Введение

Введение

Порядок пяти книг Торы

1. Книга Берешит. Эта книга предваряет собой остальные книги Торы, так как определяет основы нашей веры:

•  Прежде всего, в ней говорится о том, что Творец создал Вселенную из ничего. А это корень всей веры.

Ибо, если допустить, что у мира не было Создателя, то мы неизбежно придем к выводу об отсутствии абсолютного стандарта, в соответствии с которым следует оценивать поступки человека. Следовательно, человек будет жить в уверенности, что его поведение не повлечет за собой ни награды, ни наказания. (Р. Бехая во вступлении к своему комментарию к Торе развивает мысль о том, что вера в создание Б-гом Вселенной из ничего логически вынуждает нас признать и все остальные принципы веры.)

Из повествований книги Берешит мы узнаем также и о других основных принципах веры:

•  Б-г говорит с человеком; рассказывается, что Он говорил с Адамом, Ноахом и другими праотцами.

•  Всемогущий награждает праведников и наказывает грешников. Он изгнал Адама и Хаву из Ган Эден за их грехи и навел Потоп, в котором было истреблено нечестивое поколение, но спасен праведник Ноах и т.д.

В книге Берешит описываются деяния праотцев нашего народа, великих праведников Авраама, Ицхака, Яакова и его сыновей.

2. Книга Шмот. В то время как книга Берешит рассказывает о деяниях отдельных праведников, книга Шмот концентрирует свое внимание на нашей национальной истории: египетское рабство, освобождение, последующее получение Торы на горе Синай и сооружение Мишкана (Шатра).

Так как центральные события книги Шмот связаны с Исходом, мудрецы называли ее также "Книгой Изгнания и Освобождения".

3. Книга Ваикра посвящена законам жертвоприношений и законам, относящимся к Святилищу. В основном она адресована коэнам и левитам. Мудрецы называли ее Торат коаним (Книгой законов о коэнах). В той части, в какой она обращена ко всему народу, она наставляет в законах о Святилище и убеждает народ поддерживать наивысший уровень святости, необходимый для пребывания Шехины в его среде.

Книга Ваикра логически продолжает книгу Шмот, которая завершается описанием сооружения Мишкана.

4. Книга Бемидбар описывает скитания евреев в пустыне. В ней подробно рассказано о странствиях, названы места стоянок, описаны лишения, выпавшие на долю еврейского народа. Мудрецы называли ее "Книгой Чисел", так как в ней постоянно сообщается численность сынов Израиля.

Большая часть законов, упомянутых в этой книге, касается лишь поколения пустыни, но она содержит также некоторые законы жертвоприношения (в основном, они дополняют те, что упомянуты в книге Ваикра).

5. Книга Дварим названа мудрецами Мишнэ Тора (Повторение Торы), но, тем не менее, эта книга учит более чем 70 новым заповедям.

Моше адресовал Дварим поколению, которое достигнет Эрец Исраэль. Поэтому он вновь и вновь предостерегал евреев от идолопоклонства, пытаясь уберечь свой народ от влияния нееврейского населения Ханаана, требуя, чтобы они хранили верность Торе.

Книга Дварим предсказывает будущие наказания за отказ от Торы. Одним из этих наказаний является рассеяние еврейского народа по всему миру.

Завершается эта книга предсказанием конечного искупления (Дварим 30:3). Таким образом, завершается исторический цикл, начатый в момент Творения.

Когда были записаны эти пять книг? Гемара (Гитин 60а) приводит два мнения:

1. Обучив Моше отдельному отрывку Торы, Всемогущий тотчас же диктовал его, и Моше записывал каждый раздел. Перед смертью он сшил отдельные пергаменты и получился цельный Свиток Торы.

2. В течение долгих лет скитаний в пустыне Моше обучал евреев Торе устно и записал ее лишь в конце сорокового года со слов Всевышнего.