Увлеченное изучение трудных тем
Увлеченное изучение трудных тем
Многие учителя наверняка задавали или хотя бы слышали такой распространенный вопрос: "Могу ли я свободно обсуждать такие деликатные темы, как "цниют" (скромность в одежде и поведении), не потревожив осиное гнездо родительского антагонизма?" Нам почему-то кажется, что "цниют" и другие подобные темы требуют прямолинейного подхода. Мы забываем, что умелое использование намеков и аналогий в позитивном ключе может дать удивительные результаты, особенно, при изучении "деликатных" тем. Пример из школьной практики. Сама идея преподавать такие темы увлеченно, но ненавязчиво возникла у меня впервые, когда я сидел на уроке у одного моего коллеги и слушал, как он объясняет первую фразу из главы 16 недельного раздела Торы "Лех леха": "И была у Сары служанка-египтянка по имени Агарь...". Учитель спросил детей: "Для чего понадобилось сообщать нам, что Агарь была египтянкой?" И затем рассказал увлекательную "историю". Обратите внимание: теперь класс уже не учил Пятикнижие, а слушал рассказ. Стоило учителю произнести волшебные слова "я расскажу вам историю", как все ученики напрягли слух, и степень их внимания максимально приблизилась к утопическим ста процентам. "Жители страны Египетской любили красивых женщин". Как только Авраам и Сара пришли в Египет, его остановили и спросили: "Кто она такая? Она замужем?" После этого Сару увели в царский дворец, и она стала женой Фараона. Мидраш сообщает, что Сара была красивее всех других женщин Египта, но в ней была еще одна важная особенность. В отличие от египтянок, стремившихся показать свою красоту, выглядеть привлекательными в глазах всех мужчин, Сара вела себя очень скромно. (Здесь учитель объясняет, как одевается, говорит и ведет себя еврейская мать. Важно, чтобы рассказ максимально соответствовал возрасту учеников и уровню класса.) Во дворце Фараона жила принцесса по имени Агарь. Она восхищалась красотой Сары, но еще больше - ее скромностью. Однажды Агарь спросила: "Почему ты не показываешь свою красоту? Ведь ты так хороша!" Сара объяснила Агари, что Б-г, сотворивший этот мир, научил людей более утонченным манерам поведения. Она рассказала о заповедях и их значении, поведала о чудесах и испытаниях, выпавших на долю Аврааму и его семьи. "Вот здорово! - воскликнула Агарь. - Я тоже хочу знать Тору и быть похожей на тебя! Я готова на все... даже стать твоей служанкой, лишь бы жить в твоем доме и учиться у тебя всем этим прекрасным вещам!" Так и случилось. Агарь ушла из царского дворца, отказалась от слуг и горничных; она пожертвовала всеми удовольствиями и привилегиями, которыми пользовалась как принцесса, и стала простой служанкой у Авраама и Сары. Эта "история", представляющая собой всего лишь художественный пересказ комментариев Раши, захватила класс. Она позволила учителю раскрыть образ Сары и тонко, ненавязчиво объяснить детям понятие скромности ("цниют") в еврейской традиции, а заодно познакомить их с классическими толкованиями Раши к недельному разделу Пятикнижия. Подобные рассказы дают учителю начальных классов прекрасную возможность вести уроки интересно и с большой пользой для детей. Объяснения по аналогии. Как объяснить первоклассникам понятие "святости", например, в выражении "ваекадеш ото" ("и освятил его")? Независимо от того, приходилось ли вам лично решать эту проблему в своей педагогической практике, я хочу познакомить вас с методом, используемым одним прекрасным учителем (просившим не называть свое * имя). Возможно, вам захочется даже позаимствовать у него этот метод. Учитель попросил детей объяснить слово "особый" и употребить его в нескольких фразах. Дети привели множество примеров: "У моего папы есть особые брюки, которые он надевает, когда красит забор"; "в шаббат мама подает особую еду" и т.д. Для наглядности учитель нарисовал на доске несколько домов и синагогу. Он объяснил, что в домах люди едят, спят, играют и делают другие вещи, а в синагоге - молятся, учатся и, конечно, не играют и не бегают. Затем ученики сравнили эти два места: обычные дома предназначены для "нас" и для "нашего пользования", а синагога - для Б-га и для того, чтобы мы могли делать там те вещи, которые требует Б-г. На другом уроке тот же класс учит первые фразы из книги "Ваикра", в которых говорится о жертвоприношениях в Храме. Учитель рисует на доске несколько животных, которые служат людям - дают молоко, мясо, работают и которых можно использовать для приношения Б-гу. Дети начинают понимать концепцию "особости" применительно к Б-гу, и учитель переносит ее на шаббат. Он рисует календарь на доске и объясняет в терминах Галахи, что есть шесть "обычных", "будничных" дней, в которые мы можем делать все, что хотим. А субботний день - "особый для Б-га", и мы делаем в субботу лишь то, что Он разрешает нам. Чтобы закрепить полученные знания, дети заучивают понятие "кодеш", "святой" в значении "особый для Б-га". Эта тема изучается до тех пор, пока понятие "особости", "святости" не будет усвоено ими глубоко и прочно. Анализируя приведенную методику, мы видим, что учитель ввел новые понятия, опираясь на те концепции, которые дети уже знали. Такой подход можно считать оптимальным.