Эксгумация и перезахоронение
Эксгумация и перезахоронение
Разрывание могилы
Извлекать из могилы и открывать гроб после того, как захоронение уже произошло, запрещено Еврейским Законом. Видеть разложившую плоть считается неуважением к покойному, а для живых это угнетающее душу зрелище. Закон, имеет двойное обоснование: извлечение останков — оскорбление умершего и нарушение его покоя. Закон очень суров по отношению к тем, кто без нужды открывает могилы после погребения. Разрывание могилы никогда не может быть предпринято без предварительной консультации с знатоками Еврейского Закона. Большинство кладбищ и обществ требуют письменное разрешение от раввина. В следующих случаях необходимо проконсультироваться:
1. Если есть уверенность, что в землю при закапывании могилы упали какие-либо ценности.
2. Если в гроб была положена большая сумма денег, или если на умершем очень дорогие украшения, которые не были сняты перед погребением, при условии, что наследники нуждаются или кредиторам предстоит понести тяжелые убытки.
3. Если останки не были подготовлены по Еврейскому Закону, извлечение из могилы может быть разрешено, если прошло немного времени после похорон.
4. Если тело не было полностью опознано, что не позволяет бывшей жене вновь выйти замуж из-за опасения, что ее муж еще жив.
Если одно из этих обстоятельств обнаружилось после того, как гроб опустили в могилу, но еще до того, как его засыпали землей, разрешается открыть гроб, не спрашивая о позволении.
Перезахоронение
Покойного нельзя переносить из одной могилы в другую, даже если вторая намного лучше. Вынимая безжизненный труп, при жизни печать Создателя, а теперь нечто бесформенное и вызывающее отвращение, человек демонстрирует неуважение к Образу Б-га. Поэтому мудрецами Талмуда перезахоронение не одобряется. Средневековые раввины добавляют, что после смерти человек предстает перед Судом Всевышнего, и перезахоронение нарушает это его состояние. А кроме того, перенесение останков с места на месте «насмешка над мертвым» и неуважение к остальным, покоящимся на этом кладбище.
Перезахоронение может быть разрешено после консультации с раввином в следующих случаях:
1. Перенесение останков с индивидуального участка на семейный, где уже похоронены другие члены семьи. Это можно сделать, даже в том случае, если умерший не знал о существовании семейного участка.
2. Если покойный был похоронен в чужой могиле, например:
а. Он был ошибочно похоронен в чьей-то чужой могиле.
б. Он был похоронен в украденной могиле.
в. Часть могилы расположена на общественной земле.
г. Он был похоронен в могилу с разрешения владельца земли, но полностью за нее не заплатил.
3. Если он погребен на нееврейском кладбище, даже, если и владеет там участком земли.
4. Если имеющийся участок не охраняется от возможного осквернения.
5. Если участок может быть смыт водой или уничтожен другим стихийным бедствием.
6. Если правительство отчуждает эту землю для строительства дороги или для других общественных нужд.
7. Если покойный должен быть перезахоронен в Эрец-Исраэль.
8. Если могила была временной, и так было условлено при первом захоронении.
9. Если обнаружилось, что покойный желал быть похороненным в другом месте, даже если в его завещании нет прямого указания быть перенесенным на другое место.
10. Погибшие на войне, похороненные на военном кладбище, могут быть перезахоронены на еврейском кладбище.
Выше перечислены только основные случаи. Решение о перезахоронении — настолько серьезный вопрос, что не может быть решен даже самым авторитетным раввином, без консультации с другими раввинами. Следует принять во внимание много специфических обстоятельств, таких как, например, срок, истекший со времени похорон, состояние останков и гроба. Эти и множество других деталей может разрешить только раввин в каждой конкретной ситуации.
Освободившаяся могила может быть отдана умершему из неимущих, но памятника с уже выгравированной надписью нельзя продавать или вообще извлекать из него какую-либо выгоду.
Ритуал перезахоронения
Эксгумированные останки, независимо от того, какова степень их разложения, должны почитаться как в день смерти.
Законом предписываются следующие действия в день перезахоронения:
1. Соблюдающие траур разрывают свои одежды. Об этом законе уже говорилось в предыдущих главах.
