ЭПОХА ПОСКИМ
ЭПОХА ПОСКИМ
Ранние поским
Период систематизации Галахи, наступивший после окончания эпохи геониму принято делить на две части. Мудрецов, живших в первой половине этого периода — до создания р. Йосефом Каро книги Шулхан арух, фундаментального кодекса еврейских законов, — принято называть поским ришоним (”законоучители раннего периода”) , а мудрецов второй половины этого периода — поским ахаронйм (”законоучители позднего периода”).
Систематизация Галахи после завершения эпохи геоним шла в двух направлениях. Одни мудрецы (р.Ицхак Альфаси и р. Ашер бен Йехиэль) собрали воедино законы, установленные Талмудом, в том порядке, в каком они в нем содержатся, и прокомментировали их. Другие же (Рамбам и р. Яаков бен Ашер) предпочли путь, которым в свое время шел р. Йегуда-ганаси, и систематизировали галахот по тематическому принципу, без подробных комментариев, стремясь по возможности облегчить изучение законов тем, кому трудно разобраться в Талмуде самостоятельно.
Р. Ицхак Альфаси (Альфас, или Риф, 1013 — 1103) родился в Алжире, но большую часть своей жизни провел в г. Фесе в Марокко — и потому стал известен как ”Альфаси”, т.е. ”из Феса”. В 1088 году он перебрался в Испанию, где основал одну из первых в этой стране йешивот. Р. Альфаси прославился своей книгой Сефер гаг ал ах от, в которой он приводит дискуссии между мудрецами в том же порядке, в котором они изложены в Талмуде; однако р. Альфаси включил в свой труд лишь те высказывания, на основании которых он выводит галахот. Эта книга рассматривает лишь те трактаты Талмуда, в которых обсуждаются законы, актуальные и после разрушения Храма: трактаты разделов Моэд, Нашим и Незикин, а также трактат Брахот из раздела Зраим и трактат Хулин из раздела Кодашим. Р. Альфаси преследовал две основных цели: установление галахот и создание в то же время сокращенного варианта Талмуда, призванного облегчить его изучение. В отличие от других систематизаторов р. Альфаси включил в Сефер гаг ал ах от многие агадические части Талмуда.
На эту книгу было написано немало комментариев, среди которых выделяются труды р. Зрахьи Геронди (XII в., Каталония), р. Аврагама бен Давида (Раавад, 1125 — 1198, Прованс), р. Йегонатана Гакогена из Люнеля (ок. 1135 — ок. 1210, Прованс), р.Моше бен Нахмана (Рамбан, 1194 — 1270, Каталония), р.Нисима Геронди (рабейну Нисим, или Гаран, ок. 1310 — 1375, Каталония), р. Йосефа Хавивы (XV в., Испания).
Иную задачу в деле систематизации Галахи поставил перед собой Рамбам. Десять лет, с 1177 по 1187 год, он работал над монументальным галахическим кодексом МишнэТора (который называют также Яд гахазака). В предисловии к Мишнэ Тора Рамбам пишет о причинах, побудивших его написать свою книгу:
”Большие беды постигли наш народ в последнее время, и мудрецы наши утратили свою мудрость. И из-за этого те комментарии к Талмуду и ответы на вопросы, которые вышли из-под пера геоним и казались им самим совершенно ясными, сегодня лишь немногие способны понять. Если так обстоит дело с творениями геоним, то что уж говорить о Талмудах, Вавилонском и Иерусалимском, о книгах Сифра и Сифрей, о Тосефте, изучение которых требует ясного ума и напряжения всех сил. И лишь после многих лет упорной учебы сможет ученик постичь, что разрешено и что запрещено, и прочие законы Торы, и то, как их следует исполнять.
И поэтому я, Моше бен Маймон из Испании, опираясь на помощь Всевышнего, изучил все эти книги и счел нужным ясно и кратко изложить все законы, приведенные в них, однако без ссылок на рассуждения, предшествовавшие установлению этих законов, — чтобы сделать изучение Галахи доступным каждому, чтобы все законы и установления, заключенные в книгах и комментариях, написанных со времен Йегуды-ганаси и по сей день, стали понятны всем, большим и малым. Иными словами, должно быть так, чтобы еврею не было нужды ни в каких иных сочинениях о еврейских законах: мой труд будет включать в себя всю Устную Тору со всеми галахот, обычаями и гзейрот, появившимися со времен Моше-рабейну и до составления Талмуда. Поэтому я назвал свое сочинение Мишнэ Тора [дословно — ”Повторение Торы”], предполагая, что человек, изучающий Письменную Тору, сможет обратиться к моей книге и узнать из нее всю Устную Тору, не прибегая при этом к другим источникам”.
