Декабрь 2024 / Кислев 5785

Мидраши к главе Толдот

Мидраши к главе Толдот

Сыновья Ривки — Яаков и Эсав

Уже около двадцати лет Ривка была замужем за Ицхаком, но, несмотря на все их просьбы к Ашему, у них все еще не было детей. Как это объяснить?

Такой вопрос задают часто, и ответ на него отнюдь не прост. Если бесплодие — наказание, то за какие проступки Ашем так строго нас судит? Дело в том, что отсутствие детей в семье нельзя рассматривать как некое наказание за какие-то проступки. Прежде всего, нам вообще не дано знать, что в нашей жизни является наказанием, а что — наградой. Нам не дано судить об этом. Как раз в такой ситуации, когда супружеская пара долгое время бездетна, часто мы наблюдаем обратную картину: Ашем именно к конкретной паре особенно расположен и хочет, чтобы они ежедневно молились и просили дать им детей. Причем Он не спешит выполнить их просьбу, чтобы дать им возможность максимально приблизиться к Нему. Во всяком случае так произошло с нашими праотцами.

•  Авраам и Сара молились семьдесят пять лет, прося Ашема послать им сына.

•  Ривка молилась двадцать лет, пока ей не был дарован ребенок.

•  Рахель также была бездетна и четырнадцать лет молила Ашема послать ей детей.

•  Хана ждала девятнадцать лет появления на свет Шмуэля.

Двадцать лет прожили Ицхак и Ривка вместе, после чего, поскольку детей у них так и не было, решили отправиться на гору Мориа, где Авраам должен был принести в жертву Ицхака. Ицхак стал просить Ашема: «Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этой праведной женщины!» Ривка просила: «Пусть дети, которых Ты пошлешь мне, будут рождены от этого праведника». Ашем услышал их молитвы, и Ривка забеременела, но беременность ее протекала очень необычно. Ее мучали страшные боли, казалось — у нее внутри происходят невероятные сражения, какие-то неведомые силы пытаются уничтожить друг друга. Каждый раз, когда она проходила мимо бейт-кнесета (синагоги) или бейт-амидраша (дома учения), она чувствовала внутри резкие толчки. Те же движения повторялись, когда она проходила мимо кумирни (где поклонялись идолам). Почему? Дело в том, что Яаков и Эсав проявляли свои природные наклонности уже в чреве матери.

Ривка спрашивала знакомых женщин — были ли у них подобные ощущения во время беременности, но те отвечали, что никто из них не испытывал ничего подобного.

— Боль моя так сильна, — жаловалась им Ривка, — что лучше бы мне вообще никогда не беременеть. Даже если мне суждено стать матерью двенадцати колен, которые положат начало еврейскому народу, то и это не стоит тех мучений, которые я выношу.

За эти слова Ашем лишил Ривку права стать праматерью двенадцати еврейских колен и передал его Рахели и Лее.

Измученная болями, Ривка решила пойти в бейт-амидраш (академию) Шема и Эвера, чтобы спросить Ашема, чем закончится ее тяжелая беременность. Там она попросила Шема и Эвера помолиться Ашему, чтобы ее муки прекратились.

Шем получил от Ашема пророчество и открыл его Ривке: «Знай, что у тебя родятся близнецы и от них пойдут два великих народа. Народы эти не смогут существовать мирно, но будут находиться в постоянной вражде. Поэтому и в твоем чреве они не могут быть в согласии».

•  В будущем эти два народа будут стремиться к разным целям. Один будет гордиться дарованной ему Торой, другой — своим богатством.

•   Оба народа произведут на свет могущественных властителей: один — царя Шломо, который построит Храм, другой — императора Адриана, который разрушит его.

•  От одного народа произойдет мудрец р.Иеуда Анаси, от другого — злодей император Антоний.

Ривка была очень расстроена тем, что на ее долю выпало родить нечестивого сына. Чтобы успокоить праведницу, Ашем дал ей возможность увидеть еще при жизни борьбу между Эсавом и Яаковом, — намек на то, что еврейский народ сможет выжить только благодаря соблюдению законов Торы: если Яаков будет выполнять все предписания, Эсаву не останется ничего другого, кроме как посвятить свою жизнь служению Яакову. В будущем римский император Антоний станет помогать р.Иеуде Анаси.

Шем продолжал рассказывать Ривке, что ее ждет в будущем: «Два народа, которым положат начало твои сыновья, станут великими. Но никогда они не будут равны. Расцвет одного будет зависеть от упадка другого.

Они будут бороться до прихода Машиаха, но в конце концов старший будет побежден и станет служить младшему».

Через некоторое время Ривка родила близнецов. Первый мальчик не был похож на обычного младенца. Его тело сплошь покрывала густая шерсть, а рот был полон зубов. Назвали его Эсав, что означает — «готовый». (Имя Эсав происходит от корня аса — «делать».) Кроме того, оно означает также «покрытый волосами, как поле травой».

(В соответствии с этим объяснением, имя Эсав, содержащее корень аин-шин-вав, можно перевести и как «трава».)

Лицо Эсава было красным, что указывало на склонность к кровопролитию. Однако само по себе лицо ни о чем не говорит. Даже если человек рождается с резким, агрессивным характером, у него всегда есть возможность, при желании, употребить свою агрессивность на служение Ашему. То есть, можно, не дай Б-г, стать убийцей, но можно, используя это качество, защищать слабых. Вообще, любое предназначение свыше можно изменить в ту или иную сторону.

Ашем послал пророка Шмуэля помазать на царство одного из сыновей Ишая. Ишай показал ему всех сыновей, кроме Давида, который в это время пас овец. Ашем сказал Шмуэлю, что ни один из них не заслуживает чести быть царем Израиля. Наконец, Ишай позвал Давида, и именно на него указал через пророка Ашем. — «Встань и помажь его! Это царь, которого Я усмотрел для Израиля!» Увидев Давида, Шмуэль подумал: «Лицо его красное, как у Эсава; должно быть, он убийца!»

— Давид не таков! — заверил его Ашем. — Он будет убивать только с одобрения Санхедрина!

И действительно, Давид умел управлять своими страстями, используя их для служения Ашему. Эсав же, напротив, использовал свои природные склонности только для негативных целей. Даже в момент своего появления на свет Эсав смог совершить преступление: он попытался повредить чрево Ривки, чтобы помешать рождению Яакова. К счастью, Яаков успел схватить брата за пятку и выйти на свет вслед за ним, но Эсаву все же удалось повредить чрево матери,и она не могла больше иметь детей. Ашем позволил Эсаву нанести такой вред Ривке, ибо Он решил наказать ее за то, что во время беременности она не была терпелива.

Для чего Тора рассказывает нам о том, что в момент появления на свет Яаков держался за пятку Эсава? Здесь содержится намек на то, что Эсав будет пытаться притеснять Яакова все время, пока тот будет находиться в изгнании. Однако, в конечном счете, Яаков поднимется над своим братом.

И еще один вопрос. Если Ашем решил даровать Яакову право первенца, почему Эсав первым появился на свет? Конечно же, все произошло не случайно. У Эсава была своя роль во всей этой истории. Представьте себе, что царский сын хочет принять ванну. Кто появится первым в купальне? Конечно же, служитель, который должен приготовить ванну, убедиться в том, что все в идеальном порядке, — и только тогда появится царский сын. Так же и Эсав. Он появился на свет раньше, чтобы устранить все недостатки в характере Яакова. И только потом на свет появляется Яаков — чистый и свободный от порока. Существенно, что Эсав получил свое имя от родителей, а Яаков — от Ашема.

Следующая история, приведенная в Мидраше, рассказывает о том, что всем потомкам Эсава было предназначено стать сильными людьми в этом мире.

