Ноябрь 2024 / Хешван 5785

Глава 9

Глава 9

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - ТЕЛО ПЛЮС ДУША

Биологи, учитывая крайне низкую вероятность каждого отдельного шага, ведущего к эволюции человека, считают совершенно невозможным то, что Симпсон назвал «распространенностью гуманоидов».

Эрнст Мейр

Мы убедились в том, что почти немедленное появление жизни на только что сформировавшейся Земле до такой степени маловероятно, что его следует исключить из категории неизбежных результатов случайных химических реакций. Появление жизни может быть отнесено только лишь к некоей серии событий, происходивших под действием феномена, естественного или Божественного, который еще предстоит открыть науке. Мы узнали, что едва появившиеся ростки жизни требуют настолько специфических физических условий, что только тончайшим образом настроенная Вселенная способна удовлетворить им. Теперь мы должны рассмотреть проблему эволюции от простых форм микробной жизни, запечатленной в ископаемых, насчитывающих 3,5 миллиарда лет, до столь сложной формы жизни, как современный человек.

И палеонтологи, и теологи согласны в том, что обнаруженные свидетельства жизни на Земле указывают на определенную последовательность, в которой время, когда появляется какой-либо организм - как в ископаемых находках, так и в библейском повествовании - соответствует сложности этого организма. Это отнюдь не означает, что имело место плавное и непрерывное развитие от бактерии к человеку. Палеонтологи и теологи также согласны с тем, что те свидетельства, которыми мы обладаем, как библейские, так и научные, говорят в пользу прерывистого формирования жизни -когда новые виды появляются вне прямой связи между ними и теми видами, которые предшествовали им1. Так называемые недостающие звенья по-прежнему не найдены! Именно эти свидетельства прерывистого развития жизни, столь существенно противоречащие дарвиновской концепции о том, что природа не делает скачков в процессе эволюции, имел ввиду Найлс Элдридж, говоря: «Модель, которую мы должны были выявить в течение последних ста двадцати лет, не существует [подчеркнуто мной]»2.

Первая глава книги «Бытие» содержит четкое описание того, как развивались со временем не только неодушевленные объекты Вселенной, но и различные типы и формы жизни. Лишь на третий день Творения безводная Земля стала местом, пригодным для жизни («Бытие» 1:9); тем не менее толкователи Библии признавали, что материя, из которой состоит все, что было, есть и будет во Вселенной, была создана в начале первого дня. Мы узнали, что этой первичной субстанции еще предстояло претерпеть не одно превращение на пути к веществу, из которого можно было извлечь звезды, планеты и жизнь.

И те, кто признает эволюцию путем естественного отбора, и те, кто верит в Божественное руководство нашей Вселенной, считают растительную жизнь первой формой жизни на Земле. Однако формы растительной жизни у этих двух школ мысли выглядят совершенно по-разному. Ископаемые находки показывают, что первыми живыми существами на Земле были бактерии, водоросли и другие микроскопические формы флоры. Эти микроскопические ископаемые стали частью палеонтологического архива только несколько десятилетий назад. До пятидесятых годов XX века об их существовании никто не знал. А ведь именно решительный шаг от неживой материи к этой первичной жизни требовал непосредственного вмешательства Божественной либо какой-то другой силы. Биологи масштаба Фрэнсиса Крика и Лесли Орджела, ученых, несомненно хорошо осведомленных о сложности живых организмов, были не в состоянии объяснить происхождение жизни. Именно они предложили гипотезу внеземного источника, чтобы объяснить появление жизни на Земле3.

Поскольку «Библия говорит с нами на языке человека», она последовательно имеет дело с теми аспектами жизни, которые непосредственно могут восприниматься органами чувств человека. Например, именно благодаря этой ориентации на человека изложенные в Библии законы о разрешенной и запрещенной пище ( «Левит» 11) говорят только о тех формах жизни, которые видны невооруженным глазом. Среди животных, запрещенных к пище, названы ракообразные. Тем не менее там не требуется проверять стакан воды или лист салата под микроскопом, чтобы убедиться, что в них нет микроскопических ракообразных. Поскольку было бы совершенно нереалистично ожидать от массы только что освободившихся рабов, скитавшихся 3400 лет назад в Синайской пустыне, адекватного восприятия таких понятий, как бактерии или микроскопические водоросли, представляется логичным, что библейский перечень форм жизни начинается с того, что можно увидеть.

По команде Творца Земля сама породила траву и растения как первую форму жизни, описанную в книге «Бытие». Появление жизни в библейском повествовании отмечено отсутствием обладающего специфическим смыслом слова «бара», что означает «сотворен». По-видимому, Земля уже обладала потенциальной способностью накрыть себя зеленым покрывалом. Нахманид, комментируя происхождение растительной жизни, пишет: «Господь решил, что среди потенциальных возможностей Земли будет сила, которая вызовет к жизни растительность, сеющую семя ее»4. Требовалось только, чтобы Творец высказал пожелание задействовать этот потенциал.

Растительная жизнь появилась на третий день Творения. Это произошло сразу после того, как ивритское слово, означающее «воду», приняло его теперешнее значение. Здесь, в стихе 1:10, вода описана как вещество, наполняющее моря. До этого слово «вода» означало некую первичную субстанцию, из которой была сформирована вся материя Вселенной. Поскольку светила на тверди небесной появились только на четвертый день («Бытие» 1:14), присутствие растительной жизни на третий день выглядит явным противоречием: ведь свет - одно из необходимых условий для фотосинтеза и роста растений.

Разрешение этого кажущегося противоречия заключается в использовании в стихе 1:14 книги «Бытие» слова «светила» вместо слова «свет». По-видимому, до появления разнообразной растительной жизни первичная атмосфера Земли характеризовалась густой облачностью, покрывающей всю планету. Это предположение косвенно подтверждается информацией, полученной от советских и американских космических кораблей, исследовавших облачную атмосферу Венеры. На третий день свет был, но этот свет представлял собой радиационную энергию, проходившую сквозь затянутую облаками атмосферу, которая в этот период была полупрозрачной. Поэтому отдельные светила были неразличимы, и существовал только рассеянный свет, который обеспечивал необходимой энергией начальные формы растительности. Нахманид говорит, что небесная твердь, образованная на второй день («Бытие» 1:6), вначале перехватывала свет, который существовал с первого дня. Но он не захотел высказывать никаких соображений по поводу состава небесной тверди, ибо считал ее одной из глубоких тайн Библии5.

Первичная растительная жизнь очистила атмосферу с помощью фотосинтеза, в процессе которого углерод и азот извлекались из атмосферы и вводились в клеточный материал. По мере того как эти биологические реакции делали свое дело, Солнце, Луна и звезды, уже существовавшие в небесной тверди, стали различимы и с поверхности Земли как отдельные источники света. То, что стихи 1:14-18 книги «Бытие» описывают эти события с позиции наблюдателя, находящегося на Земле, становится ясным из упоминания Луны как «светила великого» («Бытие» 1:16). Земля является единственным небесным телом, расположенным достаточно близко к Луне для того, чтобы видеть в ней великое светило.

Побочным результатом фотосинтеза является выделение молекулярного кислорода. Накопление кислорода в биосфере и постепенное обогащение кислородом первоначально бескислородной атмосферы представляет собой один из примеров, как древних, так и современных, когда жизнь воздействует на окружающую среду и меняет ее выгодным для себя образом. Свидетельство превращения бескислородной атмосферы в атмосферу, богатую кислородом, можно найти, сравнивая биохимические процессы, проходящие в сложных, содержащих ядра бактериальных клетках (эукариотах), с биохимическими процессами в более примитивных бактериях с безъядерными клетками (прокариотах).

