Отдых Б-га
Отдых Б-га
Суббота тесно связана с отдохновением Б-га по завершении творения.
Что имеет в виду Тора, говоря ”Б-г отдыхает?”
Он устал? Он много трудился? Творение было для Него изнурительным трудом?
Так ли наивна Тора, неужели она представляет Б-га в столь очеловеченном виде? Значит ли это, что Б-г нуждался в отдыхе после тяжелого шестидневного труда, как человек после работы?
Конечно, нет. В Танахе сказано (Исайя 40, 28): ”Ведь ты знаешь, разве ты не слышал, превечный Б-г, Всевышний, Творец обширного мира, не устает, не делает тяжелой работы”. Наши Мудрецы учат, что сотворение вселенной было для Б-га не большим усилием, чем произнесение одной единственной буквы.
Отдых Б-га нужно понимать иначе. Он отдыхал, то есть перестал творить, — не соприкасался с миром. Отсюда мы можем понять определение субботнего отдыха так, как его понимает Тора.
Мы отдыхаем в субботу в том смысле, что перестаем действенно соприкасаться с миром. Это — параллель Б-жественного отдыха.
Во время шести дней творения Б-г осуществлял свое господство в мире, изменяя его. В субботу Он ”почил”, Он перестал утверждать в мире Свое господство.
Мы подражаем Б-гу, и в субботу отвлекаемся от всего, в чем выражается наше господство над миром. Перед нами совершенно иное понимание работы, изменяющее весь смысл субботы. Определение работы, в таком случае, принимает следующую форму:
Работа, в том смысле, в каком мы говорим о ней по отношению к субботе, это действие, в котором выражается власть человека над миром, как интеллектуальная, так и осуществляемая профессиональным умением.
Из этого следует и определение отдыха:
Отдых, в смысле, относимом к субботе, это неучастие в деятельности природы, отказ от нашего господства над ней. Это состояние гармонии между человеком и природой.
Теперь нам могут быть понятны и обряды, связанные с субботой. Мы должны оставить в этот день природу неприкосновенной, не должны проявлять свое господство над ней, ничего в ней не изменять.
Мы не должны вмешиваться в естественный ход явлений. Любое изменение или вмешательство в их течение, как бы ничтожно оно ни было, является нарушением этого отдыха.
Тяжелый и вообще любой физический труд, такой как пахота или постройка здания, в этом смысле продолжает называться работой.
Но кроме того в это понятие включено множество действий, не требующих никаких усилий, — зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу.
Эти действия не требуют усилия, но они — проявление нашей власти над природой.
Суббота — выражение веры в сотворение мира. В субботу процесс творения был совершенно приостановлен.
Еврейская суббота — подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается как труд и является нарушением субботы.