер) — в том, к чему имеет отношение мера, или количество — в том, к чему имеет отношение количество. Например (Килаим, часть 5, мишна 5): «Это “освящает”136 на шестнадцать локтей в каждую сторону», или (там же): «Это “освящает” сорок пять [виноградных] лоз», и тому подобное.
Пятое различие — хомер (материя, материал), то, из чего создан предмет. Например, материал металлического предмета — металл, глиняного глина.
Шестое различие — цура (форма, образ), которая бывает двух видов: первый — собственный, второй — чувственный (воспринимаемый внешне). Собственный образ, это маhут — сущность предмета. Например, образ человека, это живое существо, наделённое речью, однако, этот образ может быть постигнут только осмыслением, а не зрением или другими чувствами. Чувственный образ, это внешняя форма предмета, то, как он воспринимается зрением. Например (Менахот 94,): «Как разбитый ящик»137, «Как [буква] гамма138» (Килаим, часть 28, мишна 7).
Седьмое различие — пэула (действие), это то, что предмет совершает по отношению к другим, и здесь тоже есть два вида: первый — природный, это воздействия, которые сущности оказывают друг на друга в соответствии с их природой. Например, «По тому, что точит ему кишки», второй — сознательный, это то, что люди совершают по своей воле. Например (Брахот 15а): «Читающий Шма».
Восьмое различие — эфель (реакция, отклик), это след который остаётся в предмете от воздействия других. Например (Хулин 50а): «Внутренности, которые были продырявлены, но жидкость закупорила их», «Рука отдёргивается от него»139 (Шабат 40б), «[Поскольку] горячий частично — горячий весь»140 (Псахим 74а).
Девятое различие — суг (категория) и мин (вид), то есть, к какой категории или [к какому] виду относится предмет. Что такое категория и вид, уже известно знатокам языка. Совокупность, включающая много предметов, связанных неким общим аспектом, называется вид. Например, человек, это вид, включающий всех людей, объединённых тем, что они несут в себе человеческую сущность. То, что включает в себя несколько видов, называется категория. Например, ба-аль-хай (живые существа), категория, включающая человеческий вид, животных, птиц, пресмыкающихся, рыб. А если (в некую категорию) будет включена ещё одна совокупность, включающая несколько видов, то такая категория назовётся «категорией категорий», а входящие в неё категории по отношению к ней будут называться видами, а по отношению к включённым в них видам — категориями. Например, материальное, это категория, включающая живые и не живые сущности, а обе эти совокупности — категории, включающие множество видов. Например, живое, включает наделённых речью, и не наделённых таковой. Неживое, включает камни, металлы и растения. Таким образом, по отношению к материальному, живые считаются видом, а по отношению к наделённым речью — категорией. Клей-эц141- это категория, включающая два вида: простые клей-эц, и «принимающие»142 клей-эц. И тому подобное.
Десятое различие — сиба (причина), это то, в силу чего появляется и существует месубав (следствие). Причины бывают двух видов: первый — порождающие причины, второй — воздействующие причины. Например, дерево для происходящего из него плода — порождающая причина, это как отец, который является причиной рождения сына, который есть следующее из него продолжение. Однако сказано (Баба Меция 8б); «потому, что она идёт из-за него»143 — это причина воздействующая, и так же (Йома76б): «Вино и ароматы просветляют [разум]», это воздействующая причина, что подобно отношению мастера к его произведениям, которые не являются его продолжением, но сделаны им.
Одиннадцатое различие— эмцаи (средство), с помощью которого причина совершает своё действие. Например (Ктубот 75а): «Можно вылечить терпким вином».
Двенадцатое различие — меорер (побуждение), то, что пробуждает желание действовать. Например (Звахим 116а): «Что же он услышал, что [из-за этого] принял гиюр? — Услышал о рассечении Красного моря!» Известие о рассечении Красного моря побудило Итро придти [в стан евреев].
Тринадцатое различие — тпахлит (цель), это намерение действующего, то есть то, чего он собирается достичь своим действием. Например, «учащийся, ради того, чтобы действовать» — [в этом высказывании сформулирована] цель учёбы, как достижение состояния «творящий добро».