Примитивные бактерии, которые к тому же являются древнейшими ископаемыми, получают энергию для жизненных процессов путем ферментации существующих органических молекул. При ферментации, которая не требует молекулярного кислорода, крупные органические молекулы расщепляются на более мелкие фрагменты. Увеличение беспорядка (и энтропии), являющееся результатом разрыва химических связей, высвобождает энергию. Часть этой энергии используется самой клеткой, но значительные количества потенциальной химической энергии остаются в небольших молекулах, осколках первичной крупной органической молекулы. Мы сталкиваемся с этим биологическим процессом каждый раз, когда пьем молоко или едим сметану: ведь молочный жир - это результат ферментации сахаров и целлюлозы, содержащихся в корме коровы, в бескислородной атмосфере ее рубца (первичного отдела желудка).

Более сложные, содержащие ядра клетки бактерий - все, без исключения - обитают в обогащенной кислородом атмосфере. Они получают энергию от двухстадийного процесса, который мы называем дыханием. Первая стадия является точным повторением ферментационного процесса. Но при дыхании фрагменты молекул, которые раньше шли в отходы, биологически «сгорают» в кислороде, поступающем из окружающей клетку среды. По сути, в процессе горения питательные вещества окисляются с образованием воды и углекислого газа. Это сгорание настолько эффективно, что клетка получает почти в 20 раз больше энергии, чем она получала бы при ферментации той же самой пищи. Процесс ферментации возник в тот период, когда в биосфере еще не было кислорода.

С появлением жизни, основанной на фотосинтезе, и вытекающей из этого доступности кислорода стало возможным дыхание органической материи. Вслед за этим процесс дыхания был наложен на уже существующий процесс ферментации, проходящий в клетках. Объединенный процесс оказался настолько эффективным, что он стал основным в метаболизме живой материи. Здесь следует подчеркнуть, что прежний ферментационный процесс был сохранен и что новый, более эффективный процесс дыхания был добавлен к уже существующему механизму вместо того, чтобы создавать совершенно новый процесс, не имеющий никакой связи со старым.

Появление кислорода с концентрацией его в биосфере в 1 процент или более оставило свою отметину в геологической истории. Молекулярный кислород химически весьма активен. Поэтому он вызвал окислительные реакции, которых до этого не было. Присутствие обогащенных кислородом соединений урана в осадочных породах возрастом менее 2 миллиардов лет при их отсутствии в более молодых породах говорит о том, что свободный кислород появился около 2 миллиардов лет назад.

Железо в океанских отложениях дает нам еще один ключ к процессу насыщения атмосферы кислородом. Первичные окислы железа проявляются как ржавого цвета пласты, в которых содержится большая часть доступных мировых запасов железных руд. Радиоактивная датировка этих залежей показывает, что их образование и залегание происходило на протяжении нескольких сот миллионов лет - немногим более 2 миллиардов лет назад. Это соответствует (в геологических масштабах времени, разумеется) периоду, следующему за появлением самых ранних ископаемых свидетельств, указывающих, по-видимому, на изобилие сине-зеленых водорослей, интенсивно производящих кислород.

Не следует недооценивать способность фотосинтеза насытить мир кислородом. При нынешних его темпах весь кислород, присутствующий в атмосфере Земли, может быть произведен примерно в течение 2000 лет.

Библия говорит, что животная жизнь появилась в воде в пятый день и на суше в шестой. Произошло это после того, как в четвертый день Солнце стало видимым на тверди небесной. Такая последовательность во времени выглядит логичной, если появление Солнца и других светил связать с насыщением атмосферы кислородом. Именно присутствие кислорода сделало возможным появление и развитие форм жизни более крупных, чем бактерии и водоросли, а образование слоя озона, поглощающего ультрафиолетовое излучение, позволило жизни выйти на сушу.

Поддержание жизни за счет ферментации питательных веществ оказалось весьма неэффективным, поскольку для получения необходимой энергии требовалось слишком много пищи. В этих условиях обеспечить себя могла только микроскопическая жизнь. Такие мельчайшие организмы, как бактерии, имеют обычно большое соотношение поверхности к объему тела, что существенно для поглощения больших количеств необходимой пищи и удаления столь же больших масс отходов жизнедеятельности.

По контрасту с невысоким уровнем производства энергии за счет ферментации энергия, выделяющаяся при утилизации пищи с помощью процесса дыхания, настолько велика, что поглощаемой пищи оказывается достаточно для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность крупных многоклеточных растений и животных. Поэтому развитие крупных форм жизни стало возможным только после насыщения

биосферы кислородом. И появляются они в ископаемых находках вслед за геологическими свидетельствами наличия атмосферы, богатой кислородом. В полном соответствии с этим как ископаемые данные, так и библейское повествование помещают появление крупных форм животной жизни после появления растений, вырабатывающих кислород.

Фотосинтез происходит за счет энергии света. Эффективность его настолько высока, что он производит большое количество органической материи, представляющей собой непрерывно возобновляемый источник питания для животных. С появлением фотосинтеза жизнь преодолела два барьера: было обеспечено непрерывное производство пищи и было обеспечено достаточное количество кислорода, чтобы эту пищу усвоить.

НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО В ИСКОПАЕМЫХ НАХОДКАХ УПРЯМО НЕ ЖЕЛАЕТ ПОЯВЛЯТЬСЯ

Но что можно сказать об ископаемых свидетельствах, на которые я так часто ссылался, описывая появление и эволюцию жизни на Земле, и которые так часто использовались для отрицания достоверности Творения? Дают ли они достаточно убедительное объяснение происхождению и развитию жизни? Детальное изучение ископаемых находок показывает, что это объяснение не более убедительно, чем ошибочное допущение Джорджа Уолда о появлении жизни на Земле в результате случайных химических реакций. Впрочем, основное утверждение Уолда верно на 100 процентов. По истечении достаточно долгого времени случайные реакции вполне могли дать начало жизни. Уолд полагал, что время, прошедшее до появления жизни, было достаточно долгим. Но это не так. Жизнь появилась почти сразу вслед за образованием Земли. В свою очередь те, кто предполагал, что ископаемые данные предоставят доказательства теории эволюции путем естественного отбора, попались в ту же ловушку, что и Уолд.

Ископаемые находки, известные к середине XIX века, ко времени написания Дарвиным его книги «О происхождении видов», и в самом деле содержали организмы от самых примитивных до самых сложных. Но эта цепь свидетельств не была непрерывной. Пробелы в хронологии этих ископаемых не позволяли продемонстрировать непрерывное эволюционное изменение форм от примитивного к сложному. Дарвин понимал это и признавал неполноту имеющихся данных. Кроме того, Дарвин не был склонен преувеличивать значение борьбы, ведущей к выживанию. Но, как это часто бывает в разного рода движениях и группах, его последователи были убеждены в правоте его теории больше, чем он сам. Им было совершенно очевидно, что эволюция обязана была произойти. Они были убеждены в том, что по мере появления новых ископаемых данных зияющие пробелы в имеющихся свидетельствах будут заполнены. Скачкообразное повышение сложности живых организмов, вытекающее из имеющихся данных, сменится восходящей кривой -кривой жизни, плавно ведущей от бактерии к деревьям и человечеству.

