УСТНАЯ ТОРА

УСТНАЯ ТОРА

Для чего нам дана Устная Тора

Письменная Тора и Устная Тора были даны Всевышним еврейскому народу как одно целое, и Устная Тора поясняет Письменную.

В предисловии к своему комментарию Мишны Рамбам пишет:

«Б-г, благословенно Имя Его, сказал Моше: ”В шалашах живите семь дней” (Вайикра, 23:42).. После этого Он сообщил Моше, что жить в шалаше обязаны только мужчины, но не женщины; что больные и те, кто находится в пути, освобождаются от этой обязанности; что крышу шалаша следует делать из древесно-растительных материалов, но нельзя использовать для этого даже предметы, изготовленные из растений, если они восприимчивы к ритуальной нечистоте — циновки, например; что все семь дней человек обязан есть, пить и спать в шалаше; что шалаш должен иметь не менее семи тфахим1 в длину и в ширину, а в высоту — не менее десяти тфахим. [Все эти подробности Моше должен был передать народу устно.]

Так же и со всеми 613 заповедями: сами они даны в письменной форме, а детали их и указания, как именно следует эти заповеди исполнять, — в устной».

Многие законы Письменной Торы можно понять лишь при помощи Торы Устной. Вот примеры.

В книге Дварим (12:21) сказано: ”... зарежь [животных] из крупного и мелкого скота твоего... как Я заповедал тебе...” Но во всей Письменной Торе не содержится указаний, каким образом это следует выполнять.

О заповеди тфилин Письменная Тора говорит: ”... и повяжи их как знак на руку свою... и будут они знаком между глазами твоими...” (Шмот, 13:16). Но как именно должны выглядеть тфилин, Письменная Тора не объясняет.

Целый ряд законов упоминается в Письменной Торе как бы между прочим, вскользь, и объясняется это тем, что все детали их даны в Устной Торе. Например, Тора обязывает мужа дать жене при разводе гет — разводное письмо; однако закон этот упоминается лишь между прочим в рассказе о запрете первому мужу снова брать в жены женщину, с которой он развелся, если та успела побывать замужем за другим: ״Если кто возьмет жену... и если она не найдет благоволения в его глазах по той причине, что нашел он в ней что-либо недостойное, то пусть напишет ей гег, и даст [его] ей в руки, и отпустит ее из дома своего...” (Дварим, 24 :1-4). Что же представляет из себя гег, известно лишь из Устной Торы.

Понять Письменную Тору без Устной невозможно. Раби Йегуда Галеви (ок. 1075 — 1141) так пишет об этом в своей книге Кузари (3:34, 35, 39):

« Сказал Кузари: -...караимы... считают, что, если имеется полный текст Торы, то нет нужды в [устной] традиции.

Сказал раби: - Если для прочтения неогласованного текста Торы, записанной Моше, требовалось такое множество дополнительных сведений, сохраненных традицией: огласовка, нотные знаки, деление на стихи, — то для ясного понимания и комментирования ее нужно гораздо больше добавочных данных, ибо вариантов толкования фраз гораздо больше, чем вариантов прочтения неогласованных слов. Когда Б-г сказал евреям: ”Этот месяц для вас — начало месяцев” (Шмот, 12:2), ни у кого не возникло затруднений в том, как определить этот месяц, — месяц египтян, среди которых они жили, или халдейский, как было принято в Уре халдейском, где жил Аврагам, имелся ли в виду солнечный или лунный месяц, а может быть, дополнительный месяц лунного года, сочетаемого с солнечным лишь с помощью особого ухищрения — прибавлением месяца в год високосный. Хотел бы я услышать от караимов убедительный ответ на этот и другие подобные вопросы, и я приму их мнение. Ведь я захочу получить убедительные ответы на все, о чем спрошу: при каких условиях можно есть мясо животных, каким должен быть убой: достаточно ли перерезать животному горло или следует забивать его иным способом?.. Я хотел бы, чтобы они объяснили, какой нутряной жир запрещается есть, — ведь он, как и разрешенный к употреблению, тоже находится на кишках и на желудке животного... Я хотел бы, чтобы они мне объяснили, как отличить чистую птицу от нечистой, помимо тех, что прямо упомянуты в Торе... А откуда им известно, что курица, гусь, утка — чистые птицы? Я хотел бы, чтобы они определили границу, за которую человеку нельзя удаляться в субботу от места, где он живет, ибо сказано в Торе: ”... да не выходит никто из места своего в день седьмой” (Шмот, 16:29). Должны ли считаться ”местом” [человека] его дом, двор, улица, квартира, квартал, район или город? Все это и еще многое другое можно назвать словом ”место”. Хотел бы я, чтобы они объяснили мне, какой именно минимум работы в субботу считается запрещенным. Почему нельзя пользоваться в этот день пером и чернилами, чтобы исправить свиток Торы, однако можно поднимать [сам] тяжелый свиток, переносить стол и пищу; принимая гостей, делать для них все, что положено хозяину... И еще больше трудятся его слуги и служанки, а ведь написано: ”Чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя так же, как и ты” (Дварим, 5:14). Почему запрещается ездить в субботу на лошади, принадлежащей нееврею, и почему нельзя торговать? Хотел бы я видеть, как они рассудят всех тяжущихся соответственно написанному в Торе — в главах ”Мишпатим” и ”Ки тецэ”.