В Тверии жил один свинопас по имени Диоклетиан. Однажды он пас свиней недалеко от бейт-амидраша рабби Иеуды Анаси. Его увидели ученики и стали дразнить и кидать в него камни. Диоклетиан надолго запомнил эту неприятную историю и, когда через много лет стал римским императором, решил отомстить евреям за нанесенное когда-то оскорбление. Как-то он проводил лето в городе Памеас на берегу Иордана. И вот в канун шабата он послал жителям Тверии письмо следующего содержания: «Я требую, чтобы все учителя и начальники города прибыли ко мне в воскресенье утром». Диоклетиан намеренно отправил это письмо в пятницу вечером, прямо перед заходом солнца, поскольку знал, что евреи в шабат далеко от своих домов не уходят, а добраться до Памеаса за одну ночь после окончания шабата они явно не успеют. Таким образом, он получил, наконец, возможность отомстить своим обидчикам.

Рабби Шмуэль бар Нахман пошел к реке, чтобы искупаться накануне шабата. По дороге он повстречал р.Иеуду Анаси, стоявшего в грустной задумчивости около бейт-амидраша, и спросил его:

— Чем ты так озабочен?

— Получен приказ от императора, чтобы я и многие другие предстали перед ним в воскресенье утром. Но как мы успеем добраться до Тверии после окончания шабата?

— Не расстраивайся, — сказал ему р.Шмуэль. — Создатель непременно сделает для тебя чудо!

И они отправились оба в купальню, где действительно начали твориться чудеса. Перед ними неожиданно возник демон купальни, который чему-то радовался и постоянно приплясывал. Р.Иеуда Анаси хотел прикрикнуть на него, но р.Шмуэль остановил товарища:

— Не трогай его. Разве ты не понимаешь, что он послан Ашемом помочь тебе. — Затем р.Шмуэль упрекнул демона: — Чему ты радуешься, когда твой господин, р.Иеуда, в беде? — Не беспокойтесь, — ответил демон. — Отправляйтесь по домам и спокойно встречайте шабат. Ваш Господин сотворит для вас чудо! В воскресенье утром я доставлю вас к императору.

На исходе шабата демон перенес по воздуху р.Шмуэля и р.Анаси к воротам Памеаса. Как только демон опустил их на землю, рабы сообщили императору, что евреи прибыли. Тогда император приказал немедленно закрыть ворота, чтобы они не смогли войти в город. Но демон опять их выручил. Он поднял р.Иеуду и р.Шмуэля над воротами и перенес их в город.

Не сумев помешать евреям проникнуть в город, император решил расправиться с ними другим способом.

— Евреи смогут предстать передо мной только после того, как они омоются в купальне, — объявил он. — Но прежде чем они войдут туда, я приказываю — нагревайте купальню три дня.

Что он задумал? Он приказал довести воду до кипения, прекрасно понимая, что на сей раз евреям не удастся спастись. Так слуги императора и сделали. Они грели воду три дня, но когда р.Иеуда и р.Ишмаэль вошли в купальню, то, как это ни удивительно, они даже получили удовольствие от купания. И на сей раз не обошлось без помощи доброго демона. Он все время наливал в бассейн холодную воду и поддерживал в купальне нормальную температуру. Итак, евреи смогли омыться, как и просил император, после чего предстали перед ним.

Император сказал им:

— Вы прекрасно знали, что ваш Б-г творит чудеса и помогает вам. Надеясь на это, вы много лет назад поступили со мной очень дурно, оскорбив будущего императора.

И он напомнил им историю, которую не мог забыть столько лет, историю о том, как однажды ученики бейт-амидраша кидали в него камни, а мудрецы не остановили их.

— Но ведь ты был тогда всего-навсего простым свинопасом, — сказали мудрецы. — Сейчас, когда ты стал императором, мы относимся к тебе с должным уважением.

— Да, но в то время вы поступили очень плохо. Никогда не следует презирать маленького римлянина или даже перса! В один прекрасный день все может измениться, и он станет могущественным правителем.

Эта история учит нас тому, что евреи должны стараться жить, не навлекая на себя гнев со стороны окружающих народов. Согласно законам Торы, евреям не следует отдавать все силы решению общественных и государственных проблем той страны, где они живут. Надо стараться отстраниться от этих проблем и уж во всяком случае не быть в числе активных борцов. Мы знаем, что, руководствуясь таким принципом, мудрецы уклонились от ответа Ахашверошу, который просил их совета о том, как следует наказать Вашти за ее поведение. Они рассудили следующим образом: «Если мы признаем публично, что она виновна, то царь впоследствии сможет обвинить нас в ее смерти. Если мы объявим ее невиновной, он направит свой гнев на евреев за то, что они его не уважают». Поэтому они ответили так: «С тех пор, как разрушен Храм, мы не обладаем мудростью, необходимой для того, чтобы быть судьями в вопросах жизни и смерти. Обратись к своим советникам из Аммона и Моава!» (Мегила 126).

Наши Мудрецы утвердили множество законов, соблюдая которые евреи сохранят нормальные отношения с окружающими их народами.

Яаков и Эсав

До тринадцати лет братья мало чем отличались друг от друга. Они учились у своего отца Ицхака и у своего деда Авраама. И только тогда, когда им исполнилось тринадцать лет, стало очевидно, что у них совершенно разные цели в жизни.

Миртовое дерево и терновый куст росли совсем рядом. Пока они не набрали силу и не разрослись, казалось, что они из одного семейства. Но вот они выросли, и на ветвях одного распустились цветы необыкновенной красоты, а на другом — шипы.

Так и Яаков с Эсавом. Тринадцать лет они учились в бейт-амикдаше у одних и тех же учителей. Но Эсав решил стать охотником, а Яаков продолжал заниматься Торой. Сначала он учился у Авраама, затем отправился к Шему, потом — к Эверу и вновь вернулся к Шему. А Эсав в это время ходил по полям и ловил зверей. Но кроме этого он славился фантастической сообразительностью, ибо мог ловить не только бесхитростных зверей, но и… преступников, поскольку умел добиться признания в совершенном преступлении от любого из них.

Когда местный судья не справлялся со своей ролью, он звал на помощь Эсава. Судья допрашивал преступника:

— Почему ты совершил это преступление?

Я не виновен, — отвечал тот. — Я никого не убивал.

Тогда на помощь звали Эсава, который умел поставить вопрос так, что в ответе обвиняемого содержалась вся нужная информация и уже не оставалось и доли сомнения в его причастности к совершенному преступлению. Эсав спрашивал у обвиняемого:

Каким оружием ты пользовался — мечом, копьем или ножом?

Застигнутый врасплох, убийца тут же сознавался. Вор выдавал своего соучастника, убийца рассказывал о том, каким он пользовался оружием и т.д. Так, в ловушки Эсава попадали и звери, и люди.

Царь Давид в своих Псалмах обращался к Ашему с такими словами (Теплим 119:98): «Ты сделал меня мудрее моих врагов…» Этот отрывок толкуют следующим образом: «Сделал меня мудрее (благодаря тому, что я учился у) моих врагов». Таким образом, из тактики Эсава можно извлечь пользу, если применять ее правильно и в нужном месте.

До тех пор пока Авраам был жив (он умер, когда Эсаву исполнилось пятнадцать лет), Эсав старался выглядеть праведником. Он прилагал невероятные усилия, чтобы создать впечатление б-гобоязненного человека.

— Что ты делал сегодня? — спрашивал его Ицхак.

— Учился в ешиве, — отвечал Эсав.

— Что ты учил? — интересовался Ицхак.

Эсав быстро вспоминал что-нибудь из того, что мельком слышал, проходя мимо дома учения, и рассказывал отцу. При этом он старался всем своим видом показать, что его интересуют мельчайшие подробности в исполнении религиозных обязанностей (мицвот). Например, он задавал такие вопросы: «Отец, как ты отделяешь десятину (маасер) от соли и соломы?»