Этот подход Рамбама вызвал сопротивление некоторых мудрецов, и вокруг Мишнэ Тора развернулась дискуссия, продолжавшаяся в течение многих лет. Одним из главных оппонентов Рамбама был Раавад (р.Аврагам бен Давид), написавший книгу Гасагот (”Замечания’).
Неверным было бы полагать, что Раавад недооценивал книгу Рамбама, которую сам же называл великой. Лишь опасения, что Мишнэ Тора подменит собой Талмуд и евреи перестанут изучать его, побуждали Раавада к резкому спору с Рамбамом.
Р. Йосеф Каро полемизирует с Раавадом в своем труде Кесеф мишнэ, комментирующем книгу Рамбама: ”Если бы Рамбам хотел идти путем своих предшественников, то в его книге вообще не было бы необходимости, [ибо р. Альфаси в своей работе уже привел законы вместе с дискуссиями мудрецов, на основании которых эти законы и были установлены], а Рамбам по поводу большинства галахот не спорит с мнением р. Альфаси. Рамбам же поставил перед собой иную цель: он решил составить галахический кодекс, написанный ясно и лаконично, подобно Мишне, чтобы каждый, кому необходимо узнать, какова же галаха в каждом конкретном случае, смог выяснить это из его книги. Если же найдется какой-либо мудрец, считал Рамбам, который не захочет положиться на его кодекс и пожелает разобраться в конкретной галахической проблеме самостоятельно, — ничто не помешает ему обратиться к Талмуду и его комментаторам. Таким образом, книга Рамбама может принести пользу любому ־־ кроме, возможно, самых выдающихся мудрецов; но даже и тем она пригодится: при вынесении решения без тщательного рассмотрения вопроса они смогут положиться на мнение Рамбама, да и при подробном анализе проблемы знание его позиции принесет им немалую пользу”.
Несмотря на возражения некоторых мудрецов, Мишнэ Тора превратилась в наиболее авторитетный свод законов, которым евреи руководствовались на протяжении многих веков. Особенно значительным было влияние Мишнэ Тора в Египте и Йемене, а также в некоторых общинах Испании, где евреи обязались решать все галахичес-кие вопросы на основании мнения Рамбама, которое изложено в этой книге. Даже после того, как во всем еврейском мире основным кодексом законов стал Шулхан арух, Мишнэ Тора продолжала пользоваться большим авторитетом, и до сегодняшнего дня эта книга занимает центральное место в системе изучения Талмуда и Галахи.
Ниже приведена фотография страницы из Мишнэ Тора Рамбама. По обеим сторонам основного текста — комментарий р. Йосефа Каро.
Мишнэ Тора состоит из четырнадцати частей и включает в себя все голах от, в том числе и такие, которые в наше время, т.е. до построения Третьего Храма, неактуальны (например, законы о жертвоприношениях).
К Мишнэ Тора написано немало комментариев. Важнейшие из них, кроме Кесеф мишнэ р. Йосефа Каро (1488 — 1575) и Гасагот Раавада, — Лехем мишнэ р. Аврагама де Ботона (1545 — 1588) и Мишнэ ламелех р. Йегуды Розанеса (1658 — 1727).
Через столетие после Рамбама наиболее крупным галахическим авторитетом стал р. Ашер беи Йехиэль, или Рош (ок. 1250 — 1327). Рош родился в Германии и был одним из духовных руководителей немецкого еврейства, затем он переселился в Испанию, заняв должность главы раввинского суда в Толедо.
Прибыв в Испанию, Рош обнаружил, что число изучающих Талмуд очень невелико, значительно больше евреев изучали книгу Рифа Сефер гагалахот. В основанной им йешиве Рош ввел уроки Талмуда, пользуясь системой, разработанной своими учителями, Баалей-гатосафот. Он решительно воспротивился практике, принятой в раввинских судах Испании: выносить галахические решения, основываясь не на Талмуде, а на Мишнэ Тора Рамбама. Рош писал так: ”Ошибаются те, которые принимают гапахические решения, основываясь на выводах Рамбама, благословенна память его, но не являясь при этом знатоками Талмуда и не зная, как пришел Рамбам к своим выводам. Они выносят неправильные решения, потому что, в отличие от других авторов, Рамбам не приводит аргументов в защиту установленных им законов и не дает ссылок на те места в Талмуде, которые являются обоснованием его выводов. Рамбам писал свою книгу так, как если бы он был пророком: он не приводит доказательств — и тот, кто читает его труд, полагает, что понимает сказанное в нем. Однако это неверно, ибо тот, кто не является знатоком Талмуда, ничего не может правильно понять в книге Рамбама и, следовательно, будет ошибаться при вынесении галахических решений. Поэтому в разрешении практических вопросов нельзя полагаться лишь на книгу Рамбама, не найдя подтверждения ее выводам в Талмуде”.
