Глава 10

Глава 10

НАША ЕДИНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Поиски причины

Теистическое описание нашей Вселенной, созданное за тысячелетия до нашего времени и, следовательно, в полной изоляции от сегодняшних научных воззрений, в большой степени соответствует представлениям современной космологии.

А теперь самое время задать вопрос: в состоянии ли мы найти подтверждение -или отрицание - безграничного могущества Творца в ограниченном пространстве творения на основе той информации, которую мы получили, путешествуя по космологии и по истории жизни? Если бы нам это удалось, мы, быть может, сумели бы понять, существует ли некая цель жизни, выходящая за пределы наших непосредственных желаний. Давайте рассмотрим еще раз главные события, которые отмечают наш путь от первичной субстанции Большого Взрыва к современной Вселенной, чтобы определить:

1.    Образуют ли эти события комплекс взаимосвязанных событий с причинно-следственным объяснением их взаимосвязи (то есть единый комплекс), или они являются группой событий, причинно-следственные связи между которыми отсутствуют (комплекс произвольных событий)?

2.    Обуславливают ли уникальность Вселенной и сложность феномена жизни настолько малую вероятность ее возникновения, что наше существование требует специального объяснения?

3.    Действительно ли библейская точка зрения на эти события настолько подобна трактовке сугубо научной, что это подобие само по себе требует каких-то объяснений?

Первое из космических событий, которые мы рассмотрели, произошло через ничтожно малое время после мгновения Большого Взрыва. Это был инфляционный период существования Вселенной, период, продолжавшийся, согласно со

временным оценкам, от 10 35 до 10'32 секунды после начала (Творения?). Это одноразовое, никогда более не повторявшееся сверхбыстрое расширение направило Вселенную на путь развития, ведущий к появлению жизни. Но это не было началом процесса, предопределенно ведущего к появлению человека. Близкой аналогией этого момента может служить тот момент игры на биллиарде, когда искусный игрок разбивает первым ударом пирамиду шаров. Его мастерство дает в этой ситуации хорошие шансы на победу, но успех ни в коей мере не является предрешенным.

Краткое и невероятно быстрое расширение во время инфляционного периода увеличило размер Вселенной от долей микрона до размера грейпфрута. Это было разовое событие, которое определило на все времена количество материи и антиматерии во Вселенной, и привело материю в движение в момент, когда все было настолько сжато, что это повлияло на все будущее течение материи и энергии. Это влияние определило строение Вселенной которое мы наблюдаем сегодня. Начало Вселенной зафиксировало начало пространства, материи и времени. Основа всего материального во Вселенной, которому предстояло существовать во все времена, была заложена в самом начале. По мере расширения Вселенной, бесплотная субстанция, созданная в начале, сгустилась в такие ядерные частицы, как нейтроны и протоны, а затем в ту осязаемую материю, которая известна нам сегодня.

Как древняя библейская наука комментирует этот ранний период существования Вселенной? Вначале Вселенная была сконцентрирована в крохотном объеме пространства, по размерам «меньше горчичного семени». В этом объеме было заключено все сущее. И пространство, и время начались в это мгновение. Произошло единичное явление, в результате которого очень молодая Вселенная отправилась по своему пути к жизни. На языке Библии этот феномен называется «дух Божий» («Бытие» 1:2). При последующем расширении Вселенной эфемерная, нематериальная субстанция творения стала той материей, которую мы знаем. Творение создало все, что было, есть и будет во Вселенной. Даже убежденный атеист не может не признать, что эта точка зрения традиции очень близко соответствует представлениям современной космологии.

Хотя фотоны (из которых состоит свет) были (и продолжают быть) главным компонентом Вселенной, молодая Вселенная была темной. Фотоны находились в состоянии непрерывных хаотических столкновений со свободными электронами. Только после нескольких сотен тысяч лет температура космоса упала до величины, которая позволила электронам закрепиться на орбитах вокруг атомных ядер. Когда это произошло, повсеместные столкновения фотонов и электронов прекратились. Фотоны получили возможность свободно перемещаться. И они вырвались на свободу, залив Вселенную светом.

Библия предлагает нам весьма похожее описание: в момент творения Вселенная была темна, хотя и была полна энергии. Традиция описывает эту энергию как «черный огонь». Свет и материя были смешаны друг с другом в течение неопределенного времени. Только после того как Вселенная расширилась, свет отделился от тьмы («Бытие» 1:3).