Четырнадцатое различие —месубав (следствие), это порождение предмета. Например (Баба меция 86): «потому, что она идёт из-за него», движение, это его следствие, сын — следствие (порождение) отца, произведения — следствия (порождения) мастера.
Пятнадцатое различие — митхабер (присоединённые), это все сопутствующие признаки предмета, не относящиеся к его сущности. Они делятся на три вида. Первый — то, что присоединяется к самому предмету, к нему или «на него», как мудрость к мудрому, лёгкость к лёгкому, достоинство к достойному, покрытие144 к предмету, одежда к человеку. Например, находящееся в опасности животное, это животное с которым приключилась опасность, мокрый платок — это платок которому случилось оказаться намоченным водой. Второе, это нечто находящееся с предметом вместе. Например (Псахим 766): «Хлеб, который пекли вместе с мясом», и так же: «Всё, что является главным, и вместе с ним есть второстепенное». Третье, это предшествующее и последующее, то есть то, что предшествует предмету или следует за ним. Например (Брахот 516): «Омывают руки, а затем наполняют бокал», как видишь, омовение рук предшествует наполнению бокала, а наполнение бокала следует за омовением рук.
Шестнадцатое различие —маком (место). Например (Эрувин 876): «Два балкона, один над другим», «Два города, один рядом с другим», «Десять домов, один за другим» (там же 756).
Семнадцатое различие — мацав (состояние), это характеристика положения предмета на его месте. Например (Мегила 21а): «Читает Мегилу145 стоя или сидя», «Вечером каждый человек сядет, и будет читать [Шма], а утром [будет] читать стоя» (Брахот 10б).
Восемнадцатое различие — тпнуа (движение), это перемещение предмета с места на место. Например (Псахим 50а): «Идущий из места, где делают (работу, до середины дня в канун Песаха), в место, где не делают».
Девятнадцатое различие — зман (время). Например (Брахот 2а): «С какого времени читают “Шма”?»,
«Вечером каждый человексядет, и будет читать [Шма], а утром [будет] читать стоя» (Брахот 10б).
Двадцатое различие —яхас (отношение). Это то, как нечто соотносится с другим. Например, «Поколение Моше», «Потомство Авраама».
Двадцать первое различие — носе (предмет рассмотрения), когда рассматриваемое нами свойство само является одним из атрибутов сопутствующих некому предмету, мы зададимся вопросом: «Что это за предмет?» Например (Псахим 14б): «Что это за вещь, нечистота (то есть законы нечистоты) которой различается, [в зависимости от того, что является источником нечистоты], то ли “нечистота мёртвого”, то ли “нечистота ползающих” (тумат шерец)? Скажем, это металл!».
Двадцать второе различие — димайон (подобие). Например (Хулин 17б): «Подобно колосу», «Меч подобен мёртвому» (Шабат 101а), «У того и другого одинаковый размер» (Ктубот 60а).
Двадцать третье различие—эвдель (разница), это отсутствие подобия. Например (Псахим 22а): «Отличается кровь, так как уподоблена воде», «Отличается “орган от живого” (эвер ми а-хай), так как уподоблен крови» (Псахим 22,).
Двадцать четвёртое различие — нигуд (противопоставление), это противоположность подобию, и выше уже объяснялось противопоставление во всех видах, и приводились примеры, смотри там.
Необходимо знать, что опережение и отставание бывают трёх видов. Первый — временные, второй — «логические», третий — природные. Временные, это когда нечто опережает другое во времени. «Логические», это то, что опережает не во времени, а в достоинстве, то есть это опережение, установленное разумом (приоритет). Например, царь и народ — царь первичен, народ вторичен, высшие опережают низших. И тому подобное. Природные, это когда чьё-то бытие зависит от бытия другого, и тогда, даже если они существуют одновременно, то, что является причиной, будет названо первичным, а следствие — вторичным.
И ещё, если что хорошо помогает разуму и облегчает его труд, так это порядок. И это как в собственном учении, так и в обучении других, поскольку порядок расчищает дорогу разуму, позволяя ему идти путём рассуждений беспрепятственно. Если некто учится сам, тот верным образом постигнет искомые истины, а если учит других — объяснит свои знания достаточно ясно и облегчит ученику постижение материала.
