Мидраши к главе Ваехи

Мидраши к главе Ваехи

Просьба Яакова — похоронить его в Эрец Исраэль

В чем разница между жизнью цадика (праведника) и раши (злодея)? Раша вначале может наслаждаться безмятежным спокойствием, но его радости рано или поздно приходит конец, и она сменяется цепью бесконечных невзгод. Цадик же вначале обречен на страдания, пережив которые он вступает в полосу счастья, — и оно длится вечно.

После десятилетий, полных невзгод, Яаков прожил в Египте семнадцать лет, и весь египетский период его жизни был наполнен ничем не омрачаемым спокойствием и счастьем. Действительно, Яакову посчастливилось увидеть Йосефа в роли владыки, а всех своих сыновей — праведниками, следовавшими путями своего отца.

Тора говорит об этих семнадцати годах как о «годах жизни», ибо все это время Яакова осенял руах акодеш. Таким образом, Ашем вознаградил его за те семнадцать лет, которые он провел в скорби по Йосефу.

Когда Яаков ослабел и почувствовал, что его конец близок, он послал за Йосефом и попросил того, чтобы его не хоронили в Египте. При этом он взял с Йосефа клятву, чтобы его тело перенесли в Эрец Исраэль и погребли там. Обратился он к Йосефу, а не к другим сыновьям потому, что остальные его дети были бессильны что-либо сделать. Только Йосеф мог получить от фараона разрешение покинуть Египет, чтобы перенести останки своего отца в Эрец Исраэль.

Почему Яакову так важно было, чтобы его похоронили в Эрец Исраэль!

Наши мудрецы, благословенна их память, учат, что те, кто похоронены в Эрец Исраэль, первыми поднимутся, когда придет время тхият аметим, воскрешение мертвых. А что же с другими евреями, похороненными за пределами Эрец Исраэль! Мудрецы нам объясняют, что Ашем создаст специальные подземные туннели в то время и тела всех евреев как бы передвинутся по ним в Эрец Исраэль. И только в Святой Земле каждый еврей будет воскрешен из мертвых.

Поэтому Яаков и наказал Йосефу: «Не хорони меня в Египте. Я хочу избежать мучений от перемещения в Эрец Исраэль в дни тхият аметим».

У Яакова были и другие причины, по которым он не хотел, чтобы его хоронили в Египте. Он боялся, что если его захоронят там, то его потомки станут считать Египет своей родиной. Они ведь могли рассуждать так: «Если бы эта земля не была святой, то в нее не зарыли бы тело праотца Яакова». А Яаков хотел, чтобы его потомки всегда осознавали свое пребывание в Египте временным, сколько бы оно ни продолжалось. Еще одна причина — это опасение, что египтяне начнут поклоняться его останкам и объявят их б-жественными. Ведь они знали, что после прихода Яакова в Египет голод прекратился. Яаков предвидел также, что одной из Десяти казней, которыми Ашем накажет в будущем Египет, будут вши, которые поразят даже тела мертвых (а он не хотел полагаться на то, что его останки будут избавлены от этого наказания с помощью чуда).

Яаков попросил Йосефа: «Перенеси мое тело в пещеру Махпела, ибо я хочу лежать вместе с моими отцами, чтобы восстать с ними из мертвых, когда наступит для этого время».

(Каждому человеку стоит позаботиться о том, чтобы его похоронили рядом с цадиками, дабы оказаться с ними вместе, когда настанет время тхият аметим.)

Я сделаю, как ты велишь, — ответил Йосеф отцу.

— Поклянись моей брит милой, — потребовал Яаков.

Йосеф поклялся. Тогда Яаков повернулся лицом к Шехине, покоившейся над его ложем (Шехина всегда присутствует у ложа больного), и поклонился, чтобы поблагодарить Ашема за то, что его желание признано.

Жизнь проходит подобно тени, но не тени глухой стены или тени дерева, прочно держащегося корнями за почву. Она проходит подобно тени летящей птицы: мелькнула и исчезла. Все мы знаем, что наши тела не вечны. На словах мы признаем, что каждый человек смертен, жизнь рано или поздно проходит, и все должны когда-нибудь умереть. Но ведем себя так, будто смерть лично к каждому из нас никогда не придет.

Наши праотцы всегда помнили, что в этом мире они лишь временные жители, которых поместили сюда только на короткий век. Они провели свою жизнь в подготовке к миру грядущему, ибо жили всегда с ясным сознанием смерти.

•  Авраам сказал Ашему: «Не дал Ты мне потомка, и вот, мой домочадец унаследует мне» (Берешит 16:3).

•  Ицхак сказал Эсаву: «Чтобы благословила тебя моя душа, прежде чем умру» (там же 27:4).

•  Яаков сказал: «И чтобы лечь мне с моими отцами» (там же 47:30).

Яаков благословляет Эфраима и Менаше

Йосефу сообщили, что отец тяжело болен. Эту весть принес ему Эфраим, часто гостивший в Гошене у Яакова, чтобы вместе с дедом изучать Тору. Теперь он проделал путь до столицы Египта, чтобы сообщить своему отцу о тяжелой болезни Яакова.

Надо сказать, что Яаков был первым из людей, кто тяжело заболел перед смертью. Его болезнь была, однако, дана Ашемом по его собственному желанию. Он сам попросил у Ашема дать ему знать, когда подойдет конец его жизни.

До времен Авраама все люди выглядели молодыми до самой смерти. Авраам попросил у * Ашема даровать людям внешние признаки старости. Он рассуждал так: «Если отец и сын похожи друг на «". друга, то как людям узнать, кому из них оказывать почести, когда они появляются вместе? Дай человеку, — попросил он у Ашема, — какие-нибудь признаки старости, ну, например, седину и морщины на лице. И тогда будет понятно, кто отец, а кто сын». ; Ашем ответил: «Клянусь, ты попросил то что нужно! И Я начну с тебя». Именно тогда Авраам стал выглядеть стариком. После чего то же свойство приобрели все последующие поколения.

До Ицхака никому не приходилось испытывать муки болезней. Но однажды Ицхак попросил у Ашема страданий: «Человека, который умрет, так и не испытав страданий, Небесный суд будет судить со всей строгостью. А страдания, перенесенные в нашем мире, избавили бы его от геинома, от наказания в грядущем мире». Ашем ответил: «Клянусь, ты попросил то что нужно! Я начну с тебя!» И сын Авраама последние свои годы прожил в мучительной слепоте.

— Яаков попросил, чтобы перед смертью человек тяжело болел, и довод у него был тоже вполне убедительный: «Если человек умирает внезапно, то он не может заранее отдать распоряжения своим сыновьям и привести в порядок свои дела. Дозволь, чтобы человек мог подготовиться к смерти во время болезни, тогда у него будет возможность закончить самые необходимые дела». Ашем сказал: «Клянусь, ты попросил то что нужно. И Я начну с тебя!» В результате Яаков стал первым человеком, заболевшим перед смертью.

— До времен царя Хизкияу не было ни разу, чтобы человек излечился от смертельного заболевания. Хизкияу помолился Ашему: «Если человек остается здоровым до самой своей смерти, он забывает о тшуве. Но тот, кто опасно болен, пусть сделает тшуву в надежде выздороветь. Дай ему такой шанс». И сказал Ашем; «Клянусь, ты попросил то что нужно! И Я начну с тебя!» Тут же Хизкияу был сражен тяжелой болезнью, но впоследствии выздоровел.

Если бы нам было дано попросить Ашема об исполнении какого-нибудь желания, то о чем бы мы стали просить? Почти наверняка и почти все стали бы просить вечной молодости, здоровья, счастья и т.п. А Мидраш рассказывает нам о том, что наши праотцы просили о совершенно противоположном: они хотели вглядеть старыми, хотели, чтобы им были даны страдания и болезни!

Неужели мы настолько изменились, что наши желания полностью противоположны желаниям наших предков? Дело в том, что в наши дни наибольшее значение придается благополучию в этом мире. Для наших же праотцев было очевидно, что цель человеческого существования — будущий мир. Поэтому они и просили о том, что может помочь духовному благополучию человека, и отвергали то, что может стать пагубным для его души.

Жена Йосефа, Аснат, посоветовала мужу: «Получить благословение от цадика — все равно, что получить благословение от Ашема! Возьми сыновей и езжай к Яакову, чтобы он мог благословить их».

И тогда Йосеф вместе с двумя своими сыновьями отправился в землю Гошен — навестить своего отца. Он хотел поговорить с отцом о двух вещах:

1. Попросить его, чтобы он включил Менаше и Эфраима в число будущих еврейских колен.

2. Высказать свою обиду на то, что Яаков не похоронил Рахель, мать Йосефа, в пещере Махпела.