В ранней Вселенной хаос исключительно горячей и поэтому турбулентно перемешанной материи сочетался с высокоорганизованным состоянием энергии Вселенной. Упорядоченность энергии определялась тем, что она была сконцентрирована в небольшом объеме, который занимала тогдашняя Вселенная. По мере расширения Вселенной в некоторых ее областях происходил переход от хаоса к космосу. Охлаждение, которое сопровождает любое расширение, позволило материи организоваться сначала в атомы, а затем в массивные системы, которые мы называем звездами и галактиками. С помощью алхимии ядерных печей, полыхавших в недрах звезд, возникали новые элементы, необходимые для жизни. Через миллиарды лет на Земле и, возможно, на других планетах, обращающихся вокруг других звезд, зазвучала симфония жизни. В том, что когда-то представляло собой беспорядочную смесь ядерных и атомных частиц, воцарился величественный порядок.

И в Библии говорится о движении от хаоса к космосу. Изучение последовательности вечеров и утр, о которых говорится в первой главе книги «Бытие», показало, что главным предметом разговора здесь не были дни и ночи. Каждый «день» соответствовал эпохе, движению от беспорядка ко все увеличивающемуся порядку в материи Вселенной. На этот переход от беспорядка к порядку нам намекает библейский текст, используя слова «вечер» и «утро». Корневое значение ивритского слова «вечер» соответствует понятию «беспорядок», а слова «утро» - понятию «порядок». Фраза «и был вечер, и было утро» говорит, в сущности, что в каждом эпизоде одного «дня», в определенном месте Вселенной, где до этого существовал беспорядок, Бог устанавливал порядок.

Блестяще проникнув в суть того, каким стал мир после завершения шести дней творения, Онкелос перевел фразу стиха 1:31 книги «Бытие» «... и вот, хорошо весьма» как «...и вот, все в строгом порядке». Физическая Вселенная была готова, и человечество уже было на месте. Неотъемлемые свойства материальных сил, которые до сих пор играли главную роль в развитии мира, уже не могли доминировать над начавшейся общественной эволюцией. С тех пор началось взаимодействие между свободной волей человека и тем, как он понял волю Творца. Этому взаимодействию предстояло наложить свой отпечаток на будущие события.

Открытия космологии датируют момент сотворения 15 миллиардами лет назад. Согласно Библии, возраст Вселенной составляет шесть дней творения до появления Адама плюс 57 веков после Адама. Но традиция учит, что Библия говорит на языке человека. Может ли человек вообразить и тем более осознать миллиарды лет? Это маловероятно сегодня и было еще менее вероятно во времена Моисея. Только с появлением Эйнштейна и открытием закона относительности мы смогли понять, что не существует абсолютного течения времени. Оно столь же гибко, как и возможная разница в силе гравитации и скорости движения по обе стороны границы, разделяющей наблюдателя и наблюдаемое. В пределах неоперившейся Вселенной до образования Земли существовало бессчетное количество таких границ, разделяющих множество звезд, которые в итоге внесли часть своих масс в создание Земли. Остатки мириадов сверхновых, возможно, вошли в состав туманности, которая стала нашей солнечной системой. Поскольку у каждой из этих звезд была своя собственная масса и своя собственная скорость, каждая из них имела и свои собственные космические часы, которые тикали в ритме, отличающемся от ритма всех других звездных часов во Вселенной. Течение времени на любой звезде могло отличаться от течения времени на другой точно так же, как шесть дней отличаются от 15 миллиардов лет. Поэтому не существует единственно верного времени для Земли или для всей материи, в ней содержащейся. Продолжительность дней, лет или даже миллиардов лет относительна и зависит от условий релятивистского наблюдения. Она верна лишь локально. До тех пор, пока наблюдатель и наблюдаемое не окажутся в единой системе отсчета пространства-времени, нет взаимно-однозначной корреляции. Объединение систем отсчета Творца и его творения произошло около пяти тысяч семисот лет назад, когда человечество в лице Адама и Евы восприняло образ Бога.

Среди бесконечного разнообразия условий окружающей среды, возможных во Вселенной вообще и на отдельной планете в частности, физические законы Вселенной и условия на Земле — умеренный климат, не слишком активный вулканизм и обилие жидкой воды и углерода - почти идеально отвечали потребностям жизни. И жизнь на Земле появилась почти немедленно после ее затвердевания — словно по сигналу. Она появилась настолько быстро, что с точки зрения статистики, образование жизни на

Земле из неодушевленной материи не могло быть результатом случайных химических реакций. Живые организмы просто-напросто слишком сложны, чтобы возникнуть в результате случайных событий, происходящих в смеси неорганических реагентов. Внезапное появление первых форм жизни оказалось предвестником подобных внезапных изменений форм жизни, происходивших впоследствии. Прерывистый характер ископаемых данных, вкрапленные в них свидетельства внезапного вымирания одних видов и последующего расцвета других наводит на мысль, что весь этот процесс вел - как будто под неким руководством - к появлению гоминидов, а затем и человека. Все это представляет собой сагу, которую никак не назовешь повестью о плавном и непрерывном процессе выживания наиболее приспособленных.