И если столько скрытого в том, что ясно написано в Торе, то сколько же скрытого в скрытом; а ведь караимы не признают Устную Тору. Хотел бы я видеть, какие законы они выведут из рассказа о дочерях Цлофхада и как именно они выполнят заповеди обрезания, цицит, суки. Пусть объяснят мне, откуда видно, что они обязаны молиться Б-гу. И на чем основана их вера в то, что... есть вознаграждение и кара после смерти. Как они устанавливают, в каких случаях заповедь [должна быть] исполнена, несмотря на то, что необходимое для этого действие в то же время запрещается другой заповедью, как, [например], обрезание и пасхальное жертвоприношение в субботу?

...Наша традиция основана на законах, которые Моше получил на горе Синай, на толковании этих законов собранием мудрецов — Сангедрином ־־ в месте, избранном Б-гом, ибо ”... из Сиона выйдет Тора, и слово Б-жье — из Иерусалима” (Йешаягу, 2:3)... Нам заповедано: ”И придешь ты к коганим из колена Леви и [к другим членам Верховного] Суда, которые будут в те дни, и когда ты спросишь их — вынесут они решение по твоему вопросу, и ты должен следовать их решению, исходящему из места, которое избрал Б-г, — послушно исполняй указания их” (Дварим, 17:9, 10). И далее сказано (Дварим, 17:12): ,Тот, кто станет поступать злонамеренно, не слушаясь когена... будет предан смерти... искоренишь зло из среды своей”. Из этих слов видно, что неподчинение судье считается великим грехом.

Вот почему мы обязаны исполнять заповеди, установленные нашими мудрецами, — например, читать Мегилу [Мегилат Эстер] и праздновать Пурим и Хануку. И поэтому перед чтением Мегилы мы произносим благословение "Благословен... Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам читать Мегилу", перед зажиганием ханукальных свечей — благословение "...Который повелел нам зажигать свечу Хануки", а омовение рук мы сопровождаем благословением "...Который... повелел нам омывать руки״, и [произносим] многие [благословения], подобные этим, — [ибо] так повелели нам мудрецы, а Сам Всевышний заповедал нам слушаться их".

Вот как объясняет смысл и назначение Устной Торы р.Йосеф Альбо в книге Сефер гаикарим (3:23):

"Известно, что любая фраза, зафиксированная в письменном виде, может быть понята двояко, и может случиться, что одно толкование будет соответствовать истинному ее смыслу, а другое будет прямо противоположно ему... Поэтому для того, чтобы Тора была понята правильно, Б-г, благословенно Имя Его, дав Моше Тору в письменном виде, дал ему также и ее верное толкование. Моше в свою очередь передал это толкование Йегошуа, тот — старейшинам [вождям народа после смерти Йегошуа], те — пророкам; и так переходило оно из поколения в поколение с тем, чтобы сохранилось правильное понимание Письменной Торы.

И это толкование Письменной Торы, которое Моше передал Йегошуа, а Йегошуа — пришедшим после него, называется Устной Торой. И нельзя было записать это толкование, ибо в письменном виде оно могло быть неверно истолковано, подобно Письменной Торе, и потребовало бы нового устного толкования — и так без конца”.

