"И на восьмой день будет обрезан"
"И на восьмой день будет обрезан"
Сказал Йегошуа Израилю: Как вы предполагаете войти в Страну Израиля необрезанными? Ведь сказал Всевышний Аврагаму: "И дам Я тебе и потомству твоему после тебя землю, на которой ты проживал" [Брейшит, 17:8] при условии: "А ты союз Мой храни!" [Брейшит, 17:9] (Брейшитраба, 46).
ТАЙНА Б-ГА ОТКРЫТА ТЕМ, КТО БОИТСЯ ЕГО
"И было Авраму девяносто девять лет, и показался Б-г Авраму, и сказал ему: "Я -Б-гШадай; ходи предо Мной и будь совершенным, и установлю Я союз Мой между Мной и тобой, и умножу тебя чрезвычайно. И упал Аврам ниц, и заговорил с ним Всесильный: "Вот союз Мой с тобой, и станешь ты отцом множества народов. И не будешь более зваться Аврамом, но будет имя твое Авралам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И умножу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И осуществлю Я союз между Мной и тобой, и между потомством твоим после тебя на все поколения их, чтобы быть Мне Всесильным Б-гом твоим и потомства твоего после тебя. И дам Я тебе и потомству твоему после тебя землю, на которой ты проживал, всю Землю Кнаан в вечное владение, и буду Я им Б-гом Всесильным". И сказал Всевышний Аврагаму: "А ты союз Мой храни, и ты, и потомство твое после тебя во всех их поколениях. Вот Мой союз, который будете вы хранить между Мной и вами, и между потомством твоим после тебя: да обрежется у вас каждый мужчина. И обрежете вы крайнюю плоть вашу - и будет это знаком союза между Мной и вами. И на восьмой день будет обрезан у вас каждый мужчина во все поколения ваши... И будет союз Мой в плоти вашей, вечный союз! Если не будет обрезан мужчина, — истребится душа его из народа его: Мой союз он расторг!.. И сказал Всевышний: "...Сара жена твоя, родит сына, и назовешь его Ицхак, и осуществлю Я союз Мой с ним, вечный союз потомству его после него..." (Брейшит, гл. 17).
Почему Всевышний дал заповедь обрезания только Аврагаму?
"Тайна Б-га — тем, кто боится Его, и союз Свои объявляет Он им" (Теплим, 25:14). О какой тайне Всевышнего идет речь? - Это обрезание, которое Всевышний не открьш никому от первого человека в течение двадцати поколений, пока не пришел Авралам, которому оно было отдано. Сказал ему Всевышний: "Если ты обрежешься, овладеешь тайной". Что такое "тайна", 110 на иврите? Первая буква о это - 60, вторая 1-6, третья Т - 4, вместе - 70. Сказал Всевышний Аврагаму: "В заслугу за обрезание Я произведу от тебя семьдесят душ ...и дам Израилю Сангедрин из семидесяти старцев... и Моше, который будет учить Тору на семидесяти языках..., и все это благодаря обрезанию" (Ялкут Шимони, Тегилим, 702).
Мир не заслуживал всего этого, пока не пришел Аврагам. Ради Аврагама Всевышний выжидал двадцать поколений. Пришел Аврагам и узнал тайну обрезания и все ценности, скрытые в этой заповеди: семьдесят душ, сошедших в Египет и превратившихся там ко времени исхода в 600000, - это "Б-жье воинство", семьдесят старцев, в своей великой мудрости способных нести на себе этот народ, способных превратить порабощенных слуг фараона в "государство священнослужителей и народ святой", Моше-рабейну, учивший Тору на семидесяти языках и научивший Израиль тому, как вывести источники Торы "наружу", к семидесяти народам мира, вплоть до того, что в конце дней вся земля наполнится знанием Б-га. Все это величие приберегается для АвраГама и его потомства после него в заслугу того, что все они обрезаны во Имя Всевышнего и хранят Его союз. Но и они удостоились войти в этот вечный союз лишь благодаря б-гобоязненности Аврагама, равной которой нет ни в одном поколении. Поэтому сказано: "Тайна Б-га - тем, кто боится Его, и союз Свой объявляет Он им". Почему Аврагам ждал до девяноста девяти лет, чтобы обрезаться? Почему он не сделал обрезания в возрасте сорока восьми лет, когда Всевышний открылся ему? Для того, чтобы не закрывать двери перед прозелитами [ показать пример прозелиту, который может отказываться сделать обрезание, ссылаясь на преклонный возраст]. А почему он не обрезался в возрасте семидесяти пяти лет, когда Всевышний заключил с ним союз? Для того, чтобы Ицхак родился от первой капли, которая выйдет из него после совершения обрезания (Ялкут Шимони, Брейшит, 80).