Основной труд Роша — Пискей гарош, написанный по образцу книги Рифа Сефер гагалахот. Рош включил в свою книгу, в которой материал изложен в том же порядке, что и в Талмуде, лишь те галахот, которые актуальны в наше время.
Предваряя свои комментарии к книге Роша, р. Йом-Тов-Липмар Геллер пишет: ”... и появился рабейну Ашер, и составил книгу, в которую включил слова Рифа, добавив к ним то, что говорили Баалей-гатосафот и некоторые другие мудрецы, а также изложив свои собственные мысли — плоды его прямого ясного ума”.
Сын Роша, р. Яаков бен Ашер (или Бааль-гатурим, ок. 1270 — 1343), написал труд, называемый Кицур пискей гарош, в котором изложил в сжатой форме основные положения книги своего отца. Впоследствии р. Яаков бен Ашер составил прославивший его галахический кодекс Арбаатурим (*,Четыре ряда”), в котором, по словам р. Геллера, ”... достигнув вершин мудрости, [автор Кицур пискей гарош] по-новому систематизировал галахот, [выведенные его отцом] , распределив их по четырем разделам и добавив к ним законы, установленные по тем же вопросам мудрецами, труды которых в книге Роша не были упомянуты”.
Порядком изложения эта книга отличается как от труда Роша, построенного в соответствии со структурой Талмуда, так и от книги Рамбама, составленной по логическому принципу, включающей в себя и галахот, которые после разрушения Второго Храма неактуальны. Арбаа турим построена таким образом, чтобы максимально облегчить пользование ею на практике.
Первый раздел ее, ”Орах хайим”, посвящен правилам повседневного поведения: омовению рук, молитве, чтению ”Шма, Исраэль...” и т.д., а также законам субботы, праздников, постов и т.п. Во втором разделе, ”Йорэ деа”, содержатся правила убоя скота, кашрута, законы, запрещающие идолопоклонство, галахот о ниде, обетах и клятвах, обрезании, трауре и т.д. В третьем разделе, ”Эвен гаэзер”, перечислены законы о свадьбе, разводе и пр. В последнем разделе, ”Хошен мишпат”, приведены законы судопроизводства и законы, регулирующие имущественные отношения между людьми.
Хотя Бааль-гатурим, вслед за Рамбамом, излагает галахический материал по тематическому принципу, он, в отличие от своего великого предшественника, пользуется правилом, заимствов-ваным у своего отца, указывая в своей книге, где именно в талмудической литературе обсуждается вопрос, в отношении которого в кодексе приводится окончательное решение. Эти примечания необходимы читателю для того, чтобы он в случае необходимости смог бы самостоятельно обратиться к первоисточникам для того, чтобы изучить вопрос более глубоко.
Но Бааль-гатурим не ограничился одними лишь ссылками на более ранние книги. Если в отношении тех или иных проблем предшествовавшие ему мудрецы расходились во мнениях, он приводит мнения обеих сторон, и в этом его книга Арбаа турим значительно отличается от Мишнэ Тора Рамбама, который приводит лишь одно мнение, да и то — без указания источника. Кроме того, в отличие от Рамбама, Бааль-гатурим включил в свою книгу лишь те галахот, которые актуальны после разрушения Храма.
В составлении своего кодекса Бааль-гатурим пользовался практически всей галахической литературой предыдущих столетий. Однако было бы неверным определить его труд как компиляцию. В тех случаях, когда он не был согласен со своими предшественниками, он не останавливался перед тем, чтобы вынести решение, противоречащее их мнению. Иногда Бааль-гатурим устанавливал галахот, которые противоречили законам, выведенным его собственным отцом.
К книге Арбаа турим было написано немало комментариев, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии Птахи. Р. Моше Исерлес (или Рама, ок. 1530 — 1572) в своем труде Дархей Моше привел по каждому вопросу, рассматриваемому в Арбаа турим, галахические решения, принятые мудрецами за двести лет, прошедших со дня смерти автора этой книги, — решения, которыми руководствовались в своей жизни ашкеназские евреи — современники Рама. Обширные комментарии к Арбаа турим написали р. Йоэль Сиркис (1561 - 1640, книга Байит халат) и р.Йегошуа Фальк (ок. 1555 — 1614, книги Приша и Дриша).
Самым известным комментарием к Арбаа турим, сыгравшим важнейшую роль в дальнейшем развитии Галахи, явился труд р. Йосефа Каро Бейт Йосеф.
Раби Йосеф Каро родился в Толедо. После изгнания евреев из Испании он жил в Португалии, Турции, Болгарии, а потом поселился в Эрец-Исраэль, в городе Цфате.
