Спокойствие и радость
Спокойствие и радость
"Все создал Он прекрасным в свое время, и также целый мир вложил в их сердца..." [Когелет, 3:11]. Любовь, печную как мир вложил Всевышний в сердца людей - любовь к младенцам и малым детям вложил Он в сердца их родителей (Мидраш Когелет).
УПОВАНИЕ И ВЕСЕЛЬЕ - В ОСНОВЕ ТВОРЕНИЯ
Все блага мира и добрые качества человеческой души не делают человека счастливым, если вместе с ними он не приобретает упования, т.е. умения ждать и надеяться, и веселья. Эти два свойства - упование и веселье - неразрывно связаны и сплетены воедино, они дополняют друг друга, и ни одно из них не может существовать без другого.
Когда Всевышний сотворил Свой мир, Он придал ему равновесие и устойчивость, чтобы мир не обратился снова в хаос. И поскольку эти два свойства - упование и веселье - основа жизни всех созданий, то Всевышний вложил их в сердца большинства людей. Это и является тем благословением, которым Он благословил человека в день его сотворения.
Что значит "упование и веселье"?
Всякий, кто уповает на себе подобного, в действительности лишен настоящего упования. Даже если этот человек желает ему добра и имеет практическую возможность это сделать, делает ему много хорошего и обещает, что сделает еще больше, но завтра он может умереть, и вместе с ним погибнет упование на него. Также о человеке, уповающем только на самого себя и не имеющем никого, на кого можно было бы положиться, можно сказать, что он совершенно лишен упования. Только тот называется уповающим, кто уповает на Всевышнего, а надежды на будущее возлагает на свое потомство. Каждый, кто производит на свет потомство, не исчезает из мира, ему есть на что надеяться, есть на кого положиться.
И благословил их Всесильный, сказав: "Плодитесь и размножайтесь...". Плодитесь для того, чтобы благословиться тем благословением уверенности и надежды, которое приносит с собою потомство.
То же можно сказать и о весельи. Каждый, кто ждет веселья от благословенного поля, виноградника или благословенного наследия, так и не достигает истинного и полного веселья: завтра поле его пострадает от наводнения или разбойники отнимут у него наследие - и веселье его сменится печалью. Только тот будет веселым, кто черпает свое веселье из источника, находящегося в нем самом.
Что это за источник веселья, бьющий в душе каждого человека и никогда не иссякающий? Он заключается в том благословении, которым было благословлено всякое создание. Один человек порождает многочисленное потомство, и его потомство, в свою очередь, благословляется потомством, и земля наполняется им. Во всякое время здесь новая жизнь, и новое веселье постоянно прибывает и растет.
И благословил их Всесильный, сказав: "Плодитесь и размножайтесь. Размножайтесь для того, чтобы благословиться тем благословением веселья и радости, которое приносит с собой потомство.
ГРЕХ ПОКОЛЕНИЯ ПОТОПА
Первые поколения человечества - от Адама до Ноаха -были поколениями людей сильных и уверенных в себе. Этих поколений было всего десять, но они захватили треть срока, отпущенного на существование мира: от создания Адама до конца дней Ноаха прошло более 2 000 лет.
Все эти поколения сохранили отпечаток силы первого человека: были они людьми гигантского роста и непобедимыми богатырями и оставались в полной силе до седины и глубокой старости. Срок жизни их был близок к тысяче лет, и рожали детей без мук, и плодились, и размножались чрезвычайно. Ни один из них не умирал, не увидев тысяч детей своих и внуков, наполнявших мир. И на самой земле тоже в те времена лежал отпечаток того благословения, которое она получила во время своего создания, и всех, кто жил тогда на ней, в изобилии насыщала всеми благами.
"Семя их — пред ними и с ними, грядущие поколения — у них пред глазами" (Ийов, 21:8). Они сеяли раз в сорок лет, и вырастало столько, что они не успевали собрать урожай, который оставался на полях все эти сорок лет. Они порождали многочисленное потомство, причем им не доводилось при жизни хоронить своих детей.
Так в чем же был их грех? В том, что наслаждаясь всеми благами, они не хотели поделиться ими с собственным потомством, которое должно было родиться в будущем. Возможно, что в те времена мир был более заселен, чем сегодня, и поколение Потопа боялось, что земля будет перенаселена и ее благословения не хватит на всех людей. На Всевышнего они не надеялись и не верили, что Он даст пропитание всему живому. Потеряв всякую надежду и уверенность в будущем, они решили: мир принадлежит только нам, и наши дети ничего не должны в нем получить! Они извратили свой путь в жизни, чтобы более не рожать детей.
Тогда сказал им Всевышний: "Вы отвергаете то благо, которое Я в изобилии излил на вас?! Есть ли еще какое-нибудь благо, большее, чем то, что дал Я вам — вечную способность продолжать род человеческий, упование на потомство и веселье от его изобилия? А вы портите источник вашего благословения!"
