1 глава. В чем состоит запрет йихуда?
1 глава. В чем состоит запрет йихуда?
«Сказал раби Иеуда бен Пази: А почему раздел о запрещенных связях следует сразу после раздела о святости? Чтобы сообщить тебе, что всякий, кто отделился от запрещенных связей, называется святым».
(Иерушалми, Иевамот 2:4)
ИСТОЧНИК ЗАПРЕТА ЙИХУДА
♦ Законы йихуда в основном обсуждаются в конце трактата Кидушин, в главе «Десять уровней чистоты происхождения».
♦ В трактате Санхедрин (21б) говорится:
Сказал раби Иоханан от имени раби Шимона бен Иеоцедека: «Где мы видим в Торе намек на запрет йихуда? Сказано в Писании: «Когда станет соблазнять тебя твой брат, сын твоей матери...» (Дварим 13:7). Но разве только сын матери соблазняет, а сын отца не соблазняет? (Поэтому на самом деле сказано так), чтобы научить тебя: сын может уединяться с матерью, и никто другой не может уединяться с женщинами, которых Тора определяет как запрещенных, арайот».
См. также трактат Кидушин (80б) и трактат Авода зара (36б). Там, в Талмуде, в трактатах Санхедрин и Авода зара, сказано: «Запрет йихуда - это запрет Торы».
♦ Законы йихуда приведены у Рамбама (Законы запрещенных связей, гл. 22), в Туре и в Шульхан арухе (Эвен аэзер, гл. 22).
♦
♦ Запрет йихуда относится как к мужчине, так и к женщине1. На каждого из них возложена обязанность избегать уединения с человеком противоположного пола, даже если тот человек не соблюдает этого запрета или не знает о его существовании.
1 Сэфер ахинух, заповедь 188.
ЧТО ТАКОЕ ЙИХУД?
♦ Йихуд - зто ситуация, когда мужчина и женщина (или мужчина и две женщины, как будет объяснено ниже) находятся в уединенном месте, и ничто извне не может им помешать. Другими словами, в этом месте или поблизости от него нет людей, которые могут войти и нарушить их уединение.1
♦ Следует подчеркнуть, что йихуд запрещен как таковой. Тора запретила уединение мужчины и женщины, даже если разумно предположить, что они не нарушат запрета (из-за своей праведности или по другим причинам). Само нахождение в ситуации йихуда уже запрещено2.
♦ Запрет йихуда действует в случае, если мужчина и женщина находятся физически близко друг к другу, даже если они не разговаривают друг с другом3.
1 Хохмат Адам и Хазон Иш. В таком уединенном месте возникает опасение, что во время йихуда они соблазнят друг друга на преступление.
2 Ави эзри.
3 Шав Яаков и Двар алаха.
ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ ЗАПРЕЩЕН ЙИХУД
♦ Мужчине, начиная с возраста 13-ти лет и старше, запрещено уединяться с женщиной или девочкой в возрасте трех лет или старше1. Если девочке меньше трех лет, с ней разрешено уединяться.
♦ Женщине в возрасте 12-ти лет и старше запрещено уединяться с мужчиной или мальчиком в возрасте девяти лет и старше. С мальчиком, чей возраст меньше девяти лет, разрешено уединяться2.
♦
♦ Даже если мужчина и женщина очень пожилые3, и даже если они больны и прикованы к постели4, им запрещено уединяться.
1 Шульхан арух.
2 В сборнике респонсов Шевет а-Леви (ч. 5, 204) написано, что следует препятствовать мальчику младше 13-ти лет уединяться с девочкой младше 12-ти лет. В книге Петах абаит (стр. 27-28) доказывается, что заповедь воспитания детей требует приучать маленьких детей внимательно относиться к запрету йихуда. А в книге Двар алаха (2:8 и там же, параграф 1) выносится другое постановление.
3 Диврей Малкиэль, Игрот Моте, Двар алаха. А в Заит раанан написано, что для них возможно облегчение запрета в случае йихуда, запрещенного по постановлению мудрецов.
4 Шульхан арух. В конце книги Петах абаит (2-е изд.) подробно обсуждается эта тема и приводятся подходы различных поским, а также мнения экспертов в области заболеваний и их отношения к законам йихуда.
МЕСТО ЙИХУДА
Приведем примеры мест, в которых существует ситуация запрещенного йихуда.
♦ Комната, рядом с которой присутствуют люди, если:
(1) комната заперта2;
(2) снаружи невозможно увидеть, что происходит внутри (через окно, балкон и т.д.).
♦ Отдаленное место, где не ходят люди и не ездят машины (поле или участок дороги вне населенного пункта).
♦ Уединенное место, происходящее в котором не видно снаружи, считается местом, в котором действует запрет йихуда, даже если оно открыто и расположено близко к населенному пункту.
♦
Особо отметим, что нет никакой возможности установить в этой области точные алахические определения. Закон одного и того же места может меняться в зависимости от времени суток в соответствии с тем, присутствуют ли там люди в это время или их нет.
Если в связи с некоторым сомнительным местом возник алахический вопрос, следует обратиться к раввину, имеющему право выносить постановления, который укажет, как следует поступать3.
