О Будущем мире

О Будущем мире

90) И вот уже прояснилось наше представление о Ган Эдене, и мы передали намеком то, что было возможно, а теперь возвратимся к величайшей награде — «Будущему миру». Итак, известно, что слово зохе (он удостаивается) на языке наших учителей обозначает, что этому человеку «уготована жизнь в Будущем мире». И благословляя человека, они говорят о нем: «Да будет он удостоен жизни Будущего мира!» (Кидушин 31б). И главная награда за выполнение заповедей в их понимании — «Будущий мир», ведь они сказали, истолковывая стих «И радуется она грядущему дню» (Мишлей 31:25), что «вся награда за выполнение заповедей — в Будущем мире» (Шмот раба 52:3). И сказано (Рош ашана 16б): «Совершенным праведникам даруется жизнь в Будущем мире, и приговор немедленно утверждается», как мы упомянули в приведенной выше берайте (п.4), — т.е. наградой праведников и их привилегией они называют «жизнь Будущего мира». А про тех, кто будет истреблен, они учат в мишне (Санхедрин 90а): «А вот те, у которых нет удела в Будущем мире: утверждающий, что Тора не говорит о воскрешении мертвых и что Тора — не с Небес и т.д.» 

91) Но из этой мишны неясно, что представляет собой этот «Будущий мир», и не разъяснено однозначно, то ли это Мир Душ, и награда приходит к каждому немедленно после смерти, как мы упоминали (п.77), то ли это другой мир, который только возникнет, и награда в этом обновленном мире даруется и телу, и душе, или же только душе.

И мы видим, что говорят в Гемаре (там же) по поводу этой мишны: «Ну за что уж так-то?! (т.е. почему их наказывают столь строго, лишая удела в грядущей жизни). Учили: Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру». И это показывает, что «Будущий мир» даруется в награду тем, кого Святой, благословен Он, оживляет при воскрешении мертвых. Не Мир Душ, который мы называем Ган Эденом, но именно мир после воскрешения мертвых.

И там говорится (Санхедрин 90б): «Сказал раби Элазар (в дошедшей до нас редакции Гемары «Элиэзер»), сын раби Йоси: «Именно в этом пункте я разоблачал книги еретиков, утверждающих, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Сказал я им: «Я вам покажу, что ваше учение ложно и что нет у вас в руках ничего (т.е. ваши речи пусты — Раши). Вот вы утверждаете, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Но ведь сказано: «Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней» (Бемидбар 15:31). «Отсекается, отсечена будет» — в этом мире; «ее грех на ней» — в Будущем мире». Он показал им, что в этом стихе Тора говорит о воскрешении мертвых — а значит, без воскрешения мертвых не может быть Будущего мира. И поскольку Тора приговаривает того, кто служит чужим богам, к «отсечению» от Грядущего мира, получается, что мы учим воскрешение мертвых из Торы.

И в Гемаре приводится возражение на эти слова раби Элиэзера: «Рав Папа сказал Абайе: Пусть бы он учил и то, и другое из слов: «Отсекается, отсечена будет»! («отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в мире будущем). И отвечают на это: «Тогда бы они (т.е. еретики) сказали: Просто Тора говорила разговорным языком (а в живой речи слова часто повторяются и удваиваются без особой причины — так и здесь «отсекается, отсечена будет». И поэтому раби Йоси выучил «отсечение» от Будущего мира не из этих слов, а из избыточных, на первый взгляд, слов «ее грех на ней» — чтобы не дать еретикам возможности «открыть рот» — Раши). И сказано дальше: «И уже был подобный спор у мудрецов Мишны. Раби Акива говорил: «Отсекается» — в этом мире; «отсечена будет» — в Будущем мире». Сказал ему раби Элазар бен Азарья (в дошедшей до нас редакции Гемары — раби Ишмаэль): «Но ведь уже сказано (в предыдущем стихе): «Ашема он хулил, и отсечется его душа…» (там же, 15:30) — а разве существует три мира?! Но учи так: «Отсекается» — в этом мире; «отсечется» (из стиха 15:30) — в Будущем мире, а «отсекается, отсечена будет» — просто Тора говорила разговорным языком».

