Декабрь 2024 / Кислев 5785

Дом, открытый для всех

Дом, открытый для всех

Йоси сын Йоханана, муж иерусалимский, говорит: "Да будет дом твой открыт для всех, и да будут бедняки домочадцами твоими... " (Авот, 1).

ДОБРОТА АВРАГАМА, ПРАОТЦА НАШЕГО

Первый, кто был назван "отцом множества народов" и стал отцом народа Израиля, избранника среди всех народов, — АвраГам, праотец наш — был воплощением доброты. Все его деяния, все его отношения с людьми были проникнуты милостью и добротой. Доброта Аврагама была обращена на всех. То была доброта во имя доброты, без примеси чего бы то ни было другого. Жители Сдома были "очень дурными и грешными к Б-гу", а Аврагам вымаливал на них жалость Всевышнего. Более того: шатры его были раскинуты вблизи Сдома и Аморы, Аврагам всегда готов был принять проходящих мимо путников, чтобы оказать милость и благо даже этим злодеям и грешникам! Аврагам, праотец наш, не твориллюдям добра ради того, чтобы обратить их сердца ко Всевышнему, но чтобы выказать им доброе отношение, и привлекал их под крылья Шхины для того, чтобы делать им еще больше благодеяний. Потому что для тех, кто создан "по образу и подобию" Всевышнего, нет большего блага, чем быть приведенными издалека и укрытыми под сенью крыльев Шхины. Поэтому, когда Аврагаму встречались люди, которым он мог дать благо полное, максимальное — облагодетельствовать и тело их, и душу, он делал это: кормил, поил и исцелял их тело, а затем обучал их мудрости, разумению и знанию Всевышнего, оживляя тем самым и их душу. Когда же в его дом приходили люди низкие, погрязшие в идолопоклонстве и преступлениях, не способные воспринять все благо полностью, Аврагам не пренебрегал возможностью сделать и малое благо: он кормил и поил только тело их, хотя душа при этом оставалась такой же нищей и пустой, как и прежде. Итак, мы видим, что Аврагам, праотец наш, первый из праотцев нашего народа, начинал строить свой мир и мир своих потомков с проявления милости и доброты. Значит — доброта стала началом и первоосновой Израиля.

ДОМ ДОБРОТОЮ СТРОИТСЯ

Прекрасный обычай был в стародавние времена у евреев, достойных потомков нашего праотца АвраГама: когда они устраивали свадебный пир ради своих сыновей и дочерей, прежде всего они устраивали специальный пир для бедных. Этим они хотели сказать, что всякая радость начинается с того, чтобы порадовать бедняков. Каждый новый дом, строящийся в Израиле, должен быть построен на фундаменте доброты. Своим детям, вступающим в брачный союз, они говорили так: сегодня мы, ваши родители, устраиваем для вас свадебный пир и прежде всего приглашаем на него гостей-бедняков. Завтра же, когда дом ваш будет уже построен, и ваши трапезы и пиры вы будете устраивать сами, вспомните наш урок и поступайте как мы: приводите гостей к вашему столу и радушно встречайте их, и тогда ваши трапезы будут по-настоящему для вас отрадны. Потому что начало строительства дома каждого человека — это доброта.

А когда дом уже построен, то не запирайся в нем* на семь замков и пусть дом твой будет открыт для всех! Мудрецы твоего города хотят сделать его постоянным местом своих собраний для обсуждения городских нужд, благополучия его обитателей, для умножения мудрости и знаний — открой для них двери твоего дома, и пусть войдут они в ворота твои! Это нужно для всех, для всего общества. Твои родные и друзья приходят к тебе, чтобы поделиться с тобой своей радостью или чтобы принять участие в твоей радости — пусть будет дом твой открыт для них! Это тоже украшение жизни. Собиратели пожертвований, которые обходят дома и собирают средства для бедных и нуждающихся, идут к тебе — да будет твой дом открыт для них! Это тоже всеобщее благо. Любое дело, от которого кому-нибудь станет лучше — безразлично, отдельному человеку или обществу, бедняку или богачу, должно иметь отношение к твоему дому. Потому что, как говорит Тора, "человек - древо полевое", и, хотя определено постоянное место каждой ветви, она живет не своей изолированной жизнью, но жизнью всего дерева в целом, и если одна ветвь погибнет — это предостережение, что и остальным ветвям грозит опасность. И наоборот: когда всем ветвям хорошо и просторно, хорошо и просторно каждой отдельной ветви.