Но интенсивные палеонтологические исследования, проводившиеся в течение последних ста лет, такого рода свидетельств не принесли. Ископаемые находки к концу нашего столетия накопили в сотни раз больше информации, чем все данные, существовавшие к тому моменту, когда Дарвин (который узнал, что Альфред Рассел Уоллес также разработал концепцию эволюции путем естественного отбора и собирался опубликовать ее) издал свою книгу «О происхождении видов». Тем не менее сегодняшние ископаемые свидетельства характеризуются той же прерывистостью, что и данные, имевшиеся во времена Дарвина (и Уоллеса). В прошлом существующие пробелы отметались в сторону как временное явление, как проблема, которой суждено исчезнуть по мере пополнения нашего багажа палеонтологической информации. Сейчас такой подход уже невозможен. Доктор Найлс Элдридж, сотрудник Американского музея истории природы в Нью-Йорке, выразился по этому поводу совершенно определенно: «Картины [ископаемых данных], которую мы должны были выявить в течение последних ста двадцати лет, не существует»6.

Что касается аргументов Уолда, то находка ранних микроископаемых фактически опровергла решающую роль случайности как фактора, отвечающего за появление жизни на Земле. Если же говорить о концепции постепенной эволюции форм жизни, то все пополняющийся набор ископаемых данных указывает, что теория эволюции, определяемая как естественный отбор тех форм жизни, которые лучше приспособлены к окружающей их среде, отлично годится для систематизации прошлых и современных морфологий; однако всеобщая постепенная эволюция не подтверждается ископаемыми данными.

Постепенная эволюция является фундаментальным принципом теории Дарвина. Но плавного изменения от простого к сложному не существует. Более правильной характеристикой ископаемых данных было бы стаккато. Наиболее серьезные палеонтологи признают сегодня, что самый правильный вывод, который можно сделать на основе накопленных ископаемых свидетельств, - это пунктирная эволюция. Появляется некая форма жизни. Внутри этой формы могут происходить изменения, но ее базовая структура остается прежней до того момента, когда она исчезает и на ее месте неожиданно возникает новая, отличающаяся от нее структура.

Постепенное, медленное появление какого-либо вида из предшествовавшего ему никогда не наблюдалось в ископаемых находках. На самом деле анализ ископаемых данных показывает, что по крайней мере для макроэволюции всех образовавшихся до настоящего времени видов характерно постоянство, а не изменение7.

Некоторые ученые приводят лошадь в качестве примера постепенной эволюции, подтверждаемой ископаемыми данными. Однако тщательный анализ последовательности видов от еогиппуса (ископаемая примитивная лошадь - Прим. перев.) до современной лошади обнаруживает хаотические изменения, в которых «некоторые виды были меньше еогиппуса, а не больше»8.

Впрочем, недостаток палеонтологических свидетельств не уменьшил энтузиазма палеобиологов, сторонников эволюции путем естественного отбора. Они пытаются восполнить отсутствие информации из ископаемых источников анализом подобия генетических и метаболических процессов у организмов разных видов.

Похоже, что число хромосом положительно коррелировано с увеличивающейся сложностью организма, которая в свою очередь вероятно свидетельствует о большем совершенстве новой формы по сравнению с предыдущей. У кукурузы имеется 20 хромосом, у мыши - 40, а у человека их — 46. К сожалению сторонников этой теории, у картофеля имеется 48 хромосом. (Учитывая, что деяния человека довольно часто носят весьма вредоносный характер, эта корреляция, может быть, справедлива!)

Родство между разными формами жизни пытались обнаружить, исследуя подобие или отсутствие подобия, между белками, найденными в их клетках. Поскольку белки организма определяются его генетическим кодом, подобие белков подразумевает подобие генетического наследия. Некоторые специфические белки являются общими для таких разных организмов, как бактерии, пшеница и человек. Как мы уже отмечали ранее, вероятность случайного появления двух почти одинаковых белков в двух отдельных организмах меньше, чем один на 10ш, то есть примерно нулевая. Подобие белков в существенно различных формах жизни является с точки зрения статистики, сильным аргументом в пользу того, что у них был общий предок. Для тех, кто изучает библейскую традицию, было бы весьма неразумным игнорировать результаты этих исследований.

Сильнейшим свидетельством существования общего предка у всех форм жизни является подобие их генетического материала. ДНК и РНК настолько сложны, что вероятность их независимого развития в царствах растений, грибов и животных исчезающе мала.

Следует иметь в виду, что допущение о едином первичном источнике жизни представляет для теолога проблему отнюдь не большую, чем для палеобиолога. Земля содержала в себе способность «произвести» жизнь («Бытие» 1:11, 24). Талмуд описывает похожие на болота граничные области между землей и водой как место зарождения животной жизни9. Наша телесная сущность настолько тесно связана с Землей, что первому представителю рода человеческого в Библии дано имя Адам. На иврите имя Адам связано с понятиями «земля, почва» («адама»). Нам прямо сообщается, что источником нашего физического происхождения является Земля («Бытие» 2:5).

Согласно Библии - и в явном соответствии с ископаемыми находками — развитие жизни было прерывистым, а не плавным. Однако существует драматическое различие в том, как интерпретируют эту прерывистость теологи и палеонтологи-дарвинисты. Согласно Библии, переход от неживой материи к живой и появление растений и животных сопровождаются декларациями Бога. Окружающие условия могли играть определенную роль в том, какие виды окажутся способными к выживанию и процветанию, а какие обречены на вымирание, но суть теологического подхода сводится к тому, что формы жизни, которые вступали в соревнование на выживание в изменяющемся мире, появлялись в результате теологического указания. И если материал Вселенной обладает свойством ортогенеза (то есть целенаправленности — Прим. науч. ред. перевода), этот ортогенез был результатом Божественного плана, как он представлен в Библии.

Боговдохновенная телеология, или заранее намеченная цель, находится в явном противоречии с предложенной Дарвином теорией случайного естественного отбора. Но в последние несколько десятилетий уточнения Дарвиновской теории существенно сузили разрыв между концепцией естественного отбора и библейской теорией. Наиболее драматическим примером такой смены позиций явилось признание того, что прямые случайные мутации, по-видимому, не представляют собой источник изменений в пределах одного и того же вида.

Когда характеристики окружающей среды меняются, популяции, обитающие в этой среде, испытывают определенный стресс; те, кто хорошо приспособился к новым, стрессовым условиям, процветают. Но что является источником этих вариаций в свойствах организмов? Основываясь на достижениях молекулярной генетики за последние тридцать лет, ученые пришли к выводу, что вариации, подходящие для новых условий, уже содержались в генетическом материале предыдущих поколений, но они были присущи лишь небольшой части членов популяции. И если изменившиеся условия окружающей среды требовали наличия именно такого варианта свойств, эти члены популяции выживали и их потомство значительно возрастало. Эта концепция, предложенная учеными, специалистами в популяционной генетике, занимает центральное место во всех сегодняшних эволюционных исследованиях. Диапазон генетических вариантов данного вида хорошо иллюстрируется тем, что среди 4 миллиардов представителей человеческой расы невозможно найти две идентичные особи (за исключением однояйцевых близнецов).