Это явление - ослабление веры и упования — мы никогда не найдем у бедных, но только у богатых, не в поколениях нищеты и голода, но в поколениях изобилия и богатства. Когда люди живут в изобилии, они становятся жадными и скупыми, боясь, что потеряют свое богатство. Не было поколения более богатого и сытого всеми благами мира, чем поколение Потопа.
Именно поэтому не было другого поколения, которое до такой степени грешило бы из-за своей жадности и было бы лишено упования, уклоняясь даже от рождения детей и с такой жестокостью относясь к своему потомству.
Когда те люди отвергли данное им благо и сами ушли от вечной жизни, а свои силы направили на минутные наслаждения, исчезли все ограничения, и весь мир погрузился в самый разнузданный разврат. Если семья больше не рождает потомства, и не выполняет своей роли в этом мире, своей великой миссии, зачем нужна она и как может она вообще сохраниться? Нет более ограничений — все дозволено!
С чего началось падение того поколения, поколения Потопа?
С того, что люди стали уклоняться от рождения детей, в своей собственной утробе уничтожая родник жизни. И к чему они пришли? К тому, что погрязли в разврате идолопоклонстве и бесчинствах. Именно бесчинства и грабеж окончательно утвердили вынесенный им приговор. Как только предались они бесчинствам, сказал Всевышний: Что эти люди делают в Моем мире? Я сотворил человека, вдохнул в уста его живую душу и наполнил все сущее Моим благословением ради того, чтобы они жили и растили потомство, а они презрели свою жизнь и выбрали смерть. Благо, которое излил Я на них в изобилии, они отвергают. Так сотру же с лица земли этих людей и отстрою Мой мир заново. Принижу высоту его роста, укорочу срок его жизни, уменьшу благословение его, сокрушу его мощь, утяжелю ему бремя его и умножу труд его - и тогда каждая капля добра, которую изолью Я на него, станет ему дорога и желанна, тогда не обратится он ко всяким чудищам, а полагаться будет на одного Всевышнего, на Того, Кто дает жизнь всему живому. А если люди будут признательны за малое добро, опять подарю им добро во множестве.
Однако новые поколения, родившиеся после Потопа, не научились ничему из того, что произошло, и душа человека не изменилась к лучшему - только возможности ее сузились, и не может она творить столько же зла, как раньше. Впрочем, именно это уменьшение возможности нового человека грешить и обеспечивает его существование навеки.
"И сказал Б-г в сердце своем: Не буду более проклинать землю из-за человека, ибо помыслы сердца человеческого дурны с его юности; и более не поражу все живое, как Я это сделал" (Брейшит, 8:21).
"Помыслы сердца человеческого дурны с его юности". Здесь под словом "дурны" подразумевается порча источника жизни и половые извращения, разврат. Только в дни юности человека велика опасность этого зла, потому что тогда оно в полной своей мощи. Не только в дни юности каждого отдельного человека, но и в дни юности всего человеческого рода, начиная с первых дней существования человечества на земле.
После того, как Потоп закончился, исчез ужас этого зла, потому что молодые годы человечества миновали. Сколько других бедствий теперь должны придти в мир, но "более не поражу все живое, как Я это сделал", более весь мир уже никогда не будет целиком погружен в один грех. Если один человек грешит, то другой не грешит. Даже если случится так, что большая часть мира окажется пораженной грехами, все-таки наказание не постигнет все человечество одновременно, сразу, но мир сохранится, а каждый грешник будет наказан в отдельности, согласно мере его распущенности и тяжести его собственных проступков.
Когда согрешил Хам, сын Ноаха, Шем и Йефет не согрешили. Пришел Нимрод, взбунтовавший весь мир против его Создателя, и стал строить "город и башню". С ним заодно были все сыны Йефета и большинство сынов Шема, но некоторая часть сынов Шема и Эвера все же отделилась от них, осталась в стороне. А когда все пришли поглядеть на стройщиеся "город и башню", и Нимрод стал повелителем всего мира, тогда "из земли той вышел Ашур [сын Шема] и построил Нинве, и Рехо-вот-Ир... и Ресен... город великий" (Брейшит, 10:11,12).
Одно против другого: Ашур против Нимрода, Ресен (что в переводе означает "узда") против бесчинства и распущенности. Более того, именно про Ресен сказано: "город великий". Мы видим, что и в мире Нимрода уцелело добро.
СЕМЬДЕСЯТ ПРОТИВ СЕМИДЕСЯТИ, СЕМЬ ПРОТИВ СЕМИ
Всего семь поколений прошло в новом мире после Потопа, от Ноаха до детей Йоктана, а сыны человеческие уже разделились на семьдесят народов. У каждого народа - своя земля, свой язык, свой царь и свои божества.
Семьдесят народов уже больше не объединятся вместе в одном и том же грехе, чтобы разрушить мир, но, с другой стороны — как семидесяти народам объединиться вместе для одного и того же доброго дела, чтобы вернуть мир к его былому совершенству под властью Единого Царя?
Прошло еще три поколения, .но положение ничуть не улучшилось. Лишь одно объединяет всех — власть Ним-рода, который бросает вызов Верховному Царю, бросает в огненную печь всякого, кто осмеливается протестовать против его бесчинств...