Яаков, обессилевший от тяжелой болезни, лежал в постели, когда его известили о приезде Йосефа. Собравшись с силами, он сел и сказал: «Хоть мой гость — и сын мне, но он еще и владыка». Яаков заставил себя сесть еще и потому, что боялся, как бы его слова не сочли речами одряхлевшего старца, который не понимает, что говорит. Ему не хотелось, чтобы впоследствии кто-нибудь сказал: «Когда Яаков давал свои благословения, его рассудок уже не был ясным».

Отец ответил Йосефу и на просьбу, и на высказанную обиду. Насчет просьбы Йосефа о том, чтобы Менаше и Эфраим получили равные доли со всеми коленами, Яаков сказал:

— Когда Ашем явился мне в Лузе, Он пообещал: «Народ и сонм народов произойдут от тебя» (Берешит 35:11). Говоря про «народ», Он имел в виду Биньямина, которого твоя мать носила тогда в своем чреве. Все остальные сыновья уже родились, и ничего нового произойти от меня в будущем уже не могло. Кого же тогда Ашем имел в виду, когда пообещал мне, что от меня родится еще и «сонм народов»? Конечно же, Он говорил о двух твоих сыновьях, тогда еще не родившихся, которым и предстояло быть причисленными к коленам. Эфраим и Менаше будут иметь такое же положение, что и Реувен и Шимон. У каждого из этих двух колен будет свой собственный флаг-символ, возглавлять их будут их князья, и они получат свои уделы в Эрец Исраэлъ.

В ответ на жалобу Йосефа, что его мать не была похоронена в пещере Махпела, Яаков сказал:

— Когда я пришел из Падан Арама, Рахель уже умерла. Ее смерть была для меня самым тяжелым из всех перенесенных несчастий. Да, я похоронил ее у дороги и знаю, что тебя это возмущает, поскольку теперь я прошу у тебя то, чего не сделал в свое время для твоей матери. Но поверь, я не меньше твоего хотел, чтобы она была похоронена в семейной усыпальнице рядом со мной.

— Одно твое слово, отец, — сказал Йосеф, — и я перенесу ее туда!

— К сожалению, ты не можешь сделать этого, мой сын, — вздохнул Яаков, — ибо я похоронил ее в Бейт Лехеме потому, что этого потребовал Ашем. В пророчестве мне открылось, что, когда в будущем Навухадне-цар отправит сыновей Израиля в изгнание, они будут проходить мимо могилы Рахель. И тогда Рахель станет умолять Ашема смилостивиться над ними — и Он примет молитву праведницы.

После этого Яаков хотел благословить сыновей Йосефа, но руах акодеш внезапно покинул его, ибо еще раньше ему было открыто, что от них произойдут решаим (злодеи): от Менашею — идолопоклонник, царь Йеу, а от Эфраима — царь Ахав.

— Кто они?—спросил Яаков сына, забеспокоившись из-за того, что Ашем, как видно, не хочет, чтобы умирающий благословил этих двух своих внуков. — От какого союза они рождены? Как может быть, что от твоих сыновей пойдут потомки, которые побудят народ Израиля поклоняться идолам?

— Они мои сыновья, люди не менее праведные, чем я, и рождены от священного брака, — сказал Йосеф отцу и в доказательство показал ему свой брачный договор.

— Дай мне дотронуться до них и поцеловать каждого, чтобы руах акодеш вернулся ко мне, ибо я не вижу их, — попросил Яаков.

У Яакова из-за постоянного изучения Торы зрение под старость стало очень плохим. Даже открыть глаза ему было трудно, и поэтому он приподнял веки руками, чтобы увидеть своих внуков.

Йосеф поставил своих сыновей рядом с коленями Яакова. Дед обнял обоих внуков и поцеловал их, но руах акодеш тем не менее не возвращался. Яаков не знал, что предпринять, и тогда он заговорил с Йосефом на отвлеченную тему: «Л уже вовсе не надеялся, что снова увижу твое лицо, но вот Б-г показал мне даже твое потомство!»

Йосеф понял, что отец не в состоянии благословить Эфраима и Менаше. Тогда он взял сыновей и отошел с ними в сторону, чтобы самому обратиться к Ашему.

— Властелин Вселенной, — умолял Йосеф Ашема, — яви Свою милость и верни моему отцу руах акодеш, чтобы он смог благословить моих детей! Неужели мои сыновья недостойны благословения Яакова?

Сыновьям же Йосеф сказал:

— Все величие этого мира, в котором вы сейчас живете, преходяще. Молитесь о том, чтобы руах акодеш осенил вновь моего отца, чтобы он смог благословить вас.

Эфраим и Менаше пали ниц и стали горячо молиться. Ашем услышал и принял их молитву — Шехина вернулась к Яакову. (Наши мудрецы говорят, что Всевышний никогда не отвергает молитвы выходцев из колена Йосефа, если они искренне умоляют Его и падают перед Ним ниц.)

Как только руах акодеш вернулся к Яакову, Йосеф вновь подвел к нему своих сыновей: Менаше, старшего, — к правой руке Яакова, а Эфраима, младшего, — к левой. Яаков скрестил руки и возложил их на головы внуков — левую руку на голову Менаше, а правую — на голову Эфраима.

Почему он поменял руки? Что это значит?

Яаков пророчески увидел, что от Эфраима в будущем произойдет Йеошуа — будущий вождь еврейского народа, ученик пророка Моше.

Возложив руки, Яаков благословил Йосефа и его сыновей такими словами:

— Б-г, перед Которым послушно ходили мои отцы, Авраам и Ицхак, дабы исполнять Его волю, и Который поддерживает (пасет) меня до сего дня, всегда посылал мне ангела, чтобы избавить меня в дни нужды. (Так, Его ангел избавил меня от рук Эсава и от рук Лавана и не дал мне умереть в дни голода.) Да благословит он (ангел) этих молодых (Эфраима и Менаше)!

Последние слова относились также и к будущим потомкам Эфраима и Менаше — Йеошуа и Гидеону, которые удостоились встречи с ангелами.

— Да наречется в них мое имя и имена моих отцов, Авраама и Ицхака! (О еврейском народе иногда говорится как о «Эфраиме» или «Йосефе», см. Ирмияу 31:9 и Амос 5:15.) И расплодятся они как рыбы!

Известно, что рыбы размножаются очень быстро, и им не угрожает дурной глаз, поскольку они скрыты глубоко под водой. В этом и заключается благословение потомков Йосефа — они размножатся, и им не помешает ничья зависть.

Чем заслужили потомки Йосефа такое особенное благословение?

Мы помним, Йосеф оберегал свои глаза и не смотрел на то, что ему не принадлежало (как в истории с женой Потифара). В заслугу этого Ашем сделает его потомство бесчисленным и будет беречь его от дурного глаза.

Благословение, которое получили Эфраим и Менаше, произносят с тех пор многие отцы, когда благословляют своих сыновей: «Да сделает Ашем вас подобными Эфраиму и Менаше!»

(Почему, благословляя своих сыновей, мы упоминаем Эфраима и Менаше, а не наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова? — Эфраим и Менаше были первыми евреями, которые родились, выросли и получили образование в изгнании, оставшись при этом верными заповедям Торы. Поэтому они и выбраны для нас в качестве образцов для подражания.)

Йосеф, заметив, что его отец возложил правую руку на голову Эфраиму, младшему из сыновей, решил, что тот перепутал их старшинство. Поэтому он взял Яакова за правую руку, чтобы возложить ее на голову Менаше.

— Не так, отец, — сказал Йосеф. — Этот первенец. Ему на голову возложи свою правую руку!

— Моя правая рука должна быть на голове Эфраима! — твердо ответил Яаков. — Я знаю это. Конечно, Менаше тоже велик, ибо от него произойдет великий судья (Гидеон). Но того судью превзойдет потомок младшего брата Менаше (намек на Йеошуа), слава которого распространится по всему миру, ибо он сможет остановить солнце. Йосеф, — продолжал Яаков, — неужели ты думаешь, что от меня скрыты вещи, очевидные для тебя? Многое из того, что ты никогда не рассказывал мне, я узнаю посредством руах акодеш. Поверь, для меня не тайна, что братья продали тебя в рабство, и мне известно — почему Реувен сделал это. Я знаю, о чем думал Йеуда, когда он подходил к Тамар. Так неужели ты думаешь, я могу ошибиться и перепутать старшинство твоих сыновей?

За какие же заслуги Эфраим получил благословение первенца? Дело в том, что Ашем благоволит к людям скромным, а Эфраим был скромен и непритязателен, за это он и получил право первородства.