И мы выучили из этого, что карет — это «отсечение» души от тела в этом мире, но для тех, кто служит чужим богам, наказание удваивается — душа отсекается и от Будущего мира. И не существует «третьего мира», от которого душа могла быть «отсечена», ведь в Геиноме души караются в настоящее время (т.е. этом мире) и в нем не происходит никакого «отсечения», как сказано: «…И не прощает Б-г душе ее грех, но думает о том, чтобы отверженный не был бы отторгнут от Него совершенно» ( II Шмуэль 14:14). А те, которые не предстанут перед Судом (грядущим Великим Судом), но будут «отсечены» и останутся в Геиноме, — они будут «отсечены» от жизни Будущего мира (а не от самого Геинома; т.е. безусловно нет какого-либо третьего мира, к которому могли бы относиться слова Торы об «отсечении»).

92) И еще сказано там в Гемаре, в главе Хелек (Санхедрин 90б): «Откуда известно, что Святой, благословен Он, воскрешает мертвых? Из того, что сказано: «А вы, прилепившиеся к Ашему, вашему Б-гу, живы вы все сегодня» (Дварим 4:4) — как сегодня все вы живы, так и в Будущем мире все вы оживете» (видим из этого, что Будущий мир — это грядущий мир воскресших из мертвых, а не ныне существующий Ган Эден — Мир Душ).

И сказано там (Санхедрин 91б): «Рав Хисда приводит два стиха, противоречащие друг другу. Написано: «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Б-г Воинств будет царствовать на горе Сион и в Иерусалиме» (Йешая 24:23). И написано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз, и станет подобным свету семи дней Творения — в день, когда исцелит Ашем Свой бедствующий народ» (там же, 30:26). Но противоречие только кажущееся: второй стих говорит об этом мире, а первый — о Будущем мире». Т.е. второй стих говорит об этом мире в дни Машиаха (когда мир еще будет нуждаться в свете Солнца и Луны; но Будущий мир, о котором говорит первый стих, будет освещен только Сиянием Шехины — Б-жественного присутствия — Хазон Йоэль). И возражают на это (там же): «Но ведь по мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что евреи сейчас находятся под властью народов», получается, что и тот, и другой стих говорят о Будущем мире (так как и второй стих повествует о глобальных природных изменениях — многократном усилении яркости светил)». И отвечают в Гемаре, что эти два стиха не противоречат друг другу и с позиции Шмуэля: даже если они оба говорят о Будущем мире, «второй говорит об обители праведников, а первый об обители Шехины» (т.е. и в Будущем мире многократно усиленный свет Солнца будет различим в «обители праведников», но в «обители Шехины» Солнце будет «пристыжено» — его свет померкнет в свете ШехиныРаши). И разумеется, наши мудрецы, благословенна память о них, не имели в виду, что «свет луны будет, как свет солнца» в Мире Душ (ибо невозможно говорить о материальных светилах в мире, лишенном материальных объектов), но они называют Будущим миром время, наступающее после воскрешения мертвых.

И так же сказано о поколении пустыни (там же, 110б): «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И избавленные Ашемом (речь идет о поколении, «избавленном Ашемом» из Египта — Раши, Маарша) возвратятся и придут в Сион с ликованием» (Йешая 35:10)».

И о десяти коленах мы учим (там же): «Десять колен не вернутся в будущем» (не вернутся из изгнания на Землю Израиля). И приводится берайта (там же): «Раби (раби Йеуда Анаси) говорит: «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И будет в тот день — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Ашему на святой горе в Иерусалиме» (Йешая 27:13)». И здесь речь не идет о Мире Душ.

И там же (Санхедрин 91б): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: Где в Писании говорится о воскрешении мертвых? Сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!» (Теилим 84:5). Не сказано: «прославляют», но «будут прославлять» — здесь Писание говорит о воскрешении мертвых. И сказал раби Йеошуа бен Леви: Каждый, кто сложил песню в этом мире, удостоится произнести ее в Будущем мире, как сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!». И вот, оба эти изречения, принадлежащие раби Йеошуа бен Леви, ясно свидетельствуют, что он называет «Будущим миром» время, наступающее после воскрешения мертвых.