Однако если в твой дом хотят придти злодеи и преступники, чтобы вместе обдумать коварные планы — как причинить зло, как навредить людям, как их обмануть и ограбить, какие сумасбродства и шалости натворить и наполнить мир позором — пусть дом твой для них будет закрыт!

Сказали мудрецы наши: "...И да будут бедняки домочадцами твоими". Именно "домочадцами твоими". Это -значит, что ты должен заботиться о них как о членах твоей семьи. Как ты постоянно думаешь и заботишься о своих близких, так ты должен думать и заботиться о бедняках, ведь они твои домочадцы. И еще сказали мудрецы: "Больше, чем хозяин дома делает бедняку, бедняк делает хозяину дома". Ради твоего собственного блага, ради блага твоего дома дана тебе эта заповедь, ибо для этого благословит тебя Всевышний!

Заповедь о гостеприимстве относится не только к бедным, но в такой же степени и к богатым. Например, человек оказывается в незнакомом месте, и даже если у него достаточно денег, но он не знает, где можно быстро найти пищу и ночлег, то он ощущает себя последним нищим. Он не привык есть среди большого количества людей и ночевать в гостинице, куда лучше он чувствует себя среди близких ему людей, относящихся к нему как к члену своей семьи. Если оказался такой гость в твоем доме, накорми, напои его, постели ему постель, и получишь за это не меньшую награду, чем за прием бедняка, потому что и этот человек сейчас бедняк, раз нет у него того, что ему необходимо.

Нет двух одинаковых людей, и у каждого свои вкусы: одни предпочитают есть только в окружении близких, другие, наоборот, в таких местах, где их никто не знает; одному хорошо в его семье, а другому среди друзей, не связанных с ним узами родства... Поэтому человек, желающий исполнить заповедь гостеприимства должен прежде всего думать о благе гостей, а никак не о собственной выгоде или почестях.

Сказали мудрецы: "Не следует уговаривать товарища разделить с тобою трапезу, зная наверняка, что он откажется" (Хулин, 94а). Кроме того, что ты ставишь его своей докучливостью в неприятное положение, ты еще обязываешь его быть благодарным тебе за благодеяние, заведомо для него неприемлемое. Также не следует ставить на стол перед гостем множество различных кушаний и большими порциями, настойчиво предлагая ему их. Так вести себя можно лишь в том случае, если тебе точно известно, что он любит эти блюда, но, стыдясь этого, не притронется к ним без твоих настоятельных уговоров. А если ты не знаешь этого заранее, лучше просто сказать ему: стол накрыт перед тобою — ешь, сколько ты хочешь, и все, что ты хочешь, и знай, что каждый твой глоток — моя радость и мое удовольствие.

Запомни главное: заповедь гостеприимства дана тебе для того, чтобы ты исполнял ее с любым гостем, безразлично, бедняком или богачом — ради блага и пользы самого гостя, а не ради твоего собственного удовольствия, почета и т.п.

БЕДНЯКИ ИЛИ ОБМАНЩИКИ?