Еще одно объяснение тому, что Устная Тора не была дана евреям в письменном виде, дает мидраш (Шмот раба, 47:1):

”Когда Б-г, благословенно Имя Его, открылся на горе Синай, чтобы дать Израилю Тору, Он изложил ее Моше по порядку, главу за главой, и на каждую главу — относящиеся к ней мишну, галаху и агаду, как сказано: ”И произнес Б-г все слова эти” (Шмот, 20:1) — даже те вопросы, которые мудрые ученики будут задавать своим наставникам”.

После того как Б-г научил Моше всей Торе, Он сказал ему: ”Обучи [теперь] Торе Израиль”. Сказал Ему Моше: ”Владыка мира! Я запишу ее для них”. Сказал Г-сподь: ”Не хочу Я давать ее им в письменном виде, ибо знаю, что в будущем народы мира будут править евреями, и присвоят себе их Тору, и станут презирать их. Поэтому Танах Я даю им в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду Я даю им в устном виде; и когда придут народы мира и поработят евреев, то евреи будут духовно неподвластны им”.

Об этом же сказал [Всевышний] пророку: ”Если бы написал Я для них большую часть Торы Моей, то уподобились бы они другим [народам]... Поэтому Я дам им Танах в письменном виде, а Мишну, Талмуд и Агаду — в устном”. (Гошеа, 8:12).

Р. Йосеф Альбо говорит: ”И [еще одна причина], почему Б-жественная Тора не могла быть записана целиком. Во все времена изменяются условия и образ жизни людей, и изменения эти слишком многочисленны, не вместить их в одной книге. Поэтому Б-г устно сообщил Моше на горе Синай [для передачи мудрецам] общие правила, руководствуясь которыми те смогут находить правильные решения постоянно возникающих вопросов, исходя из того, что сказано в Торе кратко и намеком” (Сефер гаикарим, 3:23).

1 Тефах (мн. тфахим) — мера длины, равная 8 см.

Законы Устной Торы

В предисловии к своему комментарию Мишны Рамбам делит законы, приводимые в Устной Торе, на пять категорий, объединенных в две группы: диним деорайта (законы, данные евреям на горе Синай в письменной или устной форме) и диним дерабанан (законы, установленные мудрецами).

1. Диним деорайта

1) Перушйм мекубалим ("разъяснения, сохраненные традицией") — толкования сложных для понимания мест в Письменной Торе. По поводу этих пояснений, полученных Моше от Всевышнего на горе Синай, у наших мудрецов нет расхождений во мнениях. Споры ведутся о другом: как именно Тора намекает на каждое из этих толкований.

Примером законов этой категории может служить закон о том, что человек, выбивший другому глаз, обязан выплатить пострадавшему денежную компенсацию. Среди мудрецов никогда не было разногласий в том, как понимать сказанное в Торе: "Око за око” (Дварим, 19:21); никто из них не предлагал понимать эти слова буквально — что следует выбить глаз человеку, который выбил глаз другому.

2) Галаха леМоше миСинай ("Галаха, которую получил Моше на горе Синай”) — законы, которые не имеют прямой связи с Письменной Торой и не могут быть выведены из нее ни путем рассуждений, ни на основании какого-либо из известных мудрецам тринадцати методов толкования Письменной Торы.

Рамбам пишет, что в отношении законов этой группы между мудрецами тоже нет разногласий. Как же тогда объяснить дискуссии об этих законах, встречающиеся в Талмуде? Дело в том, что споры велись не о сути того или иного закона этой категории, а лишь в отношении его деталей.

Вот пример подобного закона: в Торе сказано: ”И повяжи их [эти слова Торы] как знак на руку свою, и будут они знаком между глазами твоими” (Дварим, 6:8). Согласно нерушим мекубалим, нам следует укреплять на руке и на голове кусочки пергамента, на которых написаны те самые отрывки из Торы, в которых содержится это указание. Но лишь из закона, относящегося к категории галаха леМоше миСинай, мы узнаем, что эти кусочки пергамента должны быть положены в особые футляры — черного цвета, кубической формы и т.д.

3) Перушим мехудашим ("новые разъяснения”) - законы, которые были выведены еврейскими мудрецами из Письменной Торы при помощи логических умозаключений или на основании упомянутых выше тринадцати методов толкования. В отличие от законов двух первых категорий, в отношении которых среди мудрецов нет разногласий, по поводу перушим мехудашим зачастую возникали споры, и законы эти устанавливались Верховным Судом — Сангедрином, заседавшим в Храме. После того, как этот закон принимался Сангедрином, он становился законом Торы — дин деорайта, ибо был выведен из сказанного в Торе. Однако в будущем Сангедрин мог оспаривать и даже отменять перушим мехудашим, ибо в Торе (Дварим, 17:9) сказано: ”И придешь ты к... [членам Верховного] Суда, которые будут в те дни...” — то есть, евреи были обязаны подчиняться решению Верховного Суда своего поколения1.