Задавая подобные вопросы, он старался показать, что выполняет все обязанности с гораздо большим усердием, чем этого требует закон, но при этом он прекрасно знал, что нет надобности в том, чтобы отделять десятую часть от соли и соломы. И так было всегда. Эсав говорил одно, а думал и делал совершенно другое, тщательно скрывая свои недостатки и желая доказать всем окружающим, что он абсолютный праведник.

В Мишле 5:16 перечислены семь людских пороков, которые омерзительны Ашему. И каждый из этих пороков мы находим у Эсава: высокомерие, лживость, способность убивать, дурные помыслы, лжесвидетельство, склонность к ссорам.

Ицхак прекрасно понимал сущность своего старшего сына, но и он иногда попадал под власть притворства Эсава и верил ему. Кроме того, он боялся быть с Эсавом чрезмерно суровым, ибо хорошо понимал, что если его сын стал таким злодеем в доме, где к нему все хорошо относятся, то что было бы с ним, если бы он находился в атмосфере нелюбви и неприятия. И Ицхак надеялся своей любовью и лаской привлечь Эсава к служению Ашему.

Кроме того, Ицхак предвидел, что от Эсава родится достойный потомок — пророк Овадья.

Ривка же, напротив, любила только Яакова. Перед рождением близнецов Шем сообщил ей пророчество о том, что только младший из ее сыновей будет достойным человеком.

Мудрецы осуждают Ицхака за то, что он был недостаточно строг с Эсавом. «Кто жалеет своей розги, тот ненавидит сына; кто любит, тот наказывает его с детства» (Мишле 13:24}. То есть тот, кто недостаточно строг и требователен в воспитании, помогает своим детям сойти с верной дороги.

— Авраам был недостаточно требователен к Ишмаэлю. Тот, в конце концов, развратился.

— Ицхак не был строг с Эсавом. В результате он только помог развиться его порокам.

— Давид не проявил должной строгости в воспитании Авшалома. В результате сын восстал против отца и впоследствии навлек несчастье на все его царство.

— Давид никогда не наказывал Адонияу, и тот вырос плохим человеком (Мелахим 1:16).

Все эти истории ясно показывают — строгость и требовательность в воспитании детей совершенно необходимы и только помогут им стать в будущем достойными людьми.

Тогда почему же наши праотцы были так нетребовательны к своим детям? Неужели им не были известны такие простые истины?

Авраам полагал, что Ишмаэль рано или поздно выйдет на правильный путь, ибо знал, что сын любит его и очень к нему привязан, а значит, понимает, что отец хочет ему только добра.

Ицхак поверил, по крайней мере отчасти, в благочестие Эсава и надеялся, что в нем победит доброе начало.

Давид был снисходителен к Авшалому из-за обаяния, которым тот покорил сердца многих людей.

По этой же причине он не был строг и с Адонияу. Впоследствии, когда Адонияу восстал против отца, Давид боялся вступать с ним в открытую борьбу, ибо понимал, что с тайными заговорами сына будет бороться гораздо труднее. Поэтому он и предпочитал мягкое обхождение с сыном.

Эсав продает Яакову первородство

Горькая весть облетела всех — скончался Авраам. Ицхак сел оплакивать своего отца, а Яаков стал готовить ему чечевицу, которую в таких случаях положено есть ближайшим родственникам умершего.

Несчастье не взволновало только одного человека в доме — Эсава, который остался совершенно равнодушен к происшедшему и, как всегда, ушел в поле охотиться. В тот день Эсав совершил два тяжелейших греха: соблазнил обрученную девушку и убил царя Нимрода. Убийство произошло так.

Охотясь в поле, Эсав увидел царя Нимрода в окружении воинов. На Нимроде была легендарная одежда с прекрасными изображениями животных. Секрет этой одежды заключался в том, что она привлекала к себе животных и делала их абсолютно послушными. Эсав хорошо знал ее свойство и решил во что бы то ни стало стать обладателем такого богатства. Он выждал момент и, когда около Нимрода осталось только двое охранников, подкрался и напал на них сзади, убив и их, и Нимрода.

Домой Эсав вернулся с драгоценной добычей. Он вошел на кухню, где в это время Яаков готовил отцу чечевицу, и сказал:

— Зачем тебе нужна вся эта возня с таким сложным блюдом? Приготовил бы какую-нибудь простую пищу из рыбы, насекомых, свинины, наконец!

— Разве ты не знаешь, что умер Авраам, наш дед, и отец оплакивает его? — ответил ему Яаков. — Поэтому я и готовлю именно чечевицу, чтобы дать ее отцу.

Неужели старый Авраам все-таки ушел из этого увлекательного мира? А разве ему не были даны сотни лет жизни? — съязвил Эсав. — Он ушел навсегда и никогда не встанет снова? Он умер подобно Адаму, первому человеку на этой земле! Он умер, как умер Hoax, несмотря на всю свою праведность!

Какой вывод можно сделать из слов Эсава? — Он отрицал как жизнь в будущем мире (аолам аба), так и воскрешение из мертвых (тхият аметим). Нечестивый сын Ицхака считал, что главная цель человека — прожить долгую и приятную жизнь в этом мире.

Увидев, что Ицхаку, кроме чечевицы, приготовлено еще и вино, он воскликнул:

— Я умираю от голода. Дай мне только немного этого красного вина и влей мне в рот этого красного варева! После целого дня охоты и других приключений я так устал, что не могу даже ложку поднести ко рту.

И он открыл рот, чтобы Яаков накормил его. «Как может этот невежда и нечестивец, отрицающий существование грядущего мира, стать в будущем главой еврейского дома? — подумал Яаков. — Разве он достоин приносить жертвы от имени всей семьи, пользуясь правом первенца?»

Именно тогда Яаков и решил завладеть правом приносить жертвы вместо Эсава. Он сказал Эсаву:

— Я приготовил это блюдо моему отцу и хочу выполнить мицву, подав ему эту еду. Если ты немного подождешь, я приготовлю тебе другую порцию. Но если не можешь побороть чувство голода, я дам тебе порцию отца, однако при одном условии: ты продаешь мне право первородства!.

— Право первородства?! Да, собственно, какой от него толк! Зачем оно мне нужно? — презрительно ответил Эсав. — Ведь усердно проведя всю жизнь в Б-жественном служении, я умру точно так, как и те, кто не приносил жертв. Так зачем обременять себя служением Ему? — Ив заключение этой тирады он воскликнул: — Зачем вообще Он мне нужен?

Этими словами Эсав дал понять, что не признает существование Ашема.

Невозможно утверждать с абсолютной уверенностью, что Эсав, выросший в праведном доме Авраама и Ицхака, мог так просто отказаться от признания Ашема. Ведь то был непростой дом: здесь происходили всякие чудеса, в этот дом приходили ангелы, как же было не знать — кто в этом мире Хозяин! Однако страсть к земным удовольствиям была у Эсава сильнее всех остальных чувств, и она свела на нет даже знание о существовании Всевышнего. Эсав совершенно сознательно восстал против Ашема, предпочитая праведной жизни удовлетворение своих неуемных страстей. Эсав воскликнул: «Зачем мне мое первородство? (Берешит 25:32)

Голос с Неба ответил ему: «Зачем тебе тогда благословение?»

Хорошо зная своего нечестивого брата, Яаков понимал, что его настроение меняется очень быстро, и о принятом решении он может тут же забыть. Поэтому он сказал Эсаву:

— Поклянись жизнью нашего отца, что первородство навсегда останется за мной.

И Эсав поклялся.

После чего Яаков купил первородство у Эсава, заплатив за него золотом, а в довершение сделки он накормил Эсава чечевицей.

