Трума, маасер, хала
Трума, маасер, хала
И сказал Б-г А барону: "Средь земель их ничего не унаследуешь, и доли не будет тебе между ними, — Я -доля твоя и наследие твое в среде сынов Израиля" (Бемидбар, 18:20).
Мышцей напряженной вывел Всевышний воинства Израиля из дома рабства, из Египта, и мышцей напряженной привел их к священным пределам земли, обещанной им в наследие, и Он Сам, Царь их, прогнал от лица их враждебные им народы и распределил между ними всю область их владений. И все же только девять колен взяли свое наследие, а одно из них — колено Леви — вообще не получило наследства. Оно, колено Леви, свято для Всевышнего. Оно — маасер (десятина) для Всевышнего, отделенный от колен Израиля. (Остальные колена Реувена, Гада и половины колена Менаше — поселились на землях царей Сихона и Ога к востоку от реки Иордан, и их владение не освятилось в такой полной мере, как Земля Израиля к западу от Иордана). В чем же смысл этого маасера, маасера людского, десятины от колен Израиля?
Весь Израиль достиг земли своего наследия и овладел ею, теперь один занимается строительством своего дома, другой работает на своем поле, третий — в своем винограднике, четвертый — в своем саду; милое, желанное наследие, требующее огромной работы, труд на котором проникнут святостью, и все это требует полного напряжения всех сил - а Тора, что станется с ней? Когда они теперь освободятся настолько, чтобы потрудиться и в ней и заняться работой согласно тому предназначению, которое возложено на них?
Весь народ не в состоянии все свое время посвящать исполнению своего предназначения, "священнослужению", возложенному Всевышним на него как на "державу кованым служителей". Ведь во время пахоты надо пахать, во время сева - сеять, во время жатвы - жать, и т.д. И все-таки весь народ, целиком, не оставляет своего предназначения и служения и не забывает о них даже на краткий миг, даже тогда, когда каждый занимается Своим полем или виноградником. Как же он это делает?
Одно из колен, а именно колено Леви, лишается своего наследия, его долю - и поля, и виноградники - делят между собой остальные колена и обрабатывают точно так же, как свою собственную, а когда земля приносит урожай, они делятся им с безземельным коленом Леви. Самые первые плоды нового урожая приносят в Храм, и отдают той смене священнослужителей коганим, которые тогда служат в Храме; труму, "возношение" с гумна отдают всем остальным кочанам во всех пределах Земли Израиля, а маасер (десятину) - левитам. У них нет земельного владения, и нечего им обрабатывать и охранять, но в пропитании и они тоже нуждаются, и их снабжают все остальные евреи. А они, сыны Леви, "наставляют в законах Твоих Яакова, и в Торе Твоей — Израиль": возглавляют суды во всех пределах Израиля. Они — раввины, судьи, писцы и учителя, обучающие детей, они занимаются всеми общественными делами во всех поселениях Израиля.
"Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет", и отдал Он ее в пользование сынам человеческим только при том условии, что будут они на ней исполнять волю Его, отличая священное от будничного.
Множество заповедей даны Израилю, чтобы напомнить ему о его предназначении и предостеречь от гордыни и неблагодарности. Среди этих заповедей отделение от сельскохозяйственных продуктов трумы для коганим и маасера для левитов.
Тора заповедала нам отделять труму и маасер по своей воле, со своего поля или в своем доме, из кладовой и амбара, когда его не видит никакой блюститель порядка или судебный исполнитель, а только один Всевышний.
Заповедь отделения трумы и маасера дана не ради пользы тех, кто их получает, но ради пользы тех, кто их отделяет: чтобы весь Израиль помнил Б-га своего Всесильного, Который дал ему наследие его. Поэтому каждый обязан своими собственными руками отделять тру-му и маасер со своего гумна и из своего винного погреба, или же поручать доверенному лицу, которое это сделает в полном соответствии с желаниями хозяина. Суть этой заповеди именно в отделении. Совершая это отделение, еврей как бы говорит Б-гу своему Всесильному: "Земля моя, наследие мое - это Твое, и урожай, что она дает, — Тзой, из-за любви Твоей к Израилю и из жалости к народу Твоему отдал Ты нам эту желанную землю, чтобы питались мы плодами ее. Вот я отделяю то, что Ты повелел мне, и с Твоего разрешения буду питаться остальной частью".
Что же говорит нам Всевышний? "Отделяйте труму от плодов этой земли, и да будет она дозволенной в пищу коГаним, стоящим предо Мною, чтобы служить Мне, а остальная часть будет дозволенной в пищу всем остальным людям — после того, как они возблагодарят и благословят Того, Кто сделал их хозяевами этой части".
Получается, что и коганим, питающиеся тру мой, и остальные евреи, питающиеся обычной, будничной пищей, удостаиваются получать свою пищу с высокого стола: рукой Всевышнего дается каждому из них его доля.