Несмотря на то, что среди бедняков встречаются обманщики, которые ни в чем не нуждаются, но все-таки ходят с протянутой рукой, тем не менее, каждому, кто протягивает руку, дают. Человек не может заглянуть в чужое сердце и узнать чужие думы, чтобы распознать, кто действительно беден, а кто — обманщик. А если он вздумает заняться такой проверкой, то может ошибиться, прогнать бедняка и приблизить к себе жулика. Поэтому все просящие должны быть в твоих глазах равными: словно все они - бедняки, забота о пропитании и чести которых возложена на тебя.

И еще сказали об этом мудрецы: будем благодарны обманщикам, потому что если бы не они, как бы мы выполнили наш долг в отношении бедных? Потому что сколько бы человек ни давал бедным, всегда есть возможность подозревать, что он обязан дать еще больше. А обманщики дают нам возможность освободиться от этой обязанности, дав немногое. Стало быть даже когда к тебе обращается обманщик, недостойный оказания помощи, ты обязан уважать его достоинство и не отпускать от себя с пустыми руками.

Тем более нельзя унижать бедняка, укоряя и стыдя его за то, что он живет подаяниями и не идет работать. Ведь никто не может проникнуть в тайны своего ближнего: может быть, этот человек только с виду кажется здоровым и крепким, а на самом деле не в состоянии работать. Но даже в том случае, когда доподлинно известно, что этот человек здоров, но просто не желает работать, потому что жить подаяниями ему удобнее, его нельзя презирать и позорить. Поступающий так, совершает грех, в конечном счете причиняя зло самому себе.

Наши мудрецы говорят:

"Вот встретились богач и бедный: обоих создал Б-г" (Мишлей, 22:2). "Богач" - это человек имущий, "бедный" — человек неимущий. Встали вместе бедняк и богач, сказал бедняк богачу: "Дай мне то, что заповедала Тора!". Если тот ничего не дал ему, то "обоих создал Б-г". Иными словами, Тот, Кто одного из них сделал бедным, может сделать его богачом, и Тот, Кто другого из них сделал богатым, может превратить в бедняка. Сказал богач этому бедняку: "Почему ты не идешь работать, чтобы кормиться трудом своим?" Ответил ему Святой, благословен Он: <Мало тебе того, что не дал ему ничего своего — так еще то, что Я дал ему, ты хочешь сглазить! Раз так — про тебя говорю: "И родит он сына — и нет в руке его ничего" (Когелет, 5:13). Ничего из того, что есть у тебя, ты не оставишь своему сыну после тебя> (Вайикра раба, 34, и Мидраш Когелет, 5).

Сказал рав Йегуда: Велико гостеприимство более, чем откровение Шхины, как сказано: "Господи, коль нашел я благословение в глазах Твоих, не отойди, пожалуйста, от раба Твоего". [То есть АвраГам просил самого Всевышнего подождать, пока он примет и обслужит гостей] (Шабат, 127а).

О ПОДАЯНИЯХ БЕДНЫМ

1. Подаяния бедным, которые должны соответствовать потребностям бедняка и возможностям дающего — это заповедь Торы, как сказано: "Открой, открой свою руку ему", и еще: "И будь он чужак или чужеземец — пусть живет с тобою", и сказано еще: "И да живет брат твой с тобою".

2. Каждый, кто видит бедняка, отворачивается от него и ничего не подает ему, преступает запрет Торы, как сказано: "Не ожесточай твоего сердца и не замыкай руки перед братом твоим бедняком". Но если он подозревает, что перед ним не бедняк, а обманщик, он не преступает заповеди.

3. Ты обязан дать бедному то, чего ему не хватает. Если у него нет одежды, надо одеть его; если ему не хватает в доме каких-нибудь вещей, надо купить их, если он не женат, надо женить его, а если это женщина, то надо выдать ее замуж.

4. Если незнакомый человек, похожий на бедняка, говорит: голоден, накормите меня!" — его следует немедленно накормить, не задаваясь вопросом, правда это или нет. Если он наг и говорит: "Оденьте меня!" — в этом случае проверяют, действительно ли он нуждается, или, может быть, он обманщик. Но если знают, что он нуждается в одежде, следует немедленно одеть его так, как ему полагается по достоинству, без всяких проверок.