2. Диним дерабанан

1) Гзейрот (”указы”, ед. ч.-гзейра) — законы, введенные пророками и мудрецами с целью возвести "ограду” вокруг Торы, — иными словами, дополнительные меры, принятые для того, чтобы уберечь людей от нарушения ее законов. Всевышний заповедал пророкам и мудрецам устанавливать гзейрот, как сказано: ”Охраняйте же ограду Мою” (Вайикра, 18:30). И мудрецы толкуют эту фразу так: Б-г повелел, чтобы вокруг ограды, построенной Им, — Его Закона, Его Торы — были возведены мудрецами дополнительные ограждения, гзейрот.

Иногда среди мудрецов возникали разногласия в отношении тех или иных гзейрот. Например, Тора запрещает употреблять в пищу мясо животных, сваренное в молоке. Мудрецы же запретили есть и мясо птицы, приготовленное в молоке, чтобы уберечь еврея от непреднамеренного нарушения закона Торы, — ведь человек может забыть о том, что ему разрешено Торой есть вместе с молоком лишь мясо птицы, и по ошибке может употребить в пищу вместе с молоком и мясо животного. Однако в свое время не все мудрецы приняли эту гзейру. Например, р.Йоси Гаглили разрешал варить мясо птицы в молоке, и все евреи города, в котором он жил, так и поступали.

Однако после того, как гзейру утверждал Сангедрин, споры между мудрецами прекращались. Более того — в отличие от перушим мехудашим, которые впоследствии могли быть отменены решением Сангедрина, установленную когда-либо гзейру, если она уже принята еврейским народом, не вправе отменить никто.

2) Таканот (”установления”, ед. ч. — такана,) — законы, установленные пророками и мудрецами для регулирования взаимоотношений между людьми, а также законы, призванные побудить евреев к более ревностному исполнению заповедей, но не являющиеся при этом, в отличие от гзейрот, "оградой” вокруг Торы.

Примером может служить введенное Моше установление, предписывающее евреям в течение всего праздника Песах изучать галахот, относящиеся к этому празднику.

Принятая в свое время такана может быть отменена лишь решением Сангедрина, которое поддержат мудрецы этого поколения, признанные народом более авторитетными, чем их предшественники, принявшие в свое время этот закон2.

1 Подробнее об этом в главе ”Полномочия суда”.

2 Подробнее об этом в главе "Полномочия суда”.

Полномочия Пророка

В предисловии к своему комментарию Мишны Рамбам пишет, что в полномочия пророка не входит толкование Торы, и объяснять ее текст, опираясь на пророчества, невозможно.

«Но, — продолжает Рамбам, — после того, как предсказанное им сбудется в точности по его словам, и его признают пророком, подобным Шмуэлю, Элиягу и другим, — тогда этот пророк получает над словами Торы такую власть, которой, кроме него, никому не дано. ...Если он укажет, что следует временно отменить какую-либо из предписывающих заповедей или разрешит на время делать что-то из того, что запрещено Торой, — мы обязаны слушаться его и поступать так, как он велит. Всякому, кто не последует указаниям пророка, положен карет1. Это правило касается всех законов Торы, за исключением заповеди, запрещающей идолопоклонство... и верно в том лишь случае, если мера эта временная, и пророк не говорит о том, что Б-г приказал ему отменить эту заповедь на веки вечные, а заявляет лишь, что Всевышний повелел нарушить указание Торы по какой-либо особой причине и лишь временно. - Так поступил, например, Элиягу на горе Кармель, когда принес там жертву всесожжения, в то время как Храм в Иерусалиме уже существовал, и поэтому жертвоприношения могли быть принесены только там. Любому, совершившему такой поступок не по указанию пророка, полагается карет, ибо Б-г предупредил нас в Своей Торе: ”Остерегайся, не приноси жертву всесожжения там, где тебе заблагорассудится” (Дварим, 12:13). Карет полагается за нарушение этого запрета, ибо сказано в Торе: ”... зачтено будет это тому человеку как кровопролитие, и истребится тот человек из среды народа своего” (Вайикра, 17:4). И если бы мы спросили его [Элиягу], благословенной памяти, в то время, когда он приносил жертву на горе Кармель: ”Можем ли мы поступать так отныне?” — он бы ответил: ”Нет, это запрещено, и всякий, приносящий жертву за пределами Храма, заслуживает наказания карет. Я же действовал, [получив указание от Всевышнего нарушить эту заповедь лишь в этих] особых обстоятельствах — [мне нужно было] доказать, что пророки Бааля лгут, и пресечь их деятельность”.