ЗНАК СОЮЗА
Почему, давая Аврагаму заповедь обрезания, Всевышний открылся ему как "Б-г Шадай"? Раши говорит: "Я -Б-г Шадай" — это значит: Я — Тот, Кто "достаточен" ["дай" на иврите] для каждого создания, и потому "ходи предо Мной, и будь совершенным".
Тот, кто служит Всевышнему, не заключая с Ним союза, возможно, в действительности служит самому себе. Ему хорошо от близости Всевышнего, он служит Ему для сохранения этого блага, которым не желает делиться ни с кем. Он боится, что если другие, приблизившись к Всевышнему как он, заберут у него какую-то часть близости Всевышнего. Ему кажется, что Всевышнего "недостаточно" для всех Его созданий. Он служит, любя только самого себя, и все время, пока ему хорошо от служения, он служит, но если нет — оставляет это служение, ведь он не состоит в союзе!
Но тот, кто служит Всевышнему, состоя с Ним в союзе, запечатленном в самой плоти его и потому нерасторжимом вовеки, все свое служение творит с верой и ради одного только Всевышнего. Каждый, кто вступает в такой союз со Всевышним, никогда не оставит свою веру и никому не будет завидовать. Наоборот, ему хочется поделиться своей верой со всеми и привести их под сень крыльев Шхины, где укрывается он сам. Потому что такой человек состоит в союзе со Всевышним и исполняет волю Всевышнего: Всевышний хочет приблизить к себе все свои создания, и человек, участник союза, хочет того же. "Шадай" - это значит, что Его Б-жественности хватает для всех Его созданий.
Всевышнему не нужно такого мира, который по своему желанию признает Его Б-жественность и по своему желанию отвергает ее. Всевышний желает мира, в котором всегда были бы те, кто поклялись и клянутся Его Именем, в чьей плоти запечатлен союз с Ним, так что даже если они решатся отвергнуть союз на словах, он останется запечатлен на их теле и не будет расторгнут, потому что уже с утробы матери они обрезаны во Имя Всевышнего, и их легко узнать всем обитателям вселенной.
"И будь совершенным". Раби говорил: Велика заповедь обрезания - кто еще так занимался исполнением заповедей, как АвраГам, отец наш, а назван он совершенным только в связи с обрезанием, как сказано: "Ходи предо Мной и будь совершенным" (Недарим, 32а).
Пусть человек исполняет все заповеди, но если нет знака союза между ним и его Б-гом, как можно назвать его совершенным? Если же знак союза запечатлен в его плоти, значит, действительно достиг он полноты и совершенства.
Сказал Всевышний А врагам у: "В тебе нет ничего лишнего, кроме крайней плоти — удали ее, и станешь совершенным" (Брейшит раба, 46).
Сказал Рами бар Аба: Сначала пишется (Аврам), сумма этих букв — 243, потом пишется (АвраГам), сумма этих букв - 248. Это значит, сначала дал ему
Всевышний власть над 243 органами его тела, а в конце (после обрезания) - над всеми 248 органами. Над какими же пятью органами получил Аврагам власть только после обрезания? Над глазами, ушами и над половым членом (Недарим, 326).
Пока АвраГам не был обрезан, он имел полную власть над 243 членами своего тела, но пять вышеперечисленных все же не находились в его власти, потому что человек может видеть, слышать и чувствовать то, что он не желает. Но когда он вошел в союз со Всевышним и освятился Именем Б-га более всех остальных творений Всевышнего, Он дал ему власть и над этими органами, которыми обычно человек не владеет полностью. С этого момента Аврагам получил возможность видеть, слышать и ощущать только то, что сам пожелает, и стал он тогда желанным Б-гу. Поэтому ему было сказано: "И будь совершенным" - совершенным во власти над всеми органами своего тела и совершенным в самом имени своем "Аврагам", сумма букв которого, 248, указывает на полное число его членов.