И тогда появился Аврагам, словно совершенно новое творение Всевышнего с великим предназначением: приближать весь мир к признанию над собой власти Небес и ввести Б-жьи создания под сень крыльев Шхины! Всевышний говорит Аврагаму: "Иди себе от земли твоей, от родни твоей и от дома отца твоего — к земле, которую укажу Я тебе" (Брейшит, 12:1).
И прошел Аврагам по этой земле и стал призывать людей обратиться к Б-гу, Создателю всего мира. Множество душ обратили к Всевышнему Аврагам и Сара, жена его, но никто из них не остался верным вере своей - только потомство Аврагама и Сары, дети их, вышедшие из их утробы. С самого рождения своего будут они выше всех границ между народами, выше всех их мятежей и бунтов - и всегда будут выполнять волю Всевышнего. И в конце концов стекутся к ним все народы. "И пойдут многие народы и скажут: Пойдем, взойдем к Б-жьей горе, к Дому Б-га Яакова, чтобы научил Он нас путям Своим, и пойдем мы по дорогам Его.,." (Йешая-гу,2:3).
Один был Аврагам, и стоял против целого мира; а потомки его - семьдесят душ из них - будут стоять против семидесяти народов. Каждая душа сможет выстоять против целого народа. Всего семьдесят человек -такова была численность еврейского народа, когда попал Он в страну Египетскую, в плавильный горн, но более не растворятся они в среде других народов и никогда не исчезнут.
Только бережно надо хранить каждую из этих душ, чтобы не потерялось ничего из того целого, что они составляют. Потому что если погибнет лишь одна душа из них, это равносильно тому, что погибнет целый народ. Его семьдесят душ настигнут семьдесят народов, обгонят их и покорят, и установят на земле власть Небес во всей ее полноте силой воли своей и любви, а не силой принуждения и угнетения.
И самое главное в силе небесной монархии на земле отдано колену Йегуды. Только в нем и в потомстве его заключен свет Машиаха. Нет монархии в Израиле, предназначенной быть непоколебимо прочной до скончания мира, кроме монархии колена Йегуды. Йегуда - царь среди своих братьев. Нахшон, праправнук его - глава вождей колен Израиля. Давид, происходивший из колена Йегуды, - глава всех, кто носил царский венец. Машиах, потомок Давида — царь царей. Весь вред, который человек наделал, водрузив себе на голову корону, чтобы восстать против власти Небес, колену Йегуды предстоит исправить. Поскольку приведение мира к совершенству возложено на колено Йегуды - то и счет времен и поколений ведется по колену ЙеГуды и его потомкам.
Но из него же, из колена Йегуды, возникло и препятствие. От Аврагама до Эра и Онана, детей Йегуды, пять поколений. Когда родились Эр и Онан, число душ этого этого, пятого поколения достигло 68. Чтобы довести число душ до семидесяти, не хватало двух. И на Небесах, и на земле все полны были ожидания, чтобы появились в мире еще две души и число стало бы полным: семьдесят встанут против семидесяти, и власть Небес упрочится на земле.
И две священные души в Небесах также полны ожидания и нетерпения: когда же смогут они спуститься на Землю, приобщиться к Б-жественному наследию и дополнить число потомков Аврагама? Эти две души - Перец и Зерах, которым предстоит родиться у Эра и Онана, и тогда в шестом поколении число станет полным, как было определено ранее.
Так оно и произошло бы, если бы не грех Эра и Онана...
ЭР И ОНАН
С того дня, когда солнце Аврагама впервые засияло над миром, и до греха, совершенного Эром и Онаном, все потомство Аврагама было безупречным: сын никогда не умирал при жизни отца. Исключением явились только Эр и Онан, которые умерли при жизни Йегуды, их отца. Молоды были они, младше того возраста, когда человека наказывают за его проступки, и не развратничали, не убивали, не служили идолам... Почему же они погибли?
Сказано в Торе:
"И взял Йегуда жену Эру, первенцу своему, а имя ее -Тамар. И был Эр, первенец Йегуды, дурным в глазах Б-га, и умертвил его Б-г. И сказал Йегуда Онану: "Ида к жене твоего брата, и женись на ней, и восстанови семя брату твоему". И знал Онан, что не ему будет это семя, и было: если приходил к жене своего брата, губил его, изливая на землю, чтобы не дать семени брату своему. И дурным было в глазах Б-га то, что он делал, и умертвил его тоже" (Брейшит, 38:6—10).
"И был Эр, первенец ЙеГуды, дурным в глазах Б-га" Мы уже упоминали, что каждый раз, когда упоминается слово "дурно", имеется в виду порча источника жизни. Эр не вступал с Тамар, своей женой, в интимную близость. Жалел он ее красоту, чтобы не погубила ее беременность. Это ли та Тора, которую он учил в отчем доме от Йегуды, отца своего, и от Яакова, деда своего? Аврагам, его прародитель, начал отстраивать новый мир, чтобы исправить то, что испортили предыдущие поколения, — мир, очищенный от скверны и греха, мир, наполненный чистотой, красотой, которые дал ему его Творец, - чистотой вечности и красотой истины. Весь мир с нетерпением ждет потомства Аврагама, которое вернет мир к его чистоте и красоте, а он не отрывает глаз от своей жены и губит источник жизни, чтобы не погубить ее красоты.