Палеонтологи, археологи и математики не могут подобрать достаточно точной теории, которая, основываясь на известных природных явлениях, объяснила бы стремительное появление жизни на Земле. Отсутствие закономерности изменений, постоянно демонстрируемое ископаемыми находками, объясняется катастрофическими событиями, часть которых имеет космическое происхождение. Библейская традиция в свою очередь допускает непредсказуемые изменения. Каждый раз, когда воля Творца вмешивается в естественное течение событий, происходит резкое изменение в развитии мира. Скачкообразный, по воле Бога, характер развития мира особенно очевиден из десятикратного повторения слов «...и сказал Бог...» в 31 стихах первой главы книги «Бытие».

Помня этот краткий обзор нашего физического и теологического генезиса, мы можем дать ответ на некоторые из заданных нами вопросов. Для атеиста события, происходившие во Вселенной, по необходимости должны образовывать единый комплекс. Это объясняется просто-напросто тем, что, если мы возьмем всю Вселенную как объект исследования, ничего другого не остается. События во Вселенной неизбежно связаны общей причинно-следственной связью. Законы природы, определяемые фундаментальными ядерными, электромагнитными и гравитационными силами — это все, чем располагает Вселенная, чтобы управлять переходом материи от хаотического, эфемерного состояния к высокоорганизованному феномену жизни.

По иронии судьбы, законы природы, по-видимому, в состоянии дать объяснение всему, что мы видим во Вселенной, кроме начала Вселенной и появления жизни. Но они не могут объяснить ни возникновения Вселенной, ни того, каким образом вскоре после сформирования Земли на ней появилась жизнь. Случай можно было бы считать причиной появления жизни, только если бы мы согласились допустить, что произошла в высшей степени маловероятная последовательность случайных событий. Но принять это было бы насмешкой над статистическим анализом. Если не брать в расчет ядерный уровень материи, где квантовая механика может изменить действие статистической вероятности, те законы физики, которые определяют образование звезд, галактик и элементов, основываются на принципе осуществления вероятного в противовес невероятному. На этом базируется физика. Отказавшись от этого принципа, мы могли бы, например, допустить, что книга, лежащая на полке, вдруг сама, без внешнего воздействия, подпрыгнет вверх. На самом деле это может произойти, и, если мы будем ждать достаточно долго, это произойдет. Нам только потребуется много терпения, чтобы дождаться того момента, когда скорости всех молекул, из которых состоит бумага этой книги и которые совершают случайные колебания, окажутся все направлены снизу вверх. Это может произойти один раз в мириад миллиардов лет, и поэтому - хотя это редчайшее событие и может произойти прямо сейчас - оно не произойдет. Хотя теоретически некое событие может произойти, статистика говорит нам, что в реальном мире, когда вероятность события очень и очень мала, шансы на то, что оно произойдет, фактически равны нулю.

Поскольку законы природы не в состоянии объяснить феномен появления жизни на Земле, остается предположить, что серия произвольных - не взаимосвязанных -событий привела к зарождению жизни. Но во Вселенной нет места произвольным событиям. Вселенная, если рассматривать ее во всей ее совокупности, является единым целым. События обязаны быть взаимосвязаны.

Однако впечатление произвольности появляется только лишь потому, что мы для выявления причинно-следственных связей использовали ненаправляемую, или се-кулярную, физику. Осознание того, что события, происходившие во Вселенной, обязаны принадлежать к некоему единому комплексу, заставили многих ученых искать источник жизни на Земле за ее пределами. Нобелевский лауреат Френсис Крик выдвинул предположение, что жизнь настолько сложна, что решающую роль в ее появлении на Земле могло сыграть занесение семян жизни извне. Выдающийся ученый сэр Фред Хойл утверждал, что это занесение жизни на Землю обязано было произойти и что Божественная сила или некая высшая сила направляла этот процесс. Направляемая Божественной волей физика дает нам недостающее причинно-следственное объяснение развития Вселенной.

Перейдем теперь ко второму вопросу: в самом ли деле мы настолько сложны, а наше существование и существование нашей, столь хорошо подходящей нам Вселенной настолько маловероятно, что все это требует специального причинно-след-ственного объяснения? Я не думаю, что мы можем использовать нашу сложность или чудесное устройство Вселенной в качестве доказательства Божественного вмешательства в наше создание. Если вы рассматриваете цветок яблони и пытаетесь точно предугадать, какое яблоко вырастет из этого цветка - его форму, вес и содержание сахара, можно с уверенностью утверждать, что ваши шансы на правильное предсказание практически равны нулю. Но яблоко появляется и вырастает, и приобретает вполне определенную форму, вес и содержание сахара. Его внешний вид и свойства не представляют собой ничего экстраординарного - если не считать того, что жизнь сама по себе является фактом экстраординарным.