И там же (Санхедрин 92а) сказано: «Каждый глава общины, который благополучно вел свою общину в этом мире, удостоится возглавить ее в Будущем мире».

И в трактате Шабат (63а) говорится по поводу ношения оружия в Шабат: «Раби Элиэзер сказал: Эти предметы (меч, копье, лук, булава, щит и т.п.) служат ему как украшения. И сказали ему: Если это украшения, то почему же их не будет в дни Машиаха? Сказал им: Потому что они не будут нужны, как сказано: «Перекуют они свои мечи на плуги, а свои копья — на ножницы; не поднимет народ на народ меча и не будут больше учиться войне» (Йешая 2:4)». И возражают на это: «Но ведь это противоречит мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что сейчас евреи находятся под властью народов (т.е. в дни Машиаха Израиль освободится из-под власти народов, но народы по-прежнему будут «поднимать меч» друг на друга)». И приводят другой ответ: «Сказал им раби Элиэзер: И даже если, по мнению Шмуэля, они еще будут в дни Машиаха, в Будущем мире их не будет». Здесь дни Машиаха отделены от Будущего мира — мира после воскрешения мертвых, ведь все эти реалии (главы общин, народы, войны, оружие) не имеют отношения к ныне существующему Миру Душ.

93) И в конце трактата Хулин (142а) мы учим берайту, которая приводится также в трактате Кидушин (39б) и в других местах (Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:1): «Учили — раби Яаков сказал: Нет ни одной заповеди, записанной в Торе рядом с предназначенной за нее наградой, чтобы она не указывала на воскрешение мертвых (т.е. из самой приведенной в Торе награды мы понимаем, что подлинное воздаяние за выполнение заповедей — в Будущем мире — Раши), как сказано (о награде за заповедь шилуах акен): «Чтобы было благо тебе и продлились твои дни» (Дварим 22:7). «Чтобы было благо тебе» — в мире, который весь благо; «и продлились твои дни» — в мире, который длится бесконечно». А «мир, который весь благо» и «который длится бесконечно» — это Будущий мир. И сказано, что награда за заповедь «указывает на воскрешение мертвых», так как Будущий мир наступает после воскрешения мертвых.

94) И в Сифри все эти периоды упомянуты при истолковании стихов Писания. Сказано: «Когда пойдешь, она (Тора) поведет тебя» (Мишлей 6:22) — в этом мире; «когда ляжешь, охранит тебя» — в час смерти; «когда пробудишься» в дни Машиаха, «она будет говорить с тобой» — в Будущем мире» (Сифри, Ваэтханан 35). Здесь упомянуты и этот мир, и период смерти — это Мир Душ, и дни Машиаха, и вслед за ними — Будущий мир.

И сказано там (Сифри, Экев 47): «Чтобы продлились ваши дни» (Дварим 11:21) — в этом мире; «и дни ваших детей» — в дни Машиаха; «как дни неба над землей» — это Будущий мир.

И еще толковали там (Сифри, Насо 40): «…И охранит тебя!» (Бемидбар 6:24) — сохранит твою душу в час смерти, как об этом сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» ( I Шмуэль 25:29). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — убережет твои стопы от Геинома, как об этом сказано: «Он оберегает стопы Своих праведников, а нечестивые погибнут во тьме» (там же, 2:9). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — сохранит тебя для Будущего мира, как об этом сказано: «А уповающие на Ашема обновят силы» (Йешая 40:31)». Упомянули здесь и охрану души в час смерти — это Мир Душ, и ее пребывание в «узле жизни» — это Ган Эден Мира Душ, как мы разъясняли (См. п.81), а затем — сбережение ее для Будущего мира.

И еще учили там (Сифри, Браха 352): «…Оберегает его весь день» (Дварим 33:12), «оберегает его» — в этом мире; «весь день» — в дни Машиаха; «и на его плечах обитает» — отстроен и преображен в Будущем мире» (мидраш относится к пророческому видению праотцев, которым был показан «отстроенный и преображенный в Будущем мире» Храм).