Однако если евреи не исполняют приказ Царя и не разделяют, как Он заповедал, между священной трумой и будничным — все, что произрастает на этой земле, так и остается принадлежащим Всевышнему. Поэтому плоды земли, от которых не отделена трума, запретны и для колена и для простого еврея.
Отсюда мы видим, что пока трума не отделена, весь урожай уподобляется тому, что посвящено Небесам. С того же момента, когда трума отделена, она становится по отношению к тому, что посвящено Небесам, как будничное, но продолжает оставаться священной по отношению к остальной пище простых евреев, и потому труму могут есть только коганим.
Пока еврей не отделил труму и не исполнил тем самым волю Всевышнего, - не подобает, чтобы священное имущество стало ему дозволенным и превратилось в будничное. С того же момента, как он освятил себя и исполнил заповедь своего Творца, он становится достойным того, чтобы священное имущество стало для него дозволенным и превратилось в будничное. Значит, все зависит от отделения трумы.
И благословение произносится именно на отделение, а не на отдачу колену. Разделяя между священным и будничным, еврей и сам в этот момент отделяется от будничного, облекается в святость и благословляет: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам отделять труму и маасер". Именно благодаря отделению трумы и маасера еврей приобретает право пользоваться этими плодами земли.
Поэтому если кто-нибудь отдаст весь свой урожай колену, он этим не исполнит заповеди. И все время, пока сам коген не отделит для себя труму, эти плоды ему запрещено есть точно так же, как и до передачи ему. С этим урожаем еще не выполнена его заповедь, и он остается священным имуществом. Все обязаны исполнять заповедь об отделении трумы — и простой еврей, и левит, и коген.
Итак, суть заповеди отделения трумы и маасера, исполнять которую было повелено Израилю, это не уплата подоходного налога и не подаяние тому, кто в этом нуждается. Это исполнение воли Творца, признание того, что и земля, и благословение ее — во власти Всевышнего. Он сотворил землю, и Он отдал ее тому, кого нашел достойным ее.
В два года семилетнего цикла, третий и шестой, еврей обязан отделять от плодов земли маасер для "бедняка, и пришельца, и сироты, и вдовы". И это вдобавок к труме для когена и "первому маасеру" для левита. Так же, как в случае с тру мой и "первым маасером", если этот маасер не был отделен, все продукты называются тевель и запрещены к употреблению даже тогда, когда трума и "первый маасер" уже были отделены от этих продуктов. -
"Ибо не исчезнет бедняк из среды твоей". Случается, что человек в момент нужды продает свое владение, унаследованное им от предков, и оно не вернется к нему раньше, чем наступит Юбилейный год; или принимает иудаизм чужой человек, праотцы которого не получили удела в Стране Израиля; или сирота, или вдова, которые не могут работать на принадлежащем им поле, и оно зарастает сорняками... Предупреждает Тора: не забывай пришельца, сироту и вдову, и вообще всякого бедного еврея, у которого нет владения, которое кормило бы его. Когда ты ешь хлеб этой земли, знай, что и земля, и все, что ее наполняет, принадлежит одному только Всевышнему, и пищу Он приготовил для всех Своих созданий. Если у бедняка в его доме нет пищи, значит она находится в твоем доме. Эта пища не твоя, она предназначена для пропитания бедняка, и когда ты отдаешь ему его маасер, то не милостыню, не пожертвование ты даешь ему, но лишь возвращаешь принадлежащее ему. И когда ты возвращаешь ему то, что принадлежит ему, это надо делать доброжелательно, как возвращают хозяину вещь, взятую на хранение.
И в этой заповеди главное — отделение: ты обязан отделить долю бедняка, и тогда Всевышний обратит к тебе лицо Свое и отдаст тебе всю остальную часть твоего урожая. Колену принадлежит право первым взять свою долю, левиту - после него, бедняку, пришельцу, сироте и вдове— после них, и лишь после этого, в последнюю очередь -тебе. Актом отделения ты демонстрируешь свое признание того, что "Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет", и что все дается только из руки Его.
Хотел Всевышний, чтобы приобрел себе Израиль Тору и исполнение заповедей, и потому поручил богатым заботиться о пропитании бедняков, а трудящемуся люду - о пропитании изучающих Тору, чтобы и те, и другие приобрели себе и этот, и будущий миры.
Человек, который трудится на земле, неизбежно меньше занимается изучением Торы. Но когда он сближается с левитом и делает его своим учителем и наставником, то предохраняет себя от опасности изменить Всевышнему, забыть Тору и Того, Кто дал ее.
И все-таки этого недостаточно, чтобы утолить жажду души земледельца к Торе, чтобы напоить ее из родников Торы. Работы у него много, а времени мало. Но разве одним только левитам дал Всевышний Свою Тору? Разве только им одним дано насытиться, насладиться ее благом, погрузиться в ее глубины и постичь ее тайны. А для остального народа это остается недостижимым?