Благословив сыновей Йосефа, Яаков объявил ему:

— Я скоро умру, но Ашем пребудет с вами и пошлет вам Своего избавителя, чтобы освободить вас из египетского рабства. Я открою три приметы, по которым вы сможете определить, кто он — истинный избавитель:

•  Обращаясь к вам, он будет употреблять слово анохи, я.

•  Он поставит среди вас вождями знатоков Торы.

•  Он произнесет выражение пакод йифкод.

Перед смертью Йосеф открыл приметы будущего избавителя своей племяннице, Серах, дочери Ашера, которая пережила всех в своем поколении. Когда Моше пришел в Египет, она сообщила сынам Израиля: «Если он произнесет слова пакод йифкод, значит его действительно послал Ашем и нужно выполнять его требования!» Люди поверили в Моше, так как услышали от него эти слова.

Яаков пообещал Йосефу:

— В награду за то, что ты предпримешь усилия, чтобы перенести мои останки в Эрец Исраэлъ, я дарую тебе город Шхем, и пусть он станет местом твоего погребения. Ты получишь его в дополнение к тому уделу, который полагается тебе наряду с остальными братьями.

Йосеф был счастлив, ибо получил от отца щедрые благословения. Братья вновь стали завидовать ему: «Неудивительно, что отец так добр к Йосефу, ведь он обладает здесь такой огромной властью». Они думали, что Яаков выделяет Йосефа именно потому, что тот был правителем. Однако Яаков решил положить конец зависти братьев и сказал им: «У меня хватит благословений на всех вас. Я действительно выделил Йосефа, но именно потому, что он боится Ашема больше чем кто-либо другой из вас. Но если вы достигнете его уровня, то будете достойны такого же благословения».

Яаков благословляет своих сыновей

Наконец Яаков собрал всех сыновей, чтобы дать им благословение перед смертью. Он попросил Ашема прислушиваться к молитвам его сыновей в дни, когда им будет особенно трудно. Затем он дал два пророчества:

— В дни избавления из египетского рабства вы соберетесь со всех концов Египта в город Рамсес, чтобы оттуда покинуть страну. Во времена Машиаха к Йеуде и Биньямину присоединятся десять пропавших колен. Только об одном я прошу вас — уважайте Йеуду и Биньямина, ибо Йеуда — царь, а Биньямин — возлюблен Ашемом. Очищайте себя, чтобы мои благословения осуществились! Держитесь вместе, будьте всегда в согласии друг с другом, и тогда вы будете достойны того, чтобы Машиах принес вам окончательное избавление.

Яаков хотел открыть своим сыновьям срок конечного избавления, но в этот момент Шехина покинула его и он не смог больше ничего сказать.

Почему Яаков хотел открыть сыновьям срок прихода Машиаха? Мы уже раньше говорили, что этот срок — тайна, скрытая Ашемом от людей. Однако Яаков знал, что, даже если его сыновьям станет известен день избавления, это не поколеблет их веры в Ашема. Тогда почему Ашем все-таки помешал Яакову исполнить свое намерение? Ашем решил, что срок избавления должен оставаться тайной и для сыновей Яакова, ибо грядущие поколения, не будучи такими великими как они, могут впасть в отчаяние при мысли, что избавление еще так далеко.

Когда Яаков почувствовал, что Шехина покинула его, он испугался, что кто-то из его сыновей не достоин б-жественного благословения. Поэтому он спросил их: «Как я могу узнать, что сердца ваши целиком с Ашемом?»

В ответ они в один голос сказали: Шма Исраэлъ Ашем Элокепну Ашем Эхад! Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем один!

С благодарностью поклонился Яаков Ашему и тихо ответил: Барух Шем квод малхуто леолам ваэд. Да будет благословенно Имя Того, Чье царство продлится вовеки!

Затем Яаков благословил каждого из своих двенадцати сыновей.

РЕУВЕН, ТЫ МОЙ ПЕРВЕНЕЦ

Ты необычный первенец, достойный хвалы! Ты не похож на других первенцев, которые воровали и разбойничали. Например, первенец Эсав был готов принести своему отцу мясо украденной скотины. Ты же не мог даже притронуться к тому, что не принадлежит тебе. Когда ты выходил в поле во время жатвы, то приносил своей матери только дикие, никому не принадлежащие растения, дудаим.

Первенцы часто ненавидят своих братьев. Каин ненавидел Эвеля; Ишмаэль ненавидел Ицхака; Эсав ненавидел Яакова. Ты не умеешь ненавидеть — ив свое время просил братьев не проливать кровь Йосефа.

ТЫ — МОЯ МОЩЬ И НАЧАТОК МОЕЙ СИЛЫ!

Эти слова означают:

1. Ты — сын, родившийся от первой силы моего мужества.

2. Твои потомки будут доблестными, сильными мужами и смогут завоевать Эрец Исраэлъ.

ТЫ ДОЛЖЕН БЫЛ СТАТЬ ВЫШЕ СВОИХ БРАТЬЕВ — ПО ПРАВУ ПЕРВОРОДСТВА, СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ И ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Что Яаков имел ввиду?

•  Тебе, как первенцу, причиталась двойная доля наследства.

•  Ты должен был стать коэном.

•  Тебе полагалось стать прародителем царской династии.

НО ТЫ ПОТЕРЯЛ ЭТИ ПРАВА

•  Двойной долей первенца награжден Йосеф.

•  Священнослужение даровано Леви.

•  Царская власть дарована Йеуде. Порывистый, КАК ВОДА, стремительно несущаяся по своему руслу, ТЫ НЕ БУДЕШЬ ПРЕВОСХОДИТЬ других братьев.

Ибо ты отстаивал права своей матери — но в ревности своей расстроил оба ЛОЖА (ложе своего отца и ложе Шехины).

ТЕМ САМЫМ ТЫ ОСКВЕРНИЛ ШЕХИНУ, ПОКОИВШУЮСЯ НАД МОИМ ЛОЖЕМ

Так завершилось благословение Реувена.

ШИМОН И ЛЕВИ — БРАТЬЯ

Они, действительно, проявили себя как настоящие, преданные братья, но только по отношению к Дине, а не к Йосефу. ОРУЖИЕ ИХ УКРАДЕНО

Украдено у Эсава, ибо они занялись не своим делом, когда убивали жителей Шхема. Вести войну и пускать в ход меч подобает Эсаву, но не нашему роду.

ДА НЕ БУДЕТ ПРОИЗНЕСЕНО МОЕ ИМЯ НА ИХ ТАЙНОМ СОВЕТЕ

Да не будет упомянуто мое имя в будущей истории с Зимри, когда колено Шимона поднимется на Моше, и их руководитель Зимри захочет взять в жены женщину из Мидиана.

ДА НЕ ЕДИНИТСЯ С НИМИ МОЯ ЧЕСТЬ

Чтобы не было моего имени в перечислении предков Кораха, сторонники которого восстанут против Моше и Аарона!

Почему Яакову так важно было уберечь свое имя и не допустить, чтобы оно стояло рядом с именами его будущих потомков — Зимри и Кораха? Будущие поколения должны знать: бунты возникли из-за зависти и злобы их предводителей и не имеют ничего общего с чертами характера нашего праотца.

Желание Яакова сбылось. Тора не называет его имени в связи с мятежом Кораха. «Корах, сын Йецара, сына Кеата, сына Леви» (Бемидбар 16:1) — так перечисляет Тора, не возводя Кораха к Яакову.

ИБО В СВОЕМ ГНЕВЕ за Дину ОНИ УБИЛИ ЧЕЛОВЕКА И ПО СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ ИСКАЛЕЧИЛИ ВОЛА

Шимон и Леви отомстили за Дину, уничтожив жителей Шхема. Тем самым они нанесли громадный ущерб авторитету нашей веры. Как теперь нам будут доверять геры, если Шимон и Леви не сдержали своего слова по отношению к жителям Шхема, принявшим наши условия и сделавшим обрезание?

Еще известно, что они замышляли убить Йосефа, которого Тора называет «волом».

Яаков хотел продолжить свою речь и проклясть Шимона и Леви за уничтожение Шхема, но уста не послушались его, и он проклял только их гнев, воскликнув: ДА БУДЕТ ПРОКЛЯТА ИХ ЯРОСТЬ, ИБО ОНА МОГУЧА, И ИХ ГНЕВ, ИБО ОН СВИРЕП!

Царь предвидел, что его сына укусит змея. Он воскликнул: «Будь проклята та змея, которая в будущем укусит моего сына!»

Яаков пророчески предвидел в характерах колен Шимона и Леви вспыльчивость и гнев, которые станут причиной их восстания против Моше. Поэтому он проклял их гнев, первопричиной которого был змей — йецер ара, склонивший в свое время к греху Хаву.

РАЗЪЕДИНЮ Я ИХ СРЕДИ ЯАКОВА

Ибо опасно для всех окружающих, когда эти два колена выступают вместе. Стоит им объединиться — и никто не может им противостоять.