"И установлю я союз между мной и тобой". Сказал Всевышний Аврагаму: Чем Я могу наградить тебя? Серебро и золото и так есть у тебя, как сказано: "...а Аврам — тяжело нагружен серебром и золотом". Вот что: хватит с тебя того, чтобы быть подобным Мне, как сказано: "И установлю Я союз Мой между Мной и тобой" (Р.Яаков Эмден, Мигдаль оз).
Несмотря на то, что создания бунтуют против Всевышнего, Его оружие всегда с Ним, Он усмиряет их и подчиняет Своей власти. Что же это за оружие Всевышнего? Это союз, который Он заключил с Ноахом после Потопа:
Всевышний больше не позволит человеку полностью погрязнуть в грехах, но прежде, чем мера его грехов переполнится, Он будет взыскивать с него по заслугам, "и более не истребится всякая плоть водами Потопа и больше не будет Потопа, чтобы губить землю".
Пока не пришел А врагам, Всевышний Сам хранил исполнение этого союза с миром. Когда согрешило поколение Вавилонской башни, Он вышел против них, вооруженный Своим оружием, и взыскал с них ранее, чем они успели погубить всю землю. Когда же пришел Аврагам, Всевышний сделал его своим помощником в деле охраны Его союза, опоясал его Своим оружием и сказал ему: "Иди, покоряй мир и подчиняй его себе и Мне для того, чтобы он продолжал существовать. И Я осуществлю Мой союз с ними, и больше не истребится всякая плоть как Я обещал Ноаху".
Чем заслужил Аврагам право носить оружие Самого Всевышнего и вести Его войны, и стать отцом множества народов? Чем заслужили его потомки — все, без исключения - продолжать исполнять это предназначение ради существования всего мира и вести Б-жьи войны вплоть до скончания всех поколений? Заповедью обрезания, которую принял АвраГам на себя и на всех своих потомков, чтобы знак их союза с Б-гом был запечатлен в самой плоти их, союза, нерасторжимого вовеки.
"И упал Аврам ниц". Пока АвраГам не был обрезан, каждый раз, когда Шхина открывалась ему, он падал на землю, но с того момента, как он стал обрезан, когда Всевышний открывался ему, стоял на ногах, как сказано: "А АвраГам — все еще стоит перед Б-гом**. Более того, Всевышний открывался ему, а он сидел, как сказано: "И показался ему Б-г в дубраве Мамре, а он - сидит..." (Мидраш Танхума, Лех леха, 20).
Когда Шхина открывается человеку, плоть которого не обрезана, то как устоять ему? И дух, и душа Авра-гама чисты и покорны воле Всевышнего, но тело его еще не обрезано, и все стремления его остаются такими же, как прежде: глаза смотрят, куда хотят, уши слушают, что хотят, и плотское начало проявляет себя своевольно, будто бы в мире есть две равноправные силы, упаси Б-г! Вот Аврагама достигает глас Всевышнего, и душа волнуется, а тело ощущает приступ ужаса. Душа, покорная воле Всевышнего, может устоять перед Ним, но тело, все еще не вполне покорившееся, шатается и падает.
Когда же АвраГам обрезался и тем самым сделал свое тело покорным воле Всевышнего, и душа его получила полную власть над всеми органами тела, с того момента они стали едиными: и тело, и душа получили силу устоять при откровении им Шхины. Покорность — вот что дает силу устоять!
Поскольку знак союза, запечатленный в плоти евреев, дает им возможность устоять, то он позволяет устоять также всему Израилю в борьбе с его врагами. "Ибо Б-г твой Всесильный проходит по стану твоему, чтобы защитить тебя и отдать врагов твоих в руки твои, так да будет стан твой святым и да не будет замечено у тебя ничего постыдного, чтобы не ушел Он от тебя!" (Дварим, 23:15), потому что не устоять тебе тогда перед твоими врагами!