Красиво наряжающаяся женщина сидит в гостиной своего дома и изнывает от скуки и безделья. Она красива, зта женщина! Но женщина, в которой виден блеск Творения и великолепие природы, которая словно неиссякающий источник или полноводная река, изливающая на плоды утробы своей любовь, которая встает еще затемно, чтобы дать дому своему хлеб насущный, разве эта женщина не прекрасна?
Все Творение возлагает свои надежды и упования на Машиаха, которому предстоит произойти от Эра, первенца Йегуды! Все надеются на него, а он опасается, что если сознательно загубит эту неверную красоту, то более уже никогда в жизни не найдет никакой другой красоты и его жизнь потеряет смысл! Он не может быть опорой для тех, кто уповает на него. Недаром его имя "Эр", что буквально означает "выброшенный", отлученный от мира. В этом обновленном мире он первый из тех, кто проживет свою жизнь в одиночестве, словно можжевельник в степи, и уйдет из мира, не оставив следа.
И сказал Йегуда Онану: "Иди к жене твоего брата, и женись на ней, и восстанови семя брату твоему ". Брат твой, лишившись упования, погубил свою жизнь и был выброшен из мира — так сжалься над ним и восстанови ему семя от жены его: "...И будет: первенец, что родится у него, останется по имени брата его умершего, и не сотрется имя его из Израиля" (Дварим, 25:6).
"И знал Онан, что не ему будет это семя, и было: ...губил его, изливая на землю, чтобы не дать семени брату твоему". Если бы Онан с самого начала взял Тамар себе в жены, он произвел бы от нее потомство, потому что он отнюдь не был полностью лишен упования как брат его. Но теперь "не его будет это семя", потому что "первенец, что родится у него, останется по имени брата его умершего". Так зачем ему затруднять себя? Пусть лучше сидит Тамар в гостиной, красиво наряженная, а он будет наслаждаться ее красотой и не будет знать страданий воспитания потомства, которое будет не его.
А свет Машиаха, заключенный в этом колене, в этой семье, - когда он пробьется наружу? И что будет с теми двумя недостающими душами? Недаром его имя "Онан", т.е. человек, который любит траур и не ищет радости. Еще ни разу не отведал он вкуса веселья.
Если бы он не был "Онан", если бы он искал в жизни веселья, то какая разница была бы ему, называется ли его первенец по имени отца, или по имени брата: сколько еще детей может он родить после своего первенца, и все они будут называться по его имени и быть его наследниками!
Жизнь без упования - не жизнь, а жизнь без веселья -словно жизнь в трауре. Смерть лучше, чем такая жизнь. "И дурным было в глазах Б-га то, что он делал, и умертвил его тоже". Потому что этот дом, царский дом Йегуды, удерживает в себе благословение, но не удерживает в себе проклятие. Те, у кого не хватает упования и веселья, вроде Эра и Онана, извергаются оттуда, и другие приходят на их место и забирают себе их наследие. Не может мир существовать, когда в нем есть Эр и Онан - поэтому лучше, чтобы ушли они из мира, а не мир ушел от них.
Все это учит нас тому, что человек только тогда затворяет источник жизни и портит его, когда лишен способности к упованию и не знает вкуса настоящего веселья. Человек, встающий на этот неверный путь, воображает, что делает все это для собственной пользы, но в действительности он сам уничтожает свой мир. Если бы знали Эр и Онан, что от них должен произойти Машиах, а они губят его, мешая исправлению всего мира, они никогда бы так не поступили. Но вся беда в том, что этого они не знали. Человек знает только то, что есть у него сейчас, но то, что скрывается в нем самом, он не знает, поэтому не жалко ему погубить это своими же собственными руками.
И еще это учит нас тому, что человек, даже если он уже произвел на свет потомство, не имеет права уклоняться от того, чтобы рождать других детей: ведь ему неизвестно, который из его детей достигнет большего успеха, и, может быть, все это упование и веселье подтвердятся именно в этом последнем ребенке?
И еще: то, что совершили Эр и Онан, - это прямая противоположность упованию и веселью. Интересный намек содержится в самих именах Эра и Онана: если подсчитать численное значение букв, их составляющих, они дадут в сумме число 383 - то самое число, которое составляют и все буквы двух слов - (упование и веселье). Обе гиматрии эти равны. Это означает, что одна крайность - это "Эр" и "Онан", другая - упование и веселье.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ТРУД
Не найдете вы в мире такого человека, который, получив бы благословение, не стал бы трудиться для него. "И благословлю Я тебя во всем, что делать будешь" — так написано в Торе. Если делаешь - получаешь благословение, а если нет — не получаешь.