5. Бедняку, побирающемуся у дверей, не дают крупных подаяний, но мелкие подаяния дают. Нельзя отпускать просящего с пустыми руками, пусть даже ты даешь ему лишь малую толику съестного, как сказано: "Да не вернется назад страдалец пристыженным".

6. Женщину следует накормить, дать ей одежду или спасти из плена раньше, чем мужчину.

7. Заповедь о помощи бедным мы обязаны исполнять более тщательно, чем все остальные заповеди, потому что это свидетельство нашей принадлежности к праведному потомству Аврагама, праотца нашего, как Сам Всевышний говорит о нем: "Ибо познал Я его, что заповедает он детям своим проявлять милосердие". Лишь благодаря милосердию и бескорыстной помощи сохраняется истинная вера и готовится наше грядущее избавление, как сказано: "Сион искупится правосудием, а возвращающиеся в него — милосердием".

8. Никогда человек не беднеет от того, что помогает бедным, и вообще ничего дурного, ничего вредного не может произойти с человеком из-за того, что он давал подаяние, ибо сказано: "И будет делом милосердия мир". Всевышний жалеет того, кто жалеет других, как сказано: "И даст тебе жалость, и сжалится над тобой, и умножит тебя". Поведение жестокого человека заставляет нас сомневаться в том, действительно ли он принадлежит к потомству Израиля, потому что жестокость присуща неевреям, как сказано: "Жестоки они и не пожалеют". Весь же Израиль - вместе с примкнувшими к нему - словно родные братья, Как сказано: "Сыновья вы Б-гу вашему Всесильному", и если брат не сжалится над братом, то кто же над ним сжалится? И на кого евреи-бедняки могут смотреть с надеждой? Конечно же не на неевреев, ненавидящих и преследующих их!

9. Каждый, кто отворачивается от просящего подаяние, называется "негодяй" так же, как язычник и идолопоклонник, и еще он называется "нечестивец" и "греховодник". Всевышний же всегда готов прийти на помощь бедным, как сказано: "Ты слышишь вопль бедняков". Поэтому следует быть очень осмотрительным с бедными, ибо Всевышний поклялся им, что будет всегда слышать их голос, как сказано: "И будет: коль возопит он ко Мне

— Я услышу, ибо Я отзывчив".

НАШИ МУДРЕЦЫ О ПРАВИЛАХ ГОСТЕПРИИМСТВА

Сказал раби Авин: Вот, бедняк стоит у порога твоего дома, а Святой, благословен Он, стоит по правую руку его, как сказано: "... Встанет по правую руку от нищего". Если ты подал ему, знай: Святой, благословен Он, вознаграждает тебя за это, если ты не подал ему, взыщет с тебя (Вайикра раба, 34).

Накормивший бедняка выше того, кто дал ему денег. Этот — сам, собственноручно облагодетельствовал, а тот— своим достоянием. От этого бедняку немедленная польза, а от того лишь спустя время, пока бедняк не пойдет и не купит на его деньги то, в чем он нуждается. Когда Эзра-писец вернулся в Страну Израиля из Вавилона и привел с собой первых возвращенцев, он установил для них некоторые новые правила, и передавая им во владение — вторично — Землю Израиля, поставил им условие, что они будут эти правила соблюдать. Десять установлений дал Эзра Израилю, и вот одно из них: "Хлеб [на всю неделю] будет печься накануне субботы, чтобы бедные всегда могли получить кусок хлеба" (Иерусалимский Талмуд, Мегила, 4).