Если среди евреев, выходящих на войну, есть необрезанные, на Небесах начинают судить: какое различие между ними - ведь и те, и другие необрезанные и плотью, и сердцем? Одни из них многочисленны, другие - малочисленны, так почему нужно отдать многочисленных в руки малочисленных? Но когда все евреи обрезанные, ангелы начинают умолять: Властелин мира, ведь это Твои дети, они состоят с Тобой в союзе, не отдавай же их в руки врагов их! Постой за них в час их беды и помоги им! Поэтому когда ЙеГошуа перевел Израиль через Иордан, он не начал завоевания страны, пока не получил указания Всевышнего обрезать всех тех, кто родился в пустыне и не был обрезан (вернее, обрезаны они были, но не вполне так, как требует закон), чтобы не подвергать опасности их жизнь в условиях пустыни. ЙеГошуа исполнил указание Всевышнего, чтобы знал весь Израиль, что евреи завоюют свою страну, лишь если будут желанны Б-гу. А благодаря чему становятся желанными Всевышнему? <В это время сказал Б-г ЙеГошуа: "Сделай себе острые ножи и снова обрежь сынов Израиля, во второй раз"> (ЙеГошуа, 5:2), чтобы смогли они устоять перед врагами своими.
НАШИ МУДРЕЦЫ ОБ ОБРЕЗАНИИ
Сказал раби Шимон бен Йохай: "Нет у отца никого дороже сына, а он его обрезает! Почему это так?". Сказал раби Нахман бар Шмуэль: "Чтобы исполнить волю Творца своего. Он видит своего сына, истекающего кровью от обрезания, и принимает это с радостью". Сказал раби Ханина: < Более того, он тратит деньги и делает этот день праздником, хотя ему это не приказано. Это имеет в виду Писание: "А я всегда надеяться буду и умножать хвалу Тебе" [Тейшим, 71:14]. Более того, человек занимает деньги и самого себя закладывает, чтобы сделать день этот днем радости (Танхума, Тецавэ,!).
...И когда вошел Давид в баню и увидел себя нагим, воскликнул: 'Торе мне — я стою, наг от заповедей!" Но едва вспомнил об обрезании, что в плоти его, успокоился, и, когда вышел, воспел за это хвалу Всевышнему - псалом о заповеди, исполняемой на восьмой день от рождения (Мнахот, 436).
Раби Ишмаэль говорит: "Велика заповедь обрезания -ведь ею заключены тринадцать союзов". Там, где Тора говорит об этой заповеди, тринадцать раз повторяется слово "союз" (Раши к Недарим, 316).
Раби Йоси говорит: Велика заповедь обрезания, ведь она отменяет даже такую заповедь, как соблюдение субботы... Раби Йегошуа бен Корха говорит: Велика заповедь обрезания: ведь даже все заповеди, совершенные Моше-рабейну, не постояли за него тогда, когда он поленился совершить обрезание своему сыну (хотя эту заповедь он отложил лишь на краткое время, будучи занят освобождением Израиля из Египта...). Велика заповедь обрезания: ее исполнение засчитывается, словно исполнение всех остальных заповедей Торы, вместе взятых... Велика заповедь обрезания: если бы не она, небо и земля не смогли бы существовать дальше (Недарим, 316).
Велика заповедь обрезания: только тот ребенок, который был обрезан, входит в счет поколений (Мидраш Танхума, Вайера, 6).
Даже если нет у Израиля заслуг в добрых делах, Всевышний спасает его единственно лишь в заслугу за обрезание (Агадат Брейшит, 17).