1 Мы записали здесь только общие правила. В следующих главах будут приведены дополнительные подробности этих законов.
2 Ситуация, когда дверь закрыта, но не заперта, будет обсуждаться в главе 6.
3 В сборнике респонсов Шевет, а-Леви (ч. 5, 202) написано, что иногда вне населенного пункта бывают дороги, по которым ходит множество людей, и наоборот, внутри города есть районы, где никто не ходит. Поэтому каждое место следует изучать отдельно. В книге Петах абаит (5:7-8) разъясняется, какая именно дорога считается местом, где запрещен йихуд днем или ночью.
МЕСТО ЙИХУДА В НОЧНЫЕ ЧАСЫ
Приведем примеры мест, в которых запрещен йихуд в ночные часы1 (в дополнение к тем, которые перечислены на предыдущей странице):
♦ Комната или квартира, куда не принято заходить ночью, считаются местами, где запрещен йихуд, даже в случае, когда дверь закрыта, но не заперта, так что в это место можно зайти снаружи.
♦ Часто встречаются открытые места, которые в дневные часы не являются местами, где запрещен йихуд (поскольку люди проходят неподалеку от них или поскольку снаружи можно увидеть, что происходит внутри), а ночью считаются местами, где запрещен йихуд.
Речь идет о темных или укромных местах в черте города, в которых не принято ходить ночью.
♦
«Ночные часы», когда в этих местах запрещен йихуд — это не какое-то определенное время. Есть места, где люди ходят даже поздно ночью, а есть и такие, где не ходят уже ранним вечером. В следующих главах эта тема будет раскрыта полнее2.
1 См. Беэр эйтев на Эвен аэзер от имени Кнессет агдола и в Двар алаха
2 В начале главы 6 и в других местах.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЙИХУДА
♦ Продолжительность йихуда, то есть минимальная длительность йихуда, которая уже является запрещенной — это время, в течение которого можно оскверниться1.
♦ Запрещено уединяться даже на очень короткое время (даже на секунду!), если есть вероятность того, что йихуд без помехи продолжится в течение времени, которое сделает его запрещенным2.
♦ Если мужчина и женщина находятся в таком месте, где не смогут продолжать свое уединение без помехи (например, в лифте, который сам останавливается на каждом этаже и т.д.), им, по некоторым мнениям, разрешено продолжать уединение в течение 35 секунд3; уединение в течение большего времени запрещено. Есть и другие мнения по этому вопросу (см. примечание)4. Подробности закона о поездке в лифте будут рассмотрены в главе 9.
♦ Если люди будут подозревать данную пару в том, что она уединилась на долгое время, уединение будет запрещено из-за подозрения5.
1 Шульхан арух, Двар алаха, Двар айихуд.
2 Маариль Дискин, Минхат Ицхак, Шевет а-Леви, Двар алаха.
3 Новые добавления в книге Двар алаха.
4 В сборнике респонсов Минхат Ицхак, часть 4, главы 94 и 95, написано, что, возможно, минимальное время йихуда более длительно; однако (йихуд — перев.) в лифте он разрешает только в тяжелой ситуации. См. также Игрот Моше. А в книге Петах абаит доказывается, что минимальное время йихуда очень мало.
5 Игрот Моше.
ЗАПРЕТ ЙИХУДА: ЗАКОН ТОРЫ ИЛИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МУДРЕЦОВ?
♦ По мнению алахических авторитетов йихуд запрещен по закону Торы1.
♦ Рамбам2 пишет, что запрет уединяться с запрещенными женщинами выводится из слов пророков. Комментаторы спорят, имел ли Рамбам в виду, что запрет йихуда является запретом Торы3, или, по его мнению, йихуд запрещен постановлением мудрецов4.
♦ Законом Торы запрещен йихуд одного мужчины с одной женщиной. В других запрещенных ситуациях (как будет разъясняться ниже), йихуд запрещен постановлением мудрецов5.
♦ Ниже, в главе 2, подробно перечислены случаи, когда йихуд запрещен по закону Торы, и другие случаи, в которых йихуд запрещен постановлением мудрецов.
1 Приведем некоторые из мнений ришоним, которые считают, что йихуд запрещен по закону Торы: Раши и Тосафот (Шабат 13б, Сота 7а, Санхедрин 37б); Сэфер амицвот агадоль (Смаг), запреты 126; Респонсы Рашбы, 587; Сэфер ахинух, заповедь 188; Тур, Эвен аэзер, начало главы 22; и другие. Меири в Кидушин (80б) пишет, что, несмотря на то, что запрет йихуда не входит в число 613 заповедей, йихуд, тем не менее, запрещен по закону Торы. См. также Двар алаха 1:1.
2 Рамбам.
3 Мишнэ лемелех, Кирьят сэфер и Хида в книге Яир озен.
4 Смаг, Трумат адэшен, Бейт Иосеф, Бах и Биур а-Гра.
5 Респонсы Рашбы, Хавот Яир, Хохмат Адам. О йихуде одного мужчины с двумя женщинами см. Мааршам.