И еще сказано там (Сифри, Браха 354): «Ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке» (Дварим 33:19) — это море у Хайфы, которое бережет свои сокровища для праведников — для Будущего мира. И так сказано потому, что все корабли, потерпевшие крушение в Средиземном море, и кошели с серебром и золотом, и драгоценные камни, и жемчужины, и все стеклянные сосуды, и драгоценную посуду — Средиземное море выбрасывает в залив у Хайфы, и они хранятся для праведников — для Будущего мира. Об этом Тора говорит: «Ибо богатством морей питаться будут…».

95) И в Шмот раба (15:21) ясно сказано: «Десять явлений обновит Святой, благословен Он, в грядущем — для Будущего мира. Первое: в грядущем Он Сам будет освещать мир, как сказано: «Не будет больше солнце дневным светом для тебя, и сияние луны не будет светить тебе, но будет тебе Ашем светом вечным…» (Йешая 60:19). Но разве может человек смотреть на Святого, благословен Он? Так как же будет? Святой, благословен Он, усилит свет солнца в сорок девять раз, как сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз…» (там же 30:26). И даже если человек будет болен, Святой, благословен Он, прикажет солнцу, и оно его излечит, как сказано: «И засияет для вас, трепещущие перед Моим Именем, солнце спасения; и исцеление — в его крылах» (Малахи 3:20).

И второе: Он извлечет из земли Иерусалима источник родниковой воды, и излечатся в нем все, у кого есть недуги, как сказано: «И будет: все живые существа, которые обитают там, куда доходят эти потоки, живы будут; и будет рыбы очень много, ведь придут туда эти воды и исцелят, и все будут живы — там, куда придет этот поток» (Йехезкель 47:9).

И третье: Он сделает, чтобы плодовые деревья давали свои плоды каждый месяц, и люди, отведав их, исцелятся, как сказано: «И над потоком, по его берегам — с одной и с другой стороны — поднимутся различные деревья со съедобными плодами; не увянут листья на них и не закончатся их плоды; каждый месяц созревать будут новые плоды, ибо воды из Храма текут для них; и будут их плоды для еды, а их листья — для лекарств» (там же 47:12).

И четвертое: отстроятся все руины, и не будет опустошенного места в мире. И даже Сдом и Амора будут отстроены в грядущем, как сказано: «…Сдом и окружающие его города отстроятся, как в древности» (там же 16:55).

И пятое: Он построит Иерусалим из сапфира, как сказано: «Вот Я… сделаю основание твое из сапфиров, и сделаю твои окна из рубинов, и твои ворота — из карбункулов, и все ограды твои — из драгоценных камней» (Йешая 54:11—12). И эти камни будут сиять, как солнце; и народы мира придут и увидят славу Израиля, как сказано: «И придут народы на твой свет (свет Иерусалима), и цари — на блеск твоего сияния» (там же 60:3).

И шестое: «И пастись будут корова с медведем, детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол» (там же 11:7).

И седьмое: Он приведет всех зверей, и всех птиц, и всех пресмыкающихся в мире, и заключит союз между ними и Израилем, как сказано: «И заключу Я в тот день союз для них (для сынов Израиля) со зверями полевыми и небесными птицами, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч …уничтожу Я на этой земле, и дам им жить в безопасности» (Ошеа 2:20).

И восьмое: не будет больше плача и рыданий, как сказано: «И Я веселиться буду в Иерусалиме и радоваться Моему народу, и не будет слышны в нем больше звуки плача и звуки рыданий» (Йешая 65:19).

И девятое: не будет больше смерти на свете, как сказано: «Уничтожит Он смерть навечно» (там же 25:8).

И десятое: не будет больше ни вздохов, ни стонов, ни печали, но все будут радоваться, как сказано: «И избавленные Ашемом возвратятся, и придут в Сион с ликованием, и радость вечная — на челе их; веселье и радость постигнут они, и сгинут печаль и стенания» (там же 35:10)». Здесь завершаются слова этой агады.

