4 глава. Муж в городе
4 глава. Муж в городе
Учили в барайте: Вот история об одном человек, который женился на безрукой женщине и не знал об этом до самого дня ее смерти. Сказал раби: «Посмотри, как скромна эта женщина, что даже ее муж не знал, (как она выглядит)!» Сказал ему раби Хия: «Эта женщина - для нее это обычно. (Всякая женщина покрывает себя, а в особенности эта, которой это было нужно). Но сколь скромен этот мужчина, который не знал (как выглядит) его жена!»
(Шабат 53б)
ЙИХУД С ЖЕНЩИНОИ, МУЖ КОТОРОЙ В ГОРОДЕ
♦ Разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в этом же городе1, так как она боится своего мужа.
♦
На следующих страницах мы приведем объяснения разрешению, называемому «муж в городе», и укажем алахические различия между различными объяснениями.
1 Трактат Кидушин (81а) согласно подходу Тосафот (там же), которые пишут, что нет запрета уединяться с ней. Рамбам, Шульхан арух, Маар-шаль, Таз, Хида, Хафец Хаим и др.
По мнению большинства ришоним и ахроним, разрешено уединяться с женщиной, муж которой в городе. Хазон Иш вынес практическое постановление, разрешающее это, и так же постановил Довев мейшарим; см.Петах абаит.
Согласно подходу Раши, запрещено уединяться с женщиной, муж которой в городе, и то же самое написали Тосафот Ри Азакен и др. В Бинат Адам написано, что, по мнению Раши, этот запрет — постановление мудрецов, а Таз пишет, что даже по мнению Раши йихуд разрешен; см. об этом подробно в Двар алаха.
Хелкат мехокек, Бейт Шмуэль и Бинат Адам пишут, что следует принимать в расчет подход Раши; и см. Шевет а-Леви и Двар алаха. Выше мы сказали, что по большинству мнений разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в том же городе.
ОБЪЯСНЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ «ЕЕ МУЖ В ГОРОДЕ»
♦ Как уже сказано выше, когда муж женщины находится в том же городе, с ней разрешено уединяться, так как она боится своего мужа1.
Некоторые объясняют, что смысл этого разрешения в том, что женщина боится, что ее муж каждую минуту может прийти, и поэтому можно не опасаться совершения преступления2. Некоторые же объясняют, что слова «она боится мужа» выражают природное чувство женщины, когда ее муж находится в том же городе, и из-за этого естественного страха можно не опасаться совершения преступления3.
♦ Эти два объяснения вызывают спор относительно практической алахи в случае, когда известно, что муж не может прийти в место уединения. Если следовать первому объяснению, в этом случае уединяться с его женой запрещено, а по второму, согласно которому речь идет о природном чувстве страха, - с ней разрешено уединяться (см. примечание, где сказано, что многие поским это разрешают).
♦
Ниже мы разберем различные случаи и приведем запрещающие и разрешающие мнения.
1 Шульхан арух.
Даже если ее муж — слепой, другим мужчинам разрешено уединяться с его женой, когда он в городе. Так постановили Хида, Радаль и Ор Самеах; и см. Двар алаха.
2 Хохмат Адам и др. (подход Раши).
3 Яд Элияу (приводится в Двар алаха), Хида, Хазон Иш и др. (подход Рамбама и Шульхан ару ха). Объяснения подходов можно найти в Шевет а-Леви. Петах абаит пишет, что неопределенность выражений поским позволяет сделать выбор в пользу подхода Хиды и Хазон Иша, по которому разрешение действует в любом случае, даже если муж не может прийти в место уединения.
КОГДА НЕТ ОПАСЕНИЯ, ЧТО МУЖ ПОЯВИТСЯ В МЕСТЕ УЕДИНЕНИЯ
В случае, когда нет опасения, что муж появится в месте уединения, существует спор между поским на тему о том, действует ли разрешение йихуда «ее муж находится в том же городе». Некоторые в этом случае запрещают йихуд, а некоторые разрешают его.