Слова Яакова сбылись. В Эрец Исраэль колено Шимона не имело единого надела. Вместо этого, участки их земли были разбросаны внутри колена Йеуды. А колено Леви вообще не получило удела в Святой Земле. Левиты проживали в сорока восьми городах, рассеянных по всей территории Страны.

И РАССЕЛЮ ИХ В ИЗРАИЛЕ

Большинство бедняков и переписчиков Торы будут из колена Шимона. Они будут рассеяны, т.е. должны переходить с места на место в поисках заработка и сбора цдаки. Колено Леви тоже будет рассеяно, но ему предназначено обходить людей и собирать деньги, предназначенные им по закону. То есть, пророчество Яакова сбудется и для этого колена, но более почетным образом: люди из колена Леви будут переходить с места на место для того, чтобы собирать труму и маасер (десятую часть урожаев), причитающиеся им по праву.

Шимон и Леви вышли от отца пристыженные. Услышав резкие слова Яакова, все остальные колена стали с опаской ожидать своей очереди, боясь получить от отца подобный выговор.

Тем временем настала очередь Йеуды. Отец сказал ему:

Ты поступил правильно, признав свою вину в истории с Тамар. Поэтому:

ЙЕУДА, ТВОИ БРАТЬЯ ПРИЗНАЮТ ТВОЕ ВЕЛИЧИЕ

Я тоже признаю его, ибо несправедливо заподозрил тебя в убийстве Йосефа. За это ты избран стать Царем.

•  Царь Давид и все последующие монархи будут твоими потомками.

•  Нахшон, главный среди князей, будет из твоего потомства.

•  В пустыне именно твой флаг будет первым в колонне евреев.

— Отниэль, первый из Судей, будет вести от тебя свой род.

Все три Храма будут построены потомками из твоего колена:

•  Первый Храм построит царь Шломо.

•  Второй Храм построит Зерубавель.

•  Будущий Третий Храм построит Машиах.

Твое имя распространится на весь народ: евреев будут называть кереувеним, шимоним и т.д., а йеудим.

ТВОЯ РУКА — НА ЗАТЫЛКЕ ТВОИХ ВРАГОВ

Твой потомок Давид будет преследовать своих врагов, обращая их в бегство, так что будут видны только затылки убегающих.

Твои потомки будут искусными лучниками, разящими своими луками врагов прямо в затылки.

Почему потомки Йеуды заслужили это особое благословение — умение метко стрелять?

Таково вознаграждение за то, что Йеуда опустил со стыдом свою голову, признавая свою вину в происшествии с Тамар.

Но эти слова относятся и к самому Йеуде. Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что именно Йеуда убил Эсава, сразив его своим метким ударом. Как это случилось?

Когда умер Ицхак, хоронить его пришла семья — Яаков, Эсав и представители колен. Захоронение происходило в пещере Махпела. Сыновья и внуки сели оплакивать Ицхака, а когда колена покинули пещеру, там остался один Яаков. Вот тут-то и пришло к Эсаву решение расправиться с братом. Он подумал: «Теперь мне ничто и никто не мешает расправиться с ним, ведь отец уже мертв». И он, крадучись, вошел в пещеру. Однако в этот момент его увидел Йеуда, который тут же понял, что замыслил Эсав. Он немедля последовал за дядей — и оказался прав, ибо еще мгновение и Эсав мог нанести Яакову смертельный удар. Не растерявшись, Йеуда выхватил свой меч и поразил Эсава. Заметим, что Йеуда не стал убивать Эсава ударом спереди, ибо тот был похож на отца. Поэтому он убил Эсава сзади, со спины, осуществив пророчество Яакова: «Твоя рука — на затылке твоих врагов».

(С другой стороны, в Гемаре (Coma 13a) утверждается, что не Йеуда убил Эсава во время похорон Яакова, а Хушим, сын Дана. Комментатор (Тосафот в Гитин 556) объединяет две эти версии, объясняя, ; что удар Эсаву нанес Хушим, но смертельно ранил именно Йеуда.)

ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ТВОЕГО ОТЦА

Все колена поклонятся тебе. Даже когда Израильское царство разделится надвое после смерти царя Шломо, подданные царства Десяти Колен будут кланяться твоим потомкам, приходя в Иерусалим.

ТЫ, ЙЕУДА, КАК МОЛОДОЙ ЛЕВ

Сначала твое владычество не будет прочным. Подобно детенышу льва ты еще не достиг своей полной силы. Но в будущем ты упрочишь свою царскую власть и будешь сравним с могущественным львом.

И это предсказание Яакова сбылось. Давид стал вождем народа задолго до восхождения на трон, который принадлежал не ему, а Шаулю. Однако впоследствии Давид стал законным царем.

СКЛОНИЛСЯ ОН, ПРИПАЛ К ЗЕМЛЕ, КАК ЛЕВ. КАК ЛЬВИЦУ— КТО ЕГО ВСПУГНЕТ?

Колено Йеуды будет склоняться и припадать к земле со времен Переца, сына Йеуды, и до царя Давида (который до определенного времени будет вождем колен, но не законным царем). Как только его владычество упрочится, он приобретет безопасность — и вот тогда можно будет сравнить его со львицей, которую никто не в силах спугнуть. То же пророчество относится ко временам правления царя Шломо, о котором сказано: «И пребывал Израиль в безопасности — каждый под своей лозой» (Мелахим 1 5:5).

НИКОГДА СКИПЕТР НЕ ОТОЙДЕТ ОТ ЙЕУДЫ, И не переведутся МУДРЕЦЫ В ТВОЕМ ПОТОМСТВЕ

Яаков пророчествовал о Йеуде: «Со времен царя Давида и дальше царское правление будет принадлежать только тебе. Даже после разрушения Храма ты удержишь свою власть с помощью Санхедрина. Станешь ты вождем и в изгнании, ибо даже в Вавилоне евреи будут уважать авторитет главы галута, происходящего из твоего рода.

Пророчество Яакова о том, что многие выдающиеся люди будут происходить из колена Йеуды, подтверждено его родословной. Вот только некоторые имена знаменитых людей, которые вели свое происхождение от Йеуды:

•  Илель — прямой потомок царя Давида.

•  Р. Хия Раба — потомок Шефатьи бен Авиталь.

•  Род Калба Савуа происходит от Калева.

•  Род Цицита Акесата происходит от Авнера.

Власть будет принадлежать Йеуде и во времена изгнания, до тех пор:

ПОКА НЕ ПРИДЕТ МАШИАХ

Машиах тоже будет из потомков Йеуды.

ПРИТУПИВ ЗУБЫ НАРОДАМ

(т.е. подчинив их своей власти),

АШЕМ СОБЕРЕТ ОБЩИНУ ИЗРАИЛЯ (уподобленную вину) В ГОРОДЕ (Иерусалиме).

И ОБЩИНА ИЗРАИЛЯ (называемая сорек — благородное вино) ПОСТРОИТ ЕМУ БЕЙТ АМИКДАШ. ОМОЕТ ОН В ВИНЕ СВОЮ ОДЕЖДУ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ СВОЕ ОДЕЯНИЕ

Здесь имеется в виду кровь корбанот (жертв), которые евреи будут приносить во времена Третьего Храма. Поскольку принесение корбана искупает сынов Израиля, о них говорится — «омывают свою одежду» в крови ягод. Кровь гроздьев символизирует отмщение, которое получит в будущем Эдом за то, что он угнетал евреев. Этот стих Торы восхваляет землю, которая будет принадлежать колену Йеуды — из нее будет струиться вино, как вода из горного ключа. Даже маленькая лоза в его уделе будет настолько плодоносна, что житель этой земли сможет нагрузить осла ее плодами. А урожай большой лозы надо будет вывозить на двух ослах.

ЕГО ГЛАЗА БУДУТ КРАСНЫ ОТ ИЗОБИЛИЯ ВИНА, А ЗУБЫ БЕЛЫ ОТ изобилия МОЛОКА в его земле

В словах Яакова, кроме благословения удела Йеуды, есть намек на великих мудрецов Торы, которые произойдут из его колена. Яаков пророчествовал, что потомки Йеуды будут членами Санхедрина (который называют «глазами», ибо его члены — руководители общины), а их познания в Торе, уподобляемой вину, будут весьма обширны. Они будут настолько упорны в изучении алахот (законов), что алахот станут совершенно понятными — льющимися из их уст, как чистое молоко.

Кстати говоря, наши мудрецы учат, что доброжелательность и улыбка по отношению к ближнему значат очень много. Причем учат они это из слов Яакова, который утверждал, что: «Улеван шинаим (тот, кто показывает свои зубы, т.е. улыбается) мехалав (лучше того, кто дает другому молоко)».