96) И в Альфа-бета дэраби Акива (гл.9) сказано: «Земля жизни» (Йехезкель 26:20) — земля, где мертвецы первыми оживут для Будущего мира (т.е. Земля Израиля). Если так, то как оживут и попадут в Будущий мир праведники, умершие вне Земли Израиля, например, Моше и Аарон? Учим, что в час воскрешения мертвых Святой, благословен Он, сойдет с горних Небес, которые над небесами, и воссядет на Свой престол в Иерусалиме, как сказано: «В тот срок назовут Иерусалим престолом Ашема» (Ирмия 3:17). И созовет Святой, благословен Он, ангелов-служителей и скажет им: «Дети мои, Я создал вас именно для этого часа, что бы вы порадовали Меня… Облетите все четыре стороны света… и проделайте в глубине земли туннели до Земли Израиля — для каждого праведника, умершего вне Израиля, и доставьте мне каждого из праведников… в Землю Израиля, а Я оживлю их…».

Из всего приведенного ясно, что Будущий мир, о котором говорится в каждом из мидрашей, — не Мир Душ и не награда, которую души получают сразу после смерти, а тот мир, который в будущем Святой, благословен Он, обновит после дней Машиаха и воскрешения мертвых.

97) И в Берешит раба (14:5) сказано: «Школа Гилеля утверждает: Каким он был в этом мире, таким будет и в Будущем мире. Каким он был создан в этом мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями, таким он будет в Будущем мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями».

И в Гемаре, в главе Эйн баарахин (Арахин 13б) говорится: «Из этой мишны видно, что лира и арфа — разные инструменты (так как в мишне сказано, что малолетним сыновьям левитов разрешено подпевать отцам в Храме, но не подыгрывать им «на лирах и арфах»). Значит, мишна противоречит мнению раби Йеуды, ведь мы учили в берайте: «Раби Йеуда сказал: Арфа в Храме была семиструнной, как сказано (Теилим 16:11): «Полнота радости — перед Твоим Ликом» — не читай «сова» (полнота), но «шева» — семь (неогласованный текст псалма позволяет двоякое прочтение, так как эти слова на иврите состоят из одних и тех же букв — шин, бейт и айн). В дни Машиаха арфа будет восьмиструнной, как сказано (Теилим 12:1): «Руководителю хора; для восьмиструнной арфы…». А в Будущем мире — десятиструнной, как сказано (Теилим 92:4): «На десятиструнной арфе и на лире, торжественной песней на арфе…!» и сказано (Теилим 33:1—2): «Пойте, праведные, Ашему…! Прославляйте Ашема под звуки арфы, на десятиструнной лире играйте Ему!» (в доказательство того, что арфа Будущего мира будет десятиструнной, раби Йеуда приводит также и слова стиха «на десятиструнной лире»; из этого можно заключить, что, по его мнению, арфа и лира — один и тот же музыкальный инструмент). И разрешают это противоречие: «Можно сказать, что мишна и раби Йеуда не противоречат друг другу (т.е. в Храме арфа и лира — по обоим мнениям — были разными инструментами). Но в Будущем мире увеличится количество струн на лире, и ее звучание, усилившись, станет подобным звучанию арфы».

И скрытый смысл заключается в том, что звучание арфы и других музыкальных инструментов Храма символизирует постижение мысли — ведь мысль духовна, а в материальном мире нет ничего более духовного, чем музыка, подобно тому, как сказано (Сефер йецира 1:9): «Звук, речь и мудрость — это дух пророчества». И вот, в этом мире мудрецы постигли пророческим духом семь сфироткабале: семь проявлений Б-жественного Света), свет которых связан со Мишканом Завета и Храмом, и на них намекают семь светильников меноры и некоторые из жертвоприношений. И также Билам сказал (Бемидбар 23:4): «…Семь этих жертвенников воздвиг я…» — упоминая их, подчеркнул, что именно «этих» (т.е. намекающих на семь сфирот — семь путей проявления Б-жественного в мире). И поэтому семиструнная арфа символизировала семь «нот» этого мира. Но в дни Машиаха будет постигнута восьмая сфира, и намекается на это. А в Будущем мире будет полное постижение всех десяти сфирот, и намекается на них. И это тема полная чудес и величия.

