Инсценировки и учебные игры

Инсценировки и учебные игры

Не удивительно ли, что, обучая пяти-восьмилетних детей, живущих в мире игр, мы так редко пользуемся на занятиях "учебными играми".Когда говорят "учебные игры", на память приходят игры в слова, карточки и другие наглядные пособия. Но я убежден, что учитель, наделенный воображением, может создавать по-настоящему интересные, веселые игры, выдумывать их самостоятельно, и эти игры будут намного лучше тех формальных "учебных игр", к которым мы привыкли. Например. Однажды зимой, идя не спеша по коридору дневной школы, я вдруг услышал восторженные детские крики из подготовительного класса 1-А. Я вошел в класс и увидел на полу большой суповой котел, по-видимому, заимствованный на кухне. Перед котлом сидела группа детей, один из которых держал удочку, самую настоящую - с леской, грузилом и крючком. Этот мальчик "ловил рыбу" в котле. Пока я смотрел на него, он вытащил "добычу" - листок цветной бумаги для поделок, вырезанный в форме рыбы, с написанными на нем ивритскими буквами. "Рыбак" взял свой "улов" и прочел буквы, после чего ему вручили "рыболовные права". Дети были так увлечены этой игрой, что, казалось, они не променяют ее ни на отдых в перемену, ни на любое другое занятие. Когда учеба так сильно увлекает, пробуждает такой большой интерес, это значит, что учитель - настоящий творец, что он добился максимального успеха в своей работе. Хотя я лично не решился бы принести удочку на свой урок, тот эпизод побудил меня к поискам новых методов обучения детей с помощью игр. Вот один сценарий, которым мы пользуемся на занятиях. Даже если вы не сможете использовать его у себя на уроках, он поможет вам, по крайней мере, оценить собственные возможности и натолкнет на другие оригинальные идеи, заставит искать и импровизировать. Диктор радио. Когда наши ученики только начинают читать и им требуется много упражнений для закрепления навыков, мы проводим с ними такую игру. Она начинается в понедельник. Мы говорим детям, что каждый из них может стать диктором радио, если он выдержит экзамен, который включает в себя чтение в классе и выполнение домашних заданий в течение четырех дней. В качестве микрофона мы используем деталь из старого звуко- или видеозаписывающего прибора. Тот, кто хорошо прочел две контрольные работы, и чьи родители пометили похвальной звездочкой каждую строчку в домашних упражнениях по чтению, получает звание "младшего диктора" и надевает специальную шляпу, когда садится за микрофон. В последний учебный день недели мы брали школьный микрофон и использовали его в классе без усилителя звука. Всем прошедшим по конкурсу вручалось свидетельство "диктора ивритского радио", подписанное учителем, которое дети гордо несли домой. В заключение отмечу, что мы играем в "диктора" каждый год и, насколько я помню, не было ни одного ученика, который не выполнил бы за этот период домашнее задание - всем хочется получить свидетельство. Этот пример подтверждает большое значение хороших учебных игр. Слагаемые успеха. Я рассказал об игре в диктора так подробно для того, чтобы выделить в ней слагаемые ее успеха, присущие и другим учебным играм: 1) знакомая сфера - дети знают, кто такой диктор радио и охотно подражают ему или ей; 2) активность - дети предельно заняты игрой; 3) публичность и занимательность. Используемые в игре вспомогательные средства не имеют никакого отношения к театральным декорациям. Это просто физические предметы, с помощью которых дети могут развивать свое воображение. Одно время мы пользовались старой шляпой с карточкой, заложенной за ленту. Эффект от нее был, пожалуй, не меньшим, чем от любого профессионального дорогостоящего реквизита. Дети должны понимать игру. Одна из опасностей, подстерегающих учителя, впервые решившего использовать учебную игру на уроке, состоит в том, что, стремясь извлечь максимальную "учебную пользу", он быстро забывает о ценности самой игры. Дети должны целиком включиться в игру, иначе они не получат удовольствия, и вы не добьетесь поставленной цели. Для повышения эффективности "учебной игры" постарайтесь включить в нее рисунки и записи на доске, трафареты и домашние задания, чтобы они вместе служили одной игровой теме. Например, учащиеся могут списать или считать несколько строчек