Участие в различных мероприятиях в период траура

Участие в различных мероприятиях в период траура

Развлечения в период траура

В течение двеннадцатимесячного траура следует воздержаться от любых развлечений. Посещение собраний и встреч просто противоречило бы состоянию духа и настроению соблюдающего траур. Было бы просто абсурдным затеять пляски, когда кто-то из родных лежит в еще свежей могиле. Наши мудрецы установили, что полное уклонение от какой бы то ни было общественной деятельности должно продолжаться в течение одной недели, а неучастие во всякого рода развлечениях в случае смерти одного из родственников длится месяц (30 дней). После смерти родителей этот период длится полный еврейский год (12 месяцев).

Определение понятия, «радость»

Трудность состоит в определении, какие из общественных действий считать «радостными», «развлекательными», а, следовательно, не рекомендуется их посещать соблюдающему траур. С одной стороны, существуют общественные собрания, дружеские посещения друзей, общинные собрания, развлекательные поездки, деловые совещания, мероприятия, организуемые синагогами и т. п. С другой стороны, устраиваются религиозные праздники типа брит (обрезание), Бар-мицва и свадьбы. Какие из них считать «радостными» и, следовательно, непозволительными с точки зрения традиции траура? Что может послужить критерием для определения? Закон не может давать произвольного определения, что есть радость, исходя из количества улыбок в минуту или внутреннего ощущения радостного подъема.

Мудрецы с давних времен установили перечни и критерии радостных мероприятий. Первый критерий: является ли мероприятие религиозным или социальным. На этот счет существуют разные мнения. Преобладает мнение, что «истинная радость», то-есть такая, которая захватывает человека целиком, достигаемая в его взаимоотношенях с Б-гом и семьей, должна быть запрещена. Именно это имеется в виду в Талмуде, где говорится о том, что соблюдающий траур не должен входить в банкетный зал во время свадьбы. Празднование свадьбы или бар-мицвы числа до глубины души радует человека и разрешить это соблюдающему траур нельзя.

Этот критерий однозначен. Он исходит из еврейского духовного мировосприятия. Человек чувствует себя счастливым при выполнении своих обязанностей перед Б-гом. Самое удовлетворение дают ему не развлечения, естественные в определенном возрасте, Безусловно, товарищеские встречи вызывают радость широко рекомендуются мудрецами. Но удовольствие от них далеко от того, какое может доставить событие религиозного характера.

Исходя из этого, наши мудрецы — толкователи Закона — считают, что прежде всего запрет должен касаться того, что на иврите называют симха шел мицва, то-есть религиозные торжество, а высшие типы таких торжеств — свадебная церемония и свадебный банкет. Только во вторую очередь следует запрет на другие, «социальные», поводы к радости.

Мнение меньшинства, поддерживаемое некоторыми еврейскими авторитетами, состоит в том, что традиция прежде всего запрещает симхат мере'им, то-есть чисто социальные развлечения, приятельские вечеринки и забавы, общепринятые в быту. Невозможно запретить человеку, желающему выполнять заповеди, делать то, что связано с празднованием определенных дат и событий еврейской религиозной истории. Могут ли эти радости принести ущерб духу траура? Могут ли они оскорбить память умершего? Может ли участие в семейном религиозном празднике отвлечь внимание человека от мыслей о покойном?

Религиозный еврей, который стремится соблюсти Закон и озабочен тем, чтобы не запятнать память родителей, а не тем, сколько развлечений в течение года обойдутся без его участия, принимает, в принципе, обе точки зрения и старается избежать участия как в религиозных, так и в светских празднествах. Традиция при этом дает нам перечень исключений. Они будут приведены ниже.

Некоторые критерии того, что составляет понятие «радость», приводятся ниже. Слушать музыку, в особенности танцевальную, тем более — в компании, безусловно, означает удовольствие, развлечение. Отнесем к недопустимым развлечениям также застолье по случаю чьего-то юбилея. Бывают случаи, когда само присутствие человека, соблюдающего траур, на званом обеде или в зале, где танцуют, не приемлемо. Он должен избегать влияния на него духа легкомыслия и веселости. Возможность участия или неучастия в специально устроенных развлечениях зависит также от периода траура и степени родства с покойным. Об этом — ниже.