Сын мой, будь старательным в выказывании уважения к бедному, и если тебе нечего подать ему, утешь его словами, скажи ему: "Душу мою заложу я за тебя, только нечего мне тебе дать!" А когда будешь одаривать его, делай это скрыто, но не публично; корми же и пои его в твоем доме, и когда он ест, не смотри на него слишком пристально, отводи от него твои глаза, потому что душа его страждет и трепещет над едой и потому он ест жадно и поспешно, а тот, кто глядит на него, его смущает (Завещание раби Элиэзера Великого сыну, 26).

Раби ЙеГошуа сказал: "Приходит к тебе бедняк утром — подай ему. Приходит вечером — подай ему. Ведь тебе неизвестно, которое из них Всевышний запишет на тебя [то есть, тебе неизвестно, которое из подаяний действительно необходимо бедняку, чтобы обеспечить его пропитанием], а если оба — что может быть лучше!" (Брейшит раба, 61).

Шамай говорит: "Принимай каждого человека с приветливым и радостным лицом". Что это означает? Шамай учит, что если кто-нибудь одарил своего товарища всевозможными дарами, но лицо его при этом было угрюмо, а глаза смотрели на землю, это равносильно тому, что он ему не дал ничего. Однако, если человек принимает своего товарища с приветливым и радостным выражением на лице, то даже если он ничего ему при этом не дает, это все равно, как если бы он одарил его всеми возможными на свете добрыми дарами (Авот, 1; Авот дераби Натан, 8).

Не смотри на бедняка зло, когда даешь ему твое подаяние [ даже если ты зол и раздражен по какой-то другой причине, ты обязан, стоя перед бедняком, просветлить твое лицо], чтобы ему не показалось, будто ты даешь против воли (Рамбам, Законы о подаяниях бедным).

Так писал рабейну Иона: Когда в дом приходят гости, принимать их следует с выражением приветливости и радости на лице, и сразу же, как только они войдут в дом, пригласить их за стол, потому что, случается, приходит бедняк, который еще ничего не ел, а попросить поесть стыдится. И пищу подавать им следует с улыбкой, даже если сердце твое полно забот и грусти, перед лицом гостей следует все это изгнать из сердца, и говорить им слова радости и утешения, и укреплять их дух. Даже если будут у хозяина тысяча слуг, пусть сам потрудится обслужить гостей, стоя перед ними, потому что кто более велик, чем АвраГам, а он собственноручно обслуживал ангелов, пришедших к нему в гости [хотя они и выглядели, словно путники-арабы].

РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ

Учили мудрецы наши: любящий соседей своих, и приближающий к себе своих родственников, и берущий в жены дочь своей сестры, и одалживающий бедному в трудную минуту

- вот о ком говорит Писание: "Коль увидишь нагого и укроешь его, и от плоти твоей не отвернешься... тогда воззовешь, и Б-г ответит, возопишь

- и Он скажет: Вот Я!" (Йевамот, 626-6 За).

Обеспечить пропитание бедных — это великая заповедь, однако нельзя выполнять ее за счет своих нуждающихся родных, членов семьи или соседей. Прежде всего человек обязан обеспечить своих родственников и соседей, а потом только заниматься нуждами других бедняков. В книге "Светящая менора" говорится:

"И бедняков удрученных в дом приведи". Это значит, что если у человека в доме есть пища, и он хочет накормить ею других, он должен сначала накормить отца и мать своих, если останется - братьев и сестер, если останется -своих ближайших соседей, если останется — тех, кто живет в его переулке. Начиная отсюда и далее он может умножать свои благодеяния с другими евреями.

Человек, который стыдится своих бедных родственников и потому не приглашает их к себе в минуту радости, даже если он потратит на подаяния целое состояние, все равно он бессердечный скупец, и все его дела, в том числе и благодеяния, доказывают это. Нет ничего более ненавистного Всевышнему и людям, чем скупость!