Книгу Бейт Йосеф р. Каро писал в течение двадцати лет. В предисловии к ней он говорит о мотивах, побудивших его написать свой комментарий к Арбаа турим: ”Решил я составить книгу, включающую себя все актуальные сегодня законы, с подробным обоснованием их на основе как талмудических толкований,* так и мнений, высказанных в дискуссиях мудрецов более позднего времени. Моей целью было не создание нового гала-хического кодекса — ибо тогда мне пришлось бы повторять то, что уже было написано, — я решил прокомментировать один из уже существующих сводов законов. Вначале хотел я обратиться к самому прославленному кодексу, Мишнэ Тора Рамбама, но отказался от этой мысли, ибо Рам-бам приводит по каждой из рассматриваемых им проблем лишь׳ одно мнение; поэтому мне пришлось бы дополнять его труд, приводя в своем комментарии и все другие точки зрения, под-робно обосновывая каждую. Исходя из этих соображений, я остановил свой выбор на книге Арбаа турим, ибо в ней автор приводит по каждому вопросу большинство существующих мнений... Хотелось мне установить ясные галахот, разрешив споры между мудрецами, — ибо я полагал, что Галаха наша должна быть едина, как едина Тора. Понял я, что не стоит мне устанавливать законы при помощи рассуждений или доказательств, опирающихся на Талмуд, — ведь книги Баалей-гатосафот, Рамбама, Рашба, Рана полны подобных аргументов, и каждый из этих мудрецов отстаивает свою позицию. Кто мог бы позволить себе вмешаться в споры великих, приводя собственные доказательства? Поэтому решил я положиться на три столпа Закона, на которых зиждется весь дом Израиля: на Рифа, Рамбама и Роша. И сказал я себе: там, где двое из них согласны друг с другом, галаха — по их словам, кроме тех редких случаев, когда все или большинство мудрецов возражают им, и поэтому во всех еврейских общинах принято делать по-другому... И это — правильный путь в выведении галахот. Но если в какой-либо общине принято запрещать то, что я в своей книге разрешаю, — пусть эти люди продолжают соблюдать свой обычай, ибо они однажды приняли этот обычай от какого-то мудреца и обязаны теперь соблюдать его”.
Завершив работу над своей фундаментальной книгой, р.Йосеф Каро решил составить сокращенный ее вариант, изложив в нем галахический материал просто и сжато, без указаний источников, полагаясь при этом на то, что в кодексе Бейт Йосеф, получившем широкое распространение среди евреев, каждый интересующийся мог без труда найти подробные обоснования любого закона. Эта новая его книга — Шулхан арух (״Накрытый стол״) — была принята всем еврейским народом в качестве основного, наиболее авторитетного галахического кодекса. В предисловии к книге Шулхан арух р. Каро писал:
”Подумал я, что было бы хорошо собрать все сказанное в кодексе Бейт Йосеф и изложить это кратко и ясно, так, чтобы законы Торы стали известны и понятны любому еврею и чтобы мудрец, которого спросят, какова г сигах а в том или ином случае, мог бы, зная Шулхан арух, сразу же, не колеблясь, дать четкий ответ. А для того, чтобы он не забывал сказанное в этой книге, я разделил ее на тридцать частей, чтобы ежедневно изучалась одна ее часть, и за месяц была бы повторена вся книга. И еще. Я хочу, чтобы молодые ученики изучали Шулхан арух постоянно и заучивали его текст наизусть, и слова Галахи с юных лет были бы у них на устах и стали бы руководством в практических вопросах... Уверен я, что эта книга поможет, с Б-жей помощью, наполнить весь мир знанием Г-спода...”
В ашкеназских общинах книга Шулхан арух получила распространение вместе с примечаниями к ней Рама, которые он назвал Мала (”Скатерть״) . В предисловии к своему труду Рама пишет:
«Величайший мудрец, автор книг Бейт Йосеф и Шулхан арух, установил законы, в правильности которых мы не можем сомневаться. Полезно, тем не менее, привести по каждому вопросу мнения и более поздних поским, а также упомянуть обычаи, принятые в ашкеназских общинах. Поэтому я как бы расстелил свою ,,Скатерть” на его ,,Столе”, и на ней человек сможет найти все яства, которых жаждет его душа. Р. Йосеф Каро ”накрыл стол”, однако блюда, расположенные на нем, не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, ибо в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются галахот, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро. Автор кодекса Шулхан арух, согласно провозглашенному им принципу, следовал мнениям Рифа и Рамбама даже в тех случаях, когда остальные поским считали иначе. Поэтому в его книге многие выводы не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим, - величайших поским, выводивших галахот на основе сказанного у Баалей-гатосафот и у еврейских мудрецов Франции. Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шулхан арух мнение других поским, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах мнение р. Йосефа Каро оспаривав ется; и в каждом случае, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шулхан арух, я завершал изложение противоположного мнения словами: ”Поступай так!” ...Знаток в состоянии самостоятельно оценить вкус каждого из блюд, расположенных на ”накрытом столе”, не полагаясь при этом на мнения других; тот же, кто пока на это не способен, пусть придерживается обычая своей общины — об этом говорит и сам р. Йосеф Каро в предисловии к своей книге Бейт Йосеф».