Основ порядка — три: организация, определенность, анализ. Организация — это установка порядка приоритетов, чему следует быть в начале, а чему — позднее. Правильная организация всегда движется от первичных вопросов ко вторичным, от более известных к менее [известным]. Пояснения, обобщения всегда первичны и более очевидны, чем их конкретизация, простые вещи очевиднее сложных. Например, в науке грамматики первым делом следует говорить о буквах, затем — о словах и огласовках, затем — о частях речи, то есть об именах собственных, глаголах и существительных, а затем — о соединении высказываний между собой.
Кроме того, необходимо знать, что есть два вида мудрости — интеллектуальная и практическая. Задача интеллектуальной — это познание одной из наук, практической — приобретение одного из искусств. Например, астрономия это знание о сводах, звёздах и их обращениях, а грамматика — это знание о том, как правильно строить речь. Астрономия — мудрость интеллектуальная, поскольку в ней присутствует только осознание сущности явлений как таковых. А грамматика — мудрость практическая, поскольку задача её — научить человека говорить, как следует, на одном из языков.
Порядок, подходящий для интеллектуального изучения: сначала познание предмета рассмотрения, затем его составляющих, затем его причин, а затем — событий с ним происходящих, в порядке значимости. То есть, сначала общее, затем — частное, сначала простое, затем — сложное, как и говорилось выше. А порядок, подходящий для постижения практической мудрости, таков: сначала — понимание цели, затем — средств необходимых для её достижения, по мере значимости. Например, если ты желаешь изучить порядок установки месяцев года, то, прежде всего, необходимо уяснить цель — установку начала месяцев в подходящее время, затем следует уяснить средства, необходимые для этого, то есть знание о полных и неполных месяцах и о годах — упорядоченных, неполных и полных, что такое обычные, и что такое високосные, расчет новолуний и знания об отсрочках.
И ещё очень важно, с точки зрения порядка, остерегаться упоминания о вещах вне их места и их положения в иерархии, иными словами, не объяснять вторичное раньше первичного, поскольку тогда будет просто невозможно понять то, чему ты учишь, ибо недостанет знания, которому следовало бы предшествовать. Или не упоминай вещей, которых ты не объяснял, поскольку это запутает слушателя и не позволит ему понять, что ты собираешься сообщить. Если уж тебе приходится привести понятие, которое ещё не объяснено, сразу же оговорись, что далее ты ещё объяснишь его, так как это одна из тех вещей, которые успокаивают разум, дабы не стремился он к постижению вещей, которые сейчас постичь невозможно. Например, если бы в изучении «установки месяца» ты объяснил что значит упорядоченные полные и неполные и года, прежде чем ты объяснишь полные и не полные месяцы — это недостаток в порядке, поскольку упорядоченные, неполные и полные года зависят от полноты и неполноты месяца и не могут быть объяснены как следует, прежде чем будут объяснены полнота и недостаток месяцев.
Определённость, это значит, что следует очень тщательно продумать все понятия, таким образом, чтобы дать им полные, истинные определения, включающие все их важнейшие аспекты, чтобы у слушателей сформировался их верный образ. Нельзя для определения понятий брать случайные аспекты вместо сущностных, поскольку это не создаст у слушателей верный образ.
Анализ — тоже важнейшая основа, облегчающая постижение требуемого, поскольку до тех пор, пока разум постигает только обобщения, постижение не может считаться полным. Для его восполнения необходимо расчленить предмет на составляющие, дабы стало возможным рассмотреть и познать каждое из них как таковое, и тогда можно будет сказать, что сформирован полный образ предмета.