ЗЕВУЛУН БУДЕТ ОБИТАТЬ У МОРСКОГО БЕРЕГА, И БУДЕТ ОН КОРАБЕЛЬНОЙ ГАВАНЬЮ

Яаков предсказал: «Зевулун будет обитать на морском побережье…» Поэтому он станет заниматься торговлей, а на доходы от своего ремесла будет содержать своего брата Иссахара, который посвятит свою жизнь изучению Торы. Поскольку Зевулун поддержит брата в этом мире, его ждет вознаграждение в будущем мире вместе с Иссахаром.

Но Зевулун не был доволен своей долей и пожаловался Ашему:

— Как же так, все мои братья получили поля и виноградники, которые обеспечат их пропитанием, мне же Ты дал моря и реки! Какой в них толк?

— В тебе будут нуждаться, — ответил ему Ашем, — все остальные колена, ибо в принадлежащих тебе водах будет обитать моллюск хилазон, из которого добывается тхелет, синяя краска для окрашивания кистей цицит,

Но море принадлежит всем! Все могут заняться ловлей моллюска, не я один.

— Не волнуйся, — ответил ему Ашем. — Обещаю тебе, что у того, кто будет заниматься этим промыслом без твоего разрешения, не будет благословения в торговых делах, и он не преуспеет.

И ПРЕДЕЛ ЕГО ЗЕМЛИ БУДЕТ У ЦИДОНА

Эти слова Яакова как бы определяют северную границу удела Зевулуна и содержат намек на то, что пророк Иона выйдет из его колена (мать Ионы была родом из Цидона, принадлежавшего колену Ашера, а отец — из колена Зевулуна).

ИССАХАРКРЕПКИЙ ОСЕЛ

Он понесет на себе бремя Торы, как крепкий осел, который носит на себе тяжелую ношу.

Почему Иссахар сравнивается именно с ослом? Может быть, ему более соответствовало сравнение с каким-нибудь животным поблагороднее, например, с могучим медведем? Дело в том, что осел не сопротивляется, когда на него навьючивают тяжелую ношу, и терпеливо тащит свою поклажу. В этом суть сравнения покорного, но крепкого осла с народом Израиля, который, охотно принимая ярмо Торы от своего Властелина, способен нести его на себе. Осел, как известно, менее других тщеславен, честно работая на своего хозяина. То же самое и Иссахар, изучающий Тору: он пренебрегает своим личным престижем и живет ради прославления Имени Ашема.

НАКЛОНЯЮЩИЙСЯ К ЗЕМЛЕ, проходя МЕЖДУ ГРАНИЦАМИ

Осел, находясь в пути и днем и ночью, не имеет постоянного ночлега. Когда он хочет отдохнуть, то ложится прямо на землю у границ любого города, куда несет свою поклажу. Иссахар ведет себя так же: ради изучения Торы он готов к любым лишениям.

И УВИДЕЛ ОН, ЧТО ХОРОШ ПОКОЙ

Понял, что настоящее спокойствие сознания, свободу от йецер ара можно обрести только тогда, когда посвящаешь свою жизнь занятиям Торой.

И ЧТО ПРИЯТНА ЗЕМЛЯ

Иссахар получил благословенный и плодородный удел Святой Земли, который позволил ему получать урожай ценой минимальных усилий. И все это только для того, чтобы можно было уделять максимум времени изучению Торы.

В уделе Иссахара вызревали плоды, которые всех поражали своими размерами. Когда кто-то из приезжих

видел их, то удивлению не было предела. И тогда местные евреи говорили: «Вы удивляетесь, глядя на эти плоды? Здесь нет ничего удивительного. Если бы вы знали, сколько сил в изучение Торы вкладывают их хозяева, то перестали бы удивляться. Ашем даровал им гигантские плоды, ибо они затрачивают гигантские усилия на изучение Торы!»

Это объяснение звучало настолько убедительно, что многие язычники обращались в иудаизм.

И НАКЛОНИЛ ОН СВОЕ ПЛЕЧО, ДАБЫ НЕСТИ НОШУ

То есть, взвалил на себя бремя Торы.

И СТАЛ СЛУГОЙ, РАБОТАЮЩИМ В УПЛАТУ ДАНИ

Иссахар стал истинным слугой Ашема, все силы отдающим служению Ему.

Двести членов Санхедрина, определявшего алаху для всего еврейского народа, являлись выходцами из этого колена.

ДАН БУДЕТ СУДИТЬ СВОЙ НАРОД, ПОДОБНО ОДНОМУ СРЕДИ КОЛЕН (подобно Йеуде)

Яаков пророчествовал: «Из колена Дана выйдет судья, столь же великий, как вождь (колена) Йеуды!» Яаков имел в виду судью Шимшона. ДАН СТАНЕТ ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ

Описывая жизнь Шимшона, Яаков пророчествовал: «Я предвижу деяния судьи Шимшона, которого можно уподобить змею».

•  Как мстительный змей, отомстит Шимшон филистимлянам.

•  В отличие от других животных змеи мстят своим врагам только по одиночке, никогда не собираясь вместе. Так и Шимшон — он будет истреблять филистимлян один, без посторонней помощи.

•  Оружие змея находится в ее голове (ядовитые зубы); и оружие Шимшона коренится в его голове. Он будет разить врагов мощью назорейства. (Назиру запрещено стричь волосы.)

•  Яд змея опасен даже после его смерти. И здесь есть нечто общее с Шимшоном: уже погибая, он смог нанести удар по филистимлянам.

Произошло это так. Жена Шимшона, филистимлянка Далила, предала его, открыв соплеменникам секрет его сверхъестественной силы. Секрет заключался в волосах, которые он никогда не стриг. Усыпив Шимшона, Далила позвала на помощь людей, чтобы те остригли ему волосы. В тот же миг Шимшон лишился своей силы. И тогда враги выкололи ему глаза и, заковав в цепи, привезли в Газу, где заставили работать на мельнице. Но его волосы тем временем стали отрастать. И вот как-то раз собрались все филистимлянские начальники, чтобы принести жертвы своему богу Дагону — в благодарность за то, что тот помог им справиться с Шимшоном. Они пили вино и веселились, и их радости не было предела. В пьяном угаре они решили позвать на свой пир Шимшона, чтобы поиздеваться над ним. — «Позовите сюда этого силача, — приказали они слугам. — Пусть он позабавит нас»… Привели Шимшона и поставили между столбами, на которых держался дом. Тогда он обратился к мальчику, который был у него поводырем: «Подведи меня к столбам, которые держат этот дом. Я устал и хочу прислониться к ним, чтобы не » упасть от слабости». Когда он почувствовал опору, то взмолился Ашему: «Властелин вселенной! Вспомни о том, что за двадцать два года, на протяжение которых я судил еврейский народ, я ни разу не просил ни чьей помощи. Если в будущем мире меня ждет награда, то я готов отказаться от ее половины лишь за то, чтобы сейчас совершить кидуш Ашем и отомстить филистимлянам». Ашем услышал просьбу Шимшона и вернул ему былую силу. Почувствовав это, Шимшон ухватился за два главных столба, на которых держалось здание, и со всей мощью надавил на них. Здание накренилось и рухнуло, похоронив под собой десятки тысяч филистимлян. Погиб и Шимшон, отомстив за всех, кто погиб от руки врага. В последнюю минуту своей жизни он убил столько иноверцев, что они на протяжение двадцати лет боялись причинять зло сынам Израиля.

СТАНЕТ АСПИДОМ НА ПУТИ

Эта фраза означает: «Шимшон будет хромать на обе ноги». (Наши мудрецы слово шфифон, аспид, толкуют как дважды хромой) Но и тогда он сможет одолеть врагов силой своей святости.

КОТОРЫЙ ЖАЛИТ КОНЯ В НОГУ, ТАК ЧТО ЕГО ВСАДНИК ПАДАЕТ НАВЗНИЧЬ

Тем самым Яаков предсказал, что Шимшон убьет тысячу филистимлян одной ослиной челюстью (Шофтим 15:15).

СПАСЕНИЯ ОТ ТЕБЯ ОЖИДАЮ, О АШЕМ!

Что означают эти слова, сказанные Яаковом в конце благословения Дана?

Когда Яаков получил пророчество о Шимшоне, он решил, что Шимшону уготовано стать предтечей Машиаха. Но позже ему стало ясно, что Шимшона ожидает гибель, и тогда он воскликнул: «Нам еще придется ждать, пока последний избавитель принесет нам окончательное спасение!»

ВОЙСКО ГАДА ВЫСТУПИТ НА БИТВУ

Так начинается благословение Гада, колено которого при завоевании Эрец Исраэль будет идти во главе еврейского войска.

