5 глава. Его жена охраняет его

5 глава. Его жена охраняет его

Йоси Аглили шел по дороге и встретил Брурию. Он спросил ее: «По какой дороге мы пойдем к городу Луду?» Сказала ему: «Глупец Глили, разве не сказали мудрецы: «Не умножай разговоры с женщиной»? Тебе нужно было сказать: «По какой к Луду?»!»

(Эрувин 53б)


«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО»

♦    Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним. Причина разрешения состоит в том, что его жена охраняет его1.

♦    Это разрешение действует только при йихуде с евреем. Еврейской женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если его жена находится вместе с ним2.

♦    Запрет йихуда с неевреем сохраняется даже в случае, когда не-евреев много и их жены находятся вместе с ними3.

♦    Вот что пишет Шульхан арух (Эвен аэзер 22:3):

«И любой женщине, с которой мужчине запрещен йихуд, разрешается уединяться с ним, если его жена находится с ним, так как жена охраняет его. Но еврейке не следует уединяться с неевреем, несмотря на то, что его жена находится с ним».


1    Мишна в трактате Кидушин (80б), Рамбам, Шульхан арух.

2    Шульхан арух.

3    Шульхан арух согласно трактату Авода зара, и см. Двар алаха


ДОЛЖНА ЛИ ЖЕНА НАХОДИТЬСЯ В ТОЙ ЖЕ КВАРТИРЕ?

♦    «Жена его охраняет» - имеется в виду, что жена находится именно с ним1. Однако нет необходимости, чтобы она находилась в одном доме с ним. Если она находится в другом доме в том же дворе, или если она находится недалеко от дома и в ее обычае в таких случаях возвращаться домой - она тоже «охраняет его»2.

♦    В примечаниях приведены другие мнения поским относительно правила «его жена охраняет его»3.


1    Меири, Бней Хаяй, Мааршам, Эзер мекудаш, см. также Игрот Моше и Шевет а-Леви, и см. Петах абаит.

2    Бней Хаяй, Маасе рокеах, Биркей Иосеф.

3    Существует мнение, по которому разрешение «его жена охраняет его» действует также в случае, когда жена не находится с ним в одной квартире, но находится в том же городе (Имрей йошер. И см. Шевет а-Леви относительно очень большого города, такого, как Нью-Йорк — считается ли он одним городом. И см. Двар алаха).

Согласно мнениям, разрешающим применение этого правила в случае, когда жена находится с ним в одном городе, речь идет только о случае, когда йихуд происходит у него дома или на его постоянном рабочем месте, а у его жены в обычае бывать там. Но если его жена не знает, где он находится, или если у нее не в обычае бывать в месте йихуда, разрешение «его жена его охраняет» не действует. (Имрей йошер и Бейт Шмуэль, Двар алаха).


ЗАКОН «ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» В ПРИМЕНЕНИИ К РАЗВРАТНОМУ МУЖЧИНЕ И ДРУГИЕ ЗАКОНЫ

♦    Разрешение йихуда в случае, когда «его жена охраняет его», действует также в случае йихуда с развратным мужчиной1.

♦    Охрана жены помогает даже в случае, когда муж уединяется с женщиной, «к которой он привык» (с которой находится в близких отношениях)2.

♦    Тому, чья профессия связана с женщинами, Рамбам, Шульхан арух и еще многие ришоним и поским разрешают уединяться с другой женщиной, если «его жена охраняет его». Но есть и мнения, которые в этом случае запрещают йихуд3.

Выше, в главе 4, приведены алахические определения «профессии, связанной с женщинами».


1    Сборник респонсов Шоэль умешив. И см. мнение Двар алаха согласно подходам Рамбама, Тура и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины являются развратными, и все же разрешают йихуд при условии, что «его жена охраняет его» - см. первоисточник.

2    Рашба, Хида, Двар алаха.

3    Мнения ришоним и поским подробно приведены в Двар алаха. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.


«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» В ДОРОГЕ, НОЧЬЮ И В СЛУЧАЕ ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ

♦    Разрешение «его жена охраняет его» действует также в дороге, в поле и т.д.1.

♦    Мужчине разрешено уединяться даже ночью, если «его жена охраняет его»2.

♦    Если «его жена охраняет его», разрешено не только уединяться с другой женщиной, но даже постоянно проживать с ней, при условии соблюдения подобающих ограничений, налагаемых скромностью в соответствии с обычаем Торы3.


1    Пней Йеошуа, Питхей тшува и Двар алаха.

2    Мишна в трактате Кидушин, 80а: «Во время, когда жена его с ним. и спит с ними на постоялом дворе и т.д.». Меири и Пней Йеошуа, а также Двар алаха. См. также, что написали об этом Эзер мекудаш и Шевет а-Леви.

3    Раанах, Перах матэ Аарон, Зхута леАвраам. Хида, Эйн Ицхак, Двар алаха и Петах абаит. И см. Шевет а-Леви, где сказано, что в случае постоянного проживания с другой женщиной есть опасение нарушения различных запретов (греховные мысли и т.д.).


«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» И КОГДА ОНА СПИТ И КОГДА ОНА СЛЕПАЯ

♦    Разрешение йихуда «его жена охраняет его» действует также в те часы, когда его жена спит1.

♦    Если его жена слепая, но понимает происходящее с помощью органов слуха, осязания и т.д., из слов Хиды следует, что разрешение «его жена охраняет его» сохраняется; но Апей зутрей запрещает (йихуд) (см. примечание)2


1    В Мишне в трактате Кидушин (80б) сказано: «И спит с ними на постоялом дворе, поскольку его жена охраняет его». Из смысла этих слов Мишны можно понять, что (разрешение действует) даже тогда, когда его жена спит.

Так написал Меири, и так же объясняет Пней Иеошуа. И см. Двар алаха и Петах абаит, где сказано, что таково мнение всех поским (и см. сказанное в Двар алаха от имени Апей зутрей).

2    Хида и Апей зутрей; и этот вопрос подробно рассматривает Двар алаха. Стоит добавить, что если его жена находится вместе с ним и воспринимает происходящее через слух, осязание и т.д., по-видимому, существует разрешение «его жена охраняет его», так как она почувствует (измену супруга).


Сказал рае Ахай бар рав Йошия: «Всякий, кто всматривается в женщин, в конце концов, согрешит. Всякий, кто отвращает себя от греха и не совершает его, пусть даже он простой еврей, достоин принести жертву всесожжения на жертвеннике, как первосвященник».

(Кала рабати 2)