Всевышний дал всему Израилю еще некоторые заповеди, исполняя которые каждый может стать свободным человеком — свободным на время от ига тяжкого труда - и посвятить освободившееся время Торе и искреннему служению Всевышнему. Эти заповеди превращают земледельцев в кладези премудрости и в знатоков Торы, словно они никогда в жизни ничем другим, кроме нее, и не занимались.
Какие же это заповеди? Это - суббота и праздники, когда не делается никакая работа; субботний год (шми-та) и Юбилейный год, данные для того, чтобы земля отдохнула от всякой работы на ней, а евреи — прекратили всякую сельскохозяйственную работу; "второй маасер" и пета рвай, которые приносили в Иерусалим.
Что же такое "второй маасер" и нета рвай?
В первый, второй, четвертый и пятый годы из каждых семи лет, кроме тру мы для кованым имаасера для левитов, отделяют "второй маасер". Его не надо отдавать кому бы то ни было, но следует доставить в Иерусалим, или же выкупить деньгами, и эти деньги доставить в Иерусалим и купить там праздничную еду, которая должна быть съедена там вместо этого маасера.
И так же, когда еврей насаждает виноградник или фруктовый сад, или сажает любое фруктовое дерево, или прививает его ветвь к другому дереву того же вида, чтобы улучшить его, плодами, которые дало дерево в первые три года, ему запрещено пользоваться. В четвертый же год он должен собрать плоды (которые называются нета рвай), доставить в Иерусалим и съесть их там в чистоте, в весельи, с пением и благодарностью Всевышнему.
Для чего все это? Чтобы каждый, кто идет в Иерусалим изучать там Тору, был обеспечен продовольствием.
Итак, из всего сказанного мы видим, что урожай разрешается к употреблению не раньше, чем хозяева отделят от него труму для колена (которая, по Торе, не имеет определенной меры, и каждый может отделять столько, сколько сердце ему подскажет, и даже одно пшеничное зерно разрешает весь стог, но мудрецы ограничили труму 1/50 частью урожая), "первый маасер" для левита (который, как говорит само его название, является 1/10 частью урожая), и "второй маасер", чтобы съесть его в Иерусалиме. В те же годы, когда нет "второго маасера" - в третий и шестой — вместо него отделяют "маасер бедных" и отдают беднякам и пришельцам, "чтобы ели они в воротах твоих и насыщались".
Теперь из-за грехов наших Храм разрушен и исчезла чистота, нет у нас ни колена за работой его, ни левита за песнопением его. А всякий кгген, который осквернился, более не в состоянии очиститься, чтобы есть труму и то, что посвящено Святости. Заповедь отдавать труму и маасер сейчас не может быть исполнена, потому что если бы мы решили отдать труму и остальные положенные дары, все равно нет такого колена, который мог бы их есть. Однако из-за этого мы не станем отменять заповедь отделения потому, что отделение не зависит от последующей передачи колену. Это самостоятельная заповедь.
Отделяя труму и маасер, Израиль свидетельствует, что все дела рук наших, все плоды трудов наших,, весь урожай земли нашей — все дано нам рукой Всевышнего: "Б-гу принадлежит земля и все, что ее наполняет", и весь труд наш посвящен Всевышнему!
Это свидетельство не потеряло своей силы и в наши дни. Наоборот, мы обязаны укреплять в среде нашей исполнение этой заповеди и таким образом исправить то, что повредили в прежних поколениях. Тогда, в прежние поколения, земля, сочащаяся медом и молоком, была отмечена благословением — и все же наши предки грешили и не воздавали благодарности за это, и перестали исполнять те заповеди, которые дал им Всевышний в отношении их земли и рождаемого ею огромного урожая.
Сегодня же, - хотя земля наша все еще не благословлена, все-таки мы воздаем благодарность Всевышнему и благословляем Его за эту добрую землю. Дорога нам и любима наша земля, остающаяся верной нам даже в запустении — она не отдала своих благ захватчикам-чужеземцам. Словно в пустыне жили они на ней, она все ждала и ждала нас, и сейчас все еще ждет. И мы благодарны Всевышнему за то, что дал Он нам эту землю, несмотря на то, что она все еще остается в запустении. И каждый плод, который наша земля приносит, дорог нам и любим, и священен для нас. И для того, чтобы не нарушить его святости, мы отделяем то, что нам заповедано Всевышним, и едим то, что нам после этого остается.
В исполнении заповеди отделения трумы и маасера в наше время есть аспект, придающий этому большую значимость, чем во времена Храма: ведь все, что мы при этом отделяем от урожая, посвящено Небесам и не доставляет нам никакой непосредственной выгоды, никакого удовлетворения. Никто не получает от исполнения этой заповеди никакой пользы. Так зачем же отделяют? Чтобы исполнить приказ Творца, данный нам, и чтобы сделать чистыми наши дела и чтобы мы тем самым удостоились вскорости, в наши дни восстановления Храма, когда мы сможем исполнить эту заповедь в самой полной мере, так, как нам предписано Торой.
Итак, и в наши дни в Стране Израиля продолжает исполняться заповедь отделения трумы и маасера и все настоящие евреи крепко держатся за нее.