Перечислим несколько случаев, к которым относится этот спор:
♦ Если женщина уединяется не у себя дома, а в другом помещении, и ее муж не знает, где именно она находится. Запрещают1: Баал Аафлаа в книге Нетивот лешабат, Хохмат Адам и другие. Разрешают2: Хида и другие. Хазон Иш вынес постановление согласно мнению тех поским, которые в этом случае разрешают йихуд.
♦ Даже в случае, когда муж дал жене разрешение пойти в дом другого человека или поговорить с ним наедине и т.д., некоторые запрещают3 йихуд, а некоторые разрешают4 его.
♦ Если женщина знает, что ее муж находится у дальней границы города и не может в ближайшее время прийти: в этом случае тоже есть запрещающие5 и разрешающие6.
Разрешающие йихуд в этом случае разрешают его даже в большом городе.
♦ Иногда трудно отличить один большой город (в котором действует разрешение «ее муж находится в этом городе») от цепочки нескольких разных городов, расположенных вплотную друг к другу (а в этой цепочке разрешение уже не действует). В любом сомнительном случае необходимо обращаться к раввину, имеющему право выносить постановления, и он укажет, как следует поступить.
В качестве примера приведем постановление Хазон Иша, которое он вынес в 5713 (1953) году, о том, что весь Тель-Авив считается одним городом, а Тель-Авив и Рамат-Ган или Рамат-Ган и Петах-Тиква считаются двумя разными городами: если муж находится в одном из них, в другом не действует разрешение «ее муж находится в том же городе»7.
♦ Существует много других известных случаев, когда муж не может в данный момент прийти в место уединения: если он работает, если он пошел молиться в синагогу и никогда не приходит домой, пока не пройдет известное время, и т.д.8.
1 Вот некоторые запрещающие: Кисэ Элияу, Нетивот лешабат, Хохмат Адам, Питхей тшува, Хафец Хаим. См. также Шевет а-Леви и Игрот Моше.
2 Хида разрешает, и так же следует понимать Тосафот Шанц и других. Двар алаха приводит мнение Хазон Иша, который облегчает в этом вопросе.
3 Запрещающие: Хохмат Адам, Ури вейиши, Питхей тшува и др.
4 Разрешающие: Радваз, Хида, Тшувот Бней Цион, Дриша, Бейт Шмуэль и др. Двар алаха приводит мнения Хазон Иша и Довев мейшарим, постановляющих согласно облегчающему мнению. См. Петах абаит, который трактует неопределенность формулировок поским как разрешение.
5 Кисэ Элияу, Меорей ор, Макне и другие поским. См. также Игрот Моше
и Шевет а-Леви.
6 Разрешающие: Хида, Довев мейшарим и другие. В Двар алаха сказано.
что Хазон Иш тоже разрешает.
7 См. Двар алаха. Шевет а-Леви обсуждает такие большие города, как Нью-Йорк и Лондон: считаются ли они одним городом.
8 См. Шевет а-Леви и Минхат Ицхак.
ЙИХУД С РАЗВРАТНЫМ МУЖЧИНОИ И С НЕЕВРЕЕМ, ЕСЛИ ЕЕ МУЖ НАХОДИТСЯ В ТОМ ЖЕ ГОРОДЕ
♦ Женщине, муж которой находится в том же городе, разрешено уединяться даже с развратным мужчиной1.
♦ Женщине запрещено уединяться с неевреем, даже если ее муж находится в том же городе (см. примечание)2. Запрет сохраняется даже в случае, когда в этом месте находятся несколько неев-реев.
♦ Женщине разрешено уединяться с неевреем, если ее муж присутствует здесь же3.
1 Радваз и Хида. Двар алаха доказывает, что это с необходимостью следует из подхода Рамбама и Шульхан аруха, которые полагают, что обычные мужчины считаются развратными, и которые, несмотря на это, разрешили уединение, если муж находится в этом же городе. Он же приводит мнение раби Альгази, который запрещает йихуд с развратным мужчиной, даже если ее муж находится в том же городе, и см. также Шевет а-Леви.