”Приведу пример, — продолжает Рамбам, — который пояснит это правило. Если человек, о котором мы знаем точно, что он — пророк, прикажет нам, чтобы мы в субботний день все как один, мужчины и женщины, разожгли огонь и с его помощью выковали себе орудия войны, и вооружились, и воевали бы в день субботний с врагом... — мы будем обязаны выполнить его повеление. Именно Тора обязует нас немедленно, не раздумывая исполнить то, что велит нам пророк... — с любовью, не поддаваясь сомнениям. И мы верим, что все, сделанное нами в этот день, наша святая обязанность, исполнение заповеди; и мы ожидаем вознаграждения от Всевышнего за то, что выполнили приказ пророка, исполнив тем самым одну из предписанных заповедей, ибо сказал Моше: ”Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, пошлет тебе Всесильный, Б-г твой, — его [пророка] слушайтесь” (Дварим, 18:15). А устное предание говорит так: ”Если пророк скажет тебе: преступи законы Торы — слушайся его. Это касается всего, кроме запрета идолопоклонства״. Если, к примеру, пророк скажет нам: ״Поклоняйтесь этому идолу... в течение одного лишь дня״ или: ״Воскуряйте благовония этой звезде на протяжении всего лишь этого часа״ — мы обязаны пожертвовать жизнью, но не послушаться его.

А если какой-нибудь старец, возомнивший себя праведником, скажет: ״Вот я уже старик, и за всю свою долгую жизнь не нарушил ни одной заповеди. Как же я совершу в день субботний грех, за который полагается побивание камнями, и отправлюсь на войну?! Да и какой из меня боец? Есть много других, которые смогут воевать вместо меня״, — то это будет означать, что восстал человек против воли Всесильного, и нарушает Его заповедь, и заслуживает смерти по приговору Небесного Суда. И все это из-за того, что не исполняет он приказание пророка. Всевышний предписал нам соблюдать субботу, Он же повелел нам слушаться пророка, [если тот потребует нарушить ее]. А тому, кто не подчинится требованию пророка, полагается наказание, ибо так сказано в Торе: ”И [если найдется] человек, который не послушается слов Моих, сказанных от Моего Имени [пророком], Я взыщу с него” (Дварим, 18:19).

Однако если тот, кто, работая в субботу по приказанию пророка, сделал при этом что-то запрещенное в этот день, и нарушение это не было необходимо, чтобы исполнить волю пророка, то такой человек должен быть предан смертной казни... Но если тот же самый пророк, который приказал нам делать то, что запрещено в субботу, и мы его послушались, скажет нам, например, что тхум шабат2 простирается [не на 2000 амот3, а ] на 1999 или 2001, и заявит, что это открыто ему, пророку, Б-гом, — станет очевидным, что он — лжепророк и подлежит смертной казни...

Всевышний повелел нам учиться Закону не у пророков, а у мудрецов. Не сказал Он: ”И придешь к пророку, который будет в те дни”, а сказал: ”И придешь ты к ко га ним из колена Леви и [к другим членам Верховного] Суда, которые будут в те дни...” (Дварим, 17:9)».

В годы странствования евреев по пустыне галахот устанавливал Моше, который обращался за разъяснениями прямо к Всевышнему.