2. Соблюдается полный траур, как и во время шивы — в день перезахоронения, с утра и до начала сумерек, даже если перезахоронение еще не завершено. Дальнейшего соблюдения траура не требуется. Родственники, знающие о перезахоронении, должны соблюдать траур в течение одного этого дня. Если они узнали о перезахоронении позднее, соблюдать траур не должны.
3. Ребенку не следует лично участвовать в перезахоронении своих родителей.
4. Разрешается есть любую еду, включая мясо и вино.
5. Не должно произносить слов горя, только молитву по умершему.
6. Нельзя производить перезахоронение в течение праздников Песах и Суккот.
7. Перезахоронение следует начинать утром или в первой половине дня, чтобы было время для начала соблюдения траура до сумерек.
8. Если тело было похоронено первый раз без гроба, то берут 3 пригоршни земли из первой могилы, находившейся в непосредственной близости от тела.
Правила поведения на кладбище
Вопрос правильного поведения на кладбищах обычно опускается. Следствием этого часто бывает неподобающее поведение и избыток всяческих суеверий. Вот два основных принципа, которыми следует руководствоваться для соблюдения правил поведения на еврейском кладбище:
Калут рош
Суть святости кладбища в неприкосновенности убежища. Наше поведение в его пределах должно быть сообразно высокой степени святости места. Так как могилы не могут быть предметом получения выгоды, следует воздержаться от праздных гуляний на кладбище. Калут рош — это состояние легкой праздности при несоответственном поведении. Следующие запреты, подпадающие под категорию калут рош, следует соблюдать не только у могилы но и на всей территории кладбища.
1. Кладбище - не место для еды и питья; не место, куда можно придти в открытой одежде. Неуместная фривольность в таких вопросах должна безусловно порицаться. Это нарушение элементарных понятий чести.
2. Одежда должна соответствовать случаю и месту. Не следует одеваться, чтобы поразить других присутствующих на церемонии родственников. Когда человек посещает кладбище не к месту одевать открытую, или рабочую одежду.
3. Нельзя садиться или вставать на могильную плиту. Сидеть разрешается на сидениях около могил, ограде или воротах.
4. Цветы, которые растут на могилах, нельзя срывать и брать домой. Естественно, что можно и следует украшать могилу и ухаживать за нею.
Ло'эг лараш
Как было замечено ранее, предаваться развлечениям или даже совершать религиозные процедуры, в которых когда -то участвовал, а теперь уже не может, покойный, вблизи от его могилы было бы прямым неуважением. Поэтому:
1. Нельзя изучать Тору, читать Псалмы или ежедневные молитвы, ближе, чем на расстоянии 6 футов от могилы.
2. Нельзя брать с собой на кладбище тефиллин или Тору.
Поминальные дары
Тот, кто хочет подчеркнуть свое уважение к умершему или сочувствие его семье, может это сделать в традиционно-еврейском духе. К традиционным поминальным дарам не относятся цветы или фрукты. Полезнее пожертвовать синагоге или школе предмет религиозного культа. Это может быть Танах, молитвенники, религиозные книги, Тора, украшения для нее, и т.д. Подарки можно принести с собой или послать по почте. Такие дары обычно тут же принимаются синагогой или школой, и скорбящие в трауре будут знать о даре, сделанном во время шивы.
Древний еврейский обычай — жертвование на бедных во время похорон. Этот обычай имеет три основы в нашей традиции:
1. Стих из Торы «Благотворительность спасает от смерти» должен восприниматься не только иносказательно, а и буквально: человек со злым нравом вряд ли может считаться действительно живым. Делая благие дела, мы спасаемся от «духовной смерти». Существует прямая связь между благотворительностью и смертью.
2. Благотворительность символизирует единство всего Израиля. Жертвовать время и нечто материальное на нужды общества — есть выражение единства Израиля. Во время похорон это символизирует сочувствие, которое испытывают все евреи к семье умершего.
3. Мистический обычай, описанный в «Главах Рабби Элиэзера», говорит, что тот, кто был милосердным в этом мире, будет оживлен в грядущем мире.
Делать подарки синагоге или школе в качестве поминальных гораздо более в духе еврейской традиции, чем подносить подарки непосредственно соблюдающим траур. Если умерший предпочитал благотворительность определенного рода, например пожертвования на медицинские исследования, будет уместно пожертвовать именно этому фонду. Поминальный дар может выбрать даритель, или оставить выбор на усмотрение соблюдающих траур.