Однако почему Всевышними, любящий бедняков, не может из Своей руки, широкой и щедрой, в мгновение ока обеспечить пропитанием всех нуждающихся? Почему Он возложил на богатых обязанность поддерживать бедных? Дело в том, что бедняк должен очиститься от своих грехов, а богатому не хватает заслуг в совершении заповедей и Б-жьего милосердия. Поэтому Всевышний сводит их вместе. Бедняк протягивает к богатому руку — и в тот же миг очищается от грехов, потому что он оказывается вынужденным обращаться за помощью к другим людям, а про такого сказали наши мудрецы, что меняет лицо его свою окраску из-за испытываемого им унижения; богачу становится его жалко, и он дает ему подаяние — в жалости и милосердии — и Всевышний немедленно тоже преисполняется жалости к этому богачу. Получается, что в этом деле оба оказываются в выигрыше — и бедняк, и богач.

Впрочем, разве можно узнать, из каких побуждений человек совершает добрые дела: доброе ли его сердце тому причиной, или нечто другое? Это становится ясно из его отношения к родственникам. Если действительно сердце его полно жалости и сострадания, то при виде страданий его родных это проявляется всего быстрей — ведь родные, это же его собственная плоть и кровь, и, естественно, он должен любить и жалеть их так, как отец любит и жалеет сына. Если сердце человека полно сострадания к товарищу, он не должен стыдиться его близости и избегать встречи с ним, но, наоборот, обязан выразить ему свою дружбу и приблизить к себе при каждой возможности. Видел ли кто-нибудь отца, любящего и жалеющего своего хорошего и честного сына и прогоняющего его из-за стыда, что их увидят вместе?!

Человек, который дает бедным подаяние, сгорая от стыда, полный отвращения к бедняку, которого благодетельствует, даже если это его собственный родственник, в действительности не имеет жалости в сердце. Его сердце полно спеси и высокомерия: кто еще так богат, как он! Потому бедняк, по бедности его, низок и презренен в глазах богача, и тот хлеб, что он дает, ставит его над бедняком еще выше, а бедняк выглядит еще более пристыженным, еще более смиренным и должен держаться на еще большей дистанции от богача. Этот богач скуп и завистлив, он заинтересован в том, чтобы бедняк оставался бедняком, и пропитание его было бы отдано в его руки. Он не хочет укрепить положение бедняка, спасти от нужды, поставить на ноги и сделать подобно себе уважаемым человеком. Он жесток и бессердечен, потому что даже свою плоть и кровь не жалеет, не хочет спасти от позора и бесчестия, но, наоборот, еще больше позорит их и унижает!

Такой человек скуп и жесток, его добрые дела не помогут ему завоевать симпатию и уважение других людей! Даже если льстят ему в глаза, те же самые льстецы презирают и ненавидят его в глубине души, потому что как бы ни рядился он в любовь и милосердие, все знают его настоящую натуру. Скряг все ненавидят, в особенности когда те притворяются человеколюбивыми и сострадательными, а в сердце их человеконенавистничество и злоба.

"Птицы — и те узнают скупца" (Сота, 386): напрасно ты расстилаешь тенета и кладешь хлеб в них, чтобы приманить и уловить пернатых. Они улетят прочь, не обратив внимания на угощение, предложенное скупцом. Отсюда каждый может извлечь мораль: человек, который обеднел и вынужден прибегать к чужой помощи, если похож он на пернатых крылатых и есть в нем еще силы подняться выше своих бед, выше своей нужды, не прибегнет к помощи скупца, не будет просить у него ничего и не попадет в расставленные им сети!

И сказал еще раби ЙеГошуа бен Леви: Каждый, кто получает благо от скупца, преступает заповедь, ибо сказано: "Не ешь за столом скупого и не жаждай яств его" (Мишлей, 23:6). Рав Нахман бар Ицхак сказал: Такой человек преступает две заповеди, ибо сказано: "Не ешь за столом скупого..." И сказал раби Йегошуа бен Леви: Обезглавленную телицу приносят только из-за скупцов.

