5 глава. Его жена охраняет его
5 глава. Его жена охраняет его
Йоси Аглили шел по дороге и встретил Брурию. Он спросил ее: «По какой дороге мы пойдем к городу Луду?» Сказала ему: «Глупец Глили, разве не сказали мудрецы: «Не умножай разговоры с женщиной»? Тебе нужно было сказать: «По какой к Луду?»!»
(Эрувин 53б)
«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО»
♦ Мужчине разрешено уединиться с женщиной, если его жена находится вместе с ним. Причина разрешения состоит в том, что его жена охраняет его1.
♦ Это разрешение действует только при йихуде с евреем. Еврейской женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если его жена находится вместе с ним2.
♦ Запрет йихуда с неевреем сохраняется даже в случае, когда не-евреев много и их жены находятся вместе с ними3.
♦ Вот что пишет Шульхан арух (Эвен аэзер 22:3):
«И любой женщине, с которой мужчине запрещен йихуд, разрешается уединяться с ним, если его жена находится с ним, так как жена охраняет его. Но еврейке не следует уединяться с неевреем, несмотря на то, что его жена находится с ним».
1 Мишна в трактате Кидушин (80б), Рамбам, Шульхан арух.
2 Шульхан арух.
3 Шульхан арух согласно трактату Авода зара, и см. Двар алаха
ДОЛЖНА ЛИ ЖЕНА НАХОДИТЬСЯ В ТОЙ ЖЕ КВАРТИРЕ?
♦ «Жена его охраняет» - имеется в виду, что жена находится именно с ним1. Однако нет необходимости, чтобы она находилась в одном доме с ним. Если она находится в другом доме в том же дворе, или если она находится недалеко от дома и в ее обычае в таких случаях возвращаться домой - она тоже «охраняет его»2.
♦ В примечаниях приведены другие мнения поским относительно правила «его жена охраняет его»3.
1 Меири, Бней Хаяй, Мааршам, Эзер мекудаш, см. также Игрот Моше и Шевет а-Леви, и см. Петах абаит.
2 Бней Хаяй, Маасе рокеах, Биркей Иосеф.
3 Существует мнение, по которому разрешение «его жена охраняет его» действует также в случае, когда жена не находится с ним в одной квартире, но находится в том же городе (Имрей йошер. И см. Шевет а-Леви относительно очень большого города, такого, как Нью-Йорк — считается ли он одним городом. И см. Двар алаха).
Согласно мнениям, разрешающим применение этого правила в случае, когда жена находится с ним в одном городе, речь идет только о случае, когда йихуд происходит у него дома или на его постоянном рабочем месте, а у его жены в обычае бывать там. Но если его жена не знает, где он находится, или если у нее не в обычае бывать в месте йихуда, разрешение «его жена его охраняет» не действует. (Имрей йошер и Бейт Шмуэль, Двар алаха).
ЗАКОН «ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» В ПРИМЕНЕНИИ К РАЗВРАТНОМУ МУЖЧИНЕ И ДРУГИЕ ЗАКОНЫ
♦ Разрешение йихуда в случае, когда «его жена охраняет его», действует также в случае йихуда с развратным мужчиной1.
♦ Охрана жены помогает даже в случае, когда муж уединяется с женщиной, «к которой он привык» (с которой находится в близких отношениях)2.
♦ Тому, чья профессия связана с женщинами, Рамбам, Шульхан арух и еще многие ришоним и поским разрешают уединяться с другой женщиной, если «его жена охраняет его». Но есть и мнения, которые в этом случае запрещают йихуд3.
Выше, в главе 4, приведены алахические определения «профессии, связанной с женщинами».
1 Сборник респонсов Шоэль умешив. И см. мнение Двар алаха согласно подходам Рамбама, Тура и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины являются развратными, и все же разрешают йихуд при условии, что «его жена охраняет его» - см. первоисточник.
2 Рашба, Хида, Двар алаха.
3 Мнения ришоним и поским подробно приведены в Двар алаха. См. также Шевет а-Леви и Петах абаит.
«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» В ДОРОГЕ, НОЧЬЮ И В СЛУЧАЕ ПОСТОЯННОГО ПРОЖИВАНИЯ
♦ Разрешение «его жена охраняет его» действует также в дороге, в поле и т.д.1.
♦ Мужчине разрешено уединяться даже ночью, если «его жена охраняет его»2.
♦ Если «его жена охраняет его», разрешено не только уединяться с другой женщиной, но даже постоянно проживать с ней, при условии соблюдения подобающих ограничений, налагаемых скромностью в соответствии с обычаем Торы3.
1 Пней Йеошуа, Питхей тшува и Двар алаха.
2 Мишна в трактате Кидушин, 80а: «Во время, когда жена его с ним. и спит с ними на постоялом дворе и т.д.». Меири и Пней Йеошуа, а также Двар алаха. См. также, что написали об этом Эзер мекудаш и Шевет а-Леви.
3 Раанах, Перах матэ Аарон, Зхута леАвраам. Хида, Эйн Ицхак, Двар алаха и Петах абаит. И см. Шевет а-Леви, где сказано, что в случае постоянного проживания с другой женщиной есть опасение нарушения различных запретов (греховные мысли и т.д.).
«ЕГО ЖЕНА ОХРАНЯЕТ ЕГО» И КОГДА ОНА СПИТ И КОГДА ОНА СЛЕПАЯ
♦ Разрешение йихуда «его жена охраняет его» действует также в те часы, когда его жена спит1.
♦ Если его жена слепая, но понимает происходящее с помощью органов слуха, осязания и т.д., из слов Хиды следует, что разрешение «его жена охраняет его» сохраняется; но Апей зутрей запрещает (йихуд) (см. примечание)2.
1 В Мишне в трактате Кидушин (80б) сказано: «И спит с ними на постоялом дворе, поскольку его жена охраняет его». Из смысла этих слов Мишны можно понять, что (разрешение действует) даже тогда, когда его жена спит.
Так написал Меири, и так же объясняет Пней Иеошуа. И см. Двар алаха и Петах абаит, где сказано, что таково мнение всех поским (и см. сказанное в Двар алаха от имени Апей зутрей).
2 Хида и Апей зутрей; и этот вопрос подробно рассматривает Двар алаха. Стоит добавить, что если его жена находится вместе с ним и воспринимает происходящее через слух, осязание и т.д., по-видимому, существует разрешение «его жена охраняет его», так как она почувствует (измену супруга).
Сказал рае Ахай бар рав Йошия: «Всякий, кто всматривается в женщин, в конце концов, согрешит. Всякий, кто отвращает себя от греха и не совершает его, пусть даже он простой еврей, достоин принести жертву всесожжения на жертвеннике, как первосвященник».
(Кала рабати 2)