1. В период шивы соблюдающий траур обязан избегать всего, что так или иначе связано с выражением радости, включая чтение радостных отрывков в молитвеннике, бурные игры с детьми или даже горячиех споры с посетителями, которые в эти дни бывают в его доме. Все перечисленное рассматривается, как ц’хок, то-есть шутки, не приличествующие человеку в трауре и запрещенные на всем протяжении траура. Экклезиаст говорит: «Есть время для плача (бехи) и время для смеха (цхок)». В период траура приличествует плакать, а не смеяться.

2. Вплоть до шлошим, отмечающим окончание траура, если траур не по родителям, любые религиозные или светские развлечения недопустимы. После шлошим запреты касаются только детей умершего, для которого период траура продолжается.

3. От детей умершего в период шлошим требуются еще большие ограничения указанного характера, чем в остальные месяцы траурного года. Так, им разрешается посещение торжества, посвященного бар-мицве (синагогальную службу, разумеется, могут посещать все) в период шлошим, между тем как слушание инструментальной музыки и участие в обеде, посвященном этому торжеству, им следует избегать. Однако после шлошим детям покойного разрешается участие в обеде, при условии, что мальчик-юбиляр в своей речи будет говорить о Торе, не отступая, тем самым, от религиозного характера торжества.

Ниже мы приводим некоторые детали, вытекающие из вышеописанной общей концепции закона. В затруднительных частных случаях следует посоветоваться с раввином, чтобы принять правильное решение. Здесь дается только основное направление, которым должно руководствоваться соблюдающему траур.

Общественные и деловые собрания

1. Участие в деловых собраниях общины, в частности в качестве члена одной из синагогальных организаций, разрешается после шивы.

2. Званые обеды, даже если они проходят без музыки, в том числе такие, которые устраиваются с благотворительной целью, не должны посещаться детьми покойного, а для остальных родственников это ограничение длится в течении 30-и дней.

3. То же касается групповых туристических поездок, независимо оттого, где при этом обедает участник, отдельно или в обществе других членов группы. Их следует относить к категории «развлекательных» и, по крайней мере в течение 30 дней, следует избегать.

4. Закон не поощряет также посещения многолюдных семейных приемов, даже и таких, когда нет застолья. Это не означает полного запрета на встречи с друзьями или приглашения друзей и родственников к себе домой. Важно, чтобы они не превращались в «вечеринки». Закон всячески поддерживает товарищеские отношения с друзьями и родственниками во время траура, но возражает против превращения встреч в празднества.

5. В таком же плане следует рассматривать деловые встречи, во время которых для достижения определенных деловых целей создается развлекательная атмосфера. Если отсутствие на таком собрании может привести к серьезному материальному ущербу, следует посоветоваться с раввином. Соблюдающий траур должен избегать также посещения обычных деловых собраний. Вопрос решается в зависимости от действительной деловой важности данного собрания. С началом развлекательной части собрания (музыка, танцы...) он должен удалиться.

6. Профессиональные музыканты, для которых музыка — не развлечение, а форма заработка, по окончании шивы могут продолжать заниматься своим делом, так как они играют на музыкальном инструменте не для собственного удовольствия. Однако, им лучше воздержаться от участия в игре в течение всего периода шлошиv, если их материальное положение позволяет понести такой ущерб .

7. Традиция не поощряет посещения оперных, концертных и театральных представлений и кинотеатров. Радио и телевизионные передачи следует также оценивать, исходя из вышеупомянутых критериев. Слушать и смотреть обычные информативные и спортивные передачи обычно допускается.

Религиозные торжества

Брит (Обряд обрезания)

Если в семье соблюдающего траур родился сын, отец может присутствовать на торжестве обрезания даже на следующий день после похорон. При этом ему разрешается быть в Субботней одежде. Он может помогать стряпать и есть праздничную еду в своем собственном доме (это даже предпочтительно). Если событие отмечается не в его доме, он может поехать туда, где это происходит. Однако сразу же после совершения обряда он должен вернуться домой и продолжить шиву.

Могел (человек, совершающий обряд обрезания), если он сам соблюдает траур, то в случае, если его некем заменить, может совершить брит в период шивы. Если он соблюдает траур по одному из родителей, то он на протяжении шлошим не принимает участия в трапезе. Если же траур по кому-нибудь из родственников, он может участвовать в обеде после окончания шивы.

Сандек (тот, кто держит ребенка на руках во время совершения обряда обрезания), соблюдающий траур может выполнять свою роль во время обрезания, но не должен участвовать в торжественной трапезе в период шивы, — на него распространяются те же правила, что и на могела. Сандек может быть одет в подобающую случаю одежду. Тем не менее, не принято приглашать в качестве сандека человека, соблюдающего траур.

