Комментарий на Послания к Евреям
Комментарий на Послания к Евреям
32. К Евреям 8:6-8
“Но сей первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: “вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет” (См. также К Римлянам 11:27). ׳
Новый Завет называется на иврйте “брит хадаша”, что и означает соответственно новый завет (союз). В послании к евреям он описывается как новый и лучший завет, заменивший первый завет, закон Моисея, поскольку, согласно автору послания, он был с недостатками. Но посмотрим, что говорит пророк.
Опровержение.
Еврейская Библия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключус домом Израиля и с домом Иуды новый завет, - не такой завет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь” (Иеремия 31:31-32).
Новый завет, как его описывает Иеремия, будет не что иное, как прежний завет Торы, с тем лишь нововведением, что законы |Горы станут неотъемлемой частью сознания еврейского народа. Это пророчество исполнилось, так как далее мы читаем: “Но вот завет, который Я заключил с домом Израилевым после тех щей, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их Напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иеремия 31:34). Если фундаменталисты действительно полагают, что это пророчество сбылось, зачем они тратят миллионы долларов, чтобы научить людей своему представлению о Боге? А именно это они и пытаются делать, занимаясь миссионерством по всему миру, в том числе и среди евреев.
Этот “новый завет” будет заключен с домом Израиля и с домом Иуды (стих 31). Поэтому пророчество не могло быть исполнено Иисусом уже потому, что дом Израиля задолго до того был уведен в плен и потерял свою идентичность. Во время Иисуса оставался лишь Иуда.
33. К Евреям 9:19-20
“Ибо Моисей, произнесши все заповеди ю закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью и окропил как самую книгу, так и весь народ. Говоря: "это кровь завета, который заповедовал вам Бог”.
Опровержение.
Об упомянутом выше эпизоде рассказывается в книге Исхода 24:1-9. Там не упоминается ни о козлах, ни о воде, ни о красной шерсти и иссопе. Не говорится также и о том, будто Моисей обрызгал кровью книгу завета. Все это - плоды воображения автора послания.
34. К Евреям 10:5-7
“Посему Христос, входя в мир, говорит: “жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовав Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже”.
В этом отрывке автор послания к Евреям проделывает некий жонглерский трюк с библейскими стихами (Псалмы 51:39), чтобы создать у читателя впечатление, будто жертвы противоречили указаниям Бога.
Опровержение. Напротив, жертвы были частью богослужения, хотя и не самой важной.
Жертвы, приносимые человеком, могут быть приняты только когда он исполняет волю Бога, как говорится в псалме: “Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов” (Псалмы 51:21).
Слова “но тело уготовал Мне” были добавлены автором послания к Евреям, их невозможно найти в еврейской Библии. Сравните также "К Евреям 10:7" - “вот, иду, как в начале книги написано о Мне” с оригинальным текстом: “Вот, я пришел, как в свитке книжном предписано мне” (Псалмы 39:8).
Смысл совершенно иной. Автор послания к Евреям выдумывает тело (Иисус) и заявляет, что в книге написано о нем. Давид же просто говорит о том, что он пришел с жертвенным приношением, как предписано в Торе.