Ноябрь 2024 / Хешван 5785

День вечности

День вечности

Суббота названа священной и благословенной. Это тесно связано с субботой — как временем прекращения творения, так и с понятием отдыха. Четвертая из Десяти Заповедей гласит (Шмот 20, 11): ”Ибо за шесть дней сделал Всевышний небо и землю, моря и все, что в них, и почил на седьмой день. А потому Б-г благословил день субботний и освятил его”.

Почему Б-г почил? Почему Он выделил один из дней тем, что в этот день перестал действовать?

С каждым днем творения мы видим возникновение все более высоких уровней в природе. Сначала это — неживая материя, затем — растения, животные и, наконец, — человек. Хотелось бы ожидать на седьмой день сотворения чего-нибудь еще более совершенного. Вместо этого — ничего...

В Торе сказано (Берешит 2, 2) : ”И кончил Б-г на седьмой день”.

В Мидраше задается простой вопрос. Если Б-г отдыхал на седьмой день, то как Он мог в тог же день завершить творение? Если Он ничего не создавал в седьмой день, то творение было закончено за день до того.

И Мидраш отвечает: в этот день Б-г сотворил отдых.

Чем больше в человеке подобия Б-гу, тем более соучастия с Ним.

Б-г пребывает в вечности, в Его реальности нет ни изменений, ни времени. Он Сам сказал пророку (Малахи 3, 6): ”Я, Б-г, не изменяюсь”. Спокойствие духа и невозмутимость — качества, подобные Б-жественным.

На седьмой день Б-г сообщил миру измерение спокойствия и гармонии. Мир более не находился в процессе становления, он мог участвовать в Б-жественном Покое. И это было благословение и освящение мира.

Суббота стала днем вечности. Мир получил возможность участвовать в Б-жественной безвременности.

В некотором смысле Б-г спустился к миру в Субботу этих первых дней творения. Интересно, что слово суббота, "Шаббат”, имеет общий корень со словом ”шевет” — пребывать, жить. В субботу Б-г сделал мир местом Своего пребывания.

Суббота принесла с собой гармоническое соотнесение мира с Б-гом. Вместо того, чтобы продолжать изменения в мире, Б-г сообщил миру способность находиться с Ним в состоянии гармонии.

Книга Зогар говорит, что тайна субботы в Единстве В субботу Б-г сотворил гармонию между Собой и вселенной.

Человек, соблюдающий субботу, участвует в вечности Б-га. Он — в гармонии как с Б-гом, так и с миром, он в согласии со всем существующим.

Этим объясняется также, почему состояние гармонии, покоя так важно в субботу. Одно из самых распространенных субботних приветствий — "Шаббат шалом”, ”мир субботний”, ибо основное содержание субботы — согласие, гармония не только между людьми, но и между человеком и всем сущим.