КАК ОТДЕЛЯТЬ ТРУМУ И МААСЕР
1. Всякая пища, сделанная из растения, выросшего в пределах Страны Израиля, подлежит отделению трумы и маасера. Однако пища для животных свободна от отделения. Те виды пищи для животных, которые люди едят в голодные года, подлежат отделению трумы и маасера.
2. Если точно известно, что от данных плодов земли ничего еще не было отделено, то перед совершением заповеди произносится благословение: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам отделять труму и маа-сер". Если точно неизвестно, но есть сомнение в том, что все было отделено — отделение производится без благословения.
3. Отделяют "великую труму", "первый маасер", "труму маасера" и "второй маасер" или "маасер бедных".
4. "Великая трума" отделяется первой и принадлежит коганим. Ее размер точно не определен, и даже отделив одно пшеничное зерно, можно пользоваться всем урожаем.
5. Трума, отделяемая в наше время, не может быть использована, поэтому ее сжигают или закапывают в землю. Причина этого в том, что есть ее можно только при условии, что и сама она чиста, и кованым, которые едят ее, тоже чисты. В наше же время, когда нет у нас Храма, все мы нечисты трупной нечистотой, и тот, кто однажды осквернился трупной нечистотой, более не может очиститься. Следовательно нет сегодня ни одного человека в мире, которому было бы разрешено есть труму. С другой стороны, запрещено пренебрежительно обращаться с тру -мой, поэтому в наше время отделяют для трумы совсем маленькую часть продуктов и сжигают ее, или закапывают в землю, или уничтожают ее каким-либо другим способом.
6. Трума, отделяемая от растительного масла, годится для освещения, и ее можно отдать колену, чтобы он использовал ее таким образом. Также можно отдать ее для освещения синагог и помещений, где учат Тору, потому что там обычно присутствуют коганим.
7. "Первый маасер" отделяется во вторую очередь и принадлежит левитам. О его размере говорит само его название - маасер, "десятина", 1/10 часть продукта, и этот размер определен самой Торой.
8. "Трума маасера" отделяется третьей и также принадлежит колену. Она - маасер, отделяемый от маасера левита, и составляет таким образом 1/100 часть всего продукта в целом. Святость "трумы маасера" равняется святости "великой трумы', и потому ее нельзя есть в состоянии нечистоты. Для нее также нет никакого применения в наше время, и ее сжигают или закапывают в землю.
9. Если маасер отделяется от настоящего тевеля и отдается левиту, только он сам может отделить маасер от маасера, поэтому простой еврей не должен этого делать, но просто отдать весь маасер левиту, который уже сам отделит труму маасера.
10. "Второй маасер" или "маасер бедных" отделяется четвертым. Эти два маасера никогда не отделяются вместе: либо один, либо другой. В первый, второй, четвертый и пятый годы семилетья отделяют "второй маасер", в третий и шестой — "маасер бедных". Размер их также определен Торой, о нем говорит само их название "десятина", т.е. 1/10 часть того, что остается после предыдущих отделений.
11. "Маасер бедных" принадлежит бедным.
12. "Первый маасер" после отделения от него "трумы маасера" (как сказано в п.8), а также весь "маасер бедных" целиком не имеют святости и разрешены для еды любому человеку - колену, левиту и простому еврею в любом состоянии чистоты или нечистоты человека и самого продукта. Однако же по заповеди "первый маасер" следует отдавать левиту, а "маасер бедных" бедняку. Они являются достоянием левита и бедняка, и если его не отдают тем, кому он принадлежит, это настоящий грабеж левитов или бедных.
13. С тех пор, как был разрушен Храм и прекратилось служение в нем кованым и левитов, нет у нас более родословных книг, и пока не придет пророк ЭлияГу, чтобы восстановить происхождение каждого еврея и родословную его предков, каждый еврей может потребовать от левита, требующего свой маасер, доказательства того, что он действительно левит. До тех пор, пока левит не представит этих доказательств, еврей не считается грабителем, если он задерживает у себя маасер левита и сам ест его.
14. Человек имеет право на "маасер бедных" только тогда, когда все его достояние, которое он не тратит на ежедневное свое пропитание, в наличных деньгах и движимом имуществе, составляет меньше, чем "двести зу-зов" — капитал, достаточный для того, чтобы кое-как пережить один год. Если же он имеет двести зузов в деньгах или в ценностях, то на "маасер бедных" он не имеет права. Большинство бедных в наше время приравниваются к тем, у кого есть двести зузов: то есть если такой бедняк продаст все свое движимое имущество, которое он обычно не использует для ежедневного пропитания, на полученные деньги он сможет просуществовать худо-бедно один год. Если же он утверждает, что таких средств у него нет, он должен это доказать. Поэтому тот, кто задерживает у себя и использует также и "маасер бедных", не может быть обвинен в грабеже бедняков: он освобождает себя от обязанности отдать его по закону: тот, кто желает у него получить этот маасер, сам должен привести доказательства того, что он имеет на это право.