Пидьён габэн (Выкуп первенца)

На участвующих в торжестве по случаю пидъен габэн распространяются те же законы, что и на участвующих в обрезании. При его совершении когену разрешается то же, что могелу при совершении обряда обрезания.

Бар-мицва

Отец в период шлошим (но не в период шивы) может участвовать в приготовлениях к торжеству, но садиться за стол с гостями не должен. Он ест в другой комнате и может выходить к гостям в то время, когда нет музыки.

Во время Бар-мицвы он может быть одет в праздничную одежду. Если сам мальчик, в честь которого совершается Бар-мицва, соблюдает траур по одному из родителей, то он может быть одет в лучший Субботний костюм. Траур не отменяет религиозного празднования Бар-мицвы. Все соблюдающие траур, независимо от их родственного отношения к виновнику торжества могут прийти на торжество Бар-мицвы в период шлошим, но не должны учавствоватьв трапезе и не должны слушать музыку. По окончании шлошим соблюдающий траур по одному из родителей может прийти и принять участие в трапезе, если торжество имеет религиозный характер.

Свадебная церемония

1. Если свадьба происходит в ресторане или в ином подобном месте, где играет музыка, то, как правило, соблюдающие траур по родителям — в течение 12 месяцев, а остальные родственники — в течение 30 дней после похорон — таких мест не посещают.

2. Если оркестра нет и свадьба происходит в одном из упомянутых залов, то соблюдающий траур по родителям по окончании шлошим может присутствовать.

3. Если церемония происходит в синагоге, где нет инструментальной музыки, то, соблюдающий траур по одному из родителей может присутствовать после шивы. По окончании шлошим он в подобном случае может даже принять участие в чтении одного из благословений и быть одетым по-праздничному. Если предусмотрено исполнение инструментальной музыки, он не должен посещать этих торжеств вплоть до окончания траурного года.

4. Если соблюдающий траур (даже по одному из родителей) является десятым в миньяне и его некем заменить, то он должен явиться на свадьбу и даже участвовать в трапезе, причем, это может происходить и в период шлошим.

5. Если отсутствие соблюдающего траур приведет к отсрочке свадьбы и, в результате, к возможному срыву ее, ввиду того, что одна из сторон может изменить свое решение, он должен принять участие в церемонии, независимо от времени или других причин.

6. Если траур соблюдает раввин, который совершает бракосочетание, то после шивы он может руководить обрядом, но должен воздерживаться от слушания музыки.

Свадебный обед

Участие в праздничной трапезе с друзьями и родственниками уже само по себе рассматривается как «веселье» и недопустимо в течение 12 месяцев для соблюдающих траур по родителям и в течение 30 дней траура по остальным родственникам. При особых обстоятельствах нужно учесть следующее:

1. Отец, мать, брат, сестра и дети жениха и невесты могут присутствовать на церемонии и участвовать в свадебном обеде во время шлошим, даже если они соблюдают траур по одному из родителей. При этом они должны выполнять какие-то обязанности (подавать еду и напитки и т.п.).

2. Другие родственники вступающих в брак могут присутствовать на свадьбе после шлошим, если они соблюдают траур по родителям (по другим родственникам - после шивы) но должны при этом выполнять какие-то обязанности.

Торжества, связанные с учением

По окончании изучения очередного трактата Талмуда обычно устраивается праздник. В качестве примера можно привести предпасхальную трапезу, которая устраивается в канун праздника Песах, с таким расчетом, чтобы первенцы, которые должны поститься в этот день, могли не соблюдать свой пост. Соблюдающие траур могут посещать как заключительную лекцию, так и следующую за ней трапезу. То же относится к ханукальной трапезе и новоселью, при условии, что эти торжества носят религиозный характер: беседы за столом касаются вопросов Торы, а песнопения — только славословия Б-гу.

Субботние торжества

В Субботу следует избегать публичного траура, хотя ограничения, связанные с соблюдением личного траура, остаются в силе. Допустимо ли в таком случае посещение веселых торжеств, посвященных Субботе?