Нельзя получить пользы от своего благословения иначе, как только зная и чувствуя, что польза приходит именно от этого благословения, поскольку дает человеку силу для того, чтобы трудиться и иметь еще больше благословения. Поэтому наслаждается своим благословением лишь тот, кто трудится ради него.
Правда, тот, чье благословение больше, должен и работать больше. Когда благословенный дождь прошел над полем земледельца, и оно дает обильный урожай, то земледельцу приходится много трудиться; но если нет дождей, или суховей погубил его урожай, или саранча съела его, ему не над чем трудиться. Все рады благословению и труду, которого оно требует, и никогда еще не говорил человек, что ему плохо от того, что слишком много воды дают его родники, и его амбары полно до отказа, а его виноградники перегружены виноградом куда больше, чем ему надо, и глаза его слишком много видят, а уши слышат любой шорох, любой шепот и лишают его покоя!
Тора обещает нам:
"Если по законам Моим пойдете и заповеди Мои будете хранить, и будете их исполнять, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесет урожай, и древо в поле принесет плоды свои, и догонит у вас молотьба сбор урожая, а сбор урожая - догонит сев..." (Вайикра, 26:3—5). Но тогда где же "отдых"? В том-то и состоит отдых, что в любое время, беспрерывно, человек занимается сбором плодов, приносимых ему его благословением и вкладывает труд, которого оно требует, - молотьба, сбор урожая, сев, жатва, и опять сначала. Земледелец на своем поле, ученый в своем учении, праведник в своей праведности и труде над Торой. Почему это так? Потому что нет в мире такого благословения, которое было бы дано Всевышним во зло человеку, или которое было бы невыносимо тяжко для него. Это относится ко всем видам благословений, но более всего к благословению потомством.
ПУСТАЯ БОЛТОВНЯ
Человеку дано одно свойство, которое дороже и выше всех остальных: способность к порождению, способность плодиться и размножаться. Все остальные даны для того, чтобы служить жизни человека и делать ее более приятной, но это свойство — источник жизни. Все остальные силы постепенно уменьшаются, пока не исчезают совершенно: мертвый уже не видит и не слышит. Но эта сила - буквально неиссякающий источник, благодать, не исчезающая из поколения в поколение. И даже когда человек уже ушел из этого мира, его сила в его детях и потомках остается живой и реальной, и еще более усиливается и увеличивается.
Однако эта сила не одинакова у разных людей. Есть семьи, способные произвести на свет много детей. А есть семьи, которые удостаиваются только одного сына или одной дочери. Все, что есть у человека, готов он отдать за то, чтобы иметь детей! Эта милость превосходит все остальные милости, и за нее человек должен благодарить больше, чем за все остальные.
Однако многие из неевреев, потомков поколения Потопа, утверждают, что одного ребенка легче прокормить и воспитать.
Возможности человека слишком ограничены, чтобы заботиться сразу о многих детях, поэтому если в семье количество детей будет соответствовать мере сил и разумения родителей, то их забота будет настоящей заботой, однако же, если семья взвалит на себя непосильную ношу, это принесет вред и родителям, и потомству. Женщина, родившая одного или двух детей, может заботиться о своей красоте, но женщина, рожающая много детей, быстро стареет. Родители, постоянно занятые своими многочисленными детьми, не знают, что такое жизнь, поэтому каждый, кто еще не отчаялся получить удовольствие от жизни, должен облегчить себе это тяжкое иго и уклониться от рождения многих детей.
Все это стало среди множества народов своего рода аксиомой, не нуждающейся в доказательствах. Началом заблуждения является признание этой "аксиомы", а от нее переходят к ее практическому применению — уничтожению источника жизни и благословения, искажению Б-жественного образа и подобия, извращению истины и вредному, порочному образу действий. Беременности боятся, словно величайшего несчастья, и при малейшем подозрении на то, что принимаемые ими меры не помогли, любыми средствами стараются от нее избавиться. А если зародыш, ухитрившись миновать все преграды и препоны, собирается все же появиться на свет, - нет для него жалости! Словно ядовитого змея или опасного убийцу спешат его уничтожить, пока он еще не успел причинить вреда и убивают его в утробе матери! В этом убийстве многие спешат принять участие: друзья, готовые на добрые советы, врач, спешащий на выручку, отец, способствующий совершению этого преступления, и мать, бросающая свое дитя на произвол убийц. Где видано большее преступление: мать убивает своего ребенка!
Каким образом добрый совет друзей превращается в подстрекание к преступлению? Как добрые, милые папа и мама превращаются в бессердечных убийц? Как закрываются все глаза, как извращаются все сердца, чтобы радость обратить в беду, спасение - в нечестивость? И никто не пытается оспорить эту "аксиому", посеять сомнение в том, что представляется бесспорным; все следуют своим вожделениям, одетым в тогу разумных рассуждений, ссылаясь на то, что "это признают все"! А то, что "признается всеми", не оспаривается.
Но ведь все эти утверждения столь противоречивы, что сами себя опровергают!