15. Для того, чтобы исполнить заповедь омаасере наилучшим образом, следует договориться с каким-нибудь левитом (или с несколькими) и выкупить у них заранее маасер своих плодов на весь год вперед за сумму, равную стоимости 9% всех плодов, которые он обычно съедает за год, зная наверняка, что ранее маасер от них не отделялся. Точно так же следует договориться с каким-нибудь бедняком (или несколькими), самым обездоленным, и откупить у него весь "маасер бедных" на целый год вперед. Можно также деньги, разделяемые между бедными в качестве милостыни, считать ценой "маасера бедных".
16. Еврей, который не стремится исполнить эту заповедь наилучшим образом, отдав левитам и бедным причитающиеся им маасеры, но хочет использовать для своей пользы плоды, неизвестно кому принадлежащие, обязан отделить от своих плодов труму и маасер, безразлично, знает ли он наверняка, что от них ничего отделено не было, или просто сомневается в этом.
Если плоды земли куплены с поля или из сада и точно известно, что от них ничего еще не было отделено, то необходимо отделить все, что полагается, потому что если хоть одно из необходимых отделений не было произведено, все это тевель, который строго запрещено использовать в качестве пищи.
Если точно неизвестно, были ли отделены все необходимые отделения, следует также отделить все тру мы и все маасеры, чтобы избавиться от сомнения, не запрещены ли эти плоды. Ведь на этом теряется лишь чуть больше одного процента продукта - сжигаемого или закапываемого из-за сомнения относительно "великой трумы" и "трумы маасера", но зато это приводит в порядок все продукты. Стоит потерять так мало, для того, чтобы избавиться от сомнения запрещенное™!
17. "Второй маасер" согласно Торе должен быть доставлен в натуре или в виде денежного эквивалента в Иерусалим и его следует съесть там в состоянии чистоты, внутри стен священного города. Теперь же, когда нет у нас Храма, нам остается только выкупить этот маасер.
Святость маасера переходит в этом случае на деньги, которыми его выкупают, а сами плоды становятся разрешенными к еде для их хозяев там же, в местах их нахождения.
18. Каким образом выкупают "второй маасер"! Во времена существования Храма еврей, желая выкупить принадлежащие ему плоды, отделял деньги, равные стоимости "второго маасера" от этих плодов, и прибавлял к ним еще "пятую часть" (не 1/5 от их стоимости, а "пятую четверть", кроме четырех уже имеющихся, то есть 25% общей стоимости, вместе с первоначальными 100% образующую 5/5 частей всей суммы); если же плоды не принадлежали ему, он выкупал маасер по его стоимости, не прибавляя "пятой части". Деньги эти он приносил в Иерусалим и покупал на них еду и напитки, которые он съедал и выпивал там, находясь в состоянии чистоты.
И вот еще один закон: наши мудрецы, заботясь о том, чтобы достояние евреев не пропадало попусту, постановили, что можно выкупить все плоды, составляющие "второй маасер" только на одну пруту. Прута — это денежная единица, которая определяется Торой и равняется стоимости кусочка чистого серебра величиной с половинку ячменного зерна. Один грамм - это примерно вес 15 ячменных зерен. Стоимость пруты, упоминающейся Торой, — это самая мелкая из денежных единиц Торы, обладающая покупательной способностью. Стремясь к облегчению выкупа "второго маасера" в наше время, мудрецы сказали, что можно оценить стоимость всего своего "второго 'маасера" не больше, чем равной одной пруте Торы, и выкупить его на эти деньги. При таком выкупе плоды становятся будничными, разрешенными к употреблению, а святость с них переходит на эту пруту.
Поэтому сейчас принято выделять какую-нибудь монету для выкупа "второго маасера" и использовать ее для этого столько раз, сколько прутот Торы содержится в ее стоимости.
19. Монета, выделенная для выкупа "второго маасе-ра", после первого же раза исполнения этой заповеди становится священной: на нее переходит святость "второго маасера", поэтому она должна быть отделена от других монет и ее нельзя использовать для обычных будничных нужд.
20. Сейчас, в наше время, весь "второй маасер" выкупается всего-навсего одной прутой Торы, и даже если будет прибавлено к плодам еще 25% их количества — все будет выкуплено той же прутой, потому что по отношению к деньгам нет различия в том, будет ли прибавлена "пятая часть" или нет, выкупает ли еврей свои собственные плоды или чужие, выкупает ли он на свою собственную монету или на монету другого еврея (маасер другого еврея можно выкупить только с его разрешения и при условии, что он выделил специально для этого монету); однако с точки зрения правильного выполнения выкупа маасера есть различие в том, выкупаются ли собственные плоды или чужие (с разрешения их хозяина), выкупается ли маасер на собственную монету или на монету, принадлежащую другому.
Выкупающий свои плоды на свою монету говорит: "Второй маасер", который есть у меня, вместе с его "пятой частью" пусть будет выкуплен прутой, которую я предназначил для выкупа "второго маасера".