"Обезглавленная телица" - это особая жертва, которую приносили в том случае, если находили труп человека, неизвестно кем убитого. А ведь человек, который теперь лежит мертвым на дороге, вышел из города, и жители города, по скупости своей, не обратили на него достаточно внимания и отпустили его без еды, без питья и без сопровождения. Если бы они вели себя иначе, он не умер бы по дороге, и в искупление его смерти не обезглавили бы телицу...

Отсюда мы видим, что нет ничего более ненавистного и Б-гу, и людям, чем скупость. Это качество обнаруживается в человеке при его отношении к родным и близким. Если сразу же пробуждается в нем жалость к родственникам, значит у него сердце доброе, и да придет на него благословение! Но если не пробуждается в нем жалость к родственникам, даже если при этом он жалеет других, далеких, то нет ему другого имени, кроме как "жестокий и бессердечный".

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОСЕДЯМИ

Так же как каждый человек относится к своим родным, он должен относиться и к соседям, и интересы его соседей должны стоять выше интересов всех остальных людей.

Его обязанности по отношению к соседям превышают обязанности по отношению к остальным людям, и каждый, кто хорошо относится к своим соседям, оберегает себя от участия в раздорах. Надо первым здороваться с соседями, смотреть на них дружелюбно и стараться завязать с ними узы дружбы, знать их беды и помогать им. Точно так же, как всякому человеку дорог его дом более всех домов на свете, так ближайшие соседи должны быть дороже тех, кто живет вдалеке.

ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

Однажды раби Ханина бен Доса увидел льва и сказал ему: "О, царь слабосильный! Не заклял ли я тебя, чтобы больше не видели тебя в Стране Израиля?" Лев тут же пустился наутек, а раби Ханина за ним, крича: "'Виноват, виноват я, назвав тебя "слабосильным" - ведь Тот, Кто сотворил тебя, назвал тебя "богатырь" - как сказано: "Лев, богатырь средь животных" (Мидраш Танхума, Ва-йигаш).

Тора запрещает причинять бесполезное страдание любому животному. Однако убийство животного не считается причинением ему бесполезного страдания: животных, которые годятся в пищу, убивают ради пищи, а вредных животных убивают, чтобы предотвратить ущерб, который они могут нанести. Ведь всякую скотину неизбежно в конце концов зарежут, и всякий зверь в конце концов все равно умрет. Сокращение дней жизни животного не причиняет ему ущерба, а вот причинять ему страдания без особой к тому нужды запрещено. Нельзя обижать и унижать животное, изменять его внешний вид -тот вид, в котором создал его Творец, потому что Творец создал все ради Своей славы и чести, и Он дорожит честью Своих созданий.

Надо быть очень осторожным и тщательно исполнять этот строгий запрет Торы. Нельзя причинять страдание никакому животному - ни домашнему, ни дикому, ни большому, ни маленькому, даже мухе на стене. Все живые существа равны относительно этой заповеди. Когда мучают живое существо для собственного развлечения* или любой другой запретной цели, то преступают запрет Торы, а в сердце поселяют жестокость, и в мире становится больше страдания, и люди отвращают от себя Б-жьи жалость и милосердие.

Особенно следует быть осторожным в отношении тех животных, которые находятся в доме человека для его удовольствия или для нужд — будь это скотина, зверь или птица. Еврейский дом должен быть обителью милосердия, а не камерой пыток!

Наши мудрецы неоднократно предостерегали нас от причинения страдания живым существам, которых мы держим в своем доме:

Человек может взять к себе скотину, зверя или птицу лишь только в том случае, если он уже заготовил для них пищу (Иерусалимский Талмуд, Ктубот, 4).

Сказал рав ЙеГуда: Так говорил Рав: Нельзя человеку есть самому прежде, чем он даст еду своей скотине, ибо сказано: "И дам Я траву на поле и лишь потом: "... и будешь есть, и насыщаться"> (Брахот, 40а).