Мириад сил объединяется, чтобы создать это конкретное уникальное яблоко - точно так же, как он объединяется, чтобы создать человека или Вселенную. Было бы наивным утверждать, что факторы, противодействующие образованию именно этого яблока, были настолько могущественны, что потребовалось Божественное вмешательство, чтобы оно получилось именно таким, какое оно есть. Яблоко должно было образоваться из цветка, и оно образовалось. Это могло произойти под воздействием инструкций, содержащихся в ДНК, или благодаря Божественному вмешательству. Популяционная генетика и молекулярная биология показали, что генетический материал цветка содержит в себе почти бесконечное количество возможностей. Ни размер яблока, ни уникальность Вселенной не являются доказательством существования Божественной силы. Можно лишь привести такой довод: если бы наша Вселенная не была столь удивительной, нас просто не было бы здесь вместе с нашими вопросами.

Поскольку традиционное библейское описание событий в ранней Вселенной и на молодой Земле было преподнесено нам в столь лапидарной форме, не представляется возможным «доказать», что эта теистическая традиция, в сущности, предсказала детали открытых недавно космологических фактов. Как и всегда, принятие или отрицание веры в Божественное остается делом личного выбора.

Представляется, однако, замечательным тот факт, что это теистическое описание, созданное за тысячелетия до нашего времени и, следовательно, в полной изоляции от сегодняшних научных воззрений, в большой степени соответствует общим представлениям современной космологии и палеонтологии. И особенно важно, что не

теология таким образом реагировала на современные научные достижения. Взгляд теологии на Вселенную остался неизменным. Это наука, благодаря все более углубляющемуся пониманию мира, пришла к согласию с теологией.

Описания Вселенной, которое дают ничем не ограниченные, объективные законы физики, вполне хватает многим, если не большинству из тех, кто живет в просвещенном и изощренном мире западной цивилизации. Средний человек полагает, что хотя он сам, может быть, и не понимает, как развивалась природа от своего первозданного состояния до современного мира, но есть ученые, которые эту загадку разрешили. Мы привыкли без колебаний полагаться на способность экспертов дать нам ответы на все вопросы. Заливая молоком свой утренний корнфлекс, мы не беспокоимся о том, что корова, давшая это молоко, могла быть больна туберкулезом. Ученые позаботились о биологической стороне дела, а инженеры разработали технологию, благодаря которой мы каждое утро получаем к завтраку безвредное молоко. Проблема решена. Мы можем не понимать, каким образом она была решена, но мы спим спокойно, зная, что где-то там есть специалисты, которые понимают.

Точно так же обстоит дело и с Большим Взрывом, и с развитием жизни, и с тьмой других проблем, относящихся к нашему существованию. Мы можем не знать, каким образом Большой Взрыв привел к нашему появлению или как ископаемые находки демонстрируют нам процесс развития жизни, но беспокоиться нам не нужно. Специалисты знают ответы на эти вопросы.

Как мы увидели во время путешествия по этой книге, и специалисты, к сожалению, не знают ответов на ключевые вопросы. Неоспоримым фактом является то, что законы природы, как мы их понимаем, не в состоянии объяснить силы, которые сделали Вселенную такой, как она есть. И те же самые законы, которые составляют основу нашей жизни, не могут объяснить нам наиболее существенное в нашей жизни — появление ее самой.

Для объективного наблюдателя это означает, что существует настоятельная необходимость продолжить поиски в других сферах, чтобы найти причину, лежащую в основе нашего существования. Библейская традиция и современная космология, две системы мышления, развивавшиеся независимо друг от друга, дают нам похожие ответы на некоторые сложные вопросы. Это подобие обусловливает необходимость причинного объяснения. Тезис о божественном происхождении библейской традиции может призвать себе в помощь законы физики и объяснить это подобие. Попытка обосновать происхождение той же традиции с секулярных позиций не позволяет объяснить, каким образом она знала об условиях, существовавших в ранней Вселенной и заново открытых современной наукой.

Продемонстрированный здесь факт, что Библия, как никакой другой известный человеку текст, содержит в совершенно явном и, в то же время, искусно скрытом виде важнейшую информацию, показывает, что Библия принадлежит царству мистики. Именно уникальность и точность этой многогранной информации говорят о том, что ее происхождение может быть отнесено к Божественному источнику.

Но ваша точка зрения на эту традицию - дело вашего выбора.