Благодаря книге р. Моше Исерлеса кодекс Шулхан арух вместе с комментарием Мапа был принят ашкеназскими общинами, и все утверждения р. Йосефа Каро, с которыми Рама не спорит, стали законами для всех евреев. Подавляющее большинство изданий свода галахот Шулхан арух выходит в свет с комментариями р. Моше Исерлеса.
Упомянем также другие важные комментарии к книге Шулхан арух.
Сефер меират эйнайим р. Йегошуа Фалька (ок. 1555 — 1614, Польша) — комментарий к разделу ”Хошен мишпат” — исправляет вкравшиеся в него в процессе печати ошибки, находит компромиссное решение там, где р. Йосеф Каро и Рама расходятся во мнениях, приводит галахот, принятые уже после написания этой книги.
Турей загав р. Давида Галеви (1586 — 1667, Польша) - комментарий ко всем четырем разделам труда р. Йосефа Каро; однако широкое распространение получили комментарии лишь к двум из них: ”Орах хайим” и ”Йорэ деа”. Автор приводит мнения поздних поским и, сравнивая их с позицией р. Йосефа Каро по этим вопросам, выводит галахот.
Сифтей коген р.Шабтая Когена, или Шаха (1621 — 1662, Польша) — комментарий к разделам ”Йорэ деа”, в котором автор зачастую спорит с комментариями р. Давида Галеви, и к ”Хошен мишпат”, где он, среди прочего, комментирует и дополняет Сефер меират эйнайим.
Хелькат мехокек р. Моше Лимы (ок. 1605 — 1658, Литва) — комментарий к первым ста двадцати параграфам раздела ”Эвен гаэзер”.
Бейт Шмуэль р.Шмуэля бен Ури-Шраги-Файвуша (XVII в., Польша) — комментарий к разделу ”Эвен гаэзер”.
Маген Аврагам р. Авра гам а Гомбинера (ок. 1637 — 1683, Польша) — комментарий к разделу ’Юрах хайим”.
При хадаш р.Хизкии де Сильвы (1659— 1698, Италия и Эрец-Исраэль) — комментарий к разделам ”Орах хайим” и ”Йорэ деа”. Автор следует мнению р. Йосефа Каро, и труд его основан на традициях сефардского еврейства.
При мегадим р. Йосефа Теомима (ок. 1727 — 1792, Галиция и Германия) — комментарий на те разделы в книгах р. Шабтая Когена, р. Давида Галеви и р. Аврагама Гомбинера, в которых говорится об ”Орах хайим” и ”Йорэ деа”.
Поздние поским
После принятия всем еврейским народом кодекса Шулхан арух в качестве фундаментального свода законов, кроме обширной литературы, комментирующей и дополняющей этот труд, появился целый ряд работ, написанных поздними поским. Эти книги можно разделить на две группы: сборники ”вопросов и ответов” и новые галахические кодексы.
Практика галахической литературы, построенной по принципу вопросов и ответов (на иврите шеэлот утшувот), насчитывает не одну сотню лет: до нас дошли, например, ответы геоним X в. н.э. на галахические вопросы, которые задавали им в своих письмах евреи разных стран. В последние столетия многие поским издали отдельными книгами свои ответы на заданные им вопросы. Среди многочисленных сборников такого рода отметим лишь два: Нода бигуда р. Йехезкеля Ланды (1713 — 1793, Польша), одного из величайших галахических авторитетов XVIII в., и Хатам софер р.Моше Софера (1762 — 1839, Венгрия), духовного вождя венгерского еврейства. Обе эти книги разъясняют законы, содержащиеся во всех четырех разделах кодекса Шулхан арух.
Вторая группа книг — новые галахические кодексы — также достаточно обширна. Ее можно подразделить на две категории в зависимости от расположения в них материала:
1. Книги, строящиеся по образцу кодекса Шулхан арух и Арбаа турим: порядок их разделов и глав тот же, что и в этих книгах. Важнейшие из кодексов этой категории: Левуш малхут (или Левушим), Шулхан арух гарав, Арух га-шулхан, Мишна брура.
2. Кодексы, в которых галахический материал расположен в ином порядке. Важнейшие из книг этой категории: Хайей адам и Хохмат адам, Кицур шулхан арух, Бен иш хай.