Выкупающий на монету, принадлежащую его товарищу, говорит: "Второй маасер", который есть у меня, пусть будет выкуплен прутой, входящей в стоимость монеты, которую такой-то, сын такого-то предназначил для выкупа "второго маасера".
21. Выкупающий плоды "второго маасера" произносит благословение: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам выкуп "второго маасара"^. Если есть сомнение в том, был ли отделен от этих плодов маасер или нет, их выкупают без благословления. Сефарды вообще не произносят благословения на выкуп маасера.
22. Когда выкуп маасера был произведен столько раз, сколько прутот содержится в данной монете, незачем брать новую монету для выкупа будущих маасеров. Поступают следующим образом. Берут мелкую монету или часть пищи, стоящую одну пруту Торы, и выкупают на это предыдущую монету - всю, кроме одной пруты, которая специально оставляется в той монете во всей святости "второго маасера". Во время этого говорят следующее: "Тяжелая прута" второго маасера", находящаяся в монете, которую я предназначил для выкупа "второго маасера", пусть остается "вторым маасером". Остальное же пусть будет выкуплено вместе с пятой частью его на эту монету (или на этот плод) ".
В момент выкупа на новую монету или на плод переходит святость "второго маасера", и их следует уничтожить, чтобы никто более не воспользовался ими для будничных целей: монету разбивают на куски, расплавляют на огне или бросают в море, плод тоже уничтожают каким-либо способом. Первая же монета освобождается, чтобы снова начать ею выкуп "второго маасера" и это можно делать столько раз, сколько прутот в ней содержится, кроме оставленной в ней "тяжелой пруты ". Когда же она будет снова использована полностью, выкуп ее на более мелкую монету повторяется, и снова оставляется в ней одна "тяжелая прута" в святости "второго маасера", и все начинается сначала.
В первой монете "тяжелую пруту" оставляют в полной святости "второго маасера" для того, чтобы в случае, если "второй маасер" окажется стоящим меньше одной пруты, первая монета включала бы его стоимость. Ибо то, что стоит меньше одной пруты, не выражается деньгами и не может быть выкуплено на деньги — кроме того случая, когда деньги уже включены в стоимость по меньшей мере одной пруты.
23. В субботний год, шмиту, когда земля не обрабатывается, поля, владельцы которых соблюдают святость субботнего года и объявляют свои плоды безхозным имуществом, свободны от отделения маасеров. Следующие за ним годы семилетья - первый, второй, четвертый и пятый являются годами отделения "второго маасера", а третий и шестой - годы "маасера бедных"; седьмой же год снова является годом шмиты, и т.д.
24. С урожая полей, которые обрабатываются в год шмиты с разрешения мудрецов, отделяют все, что положено, только вместо "второго маасера" отделяют "маасер бедных".
25. С плодов, свободных от отделения маасера, нельзя снимать маасер за плоды, подлежащие его отделению, и так же - с плодов, подлежащих отделению маасера, нельзя снимать его за плоды, свободные от него. Не отделяют маасера с плодов, безусловно подлежащих отделению его, за плоды, о которых это точно неизвестно, и так же с плодов, необходимость отделения маасера от которых сомнительна, за плоды, безусловно подлежащие его отделению. Не отделяют маасер с плодов одного года за плоды другого года; в том случае с плодов каждого отдельного года снимают отдельный маасер.
26. Для определения того, какой маасер — "второй" или "бедных" — должен быть отделен с данных плодов, и того, к какому году относятся данные плоды, решающим является не время отделения маасера, но то, в какое время плоды созрели. Потому что одни плоды начинают созревать раньше, другие позже и созревают одни быстрее, другие медленнее. Например, начало года для злаковых, бобовых, всех видов овощей и зелени -1 тишрей, для древесных плодов - 15 швата.
Все злаковые, бобовые, оливы и виноград считаются созревшими тогда, когда созрели на одну треть полной зрелости, то есть когда они выросли на одну треть своей максимальной величины. Поэтому злаки и бобовые, созревшие на одну треть до Рош-Гашана, считаются относящимися к плодам прошедшего года; если же они созрели на треть уже после Рош-Гашана, то это плоды нового года. Так же оливы и виноград: созрели на треть до 15 швата - считаются старыми, после 15 швата - это уже новые плоды.
Рис, просо, мак и кунжут отличаются тем, что только момент их полного созревания определяет отделяемый от них маасер: если они созрели до Рош-Гашана, то это старые плоды, после Рош-Гашана — новые.
Овощи определяются для маасера моментом их сбора, и их "Новый год" 1 тишрей.
Для этрога определяющим также является момент его сбора, но его "Новый год" 15 швата.
Относительно всех остальных цитрусовых есть сомнение: приравниваются ли они к этрогу или к остальным древесным плодам.