Не может не возникнуть вопрос: как мог праведник Яаков обмануть Эсава и потребовать права первородства в обмен на еду? Согласно Мидрашу, Эсав продал свое первородство именно за деньги, а еда лишь символизировала ее завершение. В книге р. Иеуды Ахасида мы читаем: «Отсюда мы узнаем, что если злодей держит в руке книгу Торы, то вполне допустимо для праведника отобрать ее».

А откуда нам известно, что Небо одобрило передачу Эсавом права первенства Яакову? Это ясно из того факта, что Ашем называет потомков Яакова — «Сын Мой, первенец Мой, Исраэль» (Шмот 4:22). А ангелы Михаэль и Гавриэль скрепили печатью договор между братьями. Отныне первородство навечно перешло к Яакову.

Совершив сделку, Эсав пригласил своих друзей на пир, чтобы вместе с ними посмеяться над Яаковом, купившим первородство, которое в их глазах ничего не стоило. Однако впоследствии Эсав будет горько сожалеть, обнаружив, что в результате поспешной сделки он потерял бесценные права, ибо не задумался о мимолетности приобретенного и ценности потерянного. Презирая праведника, все жизненные устремления которого были направлены на совершенствование своего духовного уровня, он не смог отличить вечное от преходящего.

Обращаясь к учащимся ешив на одном из собраний, Гаон рав Моше Файнштейн высказал такие мысли: «Несмотря на невзгоды и крайнюю нищету, европейское еврейство дало миру великих знатоков Торы, не имевших себе равных среди американской еврейской общины. А причины этого заключаются в том, что во многих американских семьях родители заставляют сыновей получать светское образование в колледжах, чтобы обеспечить себе в будущем «нормальный жизненный уровень». Естественно, в таком случае изучение Торы становится второстепенной задачей, и выясняется, что цель жизни — получение максимума удовольствий от жизни, хотя, конечно же, ««кашерным путем».

На самом деле, в этой стране даже «беднякам» не приходится жить, довольствуясь самым минимумом. Значит, остается только побороть в себе желание «жить еще лучше», научиться видеть ту грань, когда начинаешь понимать, что без чего-то можно и обойтись и оно действительно лишнее. Вот тогда-то мы и начнем меньше времени уделять бизнесу и больше изучению Торы».

Ицхак покидает Ханаан из-за голода

И вновь Ашем наказал Эрец Исраэль голодом, еще более сильным, чем во времена Авраама.

Ицхак перебирается в Герар, филистимские владения в Эрец Исраэль, намереваясь оттуда отправиться в Египет и переждать там тяжелое голодное время. Он поступает так, зная, что в свое время и Авраам покинул страну из-за голода. Но Ашем останавливает его: «Оставайся в этой земле! Не покидай Эрец Исраэль, как это сделал в подобной ситуации твой отец. Он родился за пределами Эрец Исраэль, поэтому ему было разрешено покинуть страну, но ты родился здесь».

Ицхак должен был некоторое время прожить в Гераре среди филистимлян, плиштим, чтобы весь мир увидел, что Ашем его защищает так же, как Авраама. Даже когда вокруг свирепствовал голод, благословение не оставляло Ицхака; в его доме не было недостатка в еде, и таким образом все окружающие видели, что Ашем не оставляет того, кто Ему служит.

В Гераре Ицхака спросили — кем ему приходится Ривка? Так же как и Авраам, он назвался братом Ривки, ибо понимал, что плиштим, узнав о том, что он ее муж, убьют его и заберут Ривку. Но обман вскоре открылся. Царю той страны, Авимелеху, Ривка очень понравилась, и он стал постоянно следить за ними, чтобы выяснить, не обманывает ли его Ицхак и действительно ли они брат и сестра. Он хорошо помнил историю о том, что произошло, когда он взял к себе во дворец жену Авраама — Сару. Но прошло время, и Ицхак, прожив в Гераре уже долгое время, перестал быть осторожным, так что Авимелех смог в конце концов понять, что они не брат и сестра. Тогда царь приказал Ицхаку явиться во дворец и потребовал от него объяснений.

— Почему ты скрыл от нас, что Ривка твоя жена, и представил ее как сестру? Ведь любой наш мужчина (конечно же, Авимелех имел в виду себя) мог, и имел право, беспрепятственно взять ее себе в жены. Представляешь, какое наказание ты мог навлечь на нас!

— Я боялся, что меня убьют из-за нее, — ответил ему Ицхак.

После этого Авимелех издал указ, в котором говорилось, что всякий, кто попытается причинить вред Ицхаку и Ривке, будет немедленно предан смерти.

В тот год, живя среди плиштим, Ицхак занялся земледелием, и, несмотря на то что почва была неплодородной, а год выдался засушливым, его посевы дали урожай в сто раз больший, чем он ожидал. Причем богатый урожай был собран по всей стране, ибо вся страна получила благословение благодаря его присутствию.

Откуда Ицхак узнал, что его урожай настолько превышает урожай остальных земледельцев? Зачем он вообще измерял свой урожай? Дело в том, что, отделяя десятую часть урожая (маасер), он, в соответствии с законом Торы, отдавал ее бедным людям. Отсюда мы узнаем, что наши праотцы соблюдали многие законы еще до дарования Торы, в частности, они отделяли маасер от собранного урожая.

В Гераре Ицхак настолько разбогател, что люди стали говорить: «Навоз ицхаковых мулов стоит больше, чем золото и серебро Авимелеха!». Ему стали завидовать. И вот однажды он обнаружил, что колодцы, выкопанные его слугами, засыпаны.

— Уйди от нас, ибо ты стал могущественнее, чем мы, — сказал ему Авимелех.

Чтобы избежать неприятностей, Ицхак ушел из Герара и разбил лагерь в одной из долин, где раскопал старые колодцы, выкопанные еще Авраамом.

Как-то слуги Ицхака нашли и восстановили один такой колодец, но местные пастухи тут же стали доказывать, что он принадлежит им. То же самое произошло со вторым колодцем. Наконец, Ицхак решил передвинуть стоянку еще дальше, где выкопал третий колодец. Споров об этом колодце уже не было, и Ицхак назвал его Реховот, что значит «Ашем расширил для нас пространство».

Всего было выкопано пять колодцев, что соответствует пяти книгам Торы.

Первый колодец получил от Авраама название Эсек, в этом имени содержится намек на содержание книги Берешит.

Название второго колодца, также полученное от Авраама, — Сына, что соответствует книге Шмот.

Третьему колодцу имя дал Ицхак. Тора говорит о нем как о «колодце живой воды»; он символизирует содержание книги Ваикра.

Колодец, названный Ицхаком Шева, символизирует содержание книги Бемидбар.

Название колодца Реховот связано с последней книгой Торы — Дварим.

Мидраш раскрывает связь между названиями колодцев и книгами Торы следующим образом.

Название Эсек (дело, занятие) соответствует книге Берешит, в которой рассказывается о том, как Ашем создал (сделал) мир.

Название Сына (ненависть) соответствует содержанию книги Шмот, из которой мы узнаем о тяжелой жизни евреев в Египте.

Мы знаем, что Тору принято сравнивать с водой, без которой, как известно, жизнь невозможна. «Колодец живой воды» подобен книге Ваикра, целиком посвященной разбору еврейских законов, соблюдением которых евреи отличаются от всех остальных народов.

В соответствии с традицией, книга Бемидбар содержит в себе три книги, т.е. в общей сложности Тора состоит из семи книг, что и соответствует названию Шева (семь); по мнению некоторых наших Мудрецов, глава Ваей Бинсоа (Бемидбар 10:35—36) является как бы отдельной книгой.

Название следующей книги — Дварим. Его связывают с названием колодца Реховот, ибо эта книга учит нас специальным законам о жизни в Эрец Исраэль, которые будут применимы в то время, когда Ашем расширит (рахав) нашу территорию.