Кодекс Левуш малхут (или Левушим) составлен Мордехаем Яфэ (ок. 1535 — 1612), знатоком Галахи и Кабалы, возглавлявшим различные еврейские общины в Чехии, Италии, Польше и Литве. Левуш малхут, по замыслу автора, должен был стать ”золотой серединой” между кодексами Бейт Йосеф и Шулхан арух: материал изложен в этой книге более сжато, чем в Бейт Йосеф, однако дополнен ссылками на источники и на мнения иных галахических авторитетов, чего нет в кодексе Шулхан арух. В отличие от р. Йосефа Каро, р. Яфэ устанавливает законы согласно мнению мудрецов ашкеназских общин. До широкого распространения в этих общинах книги Шулхан арух труд р. Яфэ был для ашкеназских евреев основным галахическим кодексом.
Шулхан арух гарав составлен р. Шнеуром-Залманом из г. Ляды (ныне в Витебской области, Белоруссия), основателем хасидского движения Хабад р. Шнеур-Залман (1745 — 1813) был учеником р.Дова-Бера, ”Межеричского магида”, который в свою очередь был учеником р. Исраэля Бааль-Шем-Това, основателя хасидизма. Вот что пишут сыновья р.Шнеура-Залмана в своем предисловии к книге отца: ”... искал он [Межеричский магид] среди своих учеников того, кто был бы осенен Б-жественным духом и был бы способен понять Закон и вывести ясную Галаху, — чтобы прокомментировать таким образом ”Орах хайим” и ”Йорэ деа” — две части книги Шулхан арух, содержащие в себе самые необходимые законы, — изложив при этом галахот, установленные р. Йосефом Каро и всеми более поздними поским, ясным и лаконичным языком, приводя при этом обоснование каждому из этих законов.
И выбрал он [нашего отца, р.Шнеура-Залмана] , и сказал ему: ”Нет мудреца, подобного тебе. Углубись в галахот и проделай святую работу, раскрыв глубинный смысл каждого закона, приведенного ранними или поздними поским...”
Р. Шнеур-Залман выполнил повеление Межерич-ского магида, написав поначалу две главы своего высоко оцененного его учителем и ставшего впоследствии классическим труда — ”Законы цицит” и ”Законы Песах”. Позднее р. Шнеур-Залман включил в него и новые главы, охватывающие почти весь материал, изложенный в ”Орах хайим”, и некоторые из тем, рассмотренных в ”Йорэ деа” и ”Хошен мишпат”. В дополнение к основному тексту Шулхан арух гарав, представляющему из себя галахический кодекс, в котором каждый закон приведен вместе с его кратким обоснованием, р. Шнеур-Залман написал и комментарий к этому труду под названием Кунтрес ахарон, где в особо сложных местах приводит подробную аргументацию мнений дискутирующих сторон.
Вскоре после завершения кодекса Шулхан арух гарав появились две книги, написанные р. Аврагамом Данцигом (1784 — 1820), родившимся в Данциге, но большую часть жизни проведшим в Вильно. Хайей адам охватывает те же темы, что и раздел ”Орах хайим” кодекса Шулхан арух, а Хохмат адам — темы раздела ”Йорэ деа”, однако оба этих труда построены в ином порядке, нежели Шулхан арух. Р. Данциг так пишет о причинах, побудивших его написать свои книги: Счастлив тот, кто изучает Шулхан арух, дабы узнать происхождение и смысл каждого закона. Но те из евреев, которые вынуждены тяжело трудиться, чтобы прокормить семью, - сколько времени понадобится им, чтобы дойти в этой книге хотя бы до главы ”Утренние благословения”? Не менее полугода. А чтобы изучить и эту главу, и несколько последующих — до главы, говорящей о благословениях на еду, им понадобится от полугода до года. Еще больше времени займет изучение законов субботы. Может не хватить всей жизни, чтобы изучить один лишь раздел ”Орах хайим”... Я написал свои книги с тем, чтобы по ним можно было быстро изучить все законы, установленные р. Йосефом Каро и поздними поским, и постичь их смысл. Так, все галахот, предшествующие законам субботы, занимают в Хайей адам тридцать страниц, и тот, кто будет изучать по странице в день, сможет одолеть их всего лишь за месяц... .
Кицур шулхан арух (”Краткий Шулхан арух”) был написан р. Шломо Ганцфридом (1804-1866), жившим в Австро-Венгрии в г. Унгвар (ныне Ужгород). Фта книга представляет собой предельно сжатое изложение основных законов, изложенных в кодексе Шулхан арух, с добавлением галахических решений, принятых более поздними поским, мудрецами ашкеназских общин.
По замыслу р. Шломо Ганцфрида, его Кицур шулхан арух предназначался для тех, кому по тем или иным причинам не довелось углубленно изучать законы Торы. Галахический материал этой книги скомпонован иначе, нежели кодекс р. Йосефа Каро, — с тем, чтобы каждый человек мог получить из него однозначный и понятный ответ на все вопросы, возникающие в повседневной жизни. В тех случаях, которые требуют более обстоятельного анализа, р. Шломо Ганцфрид рекомендует обращаться к раввинам.