Именно это разнообразие, присущее буквально всем формам жизни, сводит на нет все усилия пользователей инсектицидов. Быстрая приспособляемость домашней мухи к ДДТ вовсе не является результатом случайной мутации их генетического материала, которая в ничтожный промежуток времени выработала необходимую сопротивляемость к данному химикалию. Когда на свете еще не было ДДТ, сопротивляемость ему уже присутствовала в некоторых особях, но число их было невелико. Когда появление ДДТ в окружающей мух среде потребовало от них наличия тако-

Затем, 250 миллионов лет назад, массы суши вновь соединились, образовав суперконтинент, который получил название Пангея. По мере того как отдельные континенты прижимались друг к другу, мелкие моря исчезали. В результате 90 процентов морских видов, существовавших до начала смыкания континентов, исчезли из ископаемых находок. Основным видом животных стали пресмыкающиеся, но на новом континенте нашлась и небольшая экологическая ниша для первых млекопитающих.

По-видимому, самым известным случаем массового вымирания является исчезновение динозавров. Динозавры появились 220 миллионов лет назад и стали главным видом пресмыкающихся. Они царствовали в животном мире 150 миллионов лет. Если судить по ископаемым находкам - не зная, как события развивались на самом деле, - то можно было бы прийти к выводу, что динозаврам принадлежит будущее. Они пришли, чтобы остаться. И не так уж очевидно, что они были тупоумными холоднокровными рептилиями. Основываясь на сравнительной анатомии, включая исследования формы и структуры их костей, профессор Джеймс Валентайн из Калифорнийского университета выдвинул предположение, что динозавры могли быть теплокровными и весьма подвижными13. Ископаемые данные говорят о том, что в течение 150 миллионов лет их существования было пять случаев крупных массовых вымираний и три масштабом поменьше. Динозавры пережили их все. В конце концов 65 миллионов лет назад, то, что может быть описано лишь как космическая force de frappe (неодолимая сила - Прим. перев.), стерло их с лица Земли навсегда вместе со всеми другими животными весом более 10 килограммов. Млекопитающие, которые вынуждены были обитать в своей крохотной нише в эпоху царства динозавров, благополучно пережили то, что уничтожило их соперников. В открывшемся для них экологическом пространстве расцвела и новая, особая форма млекопитающих - приматы.

Чем это могло быть — то, что послужило причиной вымирания динозавров 65 миллионов лет назад, и, может быть, нескольких предыдущих вымираний? Описание того, что, по общему убеждению, вызвало эти катаклизмы, выглядит как повторение «Сталкивающихся миров» Иммануила Великовского.

В 1950-х годах Великовский предположил, что почти непрерывная серия столкновений Земли с космическими телами, такими, как кометы, принесла на Землю жизнь, а впоследствии оказывала влияние на ее развитие. Воздействие этих событий простерлось на все, вплоть до характера социального развития человечества, как оно представлено в Библии. Но мысль о такой существенной роли внеземных факторов в наших делах была напрочь отвергнута научной общественностью. Сегодня же именно эта идея космического столкновения привлекается серьезными учеными для объяснения вымирания динозавров да и других исчезновений видов животных.

Уолтер Альварес и его отец Луис Нобелевский лауреат, исследуя географически далеко отстоящие друг от друга районы, обнаружили в осадочных породах, возраст которых совпадал со временем исчезновения динозавров, следы иридия — одного из редких металлов. Присутствие этого металла ассоциируется с падением определенного класса метеоритов. Концентрация иридия, обнаруженного группой Альвареса, в 30 раз превышала концентрацию, характерную для осадочных пород. То же самое было обнаружено в самых разных районах земного шара. Это показывает, что имело место постороннее влияние на состояние окружающей среды в глобальном масштабе. Такое количество иридия могло появиться в земных породах в результате столкновения Земли с метеором диаметром примерно 10 км. Последствия столкновения должны были сказаться на биосфере самым разрушительным образом. Квадриллионы тонн пыли должны были подняться до стратосферы, снизив количество

солнечного света, достигавшего поверхности Земли, до уровня, соответствующего освещенности от менее чем четверти Луны. В результате Земля оказалась в условиях затяжной «ядерной зимы». Интенсивность фотосинтеза и температура на поверхности Земли существенно снизились. В изменившейся экологии Земли только обладающие наибольшей приспосабливаемостью виды животных смогли избежать участи динозавров'14. Приведенный здесь сценарий выглядел достаточно обоснованным для того, чтобы быть опубликованным в весьма уважаемом журнале Scence15.

Подобные причины массового вымирания животных рассматриваются сегодня как весьма вероятное объяснение многих скачкообразных изменений форм жизни и соответствующих им пробелов в ископаемых данных. Исчезновение динозавров имеет особое значение для человечества. Млекопитающие сосуществовали с динозаврами более 150 миллионов лет, в течение которых динозавры доминировали в царстве животных, а млекопитающие занимали в нем крохотную нишу. И только после исчезновения динозавров млекопитающие, и в особенности приматы, получили возможность расширить сферу своего обитания.

Было ли это временем направляемой эволюции, наполненным чудесами, которые мы можем легко принять за случайные действия природы? Скрытое чудо - отнюдь не меньшее проявление Божественной воли, чем расступившиеся воды Черного (Красного) моря перед народом Израиля, исходящим из Египта. В том случае нам тоже не представляют прямого доказательства Божественного вмешательства. Природная сила, сильный восточный ветер, который дул всю ночь («Исход» 14:21), заставил море отступить. Феномен этот выглядел достаточно естественно для египтян, преследовавших евреев, чтобы принять его за чисто природное явление и последовать за израильтянами на внезапно осушившееся морское дно.

Никому не дано проверить, действительно ли столкновение метеорита с Землей было деянием Бога, направившим жизнь по пути, который привел к появлению человечества. Резкие изменения природных условий, вызванные либо объединением масс суши в Пангею, либо прохождением хвоста кометы сквозь атмосферу, вполне могли быть случайными событиями, происшедшими в подходящее время. Проблематичность объективной оценки, насколько ископаемые данные согласуются с теорией естественного отбора, заключается в том, что естественный отбор выглядит уж очень привлекательно как средство группирования жизни в организованные категории. Но ископаемые данные не содержат свидетельств постепенного, шаг за шагом, отбора в пользу более приспособленного. Прогресс жизни может быть подкреплен ископаемыми данными только путем весьма субъективного включения отсутствующих звеньев в цепь ископаемых данных или признанием того, что в цепи эволюции есть внезапные скачки. Последняя точка зрения, по необходимости, принята сегодня ведущими учеными-эволюционистами. Может быть, Вели-ковский в конце концов завоевал доверие научной общественности?!16

РАСШИФРОВЫВАЯ ОКАМЕНЕЛОСТИ

Субъективность в истолковании данных, по-видимому, принята в кругу тех, кто воспринимает эволюцию как процесс постепенного изменения. Именно эта субъективность, это использование желательных, но еще не найденных данных в качестве веского аргумента в споре позволяют сторонникам естественного отбора обосновать свою позицию и единодушно подрывать доверие к библейской традиции, которая говорит о прерывистом развитии жизни. Яркий пример такой попытки доказать свою точку зрения, невзирая на факты, содержится в трудах Эрнста Мейра.

Послужной список Мейра безупречен: доктор зоологии Берлинского университета, бывший помощник куратора Американского музея естественной истории, заслуженный профессор Гарвардского университета. Когда говорит (или пишет) Эрнст Мейр, люди слушают! В редакционной статье в престижном журнале Scientific American, озаглавленной «Эволюция», Мейр признает, что «существенная маловероятность каждого отдельного шага, ведущего к эволюции человека, делает распространенность гуманоидов феноменом чрезвычайно маловероятным». Тем не менее, стремясь доказать, что появление человека может быть отнесено на счет естественного отбора, Мейр решительно отвергает концепцию Божественной телеологии как «миф о сотворении, присущий примитивным людям и большинству религий»18.