Во всяком случае, из этого можно выучить, что в Будущем мире будут материальные тела («начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями»), и Храм, и его утварь — и это не Мир Душ, в котором каждый человек получает соответствующий ему удел сразу после смерти.

98) И это совершенно ясно из Талмуда. Ведь во многих местах ты найдешь в нем, что упоминаются нечестивцы в Геиноме — например, община Кораха, злодей Титус (Тит), Йешу и прочие, которые в настоящее время подвергаются там карам. И упоминаются праведники в Ган Эдене, такие как раби Йеошуа бен Леви, раби Шимон бар Йохай и другие. Но ни в одном месте Талмуда ты не найдешь, чтобы было сказано об одном из праведников, что он ныне в Будущем мире; а сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» (Ктубот 103б).

И сказано в Сифри (Вайелех) о нашем учителе Моше, да пребудет на нем мир, что он «сохранен для жизни Будущего мира» — но не то, что он сейчас пребывает в Будущем мире.

И сказано о смерти раби Акива (Брахот 61б): «Блажен ты, раби Акива, что вышла твоя душа на слове «Один» (в час мученической смерти он произносил: «Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем один!»). Тебе уготована жизнь в Будущем мире». И еще о раби Элазаре бен Дурдае и о Ктие бар Шаломе сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» — в первой главе трактата Авода зара (17а;10б). И также сказано во многих местах Талмуда (Таанит 29а, Моэд катан 9а, Ктубот 103а, Авода зара 18а).

И когда после кончины праведников мы говорим, что им «уготована жизнь Будущего мира», имеется в виду — их грядущее. Ведь мы учили, что из этого мира они удаляются в Ган Эден — Мир Душ, а не в мир, называемый «Будущим миром», который уготован им в грядущем.

99) И еще. Сказано в благословении, которое произносит тот, кто видит могилы евреев: «Умертвивший их в соответствии с решением Суда, Он в грядущем поднимет их по решению Суда — для жизни Будущего мира. Благословен Ты, Ашем, воскрешающий мертвых» (Брахот 58б).

И принято поколениями произносить среди просьб и в конце Биркат амазон, и во всех молитвах: «Милосердный, Он нас удостоит и приблизит ко дням Машиаха и к жизни Будущего мира» (нусах «сфарад») — значит, дни Машиаха предшествуют Будущему миру; ведь не имеется же в виду, просить Его «приблизить» час смерти, чтобы оказаться в Мире Душ.

100) И еще находим ясное объяснение в мидраше на стих «И благословил Б-г седьмой день» (Берешит 2:3): «Благословил Святой, благословен Он, Будущий мир, который начнется в седьмом тысячелетии (от Сотворения мира); «…и освятил его» — уготовил его сынам Израиля» (Берешит рабати раби Моше Адаршан с.20). И об этом мы учили в трактате Тамид (7:4): «На седьмой день недели произносим «Песнопение на день Шабата» (Теилим 92:1) — песнопение о грядущем, о мире, который весь — отдохновение и покой вечной жизни».

И в Мехильте (Ки тиса 1) сказано по поводу стиха «…Шабаты Мои соблюдайте,… ибо Я Ашем, освящающий вас» (Шмот 31:13): «Освящающий вас» — для Будущего мира, подобного святости Шабата в этом мире. Учим, что Шабат сравнивается со святостью Будущего мира. И так же сказано: «Песнопение на день Шабата» — песнопение о мире, который весь Шабат» (и как Шабат наступает после шести дней недели, так и Будущий мир наступает после шести тысячелетий истории).

И в агаде раби Акивы сказано: «День Суда и царство потомка Давида (царя Машиаха) будут в шестом тысячелетии; в седьмом — «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо этот день — отдохновение» от всех дней существующего мира и начало Будущего мира».

Итак, мы выяснили, что Будущий мир — это не Мир Душ, но сотворенный, осязаемый мир, в котором будут пребывать воскрешенные люди — их тела и души.