Почему так много внимания уделяется этим колодцам с водой? Дело в том, что Тора, как мы уже говорили, уподобляется воде. Выкопав колодцы, обнаружив в них воду, Ицхак вымолил у Ашема обещание, что, подобно тому как он сейчас открыл эти источники воды, Ашем в будущем откроет его потомкам родники мудрости, содержащейся в Торе.

Итак, Ицхак продолжает свой путь в Беер-Шеву. И на этом пути Ашем разговаривает с ним, объясняя, что не стоит бояться Авимелеха и его слуг, ибо те уже увидели, что с уходом Ицхака потеряли благословение. Вода в колодцах высохла, деревья перестали плодоносить. Кроме того, в ночь, когда Ицхак ушел, к Авимелеху ворвались разбойники и разграбили его дворец.

Авимелех и его военачальник Пихол решили догнать Ицхака и просить его вернуться. Ицхак удивился:

— Почему вы преследуете меня? Я знаю, вы меня ненавидите, так зачем вам нужно, чтобы я вернулся?

— Мы видим, — ответили они, — что Ашем с тобой так же, как Он был с твоим отцом. Поэтому мы хотим возобновить договор, который заключил с нами твой отец. Обещай, что не причинишь нам зла. И даже тогда, когда твои потомки будут владеть этой страной, они не станут завоевывать филистимские земли. Если ты сдержишь обещание, мы не будем трогать тебя все то время, пока ты будешь жить в нашей земле.

Во времена р.Иеошуа бен Хананья евреи заново начали строить Бейт-Амикдаш, Храм. Враги евреев — кутим (секта, поклонявшаяся идолам и лишь внешне принявшая иудаизм в Эрец-Исраэль) написали персидскому царю письмо, в котором утверждали, что строительство Бейт-Амикдаша не что иное как бунт против империи.

Тогда персидский царь обратился к советникам, ибо он собирался издать приказ об отмене строительства, но не знал, как проверить, выполняют ли его евреи. Советники сказали ему: «Прикажи евреям изменить размеры здания и перенести строительство в другое место. Можешь быть уверен, что они прекратят строить!»

Так царь и поступил. Письма с указом были посланы евреям, собравшимся в долине Бейт Римон. Однако, узнав о решении царя, люди сказали: «Мы не станем подчиняться решению царя и продолжим строить Бейт-Амикдаш, соблюдая все необходимые требования.»

Тем не менее мудрецы решили, что нужно успокоить народ и выработать правильную линию поведения. Не подчинившись указу царя, люди могут навлечь на себя его гнев и тогда разразятся еще более страшные беды. С разъяснениями послали людей к р.Иеошуа бен Хананья, который рассказал им следующую притчу:

«Однажды лев убил дикого зверя. С жадностью набросился он на добычу и тут же подавился костью. Стал он звать на помощь зверей, обещая любую награду тому, кто достанет злосчастную кость у него из горла. К нему подлетела маленькая птичка с длинной тонкой шеей и в одну минуту избавила льва от страшных мучений. Как он ее отблагодарил? Он разрешил ей быстренько упорхнуть, заявив, что награждает ее жизнью, ибо она вышла невредимой из его ненасытной пасти».

— Вот и мы с вами должны понимать, что уже то хорошо, что император не издал никакого указа против нас, а просто оставил нас в покое, — закончил р.Иеошуа бен Хананья. — Не будем же совершать никаких поступков, которые могут заставить персов начать войну против нас!

Так и Авимелех. Он сказал Ицхаку, что с его точки зрения добро, которое плиштим совершили по отношению к нему, заключается уже в том, что они дали ему возможность беспрепятственно уйти от них живым, со всеми рабами, скотом и приобретенным имуществом.

Ицхак согласился возобновить договор, заключенный Авраамом с Авимелехом. При этом он поклялся, что будет выполнять свои обязательства. И они разошлись с миром.

Ашем мешает Ицхаку благословить Эсава

Чем так страшны и опасны действия Эсава? Почему столь умный и проницательный Ицхак не смог до конца понять своего сына, а Ривка, которая хорошо знала характер своего сына, ничем не выражала своего недоверия к нему? Дело в том, что действия Эсава подобны поведению свиньи, которая намеренно выставляет вперед свои раздвоенные копыта, чтобы показать, что она, якобы, кашерна. Свинья не жует жвачку и потому не является кашерным животным. Признак ее нечистоты скрыт внутри, он невидим. Так и Эсав. Он всю жизнь играл в праведность, а на самом деле вел разгульный образ жизни. Он соблазнял замужних женщин, но, достигнув сорока лет, сказал: «Поступлю, как мой отец, который женился в сорок лет».

Но и женившись, Эсав не изменился. В жены он взял дочерей ханаанских, тех самых, о которых Авраам говорил Элиэзеру, что они не могут быть женами Ицхаку. Все жены Эсава были идолопоклонницами, но он дал одной из них, Ааливаме, новое имя — Йеудит (еврейка), чтобы убедить отца в том, что она отказалась от служения идолам. Как только Эсав ввел своих жен в дом Ицхака, Б-жественное присутствие, Шехина ушла оттуда.

И Ицхак, и Ривка тяжело переживали, что в их доме процветает идолопоклонство. Жизнь для Ицхака стала невыносимой, ибо он в свое время воспитывался в доме, где служили только Ашему. В отличие от него, Ривка выросла среди идолопоклонников и не так остро реагировала на их обычаи. Понимая, как тяжело Ицхаку видеть поведение жен Эсава, Ашем решил: «Поражу-ка Я Ицхака слепотой, чтобы он не видел, как жены Эсава воскуряют идолам благовония».

Впрочем, существует несколько объяснений тому, почему Ицхак в старости ослеп. Вот лишь некоторые из них:

1. Ицхак сам просил у Ашема страданий, объясняя свое желание так: «Если человек умирает, не познав страданий, его грехи не получат искупления, и в грядущем мире его будут судить строго по мере справедливости». И сказал Ашем: «Ты попросил нужную вещь, и ты будешь первым, кому Я ее дарую!»

2. Ашем решил лишить Ицхака зрения, чтобы он не узнал Яакова, когда тот придет к нему за благословением, ибо Он хотел, чтобы это благословение получил Яаков.

3. Кроме того, Ицхак ослеп в наказание за то, что одобрил Эсава, приняв от него мзду. В Торе сказано (Дварим 16:19): «И мзды не принимай, ибо мзда ослепляет глаза мудрых».

В возрасте ста двадцати трех лет Ицхак решил благословить сыновей, ибо понял, что его жизнь подходит к концу. Первым он вызвал Эсава, хотя, конечно же, догадывался, что Яаков достоин благословения больше, чем его старший брат. Кроме того, как мы уже говорили, Ицхак не вполне был осведомлен о нечестивости Эсава и поэтому считал, что тот безусловно достоин благословения. Ко всему прочему, Ицхак собирался благословить Эсава материальными благами этого мира, а духовные благословения грядущего мира он хотел оставить Яакову, как более достойному.

И вот наступило четырнадцатое нисана. Первым Ицхак позвал к себе Эсава.

— Я здесь, отец, — притворяясь кротким и послушным, ответил Эсав. Про себя же он подумал: «Когда же, наконец, мой старый отец умрет?»

Образ благочестивого Эсава, внешне обходительного и заботливого, но по сути жестокого, хорошо известен всем. В нашу эпоху мы были свидетелями того, как целый народ, считавшийся венцом цивилизации, с поразительной изощренностью, разработав в мельчайших деталях методы массового уничтожения, лишил жизни шесть миллионов евреев.

Ицхак торопился, потому что не знал дня своей смерти.

Человеку не дано знать семь следующих вещей:

День, когда наступит смерть.

День, когда придет Машиах.

Какова мера суровости суда Ашема.

Каков род занятий, в которых человека ждет удача.

Каковы мысли другого человека.

От женщины скрыто, кого она родит — мальчика или девочку.

Никому в мире не известен день падения власти сынов Эдома (известно только, что он наступит после прихода Машиаха).