Если человек не обрезан, он не в состоянии учить Тору. Так, Акилас, сын сестры римского императора Адриана, хотел принять иудаизм, но боялся своего дяди Адриана... Сказал он ему: "Я желаю заняться каким-нибудь делом, попутешествовать и узнать человеческую мудрость, я хочу посоветоваться с тобой, каким делом мне заняться?" Ответил тот ему: "Займись тем делом, которое сейчас в упадке, потому что в конце концов оно поднимется, и тогда тебя ждет большая прибыль". Отправился Акилас в Страну Израиля и принялся учить Тору... Когда он вернулся к Адриану, тот спросил: "Почему лицо твое изменилось? Похоже, что дело твое провалилось! Или, может быть, кто-нибудь обидел тебя?" Ответил он: "Нет, ты — мой родственник, и разве кто-нибудь осмелится обидеть меня?!" "Тогда почему же лицо твое изменилось?" Ответил Акилас: "Потому что я учил Тору, и более того: я сделал обрезание." "Но кто тебе посоветовал сделать это?!" "У тебя спросил я совета! И ты сказал мне: Займись тем делом, которое сейчас в упадке, потому что в конце концов оно поднимется. Обошел я все народы и не нашел ничего, что было бы в таком упадке, как Израиль. Но в конце концов он поднимется..." Затем Скандрос, советник императора пытался обвинить Акиласа в измене, но вместо Акиласа Адриан в конце концов казнил самого Скандроса. Сказал Акиласу Адриан: "Скандрос мертв. Не скажешь ли ты мне теперь, почему ты все-таки сделал это?" Ответил
Акилас: "Потому что я хотел изучать Тору". "Ну, и изучал бы Тору, не обрезавшись!". Ответил ему Акилас: "Разве ты поверяешь свои тайны тому, кто не доказал свою верность тебе готовностью на самопожертвование? Вот так же человек необрезанный никогда не сможет учить Тору" (Мидраш Танхума, Мишпатим, 5).
ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБРЕЗАНИЯ
1. Принято приводить к новорожденному младенцу детей, изучающих Тору, каждый день, вплоть до дня обрезания, чтобы они читали около него первый раздел "Шма", и раздавать им разные сладости.
2. В субботнюю ночь, предшествующую обрезанию, после субботней трапезы, устраивают специальную трапезу, называемую "Шлом захар": родители новорожденного приглашают гостей, подносят им фрукты и сладости, поют и читают "Шма".
3. Во многих общинах существует обычай бодрствовать в ночь перед обрезанием, учить Тору, а также устраивать небольшую трапезу.
4. Тора накладывает обязанность на отца новорожденного обрезать его на восьмой день от рождения.
5. Если отец не исполнил этой заповеди, бейт-дин обязан обрезать ребенка.
6. Если бейт-дин не сделал этого, он сам, когда подрастет, обязан сделать себе обрезание. Если и сам он не сделал этого, то подлежит наказанию карет (истреблению души) , и каждый день, в который он не исполняет этой заповеди, он нарушает запрет.
7. Если отец умеет делать обрезание, он сам должен обрезать сына. Если не умеет, он поручает это профессионалу, могелю.
8. Отец, поручивший могелю исполнить за него заповедь обрезания, не имеет права передумать и привести другого могеля. Однако, если другой модель более б-го-боязненный и лучший знаток своего дела, чем первый, отец имеет право заменить им первого, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом.
9. Следует искать наиболее б-гобоязненного могеля, отличающегося безупречным образом жизни, чтобы пришел тот, кто чист, и занялся тем, кто чист. И, главное, он должен быть знатоком своего дела.
10. Если кровообращение у младенца еще не отрегулировалось в полной мере, или если он нездоров, обрезание откладывают до полного выздоровления ребенка. Однако язва, показавшаяся на крайней плоти, не является причиной для перенесения срока обрезания. Обрезание не делают ребенку, который был болен, до истечения семи дней после его выздоровления. Решающий голос тут принадлежит врачу и могелю. Нельзя обрезать младенца, если есть подозрение, что он нездоров, потому что жизнь ребенка важнее всего и отменяет исполнение всех заповедей. Обрезание можно сделать позже, но вернуть жизнь ребенку уже нельзя.
11. Обрезание можно производить на протяжении всего восьмого дня от восхода до захода солнца, но лучше исполнить заповедь как можно раньше, поэтому обычно делают обрезание утром. Если возникла задержка и не сделали обрезания до захода солнца, еще можно сделать его в сумерках, перед появлением звезд на небе.
12. Если младенец родился в сумерках, когда непонятно, наступила ли уже ночь, считают, что ночь наступила, и ребенку делают обрезание на девятый день (который на самом деле может быть восьмым). Если же этот день оказывается субботой или праздником, обрезание переносят еще на один день, то есть на десятый (который на самом деле может быть девятым). Если суббота и праздник - соседние дни, то обрезание переносят еще на один день и делают его на одинадцатый день (который, на самом деле может быть десятым). Если день обрезания оказывается сумерками пятницы и это Рош-Гашана, то обрезание переносится на день после субботы, который оказывается, таким образом, двенадцатым днем (но на самом деле, может быть одинадцатым).