Гад был известен своим необыкновенным умением воевать. Все представители колена Гада, вступавшие в битву, выходили их нее победителями. НО ВЕРНЕТСЯ ОН к своему уделу на другой стороне Иордана

ТОЙ ЖЕ ДОРОГОЙ, ЧТО УШЕЛ (и ни одного человека не потеряет)

Яаков здесь говорит о том, что люди из колена Гада четырнадцать лет будут помогать своим братьям завоевывать Эрец Исраэлъ и за все это время ни один из них не погибнет. Все четырнадцать лет их жены с детьми, окруженные врагами, будут ждать их на противоположной стороне Иордана.

ОТ АШЕРА исходит ТУЧНЫЙ ХЛЕБ

На земле, принадлежащей Ашеру, будут собирать самый богатый урожай. Его удел прославится масличными деревьями, так что масло из земли будет сочиться подобно воде. А откуда мы знаем о том, что в уделе Ашера на самом деле было изобилие масла?

Как-то раз жителям Лудкии (нееврейского города) понадобилось большое количество оливкового масла. Они решили послать одного из своих людей в Эрец Исраэлъ, чтобы он купил там масла на миллион динаров. Когда он пришел в Иерусалим, то на такую сумму ему дать масла не смогли — из-за неурожая — и посоветовали отправиться в город Цур. Когда он пришел в Цур, ему посоветовали идти дальше, до города Гуш-Халав (который расположен в уделе Ашера). В Гуш-Халаве ему сказали: «Если ты хочешь купить такое большое количество масла, иди в поле. Тот, у кого ты сможешь купить масло, как раз сейчас там работает». Он пошел в поле и увидел простого работника, который обрабатывал деревья. — «Не найдется ли у тебя масла на миллион динаров?» — обратился к нему посланец. — «Найдется, только тебе придется немного подождать, пока я закончу свою работу», — ответил ему работник.

Посланец подождал, пока человек не закончит работу и не соберет весь инструмент. Но когда тот стал убирать с поля камни, посленец понял, что евреи просто посмеялись над ним. — «Неужели тот, кто имеет такие запасы масла, станет работать в поле на уборке валунов, словно он простой мужик, — думал он. — Точно, евреи посмеялись надо мной».

Но когда они пришли к работнику домой, посланец получил требуемое количество масла. — «Может, тебе нужно еще?» — спросил его земледелец. — «К сожалению, у меня не осталось денег», — ответил посланец. — «Я дам тебе взаймы», — предложил земледелец и отмерил ему еще масла на 180000 динаров. Говорили, что во всей земле Израиля не осталось ни единой лошади, мула или верблюда, которого бы не нанял тот посланец, чтобы увезти домой купленное масло. Когда он вернулся домой, люди вышли, чтобы отблагодарить его за то, что он привез столько масла. — «Хвалите не меня, а того, кто отмерил мне масла на миллион динаров и еще дал в долг. Он заслуживает настоящей похвалы, ибо, несмотря на свое богатство, работает в поле как простой работник».

Слова Яакова также означали пророчество, что дочери Ашера будут выходить замуж за коаним и их потомки станут носить восемь священных одежд первосвященников (слово шмена, тучный, можно прочитать как шмона, восемь).

И БУДЕТ ДОСТАВЛЯТЬ Небесному ЦАРЮ ЯСТВА

Яаков говорит здесь о том, что Ашер будет доставлять в Бейт-Амикдаш шемен амишха — масло помазания.

НАФТАЛИПРЫТКАЯ ЛАНЬ

Яаков благословил удел Нафтали, как и удел Ашера, богатым урожаем. Земля Нафтали будет орошаться естественными водоемами, и потому ее плоды будут вызревать быстрее, чем в других уделах.

А что означали слова Яакова о том, что Нафтали — самый быстроногий из всех братьев? Быстроногий, значит — выполняющий слово Ашема быстро, без промедлений.

Когда братья собрались в пещере Махпела, чтобы похоронить там Яакова, Эсав стал оспаривать право Яакова на эту пещеру. И тут на помощь пришел быстроногий Нафтали — он как «прыткая лань» мгновенно преодолел расстояние до Египта и принес необходимый документ, подтверждающий, что Яаков выкупил у Эсава его долю в пещере.

И ГОВОРИТ ОН ПРИЯТНЫЕ СЛОВА

1. Приятны слова Торы, исходящие из уст Нафтали. Так как его земли были плодородны и не требовали особого ухода, все свободное время он посвящал изучению Торы.

2. Из его рода происходит пророчица Двора, известная тем, что воспела хвалебную песнь миру.

БЕН ПОРАТ ЙОСЕФ БЕН ПОРАТ АЛЕЙ АЙН

Эта ивритская фраза имеет много значений:

1. Йосеф — МИЛЫЙ (прелестный) СЫН, МИЛОВИДНЫЙ СЫН. В такой трактовке слово порот связывается с арамейским словом «милость».

2. ЭТО СЫН, РАЗОРВАВШИЙ УЗЫ ДРУЖБЫ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ, злословя на них перед отцом. А ОНИ ПОРВАЛИ УЗЫ БРАТСТВА, продав его. Согласно этому толкованию, слово порат происходит от корня эй, пэй, рэш — «портить». Причем слово порат повторяется в отрывке два раза, здесь содержится намек на то, что испорчены два вида отношений. АЛЕЙ АЙН означает, что ненависть братьев возникла из-за того, что Яаков положил на Йосефа «свой глаз», т.е. уделял ему особое внимание.

3. ЭТО СЫН, РАССТРОИВШИЙ планы своей госпожи, отказавшись послушаться ее приказа; а ОНА РАССТРОИЛА (его спокойствие) и отправила его в темницу (т.е. «подняла свои глаза» на него).

4. ЭТО СЫН, ВСТАВШИЙ ВО ВЕСЬ РОСТ, чтобы заслонить свою мать, и ЗАГОРОДИВШИЙ ВЗОР (Эсава). (Слова бен nopam, которые означают возвышение и величие, повторяются в пасуке дважды еще и затем, чтобы дать понять, что Йосеф поднялся до самого высокого поста в стране в награду за то, что выпрямился во весь свой рост и загородил свою мать — аль айн — от дурного глаза Эсава.)

Ашем сказал: «В награду за то, что ты защитил свою мать от взгляда Эсава, твои потомки будут защищены от дурного глаза!» Это обещание сбылось, когда пророк Билам хотел проклясть общину Израиля: «И поднял Билам свои глаза» (Бемидбар 24:2), т.е. хотел повредить народу Израиля, — но в заслугу Йосефа его желание не сбылось.

ДОЧЕРИ КИДАЛИ ДРАГОЦЕННОСТИ в него, когда стояли НА СТЕНЕ

Когда Йосеф стал наместником Египта, его провезли на колеснице через всю страну. Египтяне, включая самых знатных дам, стояли на крышах и бросали в него драгоценности, только чтобы удостоиться его взгляда. Однако он так и не посмотрел в их сторону.

И сказал Ашем: «Клянусь, что за это одна из глав Торы (посвященная Законам о наследовании) будет разъяснена, благодаря дочерям из твоего колена — дочерям Целаф-хада».

И ОГОРЧАЛИ ЕГО

Его жизнь наполнили горечью братья, а позже — жена Потифара:

СТАНОВИЛИСЬ ЕГО ЗАКЛЯТЫМИ ВРАГАМИ И НЕНАВИДЕЛИ ЕГО

Но не только братья обижали его, не только Зулеха причинила ему горе:

БЫЛИ ЛУЧНИКИ, ПУСКАВШИЕ СТРЕЛЫ

Стрелы — это сплетни, в которых он ложно обвинялся в том, что пытался соблазнить не только Зулеху, но и ее подруг.

НО КРЕПОК ОСТАЛСЯ ЕГО ЛУК

Йосеф собрал всю свою волю, чтобы устоять перед женой Потифара. Умея владеть собой, он устоял перед соблазном. И за это он заслужил, чтобы ФАРАОН ВОЗЛОЖИЛ золотые УКРАШЕНИЯ НА ЕГО РУКИ (ваяфзу — чистым золотом, от корня паз — золото).

Йосеф не совершил греха, ибо представил перед собой МОГУЩЕСТВЕННЫЙ образ — СВОЕГО ОТЦА, ЯАКОВА. И еще встал перед ним образ его матери, Рахели, которая была КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ ДОМА ЯАКОВА.

ЭТО Б-Г ТВОЕГО ОТЦА ПРИШЕЛ ТЕБЕ НА ПОМОЩЬ

И послал все эти видения, чтобы ты смог устоять перед соблазном и не совершить греха.