Однако, при этом следует остерегаться, чтобы выделенные аспекты на самом деле полностью описывали рассматриваемый предмет, чтобы их не оказалось больше или меньше. То есть, чтобы не осталось какой-либо неучтённой детали предмета, и так же, чтобы не упомянуть деталей, больше, чем их есть на самом деле. А самый верный анализ, это когда предмет делится на обобщённые составляющие, а те, в свою очередь, делятся на вторичные, более детальные, а вторичные — на третичные, и так далее. И следует, насколько это возможно, стремиться к уменьшению количества деталей и к укрупнению детализации, то есть, если это возможно, постараться разложить предмет на две или три составные. Например (Шабат 2а):
«Вынесений два, которые делятся на четыре146 (для находящегося] внутри, и два, которые делятся на четыре [для находящегося] снаружи». Как видишь, здесь тана разделил всю совокупность переносов в Шабат на два вида, то есть «внутри» и «снаружи», а затем каждую из двух частей разделил ещё на две, а затем каждую из них ещё на две, так, что получилось четыре. И в этом смысл слов: «Два, которые делятся на четыре».
Придерживайся верного порядка движения — не упоминай вторичные детали с первичными, а третичные — со вторичными, и тому подобное; всякая деталь должна быть упомянута на своём месте, в соответствии с её положением в иерархии. Кроме того, все детали на самом деле должны отличатся друг от друга, так, чтобы одно и то же не перечислялось дважды.
Это общее представление о путях углублённого изучения и рассуждения, необходимых для истинного понимания и постижения всякой вещи.
«И Всевышний даст мудрость, из уст Его знание и умение рассуждать».
130 Сугийот - множественное число от слова сугия.
131 Олелет - «бедная» гроздь винограда, которую Тора заповедала при уборке урожая оставлять неимущим.
132 Катеф (букв, «плечо») - нормальная гроздь винограда, состоящая из множества небольших гроздей, присоединённых к стержню. Когда этих небольших гроздей много, они ложатся друг на друга, как ноша на плечо человека, если же их немного, этого не происходит и тогда у грозди отсутствует катеф. Натеф (букв, «стекает») - в нижней части стержня грозди обычно бывает много ягод и создаётся впечатление, как будто они «стекают» к низу, а если их мало, это гроздь, у которой отсутствует натеф.
133 То есть трубка пищевода состоит из двух элементов - двух пластов кожи.
134 Мишна перечисляет три области, входящие в Галилею.
135 Цомет а-гидин - связка, центр сухожилий; Гемора ищет признаки, с помощью которых можно определить, где заканчивается «центр сухожилий» и продолжаются сами сухожилия.
136 в данном случае «освящает» означает - запрещает. Речь идёт о килаим - запрете выращивать овощи на территории виноградника; в цитируемой мишне тана сообщает, насколько распространяется запрет на плоды винограда из-за растущего на территории виноградника овоща.
137 У которого осталось только дно и две противоположные стенки. Речь идёт о форме лехем а-паним, еженедельного хлебного приношения в Храме.
138 Буква греческого алфавита.
135 Цомет а-гидин - связка, центр сухожилий; Гемора ищет признаки, с помощью которых можно определить, где заканчивается «центр сухожилий» и продолжаются сами сухожилия.
136 в данном случае «освящает» означает - запрещает. Речь идёт о килаим - запрете выращивать овощи на территории виноградника; в цитируемой мишне тана сообщает, насколько распространяется запрет на плоды винограда из-за растущего на территории виноградника овоща.
137 У которого осталось только дно и две противоположные стенки. Речь идёт о форме лехем а-паним, еженедельного хлебного приношения в Храме.
138 Буква греческого алфавита.
139 Речь идёт о предмете, горячем настолько, что при прикосновении к нему человек инстинктивно отдёргивает руку.
140 Железный вертел, поскольку металл обладает высокой теплопроводностью, то его нагрев в одном месте приводит к нагреву всего вертела.
141 Кпи - сложное для дословного перевода понятие, оно включает большинство созданных человеком предметов, имеющих некое назначение: посуда, одежда, рабочие и музыкальные инструменты, разного рода приспособления и так далее. Клей-эц - все приспособления, сделанные из дерева.
142 «Принимающие» - мекаблим, это келим, имеющие полость, способную вместить нечто то есть, в общем, это сосуд ы.
143 Речь идёт о человеке, который ведет или зовет за собой животное, и оно «идёт из-за него».
144 Например, краска или глазурь.
145 Мегила - свиток, в данном случае, «Свиток Эстер».
146 То есть каждый из двух, в свою очередь, делится ещё на два.