Однако в дарвиновской концепции эволюции существует аспект, противоречащий современным воззрениям на изменяющуюся морфологию. Дарвин верил в наследование приобретенных свойств. Этот процесс должен означать, что частое использование или, наоборот, недостаточное использование некоей части тела будет отражено в строении этой части у будущих поколений. Если вы проводите много времени, пытаясь дотянуться До яблок, растущих на верхушке дерева, у ваших детей должны быть длинные руки. Наблюдения показывают, что у определенной особи, которая постоянно тянется к этим яблокам, может образоваться небольшое удлинение рук. Но свидетельств того, что у организмов крупнее микробов следующие поколения наследуют приобретенные качества, не существует. Мейр, который очень высоко ценил Дарвина, выдвинул предположение о том, что являлось причиной веры Дарвина в наследование приобретенных признаков.

Говоря об этой концепции, Мейр пишет: «Таково было всеобщее убеждение, глубоко укоренившееся в фольклоре (одним из примеров этого может служить библейское повествование о Яакове и об овцах с крапинами и пятнами)»19. Мейр интерпретирует этот библейский эпизод («Бытие» 30:31-43) так, как делает это любой читатель, пытающийся подогнать факты под свое предвзятое мнение. Правильный смысл этого эпизода совершенно очевиден и может быть достаточно хорошо понят как из оригинального ивритского текста, так и из его перевода.

Тесть Яакова Лаван просил Яакова сказать, сколько он должен уплатить ему за то, что Яаков пас его стада. Яаков, которого Лаван, пользуясь его наивностью, не раз обманывал в прошлом (в том числе подменив его невесту), дал тестю очень хитроумный ответ - он предложил Лавану удалить из своего стада всех овец и коз с крапинами и пятнами, оставив в стаде только белых. Он будет пасти это стадо, и все вновь родившиеся в нем животные с крапинами и пятнами будут переходить в собственность Яакова. Они составят его вознаграждение. Белые животные останутся у Лавана. Лаван принял это предложение и в тот же день (не желая давать Яакову шанс провести какую-нибудь хитроумную комбинацию) удалил из стада животных с отметинами, отогнав их на три дня пути от чисто белого стада Яакова и отдав их пасти своим сыновьям.

В период спаривания животных Яаков расставил у поилок свежесрезанные прутья тополя и других деревьев, сняв с них частично кору. Зачатие происходило среди этих прутьев. В соответствии с интерпретацией библейского текста, предложенной Мейром, это привело к более частому появлению пятнистого потомства. Но Автор Библии оказался мудрее, чем Мейр был готов допустить. Давайте же внимательно вчитаемся в текст.

К моменту заключения соглашения Яаков пас стада Лавана 14 лет. Он хорошо знал их поведение во время спаривания и успешно использовал свои знания в прошлом. И в самом деле: «Ибо мало было у тебя до меня, а стало много» («Бытие» 30:30). За 14 лет наблюдений Яаков понял, что животные с белым цветом шерсти были способны произвести на свет пятнистое потомство. После того, как он заключил соглашение

с Лаваном, он старался сделать так, чтобы от поколения к поколению («Бытие» 30:40-42) самые сильные самцы спаривались с теми самками, которые приносили пятнистый приплод. Слабым самцам он предоставлял свободу спаривания, никак не влияя на него. Об этом прямо говорится в стихе 30:42 книги «Бытие». Нигде в тексте не содержится утверждения о том, что вид прутьев влиял на цвет потомства. Раши, комментируя стих 30:38, объяснял назначение этих прутьев тем читателям, которые сами не могли постичь тонкостей замысла: «Когда самка [наклонялась к корыту, чтобы пить из него воду, приподнимая при этом свою заднюю часть] видела эти прутья [отражавшиеся в воде], она от испуга резко подавалась назад, и самцу [стоявшему за ней] было легче совокупиться с ней»10. Раши даже представил несколько фривольное графическое изображение плана Яакова. Задачей этих прутьев было увеличить количество спариваний отборных самцов с отборными самками. Мейр вполне мог бы согласиться с таким описанием древнего метода селекции.

Библейский текст ясен. Очень жаль, что Мейр не пошел дальше простого прочтения текста. Теперь мы можем только предполагать, что он мог и чего не мог понять правильно, анализируя ископаемые данные, которые иногда представляли собой сплошную загадку; подчас вид и строение целой конечности определялись путем экстраполяции по одному осколку кости.

Тем не менее ископаемые свидетельства существуют. Они могут быть представлены так, что будут демонстрировать постепенное развитие от древних, простейших морфотипов к сложным многоклеточным формам сегодняшних растительного, грибного и животного царств. Означают ли эти свидетельства, что поток жизни носит случайный характер; что человек является всего лишь последним звеном цепи? Существующие данные могут говорить в пользу именно такой концепции. Однако тщательное изучение той же самой информации привело меня к другому, хотя отчасти и загадочному выводу - выводу, который на определенном этапе требует проявления веры.

Создается впечатление, что наш мир попеременно проявляет себя то как мир, движимый естественными причинами, то как мир, управляемый волей и периодическим вмешательством некоей силы, которую мы обозначаем словом «Бог». Это впечатление напоминает известный феномен неуправляемого восприятия какого-нибудь объекта на картине, который внезапно превращается в фон, и обратно. Художник М.С. Эшер был большим мастером создания таких живописных полотен, в которых подобные превращения происходят в мгновение ока.

Несмотря на «существенную маловероятность жизни», о которой писал Мейр, она появилась почти немедленно вслед за образованием Земли. Есть указания на то, что уже в своей простейшей форме эта жизнь содержала величественно сложный генетический материал, который мы называем ДНК и РНК. Должно было пройти два с половиной миллиарда лет, прежде чем в ископаемых находках появились многоклеточные формы жизни. Для перехода от одноклеточных к многоклеточным организмам потребовалось качественное изменение — вместо безъядерных бактериальных клеток появились клетки, в которых генетический материал организован внутри ядер. Кроме того, потребовалась замена бескислородной биосферы с низкой энергетической эффективностью высокоэффективной, защищенной от ультрафиолетового излучения биосферой, существующей в богатой кислородом атмосфере.

Переход от одноклеточных организмов к многоклеточным представлял собой весьма сложно оркестрованную цепь событий. Но насколько же сложнее был переход от неживого к живому, от инертных минеральных соединений к исключительным по

своей сложности ДНК и РНК, найденных в самой простейшей бактерии! Переход от одноклеточной жизни к многоклеточной занял два с половиной миллиарда лет. Ископаемые данные говорят о том, что на переход от неживого к живому потребовалась одна десятая от этого времени. Могло ли это произойти так быстро, если бы движущей силой были случайные, неуправляемые события? Статистически, да и логически, вероятность этого близка к нулю.

Ископаемые данные говорят о том, что жизнь либо была занесена на Землю из космоса, либо была создана на Земле некими экстраординарными силами (Сверхразумом или Творцом?), либо случай сыграл этакую шутку с человеческой статистикой. Если это действительно игра случая, то у нас нет никаких оснований использовать статистику для анализа данных, так же как и всю физику, опирающуюся на статистику и на ее основную предпосылку, что вероятное событие происходит, а крайне маловероятное нет.

Попытки истолковать древнейшие ископаемые свидетельства неотвратимо указывают нам на силы, не присущие той природе, которая так хорошо знакома нам сегодня.

