Уроки художественного творчества

Уроки художественного творчества

В большинстве классов надо предусмотреть полуофициальный период знакомства, во время которого учитель становится "групповым лидером", а учащиеся - "членами клуба". В этот период отношения между учителем и детьми приобретают новый смысл, и это поможет детям, даже самым маленьким, лучше узнать своего наставника. Учитель, в свою очередь, сможет ближе познакомиться с каждым учеником. Хорошо бы вовлечь в орбиту этого сближения и родителей учеников. В результате семья и школа станут участниками единого педагогического процесса.

Когда говорят "урок художественного творчества", на память приходят разбросанные в беспорядке краски и кисти, сложные приготовления, дорогие принадлежности. Но учитель должен знать и общеэстетические правила, по которым строятся такие уроки, чтобы связать их с учебной программой.

Здесь мне хочется поблагодарить учительницу из Детройта Мирьям Элиас. Г-жа Элиас предложила нам ряд методов, которые она разработала на основе своего многолетнего педагогического опыта для использования в начальных классах. Следующие два метода просты, недороги и позволяют соблюдать чистоту даже в работе с первоклассниками.

Метод 1. Мозаика из бумаги.

Дети получают картинку с четко очерченными контурами.

Это может быть сценка еврейского праздника или свободный рисунок, выполненный самим учеником. Учитель режет или разрывает листы цветной бумаги на мелкие части разных размеров, чтобы дети наклеивали их на картинку по контурам изображения. Каждый ученик получает нужное количество таких обрезков разных цветов, одну-две зубочистки и клей для бумаги в крышечке от бутылки. Ученикам не нужно пачкать руки при выполнении задания.

Они макают зубочистку в клей и размазывают его по маленькой площади рисунка. Затем, пользуясь той же самой, еще клейкой зубочисткой, они берут кусочек цветной бумаги и аккуратно кладут его на рисунок в том месте, где намазан клей. Помещенные рядом или внахлестку бумажные обрезки создают эффект мозаики. Это чистое, аккуратное занятие очень нравится детям и учителям. Его особенно удобно проводить в канун субботы и праздника Ту-бишват, нового года деревьев.

Метод 2. Кольцедержатели.

Речь идет о подставках, на которых оставляют кольца перед омовением рук, кухонной работой и т.д.Детей просят принести с собой две цветные пуговицы в форме глаз (без выступа, чтобы они прилегали к ровной поверхности) и другие принадлежности, из которых можно составить человеческое лицо, например, нитки, изображающие волосы, шерсть, блестки, войлок и пр. В классе каждый ученик получает пробковый блок (его можно купить в любом художественном магазине), маркировочный фломастер, пластилин, краску (на усмотрение учителя) и клей. Затем детям предоставляется полная свобода импровизации, и они создают самые разные лица. Но у всех этих работ есть одна общая черта - шпонка длиной 2-3 и диаметром 1 сантиметр; ее приклеивают вертикально в центре подставки - получается "нос" человеческого лица и одновременно держатель, на который нанизывают кольца.

Параллельно учитель рассказывает детям о законах Торы, так или иначе связанных с теми изделиями, которые они мастерят. Например, в процессе изготовления кольцедержателя он сообщает им правила омовения рук перед едой с хлебом. В результате, урок художественного творчества концептуально соединяется с мицвой, и дети быстрее запоминают ее детали.

В Америке выходят журналы для учителей ("Instructor and Teacher's Mailbox" и другие), которые содержат много вариантов проведения таких уроков и образцов художественного творчества. Каждый преподаватель может выбрать там что-нибудь по своему вкусу и учебным потребностям.