2 глава. Женщины с которыми запрещено и разрешено уединяться
2 глава. Женщины с которыми запрещено и разрешено уединяться
Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды - из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой - каким образом? Раби Иоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден, и Ты сотворил Геином. Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме).
(Сота 22)
ЗАПРЕТ ЙИХУДА С РОДСТВЕННИЦАМИ
♦ Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:1): «Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет - перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной».
♦ Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими1.
♦ Женщине запрещено уединяться с мужчинами из ее семьи, как то: дядей, двоюродными братьями, племянниками, свояками, зятем, свекром и т.д.
♦ Ниже в этой же главе будет сказано, что разрешено уединяться с матерью, дочерью и сестрой.
1 Имрей йошер и Хикрей лев, Двар алаха. В книге Летах абаит подробно приводятся мнения поским, запрещающих йихуд с этими родственницами.
ЖЕНЩИНЫ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЛЯ ЙИХУДА ТОРОЙ И МУДРЕЦАМИ
Мы приведем неполный список женщин, с которыми запрещено уединяться, и отметим по каждому пункту списка, является ли запрет законом Торы или постановлением мудрецов.
♦ С женщинами, на которых запрещено жениться, такими, как члены семьи этого мужчины (их список приводится в этой главе) или замужние, запрещено уединяться по закону Торы1.
♦ Женщины, запрещенные требующей или запрещающей заповедью (а не запретом карет или смертной казни, как члены его семьи или замужние), например, запрещенная коэну женщина. По некоторым мнениям, йихуд с ними запрещен Торой2, а по некоторым - постановлением мудрецов3.
♦ Относительно запрета йихуда с незамужней женщиной, которая является нидой, и с незамужней, которая не является нидой, см. в этой же главе.
♦ Относительно йихуда женщины с неевреем или мужчины с нееврейкой см. в этой же главе.
♦ Иихуд мужчины с двумя женщинами запрещен только постановлением мудрецов4.
1 Сэфер ахинух, Тур, Хохмат Адам, Арух ашульхан.
2 Приша, Бейт Шмуэль и Баэр эйтев, Хохмат Адам и другие. Таково же мнение Хазон Иша, которое приводит Двар алаха.
3 Кирьят сэфер, Ацей аразим и др.
4 Сборник респонсов Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам, Питхей тшува и Двар алаха. Мааршам указывает, что это — запрет Торы, о чем говорит Двар алаха. В книге Летах абаит на основе мнений Рамбама и Рабейну Хаима доказывается, что запрет йихуда с двумя женщинами - это постановление мудрецов.
ЗАПРЕТ ЙИХУДА С НЕЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНОЙ
♦ Как сказано выше, запрет йихуда с запрещенной женщиной является запретом Торы.
♦ Йихуд с незамужней женщиной (которая не является нидой) запрещен постановлением мудрецов.
Давид и его бейт-дин вынесли постановление, запрещающее йихуд с незамужней женщиной. Вот что сказано в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:2):
«Когда произошла история с Амноном и Тамар, Давид и его бейт-дин вынесли запрет уединяться с незамужней женщиной. И, несмотря на то, что она не является эрвой для мужчины (не запрещена под страхом карет — перев.), к ней относится запрет уединяться с запрещенными женщинами. А Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой. Получается, что если мужчина уединяется с женщиной, с которой ему запрещено уединяться, будь она еврейкой или нееврейкой, они оба, как мужчина, так и женщина, подвергаются наказанию палками за нарушение постановления мудрецов (макат мардут), и об этом наказании публично объявляют».
♦
♦ Йихуд с незамужней женщиной, которая находится в состоянии ниды, запрещен по закону Торы, как запрет йихуда с другими запрещенными женщинами (см. примечание)1.
♦ Женщины и девушки в возрасте 12-ти лет и старше считаются находящимися в состоянии ниды2 (так как незамужние женщины не окунаются в микву), и уединение с ними запрещено по закону Торы.
1 Риваш, Маараш Абуав, Хохмат Адам и другие пишут, что это - запрет Торы. По мнению раби Ицхака Эльханана, запрет йихуда с незамужней женщиной в состоянии ниды - это запрет по постановлению мудрецов. Следует прочесть то, что написал Двар алаха 1:3 в добавлениях о том, что считает Нода биуда и Бейт Моше. Хафец Хаим пишет, что это — запрет Торы, и см. Петах абаит.