"Одного ребенка легче воспитывать". Но почему же в таком случае веселье и радость - это удел именно многодетных семей, а в семьях, где детей немного, большей частью царят грусть, опасения и тревоги?
"Многодетным родителям трудно обеспечить своих детей". Но почему же в таком случае этот обычай прерывания беременности так распространен именно в богатых семьях и куда меньше в бедных? Почему бедные народы получают благословение, а богатые народы все более и более уменьшаются? Почему дети бедняков обычно здоровые и более развитые, чем дети богатых?
Почему та женщина, богатство которой составляют ее дети, любима и уважаема своим супругом, а той, которая всегда возится со своими украшениями, никакие прикрасы не помогают прочно привязать к себе сердце ее мужа после того, как минет ее первая юность?
Почему те, кто живет в тяжелом труде, живут дольше, чем сытые и богатые?
Потому что не богатство и легкая жизнь приносят благословение, но само благословение благословляет тех, кому оно дано. Богатство — это признак благословения только у тех, кто этого удостоился, кто даже будучи бедным исполнял свое предназначение, а теперь, когда он богат, исполняет его еще лучше. Но людям, которые не удостоились благословения, не поможет их богатство. Никто никогда не взвалил бы на себя это тяжкое ярмо, которое дает ему благословение потомством, если бы не способность к упованию, заложенная от природы в душе человека, каждый боялся бы, что не сможет выдержать множества этого блага. Но Творец не терзает понапрасну Свои создания и каждому дает по той мере, в которой сердце его желает получить. Так же, как Он вложил в тело человека источник благословения, чтобы рожать детей и умножать свое потомство, так же Он внедрил в его душу способность к упованию, чтобы человек любил труд воспитания своего потомства и никогда не уставал от него.
Способность к упованию — это свойство человеческой души, которое живет в нем само, без всяких усилий с его стороны. Земледелец верит в Творца вселенной и прячет свое зерно в землю, не боясь, что оно погибнет, и зерно прорастает, цветет и действительно приносит ему свое благословение.
Человек берет себе жену и пишет ей в ктубе: "...идам тебе пропитание и всяческую поддержку". Но если бы кто-нибудь в этот момент взялся подробно рассчитать, какой долг жених берет на себя, выяснилось бы, что это огромнейшая сумма... Тем не менее жених берет все это на себя, и никто не подозревает его в том, что он не придает значения написанному и обманывает невесту. На против, и он сам, и все присутствующие уверены, что он выполнит свои обязательства. И действительно, в конце концов так оно и оказывается. Благодаря чему? Только благодаря силе веры и упования.
Конечно, труд воспитания детей тяжек и связан со многими заботами, тревогами и переживаниями. Но радость, которую доставляют человеку его дети и внуки, не иссякает никогда, обеспечивая человека помощью и надеждой, и когда приходит его последний день на земле, он преисполняется чувством душевного удовлетворения... Все эти достоинства есть в благословении, которого человек удостаивается, воспитывая свое потомство.
Поэтому человеку легко найти в душе упование и веру, чтобы посвятить воспитанию потомства свою жизнь. Упование и вера сделают для него сладким его труд, и он насладится благословением и трудом.
"...ЧТОБЫ ОТОМСТИТЬ НАРО ДАМ"
"И чем больше мучили его, тем больше он размножался и усиливался" (Шмот, 1:12). Это Дух Б-жий говорит: "Вы, египтяне, приказываете им не размножаться, а Я говорю: да размножится " (Раши).
Все злодейство народов мира, наших притеснителей, заключается в том, чтобы одновременно уничтожить и нашу душу, и наше тело. В последнее время они принялись за это с еще большим старанием, чем когда бы то ни было и утопили треть нашего народа в потоках крови.
Одна из возможностей отомстить всем нашим врагам и их последователям — увеличить наше потомство, сыновей и дочерей, которых мы родим теперь. Так зачем же сегодня сынам нашего народа следовать замыслу народов мира, их извращенным понятиям о добре и зле, и уничтожать наше потомство, уменьшать численность нашего народа наперекор воле Всевышнего, Который благословил нас на веки веков? Израиль заслуживает того, чтобы все его сыны любили свой народ, ненавидели его врагов и прилежно трудились над тем, чтобы народ наш умножался, рос и креп.
Когда увеличение количества детей влечет за собой уменьшение развлечений отца и матери — не беда! Потому что мир держится не на веселье от развлечений, но на радости созидания. Может ли быть большая радость, чем та, когда отец и мать видят, что их дети плодятся и размножаются, и растут благодаря усилиям, которые они приложили, воспитывая их!