А что можно сказать о той части ископаемых данных, которые демонстрируют нам разного рода промежуточные формы жизни? Можно ли объяснить эти данные, исходя из концепции выживания наиболее приспособленного, концепции свободного соревнования вне всякого влияния, указывающего на некую цель? Давайте взглянем на эти данные еще раз. Случайный характер их последовательности интригует не меньше, чем дробность их стаккато.

Земля остывает и затвердевает. Эрозия начинает менять открытый всем стихиям ландшафт. Истирание, осаждение и сжатие эродировавшего материала образуют первые осадочные породы. И уже в самых ранних слоях этих пород появляются первые следы жизни. Безъядерные (прокариотические) бактерии в течение 2,5 миллиарда лет остаются единственными представителями жизни на Земле. Это время составляет половину всего теперешнего возраста Земли! 1,3 миллиарда лет назад приходят в движение массы суши, которые, соединившись, образуют первый суперконтинент. Одновременно с этим появляются клетки, содержащие ядра (евкари-оты), и они быстро завоевывают господствующее положение. Этот status quo сохраняется еще 600 миллионов лет. И опять это время составляет половину периода между образованием первого суперконтинента и сегодняшним днем. Континент раскалывается. В это время появляется первая многоклеточная жизнь, которая быстро становится доминирующей. В течение последующих 300 миллионов лет в воде и на суше появляется множество форм жизни, и они заполняют все имеющиеся экологические ниши. Затем, 250 - 225 миллионов лет назад, снова примерно половину времени между раздроблением континента и сегодняшним периодом, массы суши опять соединяются, образовав новый суперконтинент, Пангею. Происходят массовые вымирания видов жизни, включая примерно 90 процентов от всех водных видов. Вскоре (в геологических масштабах, разумеется) после этого появляются динозавры и млекопитающие, но, судя по всему, роль доминирующего вида отводится динозаврам. Даже несколько частичных вымираний, которые постигли динозавров в течение этого периода, не позволили млекопитающим взять верх. 150 миллионов лет динозавры задавали тон. Млекопитающие, размером не больше мыши или белки, могли шнырять между ног динозавров, но они так и не смогли стать крупнее. Будущее было за динозаврами. В той среде, которая их окружала, они были в состоянии справиться с любым пришельцем. И вдруг что-то (Что-то?) изменило правила игры, и force de frappe (неодолимя сила) - возможно, длительная зима, вызванная сильной запыленностью атмосферы, которая в свою очередь была результатом взрыва массивного метеора, врезавшегося в Землю, - уничтожила динозавров. Они исчезли, и приматы, появившиеся как раз перед кончиной динозавров, начали свое восхождение на трон. Все выглядит так, как будто этот биологический отряд, к которому принадлежит человек, ждал своего часа за кулисами, чтобы продолжить драму жизни. Последовательность дальнейших изменений окружающей среды, и особенно наступление и отступление ледников, побудила приматов спуститься с деревьев на землю и выйти на равнину, где прямохождение давало преимущество.

Никому не дано доказать, что именно Божественное вдохновение было источни ком появления жизни на юной Земле. Точно так же нельзя доказать, что внезапные изменения окружающих условий, которые, как мы теперь можем оценить ретроспективно, вели жизнь по пути создания животных, подобных человеку, направлялись Творцом. Но мы можем со всей определенностью сказать, что ископаемые данные не свидетельствуют о том, что все это происходило по воле случая, и не доказывают, что выживание наиболее приспособленного определило путь, по которому шагала жизнь.

ПЕРЕСЕКАЯ ЛИНИЮ ВРЕМЕН АДАМА

Однако все, о чем мы говорили выше, оставляет в стороне то, что можно назвать сутью спора между естествоиспытателями и теологами: откуда взялось человечество? Может быть, ископаемых данных о первых шагах жизни не так уж и много, но есть много ископаемых свидетельств тому, что существа, почти идентичные человеку по своим формам, обитали на Земле в течение последнего миллиона лет, а возможно, и дольше. Нас может соблазнять желание пренебречь немногочисленными фрагментами свидетельств ранней жизни. В конце концов сами они фактически не датированы. Их возраст был установлен косвенно по возрасту отложений, в которых они были найдены. Но существуют сотни, а может быть и тысячи, ископаемых находок, относящихся к последним пятнадцати тысячам лет. Эти находки датированы точно по содержанию углерода-14 в них самих. На окраине Арктики были обнаружены остатки целых деревень, в которых обитали люди, похожие на эскимосов21. Они жили 9000 лет назад. Там были найдены, кроме скелетов остатки одежды и жилищ, а также принадлежности, свидетельствующие о социально-организованной повседневной жизни. Столь же хорошо изучены поселения до-адамовых времен, найденные на обширной территории от Франции до Украины. В них кроме предметов повседневной жизни были обнаружены прекрасно выполненные скульптурные изображения многочисленных животных и, что еще более удивительно, рисунки, указывающие на осознанный замысел и хорошую координацию между зрением и работой рук, которые требуются для представления трехмерной перспективы в двумерном изображении. Наша близость к древним гоминидам обнаруживается и в таком параметре, как объем черепа. Он не увеличился с того времени, как около 100 000 лет назад появились неандертальцы. Действительно, среди найденных черепов неандертальца есть экземпляры с объемом черепа в 1400 кубических сантиметров. Это на 100 кубических сантиметров больше, чем объем черепа современного человека, и на 300 кубических сантиметров больше объема черепа Ана-толя Франса, знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии!22

Три миллиона лет назад в Эфиопии, в районе Хадара, и в Лаэтоли, в Танзании, впервые появились двуногие прямоходящие животные. Это значит, что в течение трех миллионов лет существовали животные со свободными от ходьбы руками, которыми они могли хватать предметы и пользоваться ими. И тем не менее почти весь этот период изготовление орудий труда развивалось очень медленно и сводилось к изготовлению каменных скребков и кремневых ножей. Затем, совершенно внезапно, примерно 40 ООО лет назад или, чтобы показать это время в перспективе, в начале последней сотой доли от всего периода, в течение которого двуногие населяют Землю, орудия труда стали развиваться со скоростью, намного превышавшей все, что происходило за предыдущие 99 процентов от того же периода. Появились каменные наконечники копий, гарпуны, костяные иглы и статуэтки. Это неожиданное изобилие материальных предметов плюс социальная структура, простиравшаяся до заботы о немощных (о чем свидетельствуют найденные кости конечностей с вылеченными переломами и больные челюсти, которые, как и положено, были без зубов), указывает на появившуюся способность организации общинной жизни. Инструментом этой организации, появившимся примерно 40 ООО лет назад, был, по-видимому, некий вид речи23.

Форма внутренних поверхностей ископаемых черепов говорит о том, что даже трехслойная структура нашего мозга существует по меньшей мере сотни тысяч, а может быть, и миллион лет. Самой древней его частью является, по-видимому, нервный узел на верхушке спинного мозга. В этом районе, называемом стволом или мозговым стволом, сосредоточено управление такими автоматическими функциями организма, как работа сердца и дыхание. Над стволом расположена рептильная часть нашего мозга, управляющая инстинктами, ответственными за контроль территории, борьбу и способность к полету. Именно эти инстинкты все еще контролируют в значительной степени поведение и реакции сегодняшних пресмыкающихся. Они составляют часть и нашего интеллектуального багажа. Над рептильной частью мозга лежит лимбическая система. С появлением этой части мозга млекопитающие уходят вперед от всех своих предшественников. В этом месте вырабатываются эмоции, в особенности те, которые относятся к любви и заботе о потомстве. Самой последней по времени формирования является кора головного мозга. Она расположена над лимбической системой. К этой области мозга относятся такие способности, как аналитическое мышление, способности к математике, языкам и построению планов на будущее24.