27. Если маасер отделяют от плодов, относительно которых неизвестно, к какому году они относятся и какой маасер следует от них отделять, то следует снять "второй маасер" и добавить следующее условие: если следует отделять "маасер бедных", то пусть это будет 'маасер бедных", и нужно — из сомнения — выкупить "второй маасер" на одну пруту из специально предназначенной для этого монеты.
28. Если плоды куплены в двух разных местах, или в одном месте два раза спустя некоторое время, нужно отделить маасер с каждой покупки отдельно.
29. В день, предшествующий празднику Песах четвертого года семилетья, необходимо очистить свой дом от всякой трумы и всякого маасера, оставшихся в нем от предыдущих трех лет семилетья. Это делается так. Плоды, с которых еще не был снят маасер, подвергаются отделению сейчас; "великую труму" и "труму маасера" тут же сжигают или закапывают в землю; "первый маасер " отдают левиту, а "второй маасер" - бедняку; "второй маасер" выкупают на одну пруту, а монету, предназначенную для этого, выкупают всю целиком за более мелкую монету без оставления "тяжелой пруты" ее 'святости, вторую же, мелкую, монету немедленно уничтожают — разбивают, переплавляют на огне или бросают в море, а первая, большая монета становится полностью будничной.
30. Точно так же поступают в канун праздника Песах седьмого, субботнего года, когда дом очищается от маа-серов четвертого, пятого и шестого годов семилетья, а монету, на которую была выкуплена та, что ранее предназначалась для выкупа "второго маасера", уничтожают.
31. Время этого очищения дома продолжается от кануна первого до кануна последнего дня праздника Песах (в четвертом и седьмом годах семилетья). Если же хозяин не нашел левита или бедняка, чтобы отдать им их маасеры, он обязан уничтожить их.
32. Если это время прошло, но хозяин не очистил дом свой от маасеров, он преступил заповедь Торы, и обязанность очищения дома от маасеров продолжает постоянно лежать на нем.
33. Мы уже говорили, что сначала отделяют "великую труму", потом "первый маасер", потом (если не отдают левиту "первый маасер", а оставляют его для себя) — "труму маасера99, а затем от оставшегося отделяются "второй маасер" или "маасер бедных". Но сказали мудрецы, что можно отделить все за один раз, и для этого они установили общую формулу отделения, приводящуюся ниже.
Берут часть плодов, немного большую, чем 1/100 часть их общего количества, отделяют ее от остальных плодов и говорят:
То, что превышает одну сотую имеющегося здесь, — это "великая трума" с северной стороны его. Одна сотая, имеющаяся здесь, вместе с еще девятью такими же частями с северной стороны плодов, — это "первый маа-сер". Та одна сотая, которую я сделал "первым маасе-ром", — теперь "трума маасера"; а "второй маасер" — с южной стороны плодов, и он вместе с пятой частью его выкуплен на одну пруту в монете, которую я предназначил для выкупа "второго маасера".
Если же есть сомнение в том, действительно ли эти плоды подлежат отделению "второго маасера" или "май-сера бедных", то прибавляют в конце следующее: ...А если нужен "маасер бедных" — то он с южной стороны плодов.
При отделении сразу от большого количества плодов разных видов берут немного больше, чем 1/100 часть каждого вида, и произносят:
То, что превышает одну сотую имеющегося здесь, -это "великая трума" с северной стороны его, каждый вид на свой вид. Эта одна сотая, имеющаяся здесь, вместе с еще девятью такими же частями с северной стороны плодов — это "первый маасер", каждый вид на свой вид. Та одна сотая, которую я сделал "первым маасером", теперь "трума маасера", каждый вид за свой вид; а "второй маасер" — с южной стороны плодов, каждый вид за свой вид, и он — вместе с "пятой частью" его выкуплен на одну пруту в монете, которую я предназначил для выкупа "второго маасера", а если нужен "маасер бедных", то он с южной стороны плодов, каждый вид за свой вид.
Даже тот, кто не очень хорошо разбирается во всех этих законах и слабо ориентируется во всем, что говорит эта формула, произнося все это в момент отделения тру-мы и маасера и желая в душе, чтобы отделение было произведено так, как требует того заповедь, приводит свои плоды в полный порядок, а ту часть — немного большую, чем 1/100 — сжигает или закапывает.
Если совершенно точно известно, что от этих плодов еще ничего не было отделено, то прежде, чем произнести формулу отделения, благословляют: Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам выкупить "второй маасер" и сразу же продолжают дальше:
Этот "второй маасер" вместе с пятой частью его выкуплен на одну пруту в монете, которую я предназначил для выкупа "второго маасера".
33. Можно отделять труму и маасер, а также выкупать "второй маасер" не самому, но перепоручая это другому человеку — взрослому мужчине или взрослой женщине.
34. В субботу и праздники производить эти отделения нельзя, а если кто-либо преступил этот запрет и отделил труму и маасер, то ему запрещено есть плоды вплоть до исхода субботы или праздника.