То же можно сказать об обеспечении пропитания. Еще никогда человек не становился нищим из-за того, что рожал много детей, и никогда еще человек не становился богатым из-за того, что уклонялся от рождения детей. Вместе с каждым ребенком, появляющимся на свет, приходит и пропитание, которое необходимо ему. Наши мудрецы говорят: "Ребенок рождается — со своим хлебом в руке" (Нида, 32а). Если пропитание для ребенка пришло в мир раньше, чем он сам появился на свет, - прекрасно. Но если нет, то оно приходит в мир вслед за ним, в награду за то, что его родители поверили и исполнили слово Всевышнего, сказавшего: "Плодитесь и размножайтесь!" Всякое благословение Всевышнего, нашего Творца, неизменно укрепляет нашу веру в Него, и умножает веселье. Как говорили мудрецы наши: "Тот, Кто дает жизнь -Тот дает и пропитание". Всевышний оправдывает надежды на Него настолько, насколько человек полагается на Всевышнего.
Эта заповедь предшествует всем другим, и Израиль достоин того, чтобы спастись от всех своих врагов и увидеть, как будет им отомщено, только в награду за исполнение одной этой заповеди, за то, что мы исполняем волю нашего Владыки.
ИЗРАИЛЬ - СВЯТ
Израиль - свят, и когда евреи выполняют заповедь "плодитесь и размножайтесь", они это делают в святости и чистоте, и сама эта заповедь освящает и очищает их более, чем другие заповеди. В чем же проявляется святость каждого еврея? В том, что он поднимается выше животного вожделения и, напротив, преобразует его в чистую возвышенную любовь.
Той силой, что дана еврею, он строит храм для Всевышнего, в котором будет властвовать Его воля и Его слово; он дает жизнь новым поколениям вечного народа. Так неужели он извратит свою силу и подчинит ее власти йецер Гара, уподобляясь скотине? Ведь человек создан для того, чтобы быть выше всех творений Всевышнего, а не для того, чтобы, упаси Б-г, опуститься ниже всех!
"...И освятил нас Своими заповедями". Каждой заповедью, которую исполняет еврей, он освящает себя, а святость, которую сообщает ему эта заповедь, превосходит святость любой другой заповеди. Каждый, кто поднимается от скверны к чистоте, к чистоте своих дел, поднимается соответственно той скверне, в которой он находился прежде: чем ниже было падение, тем выше подъем. Человеку свойственно в момент интимной близости со своей женой забывать о всем духовном и полностью погружаться в материальное. Такова природа человека. Сколь же высока должна быть святость еврея, возвышающая его над любым другим человеком и открывающая ему тайну того, как одной только мыслью, одним сердечным помыслом перенестись через страшную пропасть, разделяющую мир материи и мир духа! От дела, представляющегося неразрывно связанным с чем-то темным, грубо материальным, — к самому возвышенному, кристально чистому! Что свидетельствует об этом? Молитва, учрежденная специально для этого случая, возвышенность и чистота того, кто ее произносит, кто свидетельствует о том, что мир еврея таков и есть в действительности.
Так пусть же Израиль плодится и размножается, и да исполнится на нем то, что сказано: "И сделаю потомство твое — как песок морской, неисчислимый в своем множестве"! (Брейшит, 32:13) /'Умножу потомство ваше как звезды набесные и всю эту землю, как говорил Я, отдам вашему потомству, и обретут ее навеки!" (Шмот, 32:13).
О СВЯТОСТИ И СВЯЗАННЫХ С НЕЮ ЗАКОНАХ
1. Производящий на свет потомство приближает Освобождение, как сказал рав Аси: "Машиах, сын Давида, придет не раньше, чем все души, пребывающие в небесной сокровищнице, побывают в этом мире (см. Йева-мот, 62).
2. Человек никогда не имеет права уклоняться от произведения на свет потомства. Говорится в Талмуде: Раби Йегошуа говорит: Были у него дети в молодости -будут и в старости, как сказано: "Поутру [то есть, в юности] высевай свое семя и вечером [ ближе к старости] не отчаивайся", ибо не дано тебе знать, что будет пригодным: это, или то, или оба вместе (Йевамот, 626).
3. Множество обязанностей накладывает на человека семейная жизнь: исполнение заповеди плодиться и размножаться является обязанностью мужчины; обязанность поддерживать продолжение человеческого рода лежит также и на женщине, как сказано: "Не ради хаоса сотворил ее, но создал ее для жизни налаженной" (Йешаягу, 45:18); супруги подчинены друг другу согласно закону Торы: чтобы выполнить свое предназначение, каждый из них нуждается в другом, поэтому они не имеют права лишать друг друга этого блага.
Муж, лишающий свою жену интимной близости в предписанное время против ее воли, или чтобы причинить ей боль, преступает запрет Торы: "Пищи ее, одежды ее и близости в предписанный срок не умаляй" (Шмот, 21:10). Женщина же, отдаляющаяся от своего супруга без настоящей к тому причины, называется "мятежницей", и еврейский суд (бейт-дин) имеет право наказывать ту сторону, которая уклоняется от своих обязанностей.
4. Время, предписанное для интимной близости, неодинаковое у всех людей, оно зависит от физической силы и рода занятий мужчины. Здоровые люди, работа которых не подрывает их сил, которые досыта едят и пьют, и сидят в своих домах, имеют на это право каждую ночь. Рабочие (например, портные, ткачи, строители и т.п.), если они работают в своем же городе, имеют на это право два раза в неделю; если же они работают в другом городе, то один раз в неделю (Рамбам, "Законы супружества", 14). Время супружеской близости тех, кто занимается только Торой — субботние ночи.