Тот факт, что мозг имеет послойную структуру, в которой новая часть мозга, соответствующая последующему шагу в интеллектуальном развитии, буквально размещалась над своей предшественницей, показывает, что морфология мозга развивалась подобно другим функциям тела. Вспомним, что на клеточном уровне процесс усвоения пищи состоит из двух частей: древнего неокислительного ферментационного механизма и сравнительно недавно добавившегося к нему окислительного дыхательного цикла. На ранних стадиях развития человеческого зародыша из оплодотворенной яйцеклетки у него появляются жабры и хвост. Это доказывает, что способность воспроизводить эти органы все еще существует в нашем генетическом материале. Наша окончательная структура формируется отчасти из этих ранних форм. Плавники дельфина сохраняют костную структуру передних конечностей, которыми обладали их предки. В генетическом материале дельфинов остались гены, отвечающие за эту структуру, точно так же, как человек сохраняет гены жабр и хвоста.

В свете этого дополняющего характер процесса развития можно отметить тот отрезвляющий факт, что наш мозг качественно не отличается от мозга многих животных. Хоть кора головного мозга человека и превосходит кору головного мозга всех животных и поэтому позволяет нам оперировать речью и концептуальным мышлением, по своей структуре она не отличается от коры грызунов, обезьян и всех прочих млекопитающих. У всех она состоит из вертикальных колонн связанных друг с другом нервных клеток диаметром от 0,2 до 0,3 миллиметра каждая. Одна колонна представляет собой модульный блок.

Дополняющая природа этой модульной конструкции обеспечивает возможность увеличения умственных способностей без необходимости изменения базовой внутренней структуры мозга и нервной системы. Социальный прорыв к речи, устной и письменной, был совершен человеком и его ближайшим, но не вполне человеческим предком благодаря увеличению числа этих модульных блоков, которые у человека насчитываются миллиардами, а не путем качественного изменения структуры мозга.

Ископаемые данные неопровержимы. Либо мы должны согласиться с тем, что Творец намеренно разместил их на Земле, чтобы испытать нашу веру в буквальность библейского повествования о Творении (и я не являюсь сторонником этой концепции), либо мы должны признать, что форма животной жизни, весьма подобная человеку, предшествовала Адаму и Еве.

Эта точка зрения не противоречит установившейся традиции, на которую я опираюсь. Идея направляемой эволюции человека, того человека, который произошел из первичной материи Вселенной, хорошо укладывается в рамки библейской традиции.

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

В Библии Божественная пунктирность потока жизни проявляется в первичном сотворении Вселенной, в создании возможности появления животной жизни из этой материи и в десятикратном повторении слов «и сказал Бог» в первой главе книги «Бытие». То, что из сюжетов этой главы сотворение человека описано подробнее всего, означает, что все эти этапы творения вели именно к этой цели - сотворению человека.

В день шестой, в системе отсчета пространства-времени Творца, когда Бог решил создать человечество, в Библии сначала говорится, что Бог создаст человека по образу и по подобию Его («Бытие» 1:26). В следующем стихе написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В этих двух стихах использованы оба слова, создать и сотворить, из чего можно сделать вывод, что оба процесса — создание и сотворение - были использованы при появлении первого представителя человечества. Позже («Бытие» 2:7) однозначно утверждается, что человек был образован из уже существующей субстанции, фактически той самой субстанции, которая была использована при создании птиц небесных и животных полевых («Бытие» 2:19). Однако, в этом-эпизоде участвовал и другой, особый ингредиент, который ранее не упоминался. Бог вдунул «дыхание жизни» («нешама», на иврите) в свое творение, и стал человек существом живым.

Нахманид в своих комментариях на книгу «Бытие» и Маймонид в своем «Наставнике колеблющихся» безоговорочно, в один голос утверждают, что каждый материальный объект, существующий во Вселенной, образован, в конечном итоге, из той субстанции, которая была создана в первый момент творения. Это и было единственным актом сотворения материи. Из этой бесплотной массы - чистой энергии и чрезвычайно эфемерной субстанции - предстояло образоваться и камням, и галактикам, и человечеству. Мы результат Большого Взрыва. Мы фактически созданы из звездной пыли. Материальный аспект человека целиком и полностью коренится во Вселенной.

Особенностью человека являются не его физические качества. Все приматы обладают хватающими передними конечностями и бинокулярным зрением. На основе формы черепа и вытекающего из этого положения гортани был сделан вывод, что артикулированная речь могла существовать свыше ста тысяч лет назад. Размер и объем черепа, определяющий размеры мозга, у примата, которого мы называем Homo sapiens, изменился за последние сто тысяч лет совсем незначительно.

Поскольку наше физическое строение не является тем, что делает нас уникальными, и поскольку и мудрецы и ученые согласны в том, что материя, из которой состоит человечество, имеет общий источник со всей остальной материей Вселенной, теологическая проблема заключается вовсе не в том, что физическое строение человека развивалось эволюционным путем. Действительно, Нахманид, комментируя стих 1:26 книги «Бытие», говорит, что «мы» в фразе «И сказал Бог: сотворим человека...» подразумевает совместное участие Бога и уже существующей Земли. Здесь же Нахманид повторяет, что только в первый день материя была создана из ничего26. После этого все было образовано из существующих элементов. Именно по этой причине в Библии написано, что по команде Бога вода и земля произвели жизнь.

Однако человек и его предтечи, будучи близкими родственниками физически, не связаны между собой духовной эволюцией. Homo sapiens населял Землю в течение трехсот тысяч лет, в нашей системе отсчета пространства-времени, до появления человечества. Неандертальцы, по всей видимости, начали хоронить своих мертвых сто тысяч лет назад, и их ископаемые останки, так же как и останки более поздних кроманьонцев, все больше и больше приближались по форме к останкам современного человека по мере того, как время приближалось к нашей эпохе. Но ни неандертальцы, ни кроманьонцы не превратились эволюционным путем в современного человека.

В некий критический момент, около 5700 лет назад, произошло скачкообразное изменение. Именно это изменение послужило основанием для библейского утверждения о сотрудничестве Бога и Земли при создании человека. И действительно, связь человечества с Землей настолько тесна, что для первого представителя рода человеческого было выбрано имя Адам — на иврите однокоренное слову «земля».

Все животные получили душу живую, нефеш на иврите. Животное, которому предстояло превратиться в Адама, не было исключением. Однако, в тот физический образ, который содержал нефеш Адама, Бог поместил дополнительный дух, дыхание жизни (нешама). И именно это выделило человека из числа остальных животных. «И создал Господь Бог человека fa дам J из праха земного (из адама J, и вдунул в лице его дыхание жизни бнешама), и стал человек душею живою ("нефеш)» («Бытие» 2:7).

В «Наставнике колеблющихся» Маймонид приводит замечательный комментарий. Во времена Адама, пишет он, одновременно существовали животные, которые были похожи на человека внешне и даже по разуму, но были лишены некоего «образа», который придает человеку, в отличие от других животных, специфическую уникальность, поскольку человек был создан по «образу» Бога27.