ОТДЕЛЕНИЕ ХАЛЫ
Отделение тру мы и маасера - крайне важная заповедь и в наше время тоже, и все-таки заповедь отделения халы от теста еще более важна. В чем же ее важность? В том, что ее исполнение обязательно также и за пределами Страны Израиля. А почему постановили мудрецы наши отделять халу и за пределами Страны Израиля? Чтобы учение о хале не забылось в нашем народе. Ведь исполнение этой заповеди отдано в руки каждого еврея и каждой еврейки - безразлично, есть ли у них земельное владение, или нет - и нет такого еврейского дома, в котором бы не предоставлялась возможность исполнить эту заповедь в течение круглого года.
Награда каждому, кто исполняет заповедь отделения халы, очень велика. Потому что он исполняет то, что сказано в Торе: "Не отклоняйся от того, что поведуют тебе, ни вправо, ни влево" (Дварим, 17:11). И еще потому, что отделяя халу, еврей наглядно показывает, что с нетерпением ждет избавления Израиля и уже сегодня приучает себя к исполнению того, что завтра, с приходом Машиаха и с возвращением сынов Израиля в свою страну, должен будет делать.
КАК ОТДЕЛЯТЬ ХАЛУ
1. Подлежит отделению халы тесто, замешанное из муки пяти видов злаковых: пшеницы, ячменя, полбы, ржи и овса.
2. Отделяющий халу произносит благословение: "Благословен Ты, Б-г Всесильный, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам отделять халу" (а сефарды говорят "...отделять халу-труму"). Сразу же после благословения отделяют кусочек теста величиной с маслину и говорят: "Вот, это — хала", и немедленно сжигают ее или помещают в такое место, где никто не найдет ее и не съест по ошибке. Потому что есть халу имеют право только священнослужители, находящиеся в состоянии чистоты, а в наше время все нечисты трупной нечистотой и не могут избавиться от нее вплоть до того времени, когда будет восстановлен Храм — вскорости, в наши дни!
3. От теста отделяют халу если оно содержит 1680 г муки, замешанной на воде и предназначается (целиком или частично) для испечения в печи или на сухой сковороде. Если муки больше, чем 1248 г, но меньше, чем 1680 г или если тесто замешано на яйцах, растительном масле или фруктовых соках, или если тесто предназначено целиком для варки в посуде или для жарки на растительном масле и оно крутое, то халу отделяют без благословения. Однако если в тесте меньше 1248 г муки, от него не надо отделять халу.
4. От вермишели и мелких макарон халу не отделяют.
5. Если тесто сделано из муки, смешанной из всех пяти видов злаков, от него отделяют халу. Однако же если прежде мука каждого вида была замешана отдельно, то для отделения халы разные виды теста могут быть соединены лишь следующим образом: тесто из пшеничной муки соединяется только с тестом из муки полбы, тесто из ячменной муки соединяется со всеми остальными видами, кроме пшеничного теста, тесто из полбяной муки соединяется со всеми остальными видами, овсяное тесто соединяется с ячменным или полбяным, ржаное тесто соединяется лишь с ячменным или полбяным. Все остальные комбинации из двух видов теста (даже если оба теста слеплены вместе очень хорошо) свободны от отделения халы, разве что в каждом из них в отдельности есть необходимое количество муки.
6. Различные виды теста могут быть соединены вместе, чтобы образовать достаточное количество для отделения халы только тогда когда они слепляются так плотно, что невозможно одно отделить от другого без того, чтобы не захватить часть второго теста. Но если их можно разделить, и одно не уносит с собой часть второго, они рассматриваются как два отдельных куска теста и не подлежат отделению халы до тех пор, пока в каждом из них в отдельности не будет необходимого количества муки.
7. Если маленькие булочки были испечены вместе и в процессе выпечки слиплись, или даже были испечены врозь, но затем они сложены в одну посудину, способную скрыть в себе всех их одновременно, они соединяются вместе для халы, которая отделяется уже после выпечки теста.
8. Если имеются два (или больше) куска теста одного вида, достаточные по размеру для отделения халы от каждого из них, можно отделить халу только от одного из них на все куски теста сразу, но нужно сложить эти куски теста один подле другого.
9. Если от куска теста, достаточного для отделения халы, забыли ее отделить до выпечки, то отделяют после выпечки и произносят благословение (если теста достаточно для этого).
10. В субботу халу отделять нельзя; в праздник халу отделяют только от того теста, которое было замешано в тот же день.
11. Если накануне субботы или праздника забыли отделить халу, то в Стране Израиля запрещено есть вплоть до окончания субботы или праздника все, что было выпечено из этого теста. За пределами же Страны Израиля можно есть то, что выпечено, оставив до окончания субботы или праздника некоторую часть, от которой тогда будет отделена хала. Однако нельзя съесть все, что выпечено из этого теста, оставив лишь ту часть, которая будет выступать в качестве самой халы, нужно оставить количество, достаточное для того, чтобы после отделения халы поесть от него.
12. Заповедь отделения халы обязаны исполнять и мужчины, и женщины, но принято, чтобы хала была отделена руками хозяйки дома.