Написанный простым, но выразительным языком, Кицур шулхан арух был впервые опубликован в 1864 году и с тех пор переиздавался неоднократно, став одним из наиболее широко изучаемых галахических пособий.
Арух гашулхан написал р. Йехиэль-Михл Эпштейн (1829 — 1908, Белоруссия). Эта книга представляет собой весьма подробное изложение всего галахического материала, содержащегося в кодексе Шулхан арух и в трудах позднейших поским. Целью р.Й.-М. Эпштейна было составление кодекса, в котором были бы учтены галахические решения поздних поским, принятые уже после завершения книги Шулхан арух, и содержались бы однозначные галахот по тем или иным проблемам. В свой кодекс р. Й.-М. Эпштейн включил и некоторые галахот, неактуальные в наше время (например, законы, определяющие деятельность Сангедрина, законы о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство, и т.п.).
В дополнение к кодексу Арух гашулхан р. Й.-М. Эпштейн написал еще одну книгу — Арух гашулхан геатид ("Арух гашулхан будущего") , посвященную лишь тем галахот, которые не действуют в наши дни и вновь будут актуальны только после прихода Машиаха.
Бен иш хай — книга, написанная р. Йосефом-Хайимом эль-Хахамом (ок. 1833 — 1909), раввином из Багдада; весь материал ее разделен на пятьдесят три раздела, соответствующих недельным главам Торы. Каждый из этих разделов включает в себя как Галаху, так и Агаду, связанные с содержанием комментируемой главы. "Изучение одних лишь галахот не может привлечь простой народ. Следует взять за основу слова Агады и поучений, и лишь по ходу повествования приводить галахот, связанные с разбираемым отрывком Торы”, — говорил р. Йосеф-Хайим. Его труд принят в качестве галахического кодекса многими общинами евреев стран Востока.
Книга Мишна брура р.Исраэля-Меира Гакогена (1838 — 1933, Россия и Польша), более известного как ”Хафец-Хайим” по названию одной из его ранних книг, является расширенным комментарием к разделу ”Орах хайим” кодекса р. Йосефа Каро.
О причинах, побудивших его написать этот труд, Хафец-Хайим писал так: «Все четыре раздела кодекса Шулхан арух содержат в себе законы, которые актуальны и сегодня и которые необходимо знать в повседневной жизни. И все же ”Орах хайим” важней других разделов, ибо без знания содержащихся в нем законов никто не может провести и дня, не нарушив заповедей Торы. В то же время я обратил внимание, что лишь немногие сегодня изучают Шулхан арух, и тому — две причины. Первая: практически невозможно разобраться в этом кодексе, не изучив предварительно Арбаа турим и Бейт Йосеф, ибо в этих книгах объясняется происхождение галахот и их смысл. Изучение же этих трудов в наше время для многих затруднительно. Вторая причина: невозможно выяснить сегодня из кодекса Шулхан арух, как именно исполнять на практике тот или иной закон, ибо в книгах поздних поским приводится большое количество разных мнений, и люди просто не знают, как им следует поступать».
КТО И КОГДА ЗАПИСАЛ УСТНУЮ ТОРУ
Годы |
Мудрецы |
Книги, составленные ими |
ок. 330 г. до н. э. |
Мудрецы Великого Собрания |
Устная Тора передавалась из поколения в поколение устно. |
ок. 330 г. до н.э. - ок. 30 г. до н.э |
Шимон-гацадик (последний из членов Великого Собрания) и "пары” мудрецов |
Мудрецы записывали отдельные законы и таканот, впоследствии включенные в Мишну |
ок. 30 г. до н.э. - ок. 220 г. н. э. |