2 Шульхан арух и Мишна брура.
РАЗРЕШЕНИЕ ЙИХУДА С ЖЕНОЙ И С МОЛОДОЙ ЖЕНОЙ В СОСТОЯНИИ НИДЫ
♦ Мужчине разрешено уединяться с женой в состоянии ниды1.
♦ Если невеста во время хупы находится в состоянии ниды (или пришла в состоянии ниды уже после хупы, но до первой физической близости), ей запрещено уединение с мужем2.
♦ Если молодая жена находится в состоянии ниды, принято, чтобы ночью при молодых находились мальчик и девочка в возрасте от 6 лет и старше (см. примечание)3, а днем им разрешено уединяться в присутствии одного мальчика или одной девочки4.
Ниже, в главе 8, приводятся законы «охранника», снимающего проблему йихуда5.
1 В трактате Санхедрин (37а) объясняется, что выражение «огражденная лилиями» (Шир аширим гл. 7) означает: «Даже если она ограждена лилиями, в ее ограде не сделают пролома». Тосафот там же пишут, что, поскольку жена в состоянии ниды в конце концов будет разрешена мужу, Тора не запретила уединяться с ней. Такое же постановление вынес Шульхан арух.
2 Об этом говорится в трактате Ктубот 46, и в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:1): «Если молодая жена оказалась в состояние ниды прежде, чем молодой муж совершил половой акт, ёму запрещено уединяться с ней. Он должен спать среди мужчин, а она - среди женщин».
3 Если с молодой женой спит женщина, и эта женщина запирает дверь на ключ, который оставляет у себя, запрет йихуда не нарушается, даже если с женихом не находится другой мужчина. И наоборот: если мужчина спит в одном помещении с молодым мужем и запирает дверь на ключ, и т.д., см. Петах абаит и Кицур илхот нида.
4 Рама. Махацит ашекель пишет: «Ночью нужны два охранника и т.д.; днем тоже нужен охранник, однако достаточно несовершеннолетнего или несовершеннолетней. То же самое говорит Хазон Иш. Следует отметить, что взрослый мужчина и взрослая женщина тоже считаются «охранниками», однако принято приглашать для этого детей по соображениям скромности, см. Петах абаит.
5 Раввин, имеющий право выносить алахические постановления, может объяснить, как следует вести себя в этих ситуациях, и какие еще существуют способы вести себя разрешенным образом (дверь, открытая в общественное владение, и т.д.).
ЗАПРЕТ ЙИХУДА ЖЕНИХА С НЕВЕСТОЙ
♦ Жениху запрещено уединяться с невестой до свадьбы.
♦ Это закон понятен и без объяснений и записан ясно, чтобы избежать нарушений запрета, которые могли бы произойти.
♦ Хафец Хаим в своей книге Гедер Олам тоже счел правильным подчеркнуть этот запрет, и вот что он написал:
«И знай, что даже если она в будущем должна стать его женой, как, например, если они уже подписали тнаим — документ об условиях заключения брака, - даже если он облегчает для себя требования закона и разрешает себе прогуливаться с ней, он все же должен остерегаться уединяться с ней так, чтобы с ними никого не было, потому что в этом отношении она ничем не отличается от других женщин».
Сказал раби Шмуэль бар Нахмани, Сказал раби Иоханан: «Молодая жена, которая ведет себя скромно в доме свекра, удостоится того, чтобы от нее произошли цари и пророки. Откуда мы это знаем? От Тамар. Пророки - ибо сказано: «Видение Иешаяу, сына Амоца» (Иешаяу 1). А цари - от Давида.
(Сота 10б)
ЗАПРЕТ ЙИХУДА С НЕЕВРЕЕМ
♦ Мужчине запрещено уединяться с нееврейкой, как сказано в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:2): «Шамай и Гилель вынесли постановление, запрещающее уединение с нееврейкой». Этот запрет — постановление мудрецов1.
♦ Женщине запрещено уединяться с неевреем, как сказано в Шульхан арухе (там же, 22:3): «Не следует еврейке уединяться с неевреем, даже если его жена (то есть жена нееврея) находится с ним».
♦ Если еврейка, уединяющаяся с неевреем, является незамужней, уединение запрещено постановлением мудрецов2.
♦ Если еврейка замужем, по некоторым мнениям для нее запрет уединения с неевреем — это запрет Торы *. А некоторые считают, что даже для замужней женщины запрет уединения с неевреем — это запрет мудрецов4.