13. За пределами Страны Израиля, где праздник отмечают два дня, обрезание не переносится из-за второго дня праздника, и его делают в этот день.
14. Есть обычай перед обрезанием класть ребенка на особое красивое кресло, которое называется "кресло Элиягу, ангела обрезания".
15. Из любви к этой заповеди принято делить ее между несколькими людьми: в честь самой заповеди и в честь тех, кто ее исполняет. Вот те почести, которые в обычае воздавать в ашкеназских общинах: а) Шошвинин (дружки) - мужчина и женщина, женатые или обрученные, приносят младенца в то место, где делают обрезание. Женщина берет младенца и уносит его в женское отделение синагоги (а если обрезание делают дома - то в комнату, где его делают), а ее муж берет его из ее рук и несет к месту, где выполняют заповедь; б) один из приглашенных берет младенца и кладет его на "кресло Элиягу"; в) один из приглашенных берет младенца с кресла и передает его сандаку (есть обычай делить и эту заповедь между несколькими людьми, так что прежде чем ребенок попадает к сандаку, его несколько раз передают из рук в руки) ; г) Сандак - это тот, кто держит младенца у себя на коленях во время обрезания, и это наибольшая честь, которую оказывают самому уважаемому и б-гобоязненному человеку. Сандак в этот день должен очистить себя и одеть праздничные одежды, потому что этот день для него праздник. Отец младенца и могель тоже должны одеть праздничные одежды в честь этого дня. Поскольку быть сандаком - это большая честь, то принято, что при обрезании двух братьев одному человеку дважды эту честь не оказывают. Сандак должен сделать подарок младенцу, а также принять участие в расходах по совершению обрезания; д) после совершения обрезания произносят благословения.
16. Песок или прах в тарелке, куда принимают крайнюю плоть, должен быть насыпан заранее, а если обрезание делается в субботу, он должен быть готов еще с пятницы. Почему песок или прах? Потому что говорится в Торе: "...И сделаю Я потомство твое подобным праху земному и морскому песку".
17. Во время совершения обрезания зажигают свечи, что должно напомнить толкование нашими мудрецами стиха "Евреям был свет, и радость, и веселье". Веселье — это обрезание, как сказано: "Веселюсь я Твоим речениям" (Тегилим, 119:162).
18. Хорошо, если при исполнении этой заповеди присутствует как можно больше народу, как минимум десять евреев.
19. Когда младенца вносят в помещение, где совершается обрезание, все встают перед ним и приветствуют его: "Благословен приходящий! Добро пожаловать!". Затем остаются стоять до окончания обрезания.
20. Перед началом обрезания модель громко читает, а все присутствующие повторяют за ним: "Счастлив тот, кого Ты изберешь и приблизишь, жить он будет во дворах Твоих: насытимся добром Дома Твоего, святостью дворца Твоего" (Тегилим, 65:5) и другие отрывки из Писания.
21. Модель благословляет первым: "Благословен... освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам обрезание" и отрезает крайнюю плоть. После этого, пока еще не сделана приа (заворот нижней тонкой кожицы, гарантирующий сохранение обрезания), отец младенца благословляет: "благословен... освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам ввести его в союз Авра-гама, отца нашего", и после этого делают приа и мецица. (отсасывание крови).
В Стране Израиля принято, что в этот момент отец младенца произносит благословение Шегехеяну: "Благословен... давший нам дожить... до этого времени", и все присутствующие отвечают амен после каждого благословения. После того, как отец сказал все полагающиеся благословения, все говорят следующее доброе пожелание: "Как пришел он к союзу (брит), так придет он к Торе, к хупе и к добрым делам!" У сефардских евреев принято что когда отец начинает благословлять "...заповедавшим нам ввести его в союз...", все присутствующие отвечают: "Амен, как пришел он к союзу..." и т.д. После этого могель благословляет "...заповедавший нам обрезание" * делает первый надрез, а между обрезанием и приа отец произносит благословение Шегехеяну.
22. После того, как обрезание совершено, благословляющий берет бокал вина и произносит благословение на вино, а затем говорит: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, Который освятил любимого с утробе матери, и дал закон его родне, и потомство его отметит знаком священного союза; поэтому Б-г живой - доля наша, оплот наш — повелел спасти любовь родни наше! от погибели, ради союза Своего, запечатленного Им от плоти нашей. Благословен Ты, Б-же, заключающий союз!