текста с доски, затем поработать со строчками в классных тетрадях, а вечером добавить к ним упражнение на трафарете, взятом домой. Безграничные возможности. Однажды я увидел из машины лыжный спуск. На следующий день, придя в класс, я нарисовал на доске трамплин, подробно рассказал, что это такое, и объяснил правила предстоящей игры. В качестве дополнительного пособия мы использовали фотографии лыжников, прыгающих с трамплина. Дети играли в эту игру несколько дней. Когда ученик давал правильный ответ, ему говорили, что он прекрасно выполнил прыжок. Мы разработали с классом множество таких игр. В одной из них дети воображали, что находятся в горящем доме с шестами, по которым можно съехать вниз, если правильно прочитать на доске название места, где начался пожар. Мы пользовались также устройством, изображавшим автомобиль, который развозит вывески. Цель той игры состояла в доставке правильной вывески в нужный магазин - так мы отрабатывали навыки чтения. Мы вели самолеты на посадку и океанские суда к причалу. Как уже говорилось, такие игры могут быть очень простыми - чем проще, тем лучше. Когда выдумываешь новую игру (об этом мы уже тоже говорили), надо использовать те предметы и ситуации, которые известны детям. Игра "шореш". Изучению Пятикнижия помогает игра, в которой дети ищут однокоренные слова, извлекая из них "шореш", корень, и затем узнают по нему другие слова.Например, если ученик знает исходную форму слова "эрец" (земля) и умеет находить "шореш", он самостоятельно определит такие слова, как "меэрец", из земли, "арцеха", твоя земля, "ха-арец", страна, "арцейну", наша страна. Вот как мы вводим концепцию "шореш" в игру с участием мальчиков. Почти все мальчики, которых я знал, хотели быть мастеровыми - иметь собственные инструменты, разбирать и собирать всевозможные механизмы. Поэтому я завожу речь об автомобилях и предлагаю детям назвать важнейшие части машины, т.е. те из них, которые необходимы для ее нормального движения. Затем я прошу их указать детали, не участвующие в процессе езды (багажник, крыло на колесе и т.д.). Вслед за этим мы рисуем на доске слесарный верстак, "отвинчиваем" букву "хей" от слова "ха-арец" и кладем ее на отведенную ей полку. Каждый день мы добавляем по букве на стеллаж, пока полки не заполнятся важнейшими предлогами и суффиксами. Несколько дней мы выполняем эти упражнения на классной доске, а затем делаем большой деревянный стенд, и все дети приносят для него картинки с инструментами. Вначале я рисую простейший верстак на стенде. Затем предлагаю одному из учеников взять "отвертку", "плоскогубцы" и разобрать слово на "детали", после чего другой ученик производит "сборку" этого слова, пользуясь теми же инструментами. Наша цель - не учить грамматику и основы грамматических правил, а помочь ребенку легко и быстро узнавать "шореш", понимать его значение. Через одну-две недели я даю каждому ученику трафаретный рисунок верстака и список слов, которые надо "разобрать на части". Я понял, что этот метод дает эффект независимо от уровня подготовленности класса. Здесь помогает "игровой момент". Дети обожают "разбирать" и "собирать" слова, как винты и гайки. Для девочек больше подходит другая модель: мы вместе печем пирог, пользуясь разными продуктами и специями, разложенными в банки. Идея этой игры пришла мне в голову, когда я читал статью раби Манфреда Пика в журнале "Ха-менахель" от 1963 года, где он отмечает, что из 16 тысяч слов, используемых в книге "Берешит" Пятикнижия, 1545 - это базовые корневые слова, причем 270 из них употребляются там десять и более раз. Поэтому, обучая детей поискам "шореша", мы не только доставляем им удовольствие и оживляем учебный процесс, но и побуждаем их внимательно вчитываться в каждую фразу Торы. Умение выявлять и идентифицировать слова пробуждает в ребенке высочайшую мотивацию, стремление к постижению новых знаний. Пользуясь творческими играми, мы можем без особого труда обучить детей спряжению глаголов. Преподавательница второго класса в одной еврейской женской школе предлагала девочкам спрягать глаголы под популярную детскую мелодию во время игры в мяч. И у них неплохо получалось. Запомните: обучая детей в таком стиле, который доставляет им максимальное удовольствие, мы и сами испытываем глубокую радость.