1 Тур, Шульхан арух, Хохмат Адам.
2 Ям шель Шломо, Эзер мекудаш, Питхей тшува, Хохмат Адам. Запрет уединения с неевреем связан с опасностью изнасилования, а многие поским опасаются также и соблазнения; см. Петах абаит.
3 См. Минхат хинух, что по мнению Приши и других поским, которые считают, что уединение с теми, кто запрещен предписывающей или запрещающей заповедью, запрещено по закону Торы, и уединение замужней женщины с неевреем запрещено по закону Торы.
4 Минхат хинух согласно мнению Мабита, и см. Двар алаха.
РАЗРЕШЕНИЕ ОТЦУ УЕДИНЯТЬСЯ С ДОЧЕРЬЮ, А МАТЕРИ - С СЫНОМ
♦ Отцу разрешено уединяться1 и постоянно проживать2 с дочерью, и матери разрешено уединяться и постоянно проживать с сыном.
Об этом говорится в Шульхан арухе (Эвен аэзер 22:1): «Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной как эрва и т.д., поскольку это приводит к запрещенным связям, кроме уединения матери с сыном и отца с дочерью».
♦ Разрешение йихуда остается в силе также с женатым сыном и замужней дочерью3.
1 В стихе, из которого выводится запрет йихуда, сказано: «Если станет соблазнять тебя брат твой, сын матери твоей...». В трактате Кидушин этот стих толкуется следующим образом: «Разве только сын матери может соблазнять (служить идолам), а сын отца не может соблазнять? Поэтому (на самом деле стих) хочет сказать тебе: сын может уединяться с матерью, но запрещено уединяться со всеми остальными запрещенными женщинами {эрва) из Торы». И см. также Двар алаха.
2 Хохмат Адам, Хелкат мехокек.
3 Иерушалми Сота, Мишнэ лемелех.
РАЗРЕШЕНИЕ ЙИХУДА С ДОЧЕРЬЮ
♦ Мужчине разрешено уединяться и постоянно проживать с внучкой (дочерью его сына или дочерью его дочери)1.
♦ Женщине разрешено уединяться и постоянно проживать с внуком (сыном ее сына или сыном ее дочери).
♦ Иихуд остается разрешенным и со следующими поколениями (с правнучкой или праправнучкой).
1 Бах, Питхей тшува и Биркей Йосеф, и это очевидно из барайты в трактате Смахот; и см. Петах абаит, где приводятся мнения других поским, разрешающих это. В книге Од Йосеф хай также разрешается йихуд с внучкой. В книге Двар алаха приводится рассуждение на эту тему Нода биуда.
ЙИХУД С СЕСТРОЙ
♦ Разрешено уединяться с сестрой время от времени1, но не следует проживать с ней постоянно (в ситуации йихуда).
♦ Брату разрешается уединяться с сестрой, когда они гостят друг у друга и т.д. (то есть, если речь идет о временном йихудё). Однако если они живут только вдвоем и постоянно ночуют вместе, это считается постоянным йихудом и запрещено (дополнительные подробности в примечании)2.
♦ Если брат и сестра живут с родителями и иногда, когда родители уезжают, остаются жить вместе — это считается йихудом, происходящим время от времени, и разрешено3.
♦ Разрешение йихуда остается в силе также в ситуации, когда сестра замужем4.
♦ В местах, где неизвестно, что они — брат и сестра, им следует воздерживаться от ночевки в одной комнате, чтобы избежать подозрений5.
1 Трактат Кидушин, 81б. Поским спорят на эту тему, и их мнения приводятся в Двар алаха. Там сказано, что большинство поским разрешают это, и что таково же мнение Хазон Иша.
2 Некоторые пишут, что до тридцати дней это уединение называется временным йихудом и разрешено (Имрей йошер и Двар алаха). А некоторые пишут, что разрешен лишь йихуд на совсем короткое время (Кицур Пискей а-Рош и Бейт Шмуэль). По их словам, брату и сестре запрещено постоянно проживать в одной квартире даже меньше тридцати дней. Однако если брат временно гостит у сестры или наоборот, это считается временным йихудом и им разрешено даже спать там ночью; и так же пишет Шевет а-Леви; и см. Двар алаха.
3 Двар алаха, Хазон Иш и Нахалат Давид.
4 Двар алаха от имени Мишнэ лемелех.
5 Имрей йошер.