Два врага - неожиданность и лень
Два врага - неожиданность и лень
Рав Цадок ‘Гако’генобъясняет, что два главных оружия йецер ара (плохих побуждений) - это неожиданность и лень. Эти две проблемы имеют отношение к дисциплине [1].
Неожиданность и лень имеют отношение к мысли. Мы прилагаем недостаточно интеллектуальных сил в понимание наших детей, поэтому всякие неожиданности застают нас врасплох и выбивают из колеи. Мы реагируем сразу, инстинктивно, не думая, не анализируя, что случилось.
Размышление необходимо, а его так часто не хватает, на трех стадиях:
1. Понимание ситуации до того, как возникла проблема.
2. Реакция на проблему.
3. Постепенное развитие нашей реакции.
Возможно, Месилат яшарим (“Путь праведных”) [2] говорит об этом процессе в начале второй главы:
Бдительность подразумевает предусмотрительность в действиях и делах. Следует размышлять о своих действиях и делах и быть внимательными, чтобы оценивать, хороши они или нет. Иначе, не дай Б-г, вы предадите свою душу опасности разрушения и будете следовать за своими привычками, как слепой во тьме.
Теперь попробуем точнее перевести четыре слова:
ле’гитбонен
лефакеах
маасав
драхав
Этими четырьмя словами Месилат яшарим указывает, что требуется планировать в жизни и как это делать.
Хотя первое слово, ле’гитбонен, обычно переводят как “размышлять” (или “вдумываться”), его грамматическая структура требует более глубокого осмысления. Это возвратный глагол, означающий действие, которое вы совершаете по отношению к себе. Поэтому буквально оно означает “дать себе бина - понимание”. А слово бина связано с боне (строить). Отсюда ле’ гитбонен говорит о глубине понимания в себе, с помощью которого вы можете построить, создать новые аксиомы и можете научиться владеть новыми ситуациями или лучше справляться с прежними проблемами.
Такое размышление следует предпринять до того, как возникнут проблемы, чтобы они не застали вас врасплох.
Второе слово, лефакеах, означает “вынести на свет” или “раскрыть” [3].
Пикеах - это сообразительный человек, который может ухватить суть проблемы; сметливый - чувства которого настороже, готовы внимать всем важным стимулам. Поэтому “контролер” или “инспектор” называется мефакеах: он должен подмечать все вокруг.
Эти два глагола, ле’гитбонен и лефакеах, указывают на две стадии правильного планирования. Первая стадия - рассмотреть наличную ситуацию или проблему, чтобы понять ее основания и сформировать стратегию. Вторая стадия - лефакеах - правильно настроить стратегию, оценив предпочтительность каждой детали.
Третье слово, которое использует Месилат яшарим, - маасав - действия [4], которые предпринимают для осуществления планов.
И четвертое слово, драхав (его пути), относится к общему образу жизни [5]. Маасав аналогично шагам, то есть ступеням достижения конкретной цели, а драхав - общее направление жизни.
Итак, Месилат яшарим, видимо, обсуждает вышеупомянутые три фазы: до, во время и после появления проблемы.
Планирование и проектирование, когда выявляют потенциальные проблемы и обдумывают их решения,- это стадия ле’гитбонен. Затем идет стадия лефакеах, когда план анализируется в деталях. Только потом предпринимаются действия, маасав, и продолжают работу над далеко идущими планами, драхав.
Я цитирую моего учителя и рава, да будет благословенна память праведника: Когда вы планируете и осуществляете воспитание своего ребенка, продумайте, как ваш подход скажется на нем через двадцать лет.
Применяя педагогические принципы, которые мы учили, можно определить и разрешить дисциплинарные проблемы ребенка, пока он еще маленький. Это идеальное время наметить вопросы и потом проконсультироваться о них с раввинами и другими авторитетами. Лично я, когда возникает вопрос о моих собственных детях и требуется более объективное мнение, часто консультируюсь с другими людьми, но только после того, как сформулирую вопрос сам.
Короче, мы должны обеспечить наших детей временем и вниманием, которых они заслуживают. В конце концов, они наш самый большой “вклад” в жизнь. Если мы хотим, чтобы они выросли и стали счастливыми, преуспевающими людьми, в глазах Б-га и человека, мы должны оценить их нужды, как можно объективнее. А потом должны найти время, чтобы проконсультироваться с другими. Проблемы - часть воспитания на всех стадиях [6], но, с Б-жьей помощью, они не захватят нас врасплох, и мы найдем силы разрешить их.
Резюме
Дети - наше самое большое достояние. И мы должны вложить, по крайней мере, столько же планирования и интереса в их воспитание, как в любой другой из жизненных проектов.
Примечания
- Как пишет рав Цадок, главные хитрости побуждения ко злу - это (1) неожиданное событие, в результате которого дурное побуждение заставляет вас сразу забыть о запрете, когда сердце томит жажда, и так далее; и (2) “ослабление рук”, то есть потеря желания, рвения. Леность наводит как бы дремоту, когда уходят понимание и память необходимые, чтобы думать и понимать (Ресисей лайла, раздел 38).
- Эта книга написана равом Моше Хаим Луццато (1701 - 1746).
- Мы встречаем слово мефакхин в трактате Йома, 8:7, где оно означает “вытащить его на свет”. А Тиферет Исраэль в комментарии к этой мишне переводит это слово как “мы открываем”.
- В более узком смысле, асия означает “завершение” до последней детали.
- Как Гаон из Вильно комментирует стих “Не иди по пути” (Мишлей, 1:15): Дерех относится к “широкой, мощеной дороге”
- Рав из Бриска (рав Ицхак Зеэв Соловейчик, 1889-1959) говорил, что растить детей без детских болезней невозможно, потому что так дети растут. А Ховот левавот указывает, что горести взращивания детей (цар гидуль баним), с другой стороны, относятся к хинуху (воспитанию).