Нацисткая антисемитская "бомба"
Нацисткая антисемитская "бомба"
Наступление 1999 года было отмечено в Латвии очередным скандалом. Переиздана книга «Страшный год» — по-латышски «Бейгас гадс». Она содержит соответствующий текст, а также фотографии «зверств», якобы совершенных советским режимом в Латвии в 1940 году.
Это событие вызвало протест представителей левых сил и общественности, опубликовавших открытое письмо президенту, парламенту, правительству и правоохранительным органам Латвии с требованием «положить конец нацистским выпадам, наносящим огромный вред международному авторитету Латвии».
Впервые эта книга была издана в 1942 году под редакцией латышского фашиста Паулса Ковалевскиса, которому ассистировали как члены редколлегии еше два латышских фашиста.
Тогда «Страшный год» был адресован, прежде всего, «жидострелятелям» (членам расстрельных команд). Ее издание преследовало три цели:
Во-первых, поднять боевой лух н озверелость «жидострелятелей» на высоту, не подвластную разуму.
Во-вторых, дать им возможность осознать, что они занимаются делом необходимым н даже полезным.
В-третьих, привлекать для «спасения» латышей в ряды гитлеровских карателей все новые толпы обывателей; одураченных фотографиями, напечатанными в этой книге.
Что любопытно: даже гитлеровские идеологи в 1942 году рекомендовали сделать в книге «Страшный год» соответствующие купюры. Даже им было не по себе от фальшивки, произведенной в Латвии. Сегодня, переизданная в полном объеме, книга гуляет по очень «демократической и цивилизованной» прибалтийской стране. Это вполне вписывается в тот курс, который можно назвать фашизацией Латвии.
Правда, в книжных магазинах «Страшный год» не продается. Но книгу можно приобрести в главном офисе партии «Отечеству и Свободе» в Риге, улица Стабу, 11.
Выходных данных на книге нет — когда, каким тиражом, где напечатана не указано. Известно только, что книгу издал член все той же партии Леонард Инкинс. Качество издания высокое — прекрасный компьютерный набор, мелованная бумага, четкие фотографии. Автор книги — Паул Ковалевскис — коллаборационист, который редактировал во время войны газету «Тевия», прославлявшую немецкую оккупационную власть.
Нынешнее издание является точной копией книги, изданной в Риге в 1942 году немецкой администрацией. Отличие только в одном: в переизданном варианте имеется очень краткое предисловие живущего в Германии пастора Карянса Зуйки. Интересно, что в Германии тоже была предпринята попытка издания этой же книги на немецком языке, но ее запретили.
В январе 1999 года во втором номере новой газеты Леонарда Инкинса «Латыш в Латвии» ("Latvieti Latvijā") появилась реклама книги, написанная тем же пастором. Теперь уже не надо ходить за книгой в партийный офис, достаточно позвонить по мобильному телефону 9-247998, и ее доставят вам прямо домой или куда закажете.
Что же представляет собой это произведение?
Формально книга посвящена преступлениям советского режима против населения Латвии, но по существу является типичным антисемитским заказом нацистской пропаганды. Вся ответственность за то, что творил НКВД в Латвии, возложена автором книги на евреев.
Приведем только несколько фрагментов. В основном, это подписи под фотографиями, изображающими либо «ликующих жидов», встречающих советские войска, либо многочисленные, обезображенные трупы людей во дворах тюрем и на улицах — жертв советского режима:
• «Организация новых служб безопасности и управление ими были доверены жидам и отъявленным преступникам»,
• «Здания учреждений и большевистских организаций покрывались все новыми плакатами, превращая чистые латышские улицы в пестрый жидовский сумбур»,
• «Жидовка, которая получала вознаграждения в ЧК за проведенные пытки»,
• «Одна из жертв большевиков. Убит так называемым жидовским разрезом ¨шехерта¨»,
• «И как всегда и везде, жиды и снова жиды были впереди».
Под фотографией латышских писателей Андрея Упита, Вилиса Лациса и Яниса Ниедре, одетых в таджикские халаты во время декады таджикского искусства, написано: «Эти руководители новой «культуры», конечно же жиды...»
Далее излагается, что жидовский план состоит в том, чтобы превратить народ в бессловесных животных с разрушенным сознанием для легкого управления им. «Жиды — это народ, который никогда не был связан с землей, но первыми потребовал передать землю безземельным крестьянам. Жиды тем не менее инструктировали латышских фермеров как использовать сельскохозяйственную технику. Эти жидовские механизмы также бесполезны, как большевистская система, инструкторы показывают как засевать неподготовленную почву».
Приведены портреты советских активистов и сотрудников НКВД, о которых сказано, что все они жиды и уголовники, мучители латышей и т.д.
Вот что пишет об этой книге американский историк, латыш по происхождению, Андриевс Эзергайлис (газета «Диена» от 23 апреля 1998 года.): •Созданная в немецкое время пропаганда может лишь дать повод говорить о возрождении нацизма в Латвии. Этим изданием не были достигнуты никакие цели латышей. Ни в 1942 году, ни сейчас». Эзергайлис допускает также, что подписи под некоторыми фотографиями не отражают реальных событий, поэтому необходимо провести основательное расследование для установления соответствия между ними, а также установить, насколько точны исторические факты.
В качестве примера тенденциозных преувеличений он называет отраженную в книге роль комиссара госбезопасности Семена Шустина в преступлениях против латышского народа. Судя по «Страшному году», он был чуть ли не главным виновником этих преступлений, однако это не соответствует реальным фактам.
Историк Айвар Странга в газете «Диена» от 23 апреля 1998 года пишет: «Страшный год» — это точное отражение событий того времени, поданное под •антисемитским соусом». Повторно издать сборник, правда, избегая выраженных в нем антисемитских взглядов, сейчас было бы допустимо и даже необходимо». Этот же прокурор сказал, что использует книгу «Страшный год» при изучении преступлений, совершенных КГБ.
Причины издания этой книги в период оккупации Латвии немцами совершенно очевидны. В 1941 году большинство латышских евреев было уже уничтожено: к началу 1942 года из 75 тысяч евреев, бывших в Латвии во время фашистской оккупации, в живых осталось лишь 6000 человек. Целью книги было не только объяснить массовый геноцид против евреев их будто бы руководящей ролью в органах безопасности Латвии, а, главное, оправдать участие латышей в уничтожении евреев.
История свидетельствует, что много евреев было расстреляно в Риге, Лиепае, Даугавпилсе и других местах в течение первых двух недель немецкой оккупации, когда немецкие подразделения СС еще только готовились к массовым акциям. По-видимому, эта вторая причина объясняет переиздание книги сегодня.
Однако не менее, чем сам факт издания книги, важна реакция на нее власть предержащих. Особенно сейчас — в преддверии вступления Латвии в Европейский Союз и при ее стремлении в НАТО. Ведь обе структуры состоят из демократических стран и не должны допустить внедрения государств, поощряющих унижение и ущемление прав населяющих их религиозных и национальных меньшинств.
Переиздание книги должно взволновать каждого непредвзятого человека. А также любого, кто боролся за независимость Латвии, кто желал ей свободы и демократии. Такова печальная правда о книге. Но страшнее всего то, что молчат и новое правительство Латвии, и Сейм, и прокуратура, и латвийские правозащитники. А главное — молчат лидеры еврейской общины.
Неужели все еще боятся? Значит, есть основания чего-то бояться. Особенно если учесть, что в сегодняшней Латвии много других примеров антисемитских и нацистских проявлений.