2 Шаар Иосеф, Хазон Иш, и см. Двар алаха. Причина запрета в том, что нееврей подозревается в возможности изнасилования, а в этом случае совершенно не поможет, что муж этой женщины находится в городе. Двар алаха подробно разбирает, разрешено ли в этом случае уединяться с неев-реями в тех странах, где неевреев наказывают за изнасилование еврейки. Петах абаит доказывает, что йихуд все же будет запрещен, в особенности, если принять в расчет современные способы наказания.
3 В ситуации, когда муж этой женщины находится в этом же городе, и при этом нет опасности изнасилования, так как неподалеку находится еврей, которого эта женщина сможет позвать, нахождение с неевреем не запрещено, и см. Петах абаит.
ЙИХУД С ЖЕНЩИНОИ, К КОТОРОЙ ПРИВЫК, ЕСЛИ ЕЕ МУЖ НАХОДИТСЯ В ГОРОДЕ
♦ Если человек находится с женщиной в близких отношениях, ему запрещено уединяться с ней, даже если ее муж находится в этом же городе1. В алахических терминах такой человек называется: «Тот, который привык к этой женщине».
Вот что говорит Шульхан арух (Эвен аэзер 22:8):
«Если муж женщины находится в этом же городе, нет опасения уединяться с ней, так как она боится своего мужа. А если этот мужчина привык к ней, например: если она росла вместе с ним или если она его родственница и т.д., ему не следует уединяться с ней, даже если ее муж находится в том же городе».
♦ Есть и еще возможности, при которых создается духовная близость между мужчиной и женщиной, так что им будет запрещено уединяться, даже если ее муж находится в том же городе. Например: если между этими мужчиной и женщиной имеются близкие деловые связи (личная секретарша, постоянная служащая, постоянная помощница и т.д.)2, а также когда приемный сын или приемная Дочь уединяются с мужем или с женой3, и другие.
♦ Если муж этой женщины находится в соседней комнате или во дворе, и у него в обычае время от времени заходить в место уединения, мужчине, «который привык к этой женщине», не запрещено уединяться там с ней4.
1 Трактат Кидушин (81а) и Рамбам; см. Двар алаха. Мааршаль. Хохмат Адам, Бейт Иеуда и др.
2 Двар алаха. Шевет а-Леви, Петах абаит.
3 См. главу 2 относительно йихуда с приемным сыном или дочерью, а также примечания там же.
4 Хида. См. Двар алаха и Петах абаит.
ЙИХУД ТОГО, ЧЬЯ ПРОФЕССИЯ СВЯЗАНА С ЖЕНЩИНАМИ, И ЖЕНЩИНЫ, МУЖ КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ В ГОРОДЕ
♦ Даже мужчине, профессия которого связана с женщинами, разрешено уединяться с женщиной, муж которой находится в этом же городе, при условии, что «он не привык к ней»1. Таково мнение большинства поским (см. примечание)2.
♦ «Мужчина, профессия которого связана с женщинами» - это мужчина, который занят ремеслом, бизнесом и т.д. для женщин, и женщины в нем нуждаются. (Другими словами, он производит или продает для них вещи, которые им нужны, например, одежду, косметику и т.д.).
♦ В Талмуде и книгах поским в качестве «связанных с женщинами» перечисляются следующие профессии: ювелир, чесальщик ткани, чистильщик жерновов, коробейник, ткач, парикмахер, стирающий белье, лечащий кровопусканием (а также врач), банщик, кожевенник и портной.
♦ Когда речь идет об этих ремеслах, подразумеваются люди, которые работают именно с женщинами. Если же данный мужчина не работает с женщинами — например, мужской портной, — его профессия не считается «связанной с женщинами».
♦ Другие ориентированные на женщин профессии, также считаются «связанными с женщинами», даже если они и отсутствуют в приведенном выше списке3.
1 В книге Хикрей лев написано, что поским согласны в том, что это разрешено. Хида разрешает это, и так же следует понимать Довев мейшарим.
Двар алаха подробно это обсуждает. Летах абаит подробно обсуждает
мнения поским, большинство из которых разрешает это.
2 Раби Альгази запрещает это, и таково же мнение Радаля.
3 Двар алаха.