Вся эта информация скрыта от человека для его же блага, ибо:

Зная о приближающемся дне смерти, каждый впал бы в подавленное состояние, отложив не только раскаяние (тшуву), но и все привычные дела.

Время прихода Машиаха скрыто, потому что оно не предопределено и зависит от того, делаем ли мы тшуву; кроме того, если бы поколения прошлого знали, сколько времени еще должно пройти прежде, чем придет Машиах, они были бы не в силах вынести груз изгнания.

Человек не в силах вынести полное знание о мере суровости суда, который ждет его в будущем мире.

Лучше, если человек не знает, что думают о нем другие люди.

Ашем скрыл пол будущего ребенка, чтобы человек не подумал, будто он сам может решать, кому следует появиться на свет — мальчику или девочке.

Люди впали бы в отчаяние, если бы знали, что конец власти эдомитян наступит еще не скоро.

Ицхак сказал Эсаву:

— Сегодня пасхальная ночь. Ангелы будут петь Ашему, и Он благословит мир росой. В эту ночь и я хочу благословить тебя, и это благословение должно исполниться. А сейчас иди и заточи хорошенько свой нож. Я хочу, чтобы ты зарезал животное и приготовил его для меня.

Ицхак попросил сына поймать для него на охоте какое-нибудь животное и приготовить его, как бы говоря своей просьбой: «Так ты сможешь лучше выполнить мой приказ и заслужить благословение. Но приготовь что-нибудь очень вкусное, чтобы еда доставила мне удовольствие, тогда я буду в радостном расположении духа, руах акодеш осенит меня, и я смогу благословить тебя. Но будь внимателен и убей только то животное, которое никому не принадлежит».

— Конечно, отец, — ответил Эсав, но про себя тут же подумал, что если не сможет поймать дикое животное, то украдет любую домашнюю скотину.

Этот разговор слышала Ривка. Она решила помешать Ицхаку дать Эсаву благословение первенца, ибо понимала, что, если Ицхак поступит так, его станут называть «человеком, который за мзду оправдывает виновного», а такой человек отвратителен Ашему (Иешаяу 5:23). Она отважилась на обман еще и потому, что знала, что ее старший сын недостойный человек и в будущем именно он станет служить младшему, а не наоборот (Иешаяу 25:33). Итак, Ривка позвала Яакова и сказала ему:

— Принеси мне двух ягнят. Одного я хочу приготовить для жертвоприношения в пасхальную ночь, а второго для трапезы твоему отцу. Когда он съест принесенную тобой еду, он благословит тебя. А Эсав? — Он не заслужил благословения первенца.

— Как я могу пойти на это? Отец моментально поймет, что это обман, — возразил Яаков. — Кожа Эсава покрыта волосами, и стоит отцу дотронуться до меня, как он тут же обнаружит обман и проклянет меня. В результате, я не получу даже того благословения, которое он хотел мне дать после того, как благословит Эсава!

— Не бойся, — ответила Ривка. — Положись на меня. Но если отец обнаружит обман, я возьму всю вину на себя и открою ему, что ты праведник, а Эсав — злодей, и благословение должно принадлежать тебе, а не ему.

Надо сказать, что Яаков с большим нежеланием подчинился требованию Ривки. Он принес матери ягнят, и Ривка приготовила их так, как любил Ицхак. Затем она дала Яакову одежду, которую Эсав обычно надевал, отправляясь на охоту. То была та самая одежда, которая некогда принадлежала Адаму и из-за которой Эсав убил Нимрода. Хотя у Эсава было много жен, он не доверял ни одной из них и не оставлял эту одежду дома, предпочитая хранить ее у Ривки, в честности которой он был уверен. Но именно в этот день он ушел на охоту, оставив одежду дома. Таков был замысел Ашема.

Р.Шимон бен Гамлиэль сказал: «Всю свою жизнь я старался выполнять мицву служения своему отцу, но я не сделал для него и сотой доли того, что сделал для своего отца Эсав. Всякий раз приходя к своему отцу, я надевал одежду, которая была под рукой, а уходя из дома я переодевался, чтобы на людях обязательно появляться в приличном виде. Эсав же делал наоборот. Перед тем, как появиться перед отцом, он надевал самые хорошие вещи, ибо считал: «недостойно чести отца, если я появлюсь перед ним в простой будничной одежде». Никто и никогда не оказывал своему отцу таких почестей, как Эсав».

Но чтил Эсав своего отца исключительно из корыстных соображений, ибо хотел добиться расположения Ицхака, опасаясь, что тот сделает Яакова своим наследником. Он боялся повторения истории с Ишмаэлем, место которого занял сам Ицхак. В том, что Эсава одолевали такие мысли, можно не сомневаться, ибо хорошо известно, что он уважал только своего отца, но не мать; а в душе своей он желал Ицхаку поскорее умереть, чтобы побыстрее определилось его собственное место в семье.

Прежде чем отправить Яакова к отцу, Ривка обмотала его шею и руки козлиными шкурками, чтобы отец не смог узнать своего младшего сына. Затем она дала ему еду, проводила до дверей и сказала:

— До этого момента я сопровождала тебя. А теперь — да поможет тебе Создатель!

Как только Яаков вошел к отцу, комната наполнилась ароматом Ган Эдена. Так произошло потому, что на сей раз драгоценные одеяния Адама были надеты на праведника и источали свой подлинный запах.

Ицхак удивился:

— Кто это? Мой сын?

— Я, — произнес Яаков и остановился. Затем он продолжил: — Эсав — твой первенец. (Действительно, Эсав был первенцем.) Прошу тебя, отец, встань и поешь мяса, которое я принес, чтобы твоя душа могла благословить меня!

— Как ты смог так быстро управиться? — спросил его Ицхак. Он боялся, что, торопясь вернуться поскорее с охоты, Эсав мог забить животное, не выполнив необходимых правил убоя.

Яаков ответил:

— Ашем, твой Б-г, послал зверя пересечь мою тропу.

«Это ответ не Эсава, — подумал Ицхак. — Эсав не говорит «прошу тебя, встань», и имени Ашема не бывает на его устах. Должно быть, это Яаков».

— Подойди-ка поближе, мой сын, я хочу убедиться, что передо мной действительно Эсав.

Когда Яаков услышал эти слова, то от страха не смог двинуться с места. И тогда Ашем послал ему на помощь ангелов Михаэля и Гавриэля, чтобы они помогли ему подойти к отцу.

Дотронувшись до сына, Ицхак воскликнул:

— Голос — голос Яакова, а руки — руки Эсава!

Слова эти, произнесенные как пророчество, возвестили грядущую роль еврейского народа во всей будущей истории.

Действительно, «голос», звук, через который мы воспринимаем чтение Торы и молитву, — будет исходить от Яакова, а «руки», символ материального — это Эсав. В словах Ицхака заключена также информация для будущих поколений: пока Яаков будет изучать Тору и выполнять ее заповеди, руки Эсава не смогут причинить ему никакого зла.

Однажды спросили язычники философа Авнимуса — могут ли они надеяться когда-либо одолеть евреев? Ответ был таков: — Захаживайте в их дома учения и смотрите, хорошо ли они учатся. Ибо вы должны знать, что, до тех пор пока они учат свою Тору, вы будете бессильны против них. Так обещал их праотец Ицхак: «Пока голос Яакова звучит в молитвах и учении, руки Эсава бессильны против них».

Ицхак благословляет Яакова

Ицхаку не дано было узнать Яакова, ибо таков был замысел Ашема. После того как Ицхак съел приготовленную еду, он попросил Яакова поцеловать его. Вдохнув аромат Ган Эдена, исходящий от одежд Яакова, Ицхак решил, что перед ним, безусловно, стоит праведник и произнес благословение: «Вот запах от моего сына, как запах от поля, которое благословил Ашем. Предвижу, что его потомки построят Храм на Ционе и будут приносить там жертвы».