ЭТО ВСЕМОГУЩИЙ БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ

И даст тебе благословенный удел земли, расположенный в самом лучшем месте, местность Азкарот Шебабааль, которая находится ВЫСОКО. И БЛАГОСЛОВИВ ТЕБЯ ГОРОДОМ БЕЙТ ШЕАН

Который расположен в твоем уделе земли, в НИЗИНАХ, и весьма плодороден.

БЛАГОСЛОВЕНИЕМ ГРУДИ И ЧРЕВА

1. Да будет благословенна мать, родившая и вскормившая такого великого сына! (Любовь Яакова к Рахели была настолько велика, что, даже благословляя Йосефа, он прежде всего вспомнил о ее качествах, приписав достоинства сына заслугам матери.)

2. Да будут женщины твоего колена благословенны тем, что у них не будет преждевременных родов и у каждой будет достаточно молока для вскармливания детей. БЛАГОСЛОВЕНИЯ, дарованные Ашемом ТВОЕМУ ОТЦУ, МОГУЩЕСТВЕННЕЕ ТЕХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ, какие Он дал МОИМ ПРАРОДИТЕЛЯМ.

ИБО ОН ДАЛ МНЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Которого жаждали мои праотцы. Благословение, не имеющее предела и ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ В СЕБЕ ВЕСЬ МИР.

Яаков сказал: «Ашем обещал мне: «И распространишься ты на запад и на восток, на север и на юг» (Берешит 28:14). А моим отцам, Аврааму и Ицхаку, Он дал в наследие только ограниченные пределы». ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА И НА ЕГО ТЕМЕНИ, НАЗИРА СРЕДИ БРАТЬЕВ

Почему Яаков назвал Йосефа назиром! С того времени как братья продали его в рабство, он вел себя подобно назиру — воздерживался от вина и не стриг волос.

БИНЬЯМИН — как волк, РАЗРЫВАЮЩИЙ добычу: УТРОМ ЕСТ СВОЮ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТ ЕЕ.

Яаков пророчествовал: «Храм будет построен в уделе Биньямина. Утром и вечером Небесный огонь будет сходить на жертвенник и поглощать жертву, подобно набрасывающемуся на добычу волку».

Когда царь Шломо собирался возводить Храм, все двенадцать колен вступили в спор: каждое из них требовало, чтобы Храм стоял в его уделе. Ашем объяснил им: «Все вы праведники, но, тем не менее, все вы принимали участие в продаже Йосефа. Только один из вас — Биньямин, не участвовал в этом. И поэтому Я хочу обитать в его уделе».

Ашем назвал родоначальников всех колен праведниками, зная, что они совершили эту продажу лешем шамаим, ради Неба. Тем не менее они совершили грех и должны быть за это наказаны.

Слова Яакова означали также: на заре еврейской истории один из потомков Биньямина, царь Шауль, захватит ненадолго трон. А когда затмится сияние еврейского государства, потомки Биньямина, Мордехай и Эстер, «разделят добро» Амана.

Кроме того, сравнив Биньямина с волком, хватающим свою добычу, Яаков дал нам пророческий намек на судью Эуда, который в будущем обманом захватит свою добычу. Когда во времена Судей сыны Израиля согрешили, Ашем позволил Эглону, царю Моава, угнетать и порабощать их в течение восемнадцати лет. Тогда евреи обратились к Ашему с молитвой о прощении — и Ашем послал им судью Эуда, чтобы он их спас.

Однажды Эуд принес царю Эглону подарок от евреев. Но прежде чем войти к царю, он тщательно замаскировал у себя под одеждой небольшой нож. Затем Эуд преподнес царю подарок, а когда церемония была окончена, он наклонился к царю и сказал,что у него есть еще одно, на этот раз тайное послание. Царь приказал выйти всем из палаты, и Эуд объявил ему: «У меня есть для тебя послание от Б-га!» Услышав упоминание Имени Б-га, Эглон поднялся с трона. Это было для него нелегким делом, ибо он был невероятно толстым. Пока он вставал, Эуд выхватил из-под одежды нож и заколол царя. Эглон погиб ужасной смертью, наказанный за свои злодеяния. Но за то, что он встал, услышав имя Б-га, он был вознагражден тем, что от него произошла Рут-моавитянка, прабабка царя Давида.

А Эуд благополучно вернулся в Эрец Исраэль, собрал войско и разгромил Моав.

Но почему, спросите вы, благословляя сыновей, Яаков сравнивал их с разными зверями?

Здесь содержится намек на то, что в будущем, когда язычники будут вынуждать евреев оставить Тору и соблюдение мщвот, те вдруг станут неподатливы и упрямы, как дикие звери. С другой стороны, Ашем называл Свой народ голубкой, и это было знаком того, что они Ему верны и преданы.

Хотя Яаков благословил каждого из своих сыновей особым качеством, сравнив Йеуду с сильным львом, Нафтали с быстрой ланью, а Биньямина с волком, каждый из них также получил все эти качества вместе взятые. То есть, все они будут обладать силой льва, быстротой лани и так далее, но каждое колено будет одним из этих качеств выделяться.

Таким образом, хотя Яаков и дал каждому из колен свое особое благословение, тем не менее это благословение в какой-то степени распространялось и на остальные колена. Когда Яаков закончил благословлять сыновей, он обратился к Ашему и попросил Его, чтобы все благословения исполнились. Ашем внял просьбе Яакова.

Последние слова Яакова

Перед смертью Яаков обратился к сыновьям с тремя повелениями:

1. Не нарушайте запрета идолопоклонства. Это предостережение относилось к потомкам его сыновей, которым предстояло жить во времена изгнания. Яаков боялся, что они начнут сомневаться в своей вере в Ашема и поддадутся искушению оставить Тору, ибо долгое время будут проживать в среде язычников. Поэтому он и решил опередить события и предостеречь их.

2. Не проклинайте Ашема!

Такое предостережение Яаков счел достаточно необходимым, потому что хотел предупредить своих сыновей: проклятие Ашему приравнивается к отрицанию Его существования и служению идолам.

3. Пусть к моему гробу не притронется ни один идолопоклонник, иначе Шехина покинет мой гроб!

Яаков дал наставление сыновьям, как нести его гроб: «Три колена должны идти с северной стороны, три — с южной, три — с восточной и три — с западной. В таком же порядке вы будете впоследствии проходить по пустыне, под четырьмя флагами, а Шехина будет пребывать среди вас.

Смерть Яакова и его погребение

Как только Яаков закончил благословлять своих сыновей — в тот же момент его душа покинула тело. С плачем Йосеф упал на грудь своего отца, поцеловал его и закрыл его глаза, тем самым выполнив обещание, которое дал Яакову Ашем: «Йосеф приложит свою руку к твоим глазам» (Берешит 46:4).

В знак траура сыновья Яакова разорвали свои одежды и посыпали головы пеплом. После чего Йосеф приказал врачам набальзамировать тело отца, поскольку в те времена тела всех царей, как правило, бальзамировали, обрабатывая их на протяжении сорока дней специальными маслами и специями. Тело впитывало эти масла и не разлагалось долгое время. Йосеф знал, что Ашем сохраняет тела цадиким, но он не хотел полагаться на чудо. Согласно другой точке зрения, Йосеф согрешил, набальзамировав тело Яакова. Ашем сказал: «Ты думаешь, что Я Сам не могу защитить моих праведников?» За этот грех Йосеф был наказан тем, что умер раньше своих братьев.

Все жители Египта оплакивали Яакова, ибо знали, что только благодаря его благословению Нил регулярно выходил из берегов и питал водой поля. Теперь, после смерти Яакова, все вновь ожидали наступления голода. Египтяне оплакивали его семьдесят дней и даже своих лошадей и ослов покрыли траурными попонами.

Йосеф отправил фараону послание, в котором говорилось: «Мой отец перед смертью взял с меня клятву, что после его смерти я перенесу его тело для погребения в пещеру Махпела, в Ханаанскую землю. Разреши мне исполнить мою клятву, после чего я без промедления вернусь в Египет».

Фараону не хотелось отпускать Йосефа из Египта, поэтому он сказал:

— Попроси мудрецов отменить твою клятву!

— Если ты хочешь, — ответил ему Йосеф, — чтобы моя клятва стала недействительной, то ты лишишь силы и другую мою клятву. Однажды я поклялся, что никогда не открою ни одному человеку, что я знаю на один язык больше тебя. До сих пор я держал свое слово.

— Раз так, то я не намерен удерживать тебя, — согласился фараон. — Взойди в Ханаан и похорони своего отца так, как он тебе повелел.

Йосеф положил отца в гроб, сделанный из чистого золота и покрытый алмазами. Над гробом натянули полог, сотканный из золотых нитей и державшийся на опорах, усыпанных жемчугами.

Фараон издал указ, чтобы похоронную процессию сопровождали все подданные страны, воздавая умершему последние почести.