Эпоха танаим: 1. Гилель и Шамай 2. р. Йоханан бен Закай, рабан Шимон бен Гамлиэль, Шмуэль - гакатан 3. рабан Гамлиэль из Явнэ, р.Элиэзер бен Горканос, р. Йегошуа 4. р. Акива, р. Ишмаэль, р.Тарфон, р.Элиэзер бен Азарья 5. р. Меир, р. Йегуда бар Илай, рабан Шимон бен Гамлиэль (второй), р. Шимон бар Йохай, р. Йосей бен Халафта |
|
ок. 220 г. |
6. р. Йегуда-ганаси |
Составил и записал Мишиу |
ок.220 -ок.500 |
Эпоха амораим: 1. р. Ханина и р. Ошая Раба в Эрец-Исраэль; Рав и Шмуэль в Вавилонии |
|
середина IV в. |
2. р. Йоханан и Рейш-Лакиш в Эрец-Исраэль; рав Гуна и рав Йегуда в Вавилонии 3. р. Ами, р. Асей в Эрец-Исраэль; Рава и рав Йосеф в Вавилонии 4. р.Абагу, р. Ирмея и р. Йона в Эрец-Исраэль; Абайей и Рава в Вавилонии 5. рав Мана в Эрец-Исраэль; рав Папа и рав Гуна в Вавилонии |
Иерусалимский Талмуд |
6. раз Ашей и Рави на в Вавилонии 7. Сын рава Ашей в Вавилонии |
Вавилонский Талмуд |
|
8. Рави на беи Гуна и рав Йосей в Вавилонии |
Окончательная редакция Вавилонского Талмуда |
|
ок.500 -ок. 700 |
Эпоха савораим |
Некоторые из галахических решений, вынесенных савораим, включены в Вавилонский Талмуд |
ок. 700 -ок. 1050 |
Эпоха геоним: |
|
р. Йегудай-гаон |
Галахот гдолот |
|
р. Ахай-гаон |
Шеильтот |
|
р. Саадья-гаон |
Ответы по вопросам Галахи и др. |
|
р. Шрира-гаон |
Игерет рав Шрира-гаон, ответы по вопросам Галахи |
|
р. Гай-гаон |
Ответы по вопросам Талахи |
|
рабейну Хананэль |
Комментарий к Талмуду |
|
ок.1050 -ок.1575 |
Эпоха ранних поским: |
|
1013 - 1103 |
р. Ицхак Альфаси (Риф) |
Сефер гагалахот |
1125 - 1198 |
р. АвраГам бен Давид (Раавад) |
Примечания к Сефер гагалахот Рифа и Гасагот к Мишне Тора Рамбама |
1135 - 1204 |
р. Моше бен Маймой (Рамбам) |
Мишнэ Тора, комментарий к Мишне |
1194 - 1270 |
р. Моше бен Нахман (Рамбан) |
Сефер газхут (комментарий к Сефер гагалахот Рифа), комментарий к Талмуду |
ок. 1235 -ок. 1310 |
р. Шломо Адрет (Рашба) |
Ответы по вопросам галахи, галахический кодекс Торат габайит |
ок. 1240 -1298 |
р. Мордехай бен Гилель |
Галахический кодекс Сефер Мордехай |
ок.1250 -1327 |
р. Ашер бен Йехиэль (Рош) |
Пискей гарош |
1270 - 1343 |
р. Яаков бен Ашер (Бааль-Гатурим) |
Кицур пискей Тарош, Арбаа турим |
1310 - 1375 |
р. Нисим Геронди (рабейну Нисим или Гаран) |
комментарий к Сефер гагалахот Рифа, комментарий к Талмуду |
1488 - 1575 |
р. Йосеф Каро |
Бейт Йосеф, Шулхан арух, Кесеф мишнэ |
ок.1575 — до наших дней |
Эпоха поздних поским; |
|
ок.1530 -1572 |
р. Моше Исерлес (Рама) |
Дархей Моше, Мала |
ок.1535 -1612 |
р. Мордехай Яфэ |
Левуш малхут |
ок. 1555 -1614 |
р. ЙеРошуа Фальк |
Сефер меират эйнайим, Приша, Дриша |
1561 - 1640 |
р. Йоэль Сиркис |
Байит хадаш, примечания к Талмуду |
1586 - 1667 |
р. Давид Галеви |
Турей загав |
ок.1605 -1658 |
р. Моше Лима |
Хелькат мехокек |
1621 - 1662 |
р. Шабтай Коген (Шах) |
Сифтей коген |
1637 - 1683 |
р. Аврагам Гомби-нер |
Маген Аврагам |
XVII в. |
р. Шмуэль бен Ури-Шрага-Файвуш |
Бейт Шмуэль |
1713 - 1793 |
р. Йехезкель Ланда |
Нода бигуда |
1720 - 1797 |
р. Элиягу из Вильно (Татра или Виленский гаон) |
Примечания к кодексу Шулхан арух и к Талмуду |
ок.1727 -1792 |
р. Йосеф Теомим |
При мегадим |
1745 - 1813 |
р. Шнеур-Залман из Ляд |
Шулхан арух гарав |
1762 - 1839 |
р. Моше Софер (Хатам софер) |
Хатам софер |
1784 - 1820 |
р. АвраРам Данциг |
Хайей адам, Хохмат адам |
1804 - 1886 |
р. Шломо Ганцфрид |
Кицур шулхан арух |
1829 - 1908 |
р. Йехиэль-Михл Эпштейн |
Арух гашулхан, Арух Гашулхан Геатид |
1833 - 1909 |
р. Йосеф-Хайим эль-Хахам |
Беи иш хай |
1838 - 1933 |
р. Исраэль-Меир Гакоген (Хафец-Хайим) |
Мишна брура |