В более поздние времена пророк не мог изменить галаху даже частично. Об этом говорит агада, приведенная в Талмуде (Бава медиа, 59б):

« В тот день раби Элиээер привел все без исключения доказательства в подтверждение своей правоты, но [большинство мудрецов] не согласились с ним. Сказал им [раби Элиээер]: ”Если галаха такова, как я считаю, ־ это подтвердит рожковое дерево”. Рожковое дерево вырвалось [с корнем из земли и отлетело] на сто амот. Сказали ему [мудрецы]: ”Не приводят рожко- -вое дерево в доказательство”. Снова сказал им [раби Элиэзер]: ”Если галаха такова, как я считаю, — это подтвердит поток воды”. Повернулись воды потока вспять. Сказали ему [Мудрецы] : ”Не приводят в доказательство поток воды”. Снова сказал им [раби Элиэзер]: ”Если галаха такова, как я считаю, — это подтвердят стены бейт-гамидраша”. Стали крениться стены. Упрекнул их [тогда] раби Йегошуа, сказав: ”Мудрецы спорят о галахе, а ваше-то какое дело?” Не упали [стены] из уважения к раби Йегошуа и не выпрямились из уважения к раби Элиэзеру — так и остались наклоненными. Снова сказал мудрецам [раби Элиэзер]: ”Если галаха такова, как я считаю, — это подтвердят Небеса”. Голос с Неба произнес: ”Что вы хотите от раби Элиэзера?! В любом споре его мнение является галахой.” Поднялся [тогда] на ноги раби Йегошуа и сказал: ”Не на Небесах она [Тора]!” (Дварим, 30:12). Что значит ”не на Небесах”? 

Сказал раби Ирмея: ”Это значит, что Тора уже была дана на горе Синай, и в ней сказано: ”Решению большинства подчиняйтесь” (Шмот, 23:2). И мы не изменим этому правилу по указанию голоса с неба”».

1 Карет— наказание по приговору Небесного Суда,заключающееся в том, что грешник не живет на свете более пятидесяти лет, душа лишается вечной жизни и потомство его истребляется.

2 Тхум шабат (область субботы) — территория вокруг населенного пункта, по которой разрешено передвигаться в субботу, не нарушая при этом закона.

3 Ама (мн. амот) — мера длины, равная 48 сантиметрам.

Полномочия Суда

В Мишнэ Тора (Гильхот мамрим, 1:1 — 2:4) Рамбам пишет: «Сангедрин в Иерусалиме — основа всей Устной Торы. [Мудрецы, заседавшие в нем], были столпами Закона, и от них исходила Галаха для всех евреев. И про них сказала Тора: ”По закону, который они дадут тебе, [поступай] ...” (Дварим, 17:11), и это — предписывающая заповедь. И каждый, кто верит в Моше-рабейну и в его Тору, обязан положиться на слова мудрецов во всех вопросах Торы.

Каждый, кто не выполняет указаний Сангедрина, нарушает запрещающую заповедь, как сказано: ”Не уклоняйся от [исполнения любого] указания, которое они, [коганим и другие судьи], дадут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим, 17:11). Если какой-либо мудрец станет выносить решения, противоположные постановлениям Сангедрина, [и тем самым будет способствовать нарушению евреем Закона], то ему полагается смертная казнь, как сказано: "Тот, кто станет поступать злонамеренно, не слушаясь когена... будет предан смерти... искоренишь зло из среды своей” (Дварим, 17:12). [И не важно при этом, на чем было основано решение Сангедрина, против которого мудрец восстает:] на устной ли традиции, на толковании ли ими Торы одним из принятых методов, или же это — гзейра самого Сангедрина, призванная возвести ”ограду” вокруг закона Торы, или это — такана; предписывающая заповедь — выполнять все решения Сангедрина, а тот, кто им не подчиняется, нарушает запрещающую заповедь Торы...

Сангедрин [имел право] объяснять Тору, используя при этом один из тринадцати методов ее толкования. Впоследствии же другой Сангедрин [имел право] оспорить это объяснение, как сказано: ”И придешь... к коганим... которые будут в те дни” (Дварим, 17:9) — т.е. каждый еврей обязан руководствоваться решениями того суда, который действует в его время. Если Сангедрин установил такану, принятую затем всем еврейским народом, ее не вправе отменить никакой суд, если он не превосходит Сангедрин, [установивший эту такану], числом судей и их мудростью.

Если же он превосходит [своего предшественника] мудростью, но уступает ему числом судей, либо, [наоборот], — превосходит его числом судей, но уступает в мудрости, — он не вправе отменить эту такану даже в том случае, если тем временем исчезли причины, побудившие [более ранний по времени Сангедрин] принять ее. [Возникает вопрос:] как может один Сангедрин количественно превосходить другой — ведь известно, что Сангедрин должен состоять из 71 судьи? [Здесь речь идет не о числе судей Сангедрина, а о] числе мудрецов этого поколения, поддержавших постановление суда [об отмене действовавшей до тех пор таканы].