Общий принцип таков. Поскольку Суббота уже сама есть радость, то торжество, устраиваемое в Субботу —радостно вдвойне, и должно быть еще более запретным. С другой стороны, если общество в обычной ситуации ожидало бы присутствия данного человека на таком торжестве, его неявка будет расцениваться, как публичный траур, а это в Субботу непозволительно. В таких случаях можно рекомендовать следующее:

Шева берахот — семидневные послесвадебные торжества. В Субботу (как и в другие дни, разумеется) соблюдающему траур следует воздержаться от их посещения. Это ограничение касается соблюдающего траур по родителям на протяжении шлошим, а по другим родственникам — на протяжении шивы. То же самое правило относится и к обрезанию и к шалом-захар (торжество, в первый Субботний вечер после рождения мальчика.)

Все это, однако, не относится к ближайшим родственникам или почетным гостям, присутствие которых обязательно. Их отсутствие будет воспринято, как публичный траур в Субботу, а это непозволительно.

Траур и свадьба

Свадьба в еврейской жизни рассматривается как высшая степень торжества. Когда мудрецы хотели выразить понятие повсеместного счастья, они говорили: «весь мир, как свадьба». Родственники, друзья и доброжелатели находят на свадьбе радость в чисто житейских удовольствиях: в еде, напитках, музыке, танцах. Поэтому соблюдающий траур может посетить только такое бракосочетание, где нет музыки, танцев и где он не будет участвовать в банкете. Но для молодоженов праздничный стол и веселье — лишь атрибуты второстепенной важности. Для них высшая радость, веселье — в самом факте соединения. Даже если мы исключим из свадебной церемонии всю сопровождающую ее радостную суету: вкусная еда, смех, танцы и прочее, если мы оставим только жениха и невесту, двух свидетелей, миньян и раввина, — для вступающих в брак свадебный ритуал сам по себе радостное событие. В памяти на всю жизнь сохранится не столько вихрь музыки и танцев, возгласы мазал тов и море цветов, сколько то, что составляет самый смысл бракосочетания.

Поэтому соблюдающему траур вообще запрещается в этот период вступать в брак. Но это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Можно воздержаться от музыки и танцев, но не всегда можно отказаться от бракосочетания, поскольку брак — явление самой жизни, а жизнь должна продолжаться. Всем соблюдающим траур по родителям или другим близким родственникам запрещено вступать в брак во время шивы, но может быть разрешено бракосочетание после шлошим. (В дальнейшем мы рассмотрим также законы, касающиеся возможности вступать в брак в период шлошим.) Свадьба может проходить в присутствии полного состава друзей и близких и со всеми атрибутами: еда, музыка, веселье. Это очень большой праздник и поэтому разрешено бриться, стричься и одеваться в лучшие одежды.

В связи со свадьбой законы о трауре как бы отдают предпочтение жизни, но при этом предлагают учитывать, что некто очень близкий совсем недавно ушел из этой жизни. Брак — радостное соединение двух людей, двух сердец, а смерть — горестная утрата. Традиция исходит из понимания резкой контрастности этих двух моментов и необходимости принятия их.

Ниже приводятся конкретные законы, в которых отражено понимание человеческих потребностей в случае совпадения этих двух противоположных моментов.

Когда может состояться свадьба?

A. Соблюдающие траур не могут вступать в брак во время шлошим, и, тем более во время шивы, даже при условии, что свадьба будет скромной и без музыки. В этот период также не совершают помолвки не дают официального сообщения о ней.

Б. После периода шлошим свадьба со всеми сопровождающими ее атрибутами — музыкой, банкетным столом и т. п. может состояться на свадьбу жених и невеста, и их родители одеваются прилично случаю и не должны никак проявлять признаков того, что у них траур.

B. В период шлошим (после истечения шивы) браки могут заключаться в исключительных случаях, о которых речь пойдет ниже.

Если траур соблюдает жених

Свадьба может состояться, если у жениха нет детей (от другого брака), а приготовления к свадьбе уже сделаны, то есть назначена дата, закуплены необходимые продукты; откладывание может привести к значительным убыткам или к тому, что многие из гостей не смогут присутствовать.

Если дата еще не была назначена, но существует какая-то уважительная причина, по которой свадьба может состояться только в период шлошим (например: призыв жениха в армию), то можно отпраздновать свадьбу в период шлошим, при условии, что совместная жизнь мужа и жены начнется только после окончания шлошим.

Если траур соблюдает невеста Свадьба может состояться в период шлошим, только если уже была помолвка, были сделаны приготовления к свадьбе, а у жениха нет детей.