Затем Ицхак произнес десять благословений, что соответствовало Десяти Повелениям, с помощью которых был создан мир, и означало, что дальше мир будет продолжать существовать благодаря Яакову.

Так как все это происходило в Песах, когда Ашем благословляет землю росой, Ицхак благословил Яакова благословением росы. Отсюда мы можем заключить, что благополучие Яакова будет находиться в прямой зависимости от выполнения им заповедей.

Ицхак сказал сыну:

— Если будешь выполнять предписанное в Торе, Б-г даст тебе:

1. Росу в положенное время;

2. Богатство от земли;

3. Богатый урожай хлеба;

4. Достаточно вина;

5. И будут служить тебе все народы;

6. И поклонятся тебе племена;

7. Ты станешь главным среди своих братьев;

8. И поклонятся тебе сыны твоей матери;

9. Проклинающие тебя будут прокляты;

10. Благословляющие тебя — будут благословенны!

Итак, Ицхак, благословив Яакова, поставил его главным среди братьев, пообещав, что, благодаря его достоинствам, весь мир будет благословлен дождем и росой ради его потомков — народа Израиля.

Каждое из этих благословений распространялось на три разных периода в истории еврейского народа; слова Ицхака относились к следующим эпохам:

Мидбар — время жизни евреев в пустыне;

Эрец Исраэль — время жизни в стране Израиля;

Галут — жизнь в изгнании.

Применительно к каждому из этих периодов благословения Ицхака означали следующее:

1. «Даст тебе Б-г от небесной росы»:

когда евреи будут находиться в пустыне, Он пошлет им ман, о котором сказано: «И при падении росы на стан…» (Бемидбар 11:9);

в Эрец Исраэль будет выпадать иерусалимский град, сравниваемый с росой (Теплим 33:3);

в изгнании Ашем даст Тору, которая будет для евреев опорой и спутницей и которая уподобляется росе (Дварим 32:2). Кроме того, в этом благословении содержится пророчество о днях прихода Машиаха, когда Ашем пошлет росу, с помощью которой Он будет оживлять мертвых.

2. «Будь благословен от богатства твоей земли»:

в пустыне евреи найдут колодец Мириам со свжей водой и вкусной рыбой;

в Эрец Исраэль будут приносить жертвоприношения;

в изгнании обретут Устную Тору, записанную в этот период (Мишна).

3. «Обилие хлеба»:

в пустыне — это молодые евреи. Их Ицхак сравнивает с зерном, ибо он предвидел, что старое поколение умрет в пустыне, и поэтому благословил молодое поколение, которое войдет в Эрец Исраэль и даст новые всходы;

в Эрец Исраэль евреи получат возможность приносить первые плоды в Храм (бикурим);

в изгнании будет записана Гемара.

4. «Обилие вина»:

в пустыне — с вином сравниваются еврейские девушки;

в Эрец Исраэль евреи получат возможность совершать жертвенные возлияния;

в изгнании будут записаны Мидраши, которые увлекают сердце человека подобно вину.

5. «И будут служить тебе все народы». В будущем сыны Хама и Яфета будут зависимы от евреев.

6. «И поклонятся тебе племена» — потомки Кетуры будут служить тебе.

7. «И поклонятся тебе сыны твоей матери» — сыны Эсава будут служить сынам Яакова.

8. «Проклинающие тебя будут прокляты» — все те, кто будут проклинать народ Израиля, как, например, Билам и подобные ему, — будут прокляты.

9. «А благословляющие тебя — благословенны» — Моше, Аарон, Давид и Шломо.

В радостном состоянии духа вышел Яаков от отца. Он понимал, что только что получил самое дорогое наследство, которое может быть даровано человеку.

Отчаяние Эсава

Но почему Эсав, опытный охотник, именно в этот день потратил так много времени на то, чтобы поймать для отца какое-нибудь животное? Дело в том, что он весь день старательно преследовал животных и дичь, но всякий раз, когда ему удавалось поймать что-нибудь, ангелы Ашема распутывали сети и освобождали жертву из плена. Они старались задержать Эсава, чтобы дать возможность Яакову получить благословение отца. В конце концов, Эсав убил собаку и приготовил ее отцу.

Эсав пришел, когда Яаков уже собирался уходить от отца. К счастью, у Ицхака в доме все двери были двойными, и Яакову удалось спрятаться, прежде чем в комнате появился Эсав. Как только Эсав вошел, Ицхак почувствовал сильный, горячий воздух, казалось, стены дома вот-вот воспламенятся.

— Пусть мой отец поест блюдо, приготовленное для него, и благословит меня! — сказал Эсав.

— Кто ты? — спросил Ицхак.

— Я — твой первенец, Эсав.

Ицхака охватила дрожь, которой он не испытывал никогда в жизни. Он дрожал сильнее, чем в минуты, когда лежал на алтаре Авраама, готовый быть принесенным в жертву.

— Кто же из нас будет гореть в пламени Геинома? — сказал он про себя. — Кто должен быть наказан? Или я — за то, что дал благословение не тому из своих сыновей? Или мой сын, Яаков, который получил его обманом? А может быть, Эсав, в чью праведность я ошибочно верил?

— Не бойся! — услышал он Голос с Неба. — Наказания заслуживаешь не ты и не Яаков, а Эсав — зверолов. Он и тебя поймал в свои сети. Ты был обманут той личиной праведности, в которой он представал перед тобой.

Немного придя в себя, Ицхак сказал Эсаву:

— Кто-то другой был здесь до тебя. Очевидно, само Небо тебя задержало. Я ел то, что принес мне тот, другой, и вынужден был благословить его.

— Какую еду он подал тебе? — спросил Эсав.

— То, что я ел, было неописуемо вкусно. Оно было похоже одновременно и на хлеб, и на рыбу, и на мясо. Вкус тех деликатесов, которыми в грядущем Ашем будет кормить праведников.

— Это Яаков! — закричал Эсав. — Неудивительно, что, дав тебе вкусное мясо, он вытянул из тебя принадлежащее мне благословение. Мне же, в обмен на мое первородство, он дал только блюдо чечевицы!

— Вот как! — воскликнул Ицхак. — Он купил у тебя первородство? Я боялся, что совершил грех, благословив младшего сына вместо старшего! Но раз я благословил законного первенца, то пусть благословение при нем и останется.

И тогда Голос с Неба объявил: «Он останется благословенным!»

Услышав такие слова, Эсав разразился горькими рыданиями, ибо теперь он был лишен и первородства, и благословения.

Есть и другие версии, согласно которым Ицхак хотел проклясть Яакова за обман, но Ашем предостерег его: «Если ты проклянешь его, то знай — тем самым ты проклянешь себяи, ибо ты уже сказал ему (27:29): «Проклинающие тебя да будут прокляты».

Человек, просящий Ашема оставить его грехи безнаказанными, поплатится за это жизнью. Хотя Ашем и проявляет терпение и может долго ждать, прежде чем покарать грешника, тот, в конце концов, получает возмездие за каждый свой проступок.

— Благослови и меня, отец! — начал просить Эсав Ицхака.

— Твой брат пришел, умудренный Торой, и забрал твое благословение, — ответил ему Ицхак. Тут Эсав презрительно засмеялся:

— Ну, не правильно ли, что его зовут Яаков? Он обманул меня дважды! Сначала он украл мое первородство; я молчал. Но молчать ли мне теперь, когда похищено мое благословение? Разве у твоего Б-га не хватит благословений на нас обоих, раз уж мы оба праведны? Почему ты лишаешь меня того, что принадлежит мне по праву?

— Какое благословение я могу теперь дать тебе? — спросил Ицхак. — Я сделал его господином над тобой, поэтому любое благословение, которое я дам сейчас тебе, будет принадлежать ему, ибо все, что приобретает раб, принадлежит его хозяину.