Нахманид (в комментариях к стиху 2:7 книги «Бытие») указывает, что человечество прошло через три отдельные стадии развития. Материал тела Адама в начале существовал в виде инертной материи (праха земного, «Бытие» 2:7). На первой стадии роста существовала также сила, которая вызывала этот рост, «подобно той силе, что вызвала рост растения». Затем, после еще одного Божественного воздействия, человек получил возможность двигаться, сначала как рыба, а потом как сухопутное животное28. В этом месте Нахманид, продолжая комментировать стих 2:7, ссылается на стихи 1:20 и 1:24 книги «Бытие». Эти два стиха описывают последовательное появление жизни в воде и на суше. Нахманид говорит далее, что животное, которому предстояло превратиться в человека, еще до того, как было наделено уникальным атрибутом человека, обладало как физической структурой, так и способностью к восприятию, характерными для человека. И только когда весь этот процесс был завершен, дух Божий, нешама, был вдунут «в лице» его. Нахманид заканчивает обсуждение замечанием, что грамматическая структура этого стиха («Бытие» 2:7) указывает на то, что способность к логическому мышлению, речь и все другие специфические свойства человека, не являясь частью Божественного духа, обусловлены этим духом, дарованным, в отличие от всех других животных, только человеку. Непосредственное участие Бога в завершении сотворения человека проявилось в даровании духа только после того, как материальная составляющая человека была завершена. Дарование духа не было связано ни с какими новыми физическими атрибутами. Эта нешама, дарованная человеку Богом, была последним актом сотворения человека.

Следует подчеркнуть, что последовательное развитие человечества, изображенное Нахманидом, несет в себе признаки эволюционного процесса. Тем не менее, краткое описание, которое он представляет в своей книге (в полном соответствии с его подходом к «тайным» или «каббалистическим» темам Торы), не может быть использовано как доказательное изложение управляемой эволюции от инертной материи к человечеству.

Автор книги «Бытие» явно утверждает, что человек был создан по «образу» и «подобию» Божьему («Бытие» 1:26). Значит ли это, что существует телесное или физическое подобие между человеком и Богом? Один из основных принципов иудео-христианской традиции заключается в том, что Творец не имеет телесного воплощения и что Он не обладает никакими физическими атрибутами. Это кажущееся противоречие между бестелесностью Бога и сотворением человека по «образу» Бога снимается корневым значением ивритского слова образ, которое изменяет смысловой оттенок слова подобие в библейском тексте («Бытие» 1:26). Значение это - «тень». Человеку и в самом деле надлежит быть подобным Богу. Но это не физическое подобие. Это подобие является проекцией деяний Бога в том виде, в каком они проявляются в нашем мире, это — тень Бога. Мы обязаны подражать Богу в той мере, в какой мы постигаем Его деяния, спроецированные в наш мир.

«Исход»я из буквального прочтения стихов 2:7 и 2:19 книги «Бытие», и человек, и животные земные, и птицы были образованы, и они были образованы из одной и той же субстанции, из праха земного. В этих двух стихах есть важная разница в написании глагола образованы. Хотя в обоих стихах и время глагола, и его род идентичны, и структура самих стихов одинакова, при описании создания человека к глаголу образован (в его ивритском написании) добавлена грамматически избыточная буква юд. Эта буква является первой буквой в ивритском имени Бога, и она же используется для сокращенного обозначения имени Бога (ибо на произношение полного имени Бога наложен запрет). Добавлением этого избыточного юда нам сообщают, что при создании человека Бог прикоснулся к человеку особым, уникальным образом.

И именно поэтому описание развития цивилизации, данное в Библии, начинается с Адама. В человеке тесно сплелись вечное и земное. Начиная с Адама и далее системы отсчета пространства и времени Бога и Земли стали совпадать.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. («Бытие» 2:7)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Элдридж и Гоулд. Сб. «Модели в палеобиологии». Под ред. Т.Шопфа, и Гоулд и Элдридж, «Пунктирное равновесие: пересмотр скорости и характера эволюции» (Eldredge and Gould, in Models in Paleobiology, ed. T. Schopf, pp. 82-115; and Gould and Eldredge, «Punctuated equilibria: the tempo and mode of evolution reconsidered», Paleobiology 3(1977):115).

2.    Газета «Нью-Йорк Таймс», 4 ноября 1980 г., стр. СЗ.

3.    Крик и Орджел. «Управляемая панспермия» (Crick and Orgel, «Directed panspermia», Icarus 19(1973):341.

4.    Нахманид. «Комментарии к Торе», «Бытие» 1:11.

5.    Там же, «Бытие» 1:6.

6.    Газета «Нью-Йорк Таймс», 4 ноября 1980 г., стр. СЗ.

7.    Ридли. «Эволюция и пробелы в ископаемых данных» (Ridley, «Evolution and gaps in the fossil record», Nature 286 (1980):444.

8.    Тейлор. «Великая тайна эволюции» (Taylor, The Great Evolution Mystery, p. 230).

9.    Вавилонский Талмуд, трактат «Хуллин» 27в.

10.    Хорошо изложенное введение в популяционную генетику см.: Аяла. «Механизмы эволюции» (Ayala, «Mechanisms of evolution», Scientific American 239 (September 1978):56-69).

11.    Вивер. «Поиски наших предков» (Weaver, «The search for our ancestors», National Geographic 168 (1985):560).

12.    Нахманид. «Комментарии к Торе», «Бытие» 5:4.

13.    Валентайн. В книге Добжанского и др.. «Эволюция» (Valentine, in Dobzhansky et. al.. Evolution, p. 66).

14.    Гор. «Исчезновения: что вызвало великие вымирания на Земле?» (Gore, «Extinctions: what caused the earth's great dyings?» National Geographic VS (1989):662).

15.    Л. Альварес и др.. «Внеземная причина вымирания в меловой период третичной эры» (L. Alvarez, et. al.,«Extraterrestrial cause for the Cretaceous-Tertiary extinction», Science 208 (1980):1095).

16.    Гоулд. «Зубы курицы и пальцы лошади» (Gould, Hen's Teeth and Horse's Toes).

17.    Мейр в книге Добжанского и др.. «Эволюция» (Mayr, in Dobzhansky et. al.. Evolution, p.8).

18.    Там же, стр. 4.

19.    Там же.

20.    Раши. Комментарии к Торе, «Бытие» 30:38.

21.    Уайт. «Наглядные размышления о ледниковом периоде»; и Патнем. «Поиски современного человека» (White, «Visual thinking in the Ice Age», Scientific American

261 (1989):74; and Putnam, «The search for modern humans», National Geographic 174 (1988):439).

22.    Вивер. «Поиски наших предков»; Дюбуа. «Праздники жизни»; Гоулд. «Со времен Дарвина» (Weaver, «The search for our ancestors», National Geographic 168 (1985):560; Dubos, Celebrations of Life, p. 20; and Gould, Ever Since Darwin, p. 181).

23.    Гарретт. «Откуда мы пришли?» (Garrett, «Where did we come from?» National Geographic 174 (1988):434).

24.    Ламперт и Бренвелл, ред.. «Мозг» (Lampert and Branwell, eds.. The Brain).

25.    Нахманид. Комментарии к Tope, «Бытие» 1:1,1:2,1:4,1:26; и Маймонид. «Наставник колеблющихся», ч. 1, гл. 27 и 29.

26.    Нахманид. Комментарии к Торе, «Бытие» 1:26.

27.    Маймонид. Наставник колеблющихся, ч. 1, гл. 7.

28.    Нахманид. Комментарии к Торе, «Бытие» 2:7.