Важнейший из обрядов
Важнейший из обрядов
Два важнейших раздела иудаизма - этика и ритуал.
Значение этических законов всем понятно. Ни у кого из нас не возникает вопроса, почему Тора запрещает красть или убивать, и почему мы должны остерегаться обижать друг друга.
С другой стороны, в иудаизме есть много ритуальных законов, которые укрепляют связь человека с Б-гом. Сюда входят праздники, законы о дозволенной пище, и такие ритуальные предметы, как талит, тефиллин и мезуза. В основном, именно эти законы делают иудаизм непохожим на другие этические системы.
Среди множества ритуалов иудаизма мы находим один, самый важный, стоящий выше всех остальных.
Это — суббота, еврейская суббота.
Гораздо более, чем Рош Гашана, Йом Кипур, соблюдение кашерности и все другое, соблюдение субботы — свидетельство еврейской сути в человеке.
Это — единственное ритуальное предписание, упомянутое в Десяти Заповедях.
Задумайтесь об этом на минуту. Из всех многочисленных еврейских ритуалов только один упоминается в Десяти Заповедях.
Многие утверждают: для того, чтобы быть хорошим евреем, достаточно соблюдать Десять Заповедей (при этом обычно имеют в виду только заповеди морального характера). Но без соблюдения субботы их остается девять.
Возникает вопрос: Что особенного в этом дне? Почему он включен в число Десяти Заповедей?
Вопрос становится еще более острым, если мы узнаем, что в древние времена, когда наше судопроизводство было основано на предписаниях еврейского Закона, нарушение субботы считалось одним из самых тяжких преступлений и в крайних случаях караг ось смертью.
В Торе (Шмот 31, 14) прямо сказано: ”И соблюдайте субботу, ибо свята она для вас, нарушающий ее смертью умрет, ибо всякий, кто делает в этот день работу, — искоренится душа его из среды народа”.
"Смертью умрет... искоренится из среды народа...” Все это, действительно, очень сильные выражения. Но почему?
Существует закон Торы, согласно которому за нарушение субботы преступник должен быть насмерть забит камнями, а это было самым тяжким приговором. Та же кара следовала за измену вере и народу.
Того, кто нарушает субботу, еврейское право рассматривает как покинувшего иудаизм в пользу другой религии.
В Талмуде сказано: "Нарушивший субботу подобен идолопоклоннику”.
Тот, кто сознательно и добровольно нарушает субботу, не считается принадлежащим к еврейскому народу.
Суббота — не только единственное ритуальное установление в Десяти Заповедях, — упоминания о ней встречаются в Торе чаще, чем о любой другой заповеди.
Пророки редко говорили о ритуальной стороне религии. Они должны были напоминать народу о вере и этике. Но о субботе они говорили много.
В Талмуде, Мидрашах и других классических еврейских книгах мы читаем, что суббота — центральная тема еврейской мысли.
Классический иудаизм не знал разделений на ортодоксов, консерваторов и реформистов. Существовало лишь два типа евреев — соблюдающие субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалелей Шаббат).
Каким образом суббота создает подобную атмосферу?
Почему она занимает центральное место в иудаизме?