Затем младенцу дают имя, причем над ним произносят следующую молитву:
"Б-г наш Всесильный и Б-г Всесильный наших отцов! Сохраняй этого ребенка для его отца и его матери, и да наречется имя его в Израиле... (здесь называют имя младенца - такой-то, сын такого-то)! Да радуется отец тому, кто вышел из его чресел, и да веселится мать его плодами утробы своей! Как написано: "Да радуется твой о теп и мать твоя, да возвеселится та, кто родила тебя!" И еще сказано: "А Я проходил мимо тебя, и увидел тебя, попранную в крови твоей, и сказал Я тебе: "В крови своей живи (тут модель пальцем своим смачивает вином губы младенца), в крови своей живи!". И сказано: "Вечно помнящий союз Свой - то, что повелел Он тысяче поколений, что заключил Он с Аврагамом, и клятва Его - Ицхаку; поставил его законом Яакову, Израилю - вечным союзом". И сказано: "И обрезал Аврагам Ицхака, сына своего, на восьмой день от рождения, как повелел ему Всесильный". "Благодарите Б-га, ибо Он — добр, ибо навеки - милость Его". Этот малыш (называет его по имени) станет большим! Как пришел он к союзу, так придет он к Торе, к хупе и к добрым делам!"
23. После этого устраивают праздничную трапезу в присутствии по крайней мере десяти мужчин, и эта трапеза - трапеза заповеди... На нее обычно приглашают только тех, о ком точно известно, что они придут, а тех, о ком точно известно, что они не придут, не приглашают, потому что в таком приглашении есть нечто от обмана и провокации по отношению к приглашенному, который не придет — он будет наказан за то, что не принял участие в трапезе заповеди.
К послетрапезному благословению прибавляют следующие молитвы:
"Милосердный благословит отца этого ребенка и мать его, и удостоятся они вырастить, воспитать и умудрить его, от восьмого дня и далее будет угодной кровь его и будет Б-г его с ним. Милосердный благословит того, кто исполнил заповедь обрезания, который радовался, исполняя в веселье справедливое, и да наградит Он его за дело его — награда его велика, и поднимет Он его высоковысоко. Милосердный благословит этого младенца, обрезанного на восьмой день, и да служат руки и сердце его Б-гу верою, и да удостоится он увидеть лик Шхины три раза в год."
НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ ДОЧЕРИ
По обычаю, имя родившейся девочке дается в первую субботу после рождения. Отец новорожденной приходит в синагогу, его вызывают к Торе. Читающий Тору или другое ответственное лицо синагоги читает: "Тот, Кто благословил..." и благословляет роженицу и ее дочь, "что родилась у нее в добрый час, и да наречется имя ее в Израиле..."
Есть такие, что называют ее именем раньше: в первый понедельник или четверг после рождения — дни, когда в синагоге читают Тору. Другие ждут, пока ей исполнится один месяц. Каждый должен следовать тому обычаю, которому следовали его отцы.
Необходимо называть девочку традиционным еврейским именем, из тех имен, что есть в Священном Писании.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГАГОМЕЛЬ
После того, как роженица полностью оправится после родов, в субботу она приходит в синагогу. В ту же субботу ее мужа вызывают к Торе, и после того, как он произносит второе благословение (после чтения Торы), она, находясь на своем месте в женском отделении, говорит: "Благословен Ты, Б-г наш Всесильный, Царь мира, воздающий добром виноватым, за то, что воздал мне добром", а все женщины, находящиеся там же, отвечают ей: "Амен Тот, Кто воздал тебе добром, будет воздавать тебе всяческое добро вечно!"
Есть обычай, что роженица не приходит в синагогу раньше, чем через сорок дней после рождения ребенка (если она родила мальчика) или через восемьдесят дней (если она родила девочку).
По другому обычаю, на исходе первой субботы после рождения ребенка или после обрезания в дом роженицы приходят десять евреев и там читают вечернюю молитву, и после молитвы роженица произносит благословение Гагомель, и все присутствующие отвечают амен\
Есть еще обычай, что при рождении мальчика роженица говорит это благословение во время обрезания.