Гроб несли сыновья Яакова. Йосеф снял корону со своей головы и положил ее на крышку гроба отца.

Когда процессия прибыла в Эрец Ханаан, ее встречали ханаанские цари, а также Ишмаэль и Эсав, которых сопровождали их воины. Даже в такой момент Эсав и Ишмаэль хотели попытаться развязать войну против сыновей Яакова. Однако, увидев, какие почести оказывают Яакову, они присоединились к прощальному шествию.

Йосеф объявил семидневный траур по Яакову, которого оплакивали даже ханаанские цари, восклицая: «Его смерть — великое горе для Египта».

Как было решено раньше, братья задумали похоронить Яакова рядом с Леей, но тут вмешался Эсав:

— Оставшееся место в пещере предназначено для меня, а не для Яакова!

— Но ведь ты продал свою долю в пещере Махпела нашему отцу! — сказали ему братья.

— А где договор об этой сделке? Предъявите его! — стал требовать Эсав.

— Договор есть, но он остался в Египте.

— Сожалею, но если нет документа, то нет и доказательств, — заявил Эсав.

— Раз так, то Нафтали немедленно его доставит, — сказали братья, и быстроногий Нафтали помчался в Египет за договором.

Силач Хушим, сын Дана, был глух и за разговором, понятно, не следил. Однако он увидел, что Эсав пытается помешать погребению деда. Поэтому, недолго думая, он схватил в негодовании палку и ударил ею Эсава по голове с такой силой, что голова отлетела от тела Эсава и закатилась в пещеру Махпела. (Само тело Эсава позже погребли на горе Сайр. Согласно Тосафот, решающий удар Эсаву нанес Йеуда.)

Кончина Йосефа и смерть остальных братьев

На обратном пути из Эрец Ханаан братья заметили, что Йосеф выбрал необычную дорогу. Он собрался посетить то место, где находилась злополучная яма, в которую братья бросили его перед продажей в Египет. Когда они подошли к яме, Йосеф остановился и некоторое время молча стоял рядом с ней. Братья поняли, что он до сих пор не забыл страданий, которые они ему однажды причинили.

— Должно быть, он до сих пор ненавидит нас в глубине своего сердца, — решили они.

На самом деле Йосеф остановился не для мрачных размышлений на тему предательства, а чтобы прочитать благословение: «Да будет благословен Тот, Который на этом месте сотворил для меня чудо!»

После возвращения в Египет братья отметили, что в поведении Йосефа произошли кое-какие перемены: он больше не приглашал их на свои домашние трапезы, как делал раньше при жизни отца.

Действительно, перемены в Йосефе произошли, но продиктованы они были лишь самыми добрыми побуждениями. Яаков всегда сажал Йосефа во главе стола, но после смерти отца Йосеф не хотел больше занимать это место, рассуждая примерно так: «Как я могу сидеть во главе стола в присутствии Йеуды, царя, и Реувена, первенца?» Поэтому он решил не приглашать к себе больше братьев, чтобы не ставить их в неловкое положение. Однако братья не знали, почему Йосеф перестал их приглашать, и решили, что теперь после смерти отца Йосеф захочет им отомстить за их старое преступление.

Поэтому братья попросили Билу, к которой Йосеф относился как к своей матери, чтобы она пошла и сказала Йосефу: «Перед смертью твой отец велел, чтобы мы сказали тебе — пожалуйста, прости своим братьям совершенный грех».

На самом деле Яаков этого не говорил, но братья решили обмануть Йосефа, чтобы сохранить мир и покой в семье. В таком случае ложь может быть оправдана.

Услышав такие слова от Билы, Йосеф заплакал, ибо не ожидал, что братья заподозрят его в сохранении ненависти к ним. Тем не менее братья явились к Йосефу сами и пали перед ним ниц с такими словами: «Мы твои рабы!» Йосеф стал их успокаивать: «Не бойтесь! Разве я вместо Б-га? Если десять свечей не могли погасить одну, то как одна может погасить десять? Вы уподоблены морскому песку. А кому под силу уничтожить весь песок? Вы уподоблены полевым зверям. Кто может их всех истребить? Мир не может существовать без вас; существует двенадцать дневных часов и двенадцать ночных часов, двенадцать месяцев и двенадцать зодиакальных созвездий, так что и колен Израиля — будет вечно двенадцать! Или вы считаете, что я в силах изменить план мироздания?.. Кроме прочего, если я убью вас (не дай Б-г и помыслить такое!), то египтяне скажут: «Посмотрите на этого лжеца, на раба, который привел в Египет столько людей, сказав, что они его братья. Они вообще не из его семьи, ибо, смотрите, он нашел повод, чтобы истребить их!»

Великим праведником был Йосеф. Несмотря на то что братья совершили по отношению к нему такой жестокий поступок, он не отплатил им злом. Он вел себя не так как Каин, убивший своего брата Эвеля; не так как Эсав, постоянно искавший малейшего повода, чтобы отомстить Яакову; не так как Ишмаэль, ненавидевший Ицхака.

Йосеф был мудрейшим правителем и великим благодетелем страны. Он разбил врагов Египта и упрочил безопасность царства. Сорок лет он правил в стране как наместник, а когда фараон умер, он стал его преемником и еще сорок лет правил Египтом как царь.

И хотя среди братьев Йосеф по старшинству был предпоследним, ему было суждено умереть первым. Ашем наказал его за то, что по отношению к своей семье он вел себя как повелитель. Кроме того, когда братья пришли в Египет, он слышал, как его отца назвали слугой, и не возразил на это. Так как он не оказал своему отцу достаточно почета, срок его жизни был укорочен. Награда за почитание родителей — долгая жизнь, а наказание за невыполнение этой мицвы — короткий срок жизни.

Почувствовав, что он умирает, Йосеф созвал всех братьев: «Я скоро умру, но Всемогущий непременно возвратит вас из Египта. Мой отец открыл мне, что тот избавитель, который произнесет слова пакод йифкод, будет послан Ашемом, чтобы вывести вас из Египта».

Затем Йосеф попросил братьев поклясться ему, что, когда они будут покидать Египет, они не забудут взять его останки, чтобы позже похоронить его в Шхеме, в том месте, откуда он был продан. — «Я знаю из предания, что в пещере Махпела должны быть похоронены только четыре четы, а для меня там нет места», — сказал Йосеф.

Но почему Йосеф попросил похоронить его именно в Шхеме?

Однажды хозяин дома спустился в винный погреб и застал там двух незнакомцев, которые без спроса наслаждались его вином. То было прекрасное вино, а нежданные гости пришли сюда по собственной инициативе и пили столько, сколько хотели. Но хозяин не потерял самообладания и только попросил их: «Когда вы закончите, поставьте бочонок обратно на место».

Ашем также хотел, чтобы Йосефа похоронили в Шхеме, и потому сказал сынам Израиля: «Вы продали Йосефа, принесите же его останки обратно в Шхем, в то место, где вы продали его!»

Шхем Йосеф получил в дар от отца. Земле из удела каждого колена было присуще одно из свойств характера этого колена, аналогичное его духовным качествам. Ашем хотел, чтобы Иосеф был погребен в своем уделе, так как там он мог найти подходящее для себя место успокоения.

Иосеф умер в возрасте ста десяти лет. Кончина такого большого праведника сразу изменила состояние страны. Колодцы высохли, народ обнищал. И братья Йосефа начали ощущать на себе тяжесть изгнания.

Египетские волшебники положили Йосефа в железный гроб, который опустили в Нил, и принялись ждать, когда вернется благословение. Но ждали они напрасно.

Остальные сыновья Яакова стали умирать один за другим; последним ушел из жизни Леви. Биньямин до конца своей жизни был безгрешен, оставаясь абсолютным праведником, но и ему было суждено умереть, ибо, с тех пор как змей склонил Хаву к греху, все человечество обречено на смерть Б-жественным повелением.

Четыре цадика умерли, не совершив ни единого греха. Их смерть наступила только в результате повеления Всевышнего. То были:

•  Биньямин, сын Яакова;

•  Амрам, отец Моше;

•  Ишай, отец Давида;

•  Килав, сын Давида. (Килав был сыном Авигайль, жены Давида, и выдающимся талмид-хахамом.)

Египетское изгнание можно условно разделить на четыре этапа:

•  Пока жил Яаков, евреи чувствовали себя в Египте свободными людьм. (Правда, на правах иностранцев.)

•  Как только умер Яаков, египтяне обложили евреев налогом.

•  После смерти Леви, последнего из зачинателей колен, египтяне окончательно поработили евреев и заставили их работать на строительстве.

•  Когда родилась Мириам, сестра Моше, египтяне ужесточили положение евреев, превратив их в настоящих рабов.