5. Есть одно время для супружеской близости, в равной мере обязательное для всех: это та ночь, когда женщина погружается в микву, а также когда муж отправляется в дорогу или замечает, что жена старается обратить на себя его внимание. Тот, кто следует этому, получает такую же награду, как за исполнение заповеди. Так же тот, кто в супружеской близости ищет средство обуздать свой йецер гара, чтобы он не побуждал его к преступлению запретов Торы, получает за это награду с Небес. Однако мудрецы сказали: человеку лучше подавлять свой йецер гара, а не насыщать его постоянно, потому что "гот, кто насыщает его — голоден, а кто морит его голодом - сыт". Но тот. кто возбуждает в себе вожделение ради получения удовольствий, находится во власти своего йецер гара, который от разрешенного ведет его к запретному, и потому мудрецы предупреждают такого человека: "Будешь подвергнут отлучению!" (Ни-да, 136).
6. Если супруги поссорились, нельзя побуждать жену к близости, предварительно не помирившись с нею.
7. Запреты, связанные со святостью, - это то, что касается скромности и обходительности: нельзя быть в близости с женой при свете дня или при свете светильника, под открытым небом или в другом месте, где есть вероятность, что кто-нибудь увидит супругов, но только в доме, где они живут. Близость запрещена в присутствии ребенка, уже начавшего говорить, и в помещении, где находится свиток Торы, если супругов не отделяет от него перегородка; тфилин и святые книги должны в это время находиться в закрытом шкафу или ящике, или же быть под двойным покрытием.
Близость запрещена в состоянии опьянения или физической слабости, в состоянии раздражения и гнева (даже на других людей) или нервной возбужденности; не в сидячем положении и не стоя, но так, как подсказывает природа, и лицом к лицу. Мужчине запрещена близость тогда, когда он сыт сверх меры, и тогда, когда он голоден. Самое лучшее время - в середине ночи, когда пища уже переварилась, но голод еще не пришел.
Не следует слишком свободно вести себя со своей женой и увлекаться разговорами во время близости с нею. Следует сказать ей что-нибудь, что развеселит ее и приведет в хорошее настроение, а затем исполнить с ней заповедь не дерзко, но стыдливо, с таким чувством, будто он исполняет свой долг по отношению к жене и выполняет заповедь своего Творца, чтобы у него были дети, занимающиеся Торой и исполняющие заповеди, данные Израилю.
8. Следует остерегаться поведения, свойственного глупым и невежественным людям. "Мудрецы наши неодобрительно относятся к человеку, который слишком много находится со своей женой и обхаживает ее, словно петух курицу. Такой человек ущербный и ведет себя, словно глупец и невежда. Однако тот, кто ограничивает время своей близости с женой, достоин похвалы, при условии, что он не пропускает предписанных сроков иначе, как с согласия жены" (Рамбам, "Законы о запретных связях", 21).
9. Нужно остерегаться, чтобы не стать "подлецом с разрешения Торы", то есть, пользуясь тем, что Тора разрешила мужу близость с женой и запретила другие половые связи, человек, стремящийся к наслаждениям, может найти возможность погрязть в разврате со своей собственной женой, не нарушая при этом запретов Торы. Чтобы предостеречь от этого, после перечисления всего, что запрещено окончательно и бесповоротно, Тора высказывает еще одно общее положение: "Будьте святыми!" То есть, мы должны отдаляться от всего, что нам разрешено, и уменьшать количество половых сношений и т.п., ограничиваясь лишь тем, что необходимо для исполнения заповеди" (Комментарий Рамбана на Тору, Кдошим).
10. Что касается физического здоровья, то "семя -это физическая сила и сама жизнь человека, и свет его глаз". Поэтому чем больше семени выходит из его тела, тем более ослабляется тело и пропадает жизненная энергия. В мудрости своей сказал Шломо: "Не отдавай женщинам силы своей" (Мишлей, 31:3). Тот, кто не знает в этом меры, старится прежде времени, теряет силу, глаза его слабеют, из его рта и из-под подмышек исходит дурной запах, волосы на голове, брови и ресницы выпадают, в то время как борода и волосы на теле густеют и умножаются, зубы портятся и выпадают, и еще множество хворостей кроме этого приходят к нему. Мудрейшие из врачей сказали: "Лишь один из тысячи умирает от болезней, а остальные - из-за половых излишеств". Поэтому если человек хочет прожить благополучно свою жизнь, он должен быть в близости со своей женой только тогда, когда чувствует, что тело его здорово и в полной своей силе..." (Рамбам, "Законы об отношениях человека с человеком", 4).
11. Если врач запретил женщине иметь детей, так как это грозит ее жизни, следует обратиться к авторитетному раввину за указанием, как вести себя супругам, чтобы не преступить законов Торы и не подвергнуть опасности человеческую жизнь.