Сказанное выше не относится к гзейрот, которые были приняты для возведения "ограды” вокруг Торы. Гзейру, принятую всем еврейским народом, ни один суд не вправе отменить навсегда.

Но даже и эти законы Сангедрин может отменить на некоторое время. Более того, он вправе временно отменить даже заповеди Торы. ...[Постановления суда— и даже заповеди Торы — ] могут быть на время отменены, если Сангедрин считает, что это будет способствовать возвращению многих евреев к вере или предотвратит массовые нарушения евреями определенных законов Торы. Всевышний дал ему право поступать подобно врачу, который ампутирует руку или ногу больного, чтобы спасти тому жизнь, — так и суд вынужден иногда принять решение о временной отмене той или иной заповеди, чтобы впоследствии все заповеди соблюдались. [Этим же принципом руководствовались] наши мудрецы, [разрешившие нарушать субботу для спасения человеческой жизни. Они] говорили: ”Оскверни одну субботу, чтобы [этот человек] впоследствии мог соблюдать много суббот”».

О необходимости следовать указаниям наших мудрецов для того, чтобы правильно понимать Тору и точно соблюдать ее законы, говорят Раши и Рамбан в своих комментариях к сказанному в Торе: ”Не уклоняйся от [исполнения любого] указания, которое они, [коганим и другие судьи] , дадут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим, 17:11). Слова ”ни вправо, ни влево” Раши объясняет так: ”Даже если скажут тебе на правое — что это левое, а на левое — что это правое”. Комментируя эти слова, Рамбан говорит:

«”Даже если ты подумаешь, что они [мудрецы] ошибаются, и [решить] вопрос так же просто, как отличить правое от левого, — все равно выполняй их указания. Не говори: ”Как я могу съесть этот жир, если [уверен, что] он запрещен?! Как я могу казнить этого человека, если [убежден, что] он невиновен?!” — но скажи так: ”Владыка, Который повелел исполнять заповеди [Свои], приказал также слушаться [мудрецов], собравшихся перед Ним [в Сангедрине], в избранном Им месте [на Храмовой горе]. [Всевышний велел мудрецам толковать Тору так, как они ее понимают, и] Тора дана мне [для соблюдения ее законов] в соответствии с этими толкованиями, хотя мне известно, что и мудрецы могут ошибиться”.

Эта заповедь [выполнение повелений Сангедрина] необычайно важна... По поводу каждой проблемы [о которой не говорится в Письменной Торе прямо] непременно появятся различные мнения, и тем самым умножатся споры среди евреев, и вместо [единого] закона будет много законов. И [поэтому] Тора обязала нас быть послушными решениям Сангедрина, собравшегося перед Ним в избранном Им месте, — [слушаться мудрецов] во всем, что они скажут, объясняя Тору. И неважно при этом, получили ли они это объяснение по цепочке поколений от Моше-рабейну, а тот — от Всевышнего, или же сами решат они, что таков смысл слов Торы, явный или скрытый... [Мудрецов следует слушаться во всем беспрекословно, тем более, что известно:] Б-жественное откровение не покидает служителей Его, не оставляет благочестивых, и Всевышний всегда бережет их от ошибок».

О правомочности толкования Торы пишет р.Йегуда Галеви в книге Кузари:

«Как это возможно, если написано: "(Все, что Я заповедаю вам], исполняйте в точности, не прибавляйте к этому и не убавляйте от него״ (Дварим, 13:1)?

Сказал раби: — Это сказано для [простого] народа, чтобы никто не искал нового собственным умом и суждением и чтобы не создавали себе люди собственные учения, как это делают караимы. [С другой стороны], нам указано слушаться пророков, которые будут [жить] после Моше, [а также] коганим и судей, как сказано: "Пророка поставлю им из среды их братьев, подобного тебе [Моше] " (Дварим, 18:18). И о коганим и судьях сказано, что их повелений нам следует слушаться. А слова ”... ничего не добавляйте к повелениям, которые Я дал вам, и не убавляйте от них״״ (Дварим, 4:2) означают, что нам запрещено добавлять к тому, что повелел нам Б-г через Моше и пророка, подобного ему, и к тому, что постановили коганим и судьи в месте, избранном Б-гом, — ибо им помогает Шхина. Невозможно, чтобы их решения противоречили Торе, так как число мудрецов [в Сангедрине] велико и знания их обширны».