Впрочем, в какой-то момент Ицхак пожалел Эсава и уже хотел было благословить его, но руах акодеш покинул его.

— Пожалей его! — умолял Ицхак Ашема.

— Тот, кого ты хочешь благословить, — сказал ему Ашем, — разрушит в будущем Храм и вызовет смятение во всем мире!

— Тогда, по крайней мере, дай ему награду в этом мире! — попросил Ицхак.

— Отец! Неужели у тебя нет для меня какого-нибудь благословения поменьше? — вновь обратился Эсав к отцу и, не выдержав испытания, заплакал.

Известно, что Эсав пролил три слезы. За это Ашем дал ему во владение гору Сеир, которая навечно благословенна дождем, а также даровал господство над ста областями.

— Хоть он и злодей, — сказал Ашем Ицхаку, — он плакал не впустую. Благослови его.

И Ицхак благословил Эсава:

«Вдали от тука земли будет твое обитание», — это значит, что ему будут принадлежать бесплодные земли далекой Италии. «И от росы небесной свыше», — т.е. он будет царем над землями, которые благословенны росой.

— Да благословит тебя Ашем в этом мире, неважно, достоин ты этого или нет! Пока ты держишь свой меч в ножнах и не вредишь Яакову, ты будешь жить. И только когда твой брат Яаков перестанет заниматься Торой, ты можешь объявить ему войну и достичь господства над ним.

Благословляя Эсава, Ицхак старался не произносить Имени Ашема. Он хотел, чтобы вся награда была дана Эсаву в этом мире, а не в будущем.

Вечная ненависть Эсава к Яакову

Нетрудно себе представить, насколько велика была ненависть Эсава к Яакову за то, что младший брат лишил его и первородства, и благословения отца. Понятно, что отныне Эсав стал искать возможность отомстить Яакову. Заодно он решил убить и отца, и брата, чтобы обрести господство над всем миром.

При этом Эсав рассуждал так: «Каин убил своего брата Эвеля до того как умер их отец, Адам. Но поступил неразумно, ибо, после того как Эвеля уже не было в живых, у Адама родился Шет. Я не повторю этой ошибки, а дождусь смерти отца и после этого убью Яакова. Вот тогда я стану единственным наследником!»

Фараон, замыслив убить сыновей Израиля, рассуждал так: «Эсав не хотел убивать своего брата, пока не умрет их отец. Какая глупость! Разве он не понимал, что тем временем у Яакова могут тоже родиться дети? Я буду умнее и прикажу бросать в реку всех новорожденных мальчиков!»

Аман, объявивший войну евреям, рассуждал так: «Как глупо поступил фараон! Разве он не понимал, что еврейские девушки будут выходить замуж и рожать детей? Я истреблю их всех, молодых и старых, юношей и девушек!»

В будущем Гог и Магог, последние враги еврейского народа, скажут: «Глупец Аман! Разве он не понимал, что у них есть Защитник на Небе? Вот Его мы и одолеем сначала, а уж потом уничтожим их самих!»

Но Ашем скажет им всем: «Наивные глупцы! У Меня достаточно слуг, чтобы сорвать все ваши злобные планы!» Войну против народов будет вести Ашем, и в тот день Он станет единственным Царем на земле.

Как ни ненавидел Эсав Яакова, он все же не осмеливался убить его, ибо суд Шема и Эвера был суров — за убийство приговаривали к смертной казни. Тогда Эсав решил уничтожить брата чужими руками. Он решил жениться на дочери Ишмаэля, чтобы приобрести нового союзника в борьбе против Яакова.

— Я буду разжигать гнев Ишмаэля против Яакова до тех пор, пока он не убьет его, — рассуждал Эсав. — И тогда мне будет дано право убить Ишмаэля как бы в отмщение за кровь моего брата. Таким образом, я стану наследником обеих семей!

В будущем Эсав женится на Махалат, дочери Ишмаэля, но его план не удастся. Он не сможет заставить Ишмаэля убить Яакова, ибо тот умрет сразу же после того, как Эсав обручится с его дочерью.

Получив Б-жественное пророчество о замыслах Эсава против Яакова, Ривка сочла разумным посоветовать Яакову на некоторое время покинуть страну.

— После всего происшедшего твой старший брат найдет утешение только в одном — в твоей смерти. В его глазах ты уже мертв. Так вот, я хочу, чтобы ты жил, и прошу тебя — беги к моим родным в Падан Арам, в дом Бетуэля, и оставайся там до тех пор, пока гнев твоего брата не утихнет.

В своей праведности Ривка полагала, что Эсав со временем успокоится и простит Яакову его обман.

На это Яаков ответил, что уйдет только с согласия отца! Тогда Ривка пошла к мужу и сказала ему: «Кенаанские дочери омерзительны мне. Если и Яаков женится на кенаанской девушке, то для чего мне жить?»

Согласившись с ее доводами, Ицхак вызвал Яакова и сказал ему: «Не бери в жены дочерей кенаанцев — Анера, Эшкола или Мамрэ. Лучше иди к родне Авраама и возьми жену оттуда».

Ицхак открыто благословил Яакова перед его уходом, показав, что первое благословение действительно принадлежит Яакову, несмотря на то что, давая его, он не знал, кто перед ним стоит. После второго благословения никто уже не мог сказать: «Если бы Яаков не обманул своего отца, он не получил бы благословения!»

Ривка тоже благословила сына, произнеся слова из Псалмов (91:11): «Ибо Своим ангелам заповедает о тебе — охранять тебя на всех твоих путях».

Так как Эсав не знал, что Яаков собирается покинуть дом родителей, он не торопился с местью, но это не означало, что Эсав совершенно отказался от своих планов. Свою ненависть к Яакову он передал сыну Элифазу, так что эта ненависть вошла в устойчивую семейную традицию. (Среди потомков Эсава такие непримиримые ненавистники евреев, как Амалек, Агаг и Аман.)

Наши Мудрецы характеризуют отношение Эсава к Яакову однозначно: «Общеизвестна алаха (закон Торы), что Эсав ненавидит Яакова».

Возникает вопрос: разве можно определить некое чувство как зафиксированное раз и навсегда человеческое качество? Почему о ненависти Эсава к Яакову мудрецы говорят как о алахе!

Этим определением наши Мудрецы, благословенна их память, хотели показать истинную природу антисемитизма. Евреев ненавидели во все времена и на всех частях земного шара, независимо от степени их ассимиляции и адаптации к господствующей культуре. В любой стране их преследовали, независимо от того, к какому классу общества они принадлежали, чем занимались, были богаты или бедны. Значит, есть какая-то причина, на которую не влияют никакие условия, есть нечто общее, что позволяет так долго и стойко существовать этому дикому, непостижимому явлению. Ненависть к еврейскому народу не укладывается в рамки социологических или других научных теорий. Ее происхождение можно объяснить только Б-жественными причинами, оговоренными в Торе.

Мы помним, Ривке было дано пророчество о том, что близнецы, которых она должна родить, не смогут жить вместе и кому-то из них суждено подчиниться другому. Если один из них, Яаков, будет выполнять предназначенную ему цель — изучать Тору и верно следовать ей, то другой, Эсав, будет находиться у него в подчинении. Если же Яаков не будет изучать Тору, то скрытая враждебность Эсава проявится в активном антисемитизме.

Теперь ясно, что антисемитизм имеет статус алахи, т.е. является непреложным фактом, глубоко коренящимся в Б-жественном плане мира. Весь ход истории наглядно показывает, что, когда народ Израиля верен своей миссии, Эсав бессилен. Соблюдение законов Торы и проявление антисемитизма со стороны окружающих народов связаны отношением причины и следствия. Таким образом, существует лишь один эффективный способ борьбы